Педагогический проект «Развитие речи – это серьёзно!»
проект по развитию речи (младшая группа) на тему
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста путем проведения логопедической ритмики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika._proekt.docx | 30.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 116» г. Сыктывкара
Педагогический проект
«Развитие речи – это серьёзно!»
Авторы проекта:
Попова Любовь Александровна
Воспитатель 2 младшей группы №3
Сыктывкар 2013
Паспорт проекта
Тема проекта: «Развитие речи – это серьёзно!»
Актуальность:
Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицит коммуникативно-речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.
Главной особенностью у детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Пассивный словарь у этих детей ограничен обиходными понятиями. Активный словарь состоит из некоторых звуковых комплексов, лепетных слов, отдельных существительных и глаголов бытового содержания. Дети понимают значения многих слов. Однако употребление слов в собственной речи вызывает большие затруднения. Они с большим трудом идут на контакт.
Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».
Описанные проблемы указывают на необходимость реализации данного проекта. Для эффективности работы в занятия по развитию лексического строя речи включаются элементы логопедической ритмики, которые способствуют развитию внимания и длительному сохранению интереса.
Логопедическая ритмика – это методика обучения и воспитания лиц с различными речевыми нарушениями средствами движения, музыки и слова.
Виды упражнений логопедической ритмики:
- ходьба, прыжки;
- упражнения на развитие дыхания, голоса;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения, активизирующие внимание и память;
- счетные упражнения;
- упражнения, формирующие чувство темпа, ритма;
- речевые подвижные и пальчиковые игры.
Благодаря упражнениям и играм, соответствующим лексической теме, сначала расширяется объем понимания речи, а в последующем благодаря доступному речевому материалу развивается активный словарный запас.
Такой вид работы способствует:
- созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы;
- преодолению речевого негативизма, вызывает желание у детей подражать действиям взрослого, активно участвовать в процессе занятия.
Чем больше в работе задействовано анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, речедвигательный), тем успешнее будет результат работы.
Тематическая направленность логоритмических упражнений обусловлена изучением соответствующей лексической темы. Объем и содержание упражнений определяются в соответствии с особенностями речевого и моторного развития детей.
Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово, прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь выступают важнейшими среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром.
Логопедическая ритмика - наиболее доступная и универсальная форма профилактики речевой функции детей. В этой связи применение элементов логопедической ритмики является актуальной задачей, требующей своего решения.
Все упражнения проводятся на определенном стихотворном материале в сочетании с лексической темой и направлены на формирование, развитие и активизацию словарного запаса.
Цель проекта: профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста путем проведения логопедической ритмики.
Задачи проекта:
- Создать, теоретически обосновать и проверить возможность развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями через использование элементов логопедической ритмики.
- Выявить особенности развития лексики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
- Создать условия побуждающие детей активно участвовать на занятиях.
- Преодолеть речевой негативизм.
- Повысить уровень развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями с помощью использования элементов логопедической ритмики.
- Познакомить родителей с методами и приемами работы, комплексом артикуляционной гимнастики, упражнениями и играми.
- Проверить эффективность влияния элементов логопедической ритмики на развитие лексического строя у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Продолжительность проекта: долгосрочный (ноябрь -май)
Участники проекта:
- воспитатели;
- родители;
- дети.
Образовательная область: Познание, чтение художественной литературы, коммуникация, продуктивная деятельность.
Форма представления: Слайдовая презентация.
Этапы реализации
Проект будет реализован в три этапа.
- Подготовительный:
- определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
- изучение научно – методической литературы по данной проблеме;
- создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр;
- составление перспективного и календарно – тематического планов работы.
- Основной.
1. Содержание деятельности воспитателя:
- проведение упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время проведения режимных моментов;
- закрепление изученного материала.
Перспективный план занятий
Месяц | № занятия | Название занятия |
Ноябрь | Репка | |
Осенние подарки | ||
До свиданья, птицы! | ||
Холодно! | ||
Декабрь | Зима в лесу | |
Дед Мороз спешит на ёлку | ||
Украшаем ёлочку | ||
Наступает Новый год | ||
Январь | Новогодний праздник в лесу | |
Рукавичка | ||
Снеговик | ||
Кошка и котята | ||
Февраль | Котята и щенок | |
У бабушки в гостях | ||
Как снеговики солнце искали | ||
Армейская карусель | ||
Март | Как цыплята солнце будили | |
Новая столовая | ||
В гости к нам пришли матрёшки | ||
Весеннее солнышко | ||
Апрель | Весенняя капель | |
Прилетайте, птицы! | ||
Весенний ручеёк | ||
Кораблик | ||
Май | Утренние лучи | |
Петушок и его семья | ||
Колечко | ||
Бобровый пруд |
2. Содержание деятельности родителей:
- участие в занятиях по развитию лексического строя речи;
- закрепление изученного материала по заданию воспитателя в процессе повседневного общения с ребенком;
- проведение упражнений, речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях.
- Заключительный:
- проведение диагностического обследования с целью определения эффективности работы;
- подведение итогов реализации проекта;
- презентация проекта.
Ресурсное обеспечение
Материально – техническое обеспечение:
- Технические средства: музыкальный центр, компьютер, СД - диски.
- Наглядный материал: комплекс артикуляционной гимнастики, кубик с
изображением эмоций, картинный материал.
Методическое обеспечение:
- Комплексы артикуляционной гимнастики.
- Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр, составленные в соответствии с изучаемой лексической темой.
Новизна проекта.
В ходе реализации данного проекта используются новые технологии: логоритмика, мультимедийные презентации, дифференцированный подход.
Ожидаемые результаты:
Проект будет способствовать:
- Развитию коммуникативной функции речи. Установлению контакта с детьми.
- Преодолению речевого негативизма.
- Активизации словарного запаса детей.
- Развитию наблюдательности, подражательности, активности.
- Обогащению и расширению представлений об окружающем мире;
- Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.
- Развитию личности в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Развитие связной речи посредством тетрализованной деятельности"
презинтация проекта...
педагогический проект "Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР"
В проекте представлены этапы и приемы работы по развитию диалогической речи у детй дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. А также освещен теоретический материал на основе современной литерат...
Педагогический проект Развитие связной речи у старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр
Овладение нормами и правилами родного языка - одна из основныx задач развития ребенка в дошкольном возрасте. Дошкольное детство является сенситивным периодом к усвоению речи. В со...
Педагогический проект « Развитие связной речи детей старшего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходи...
Педагогический проект «Развитие связной речи с помощью интерактивных технологий у детей старшего дошкольного возраста»
В современном обществе трудности, связанные с процессом развития связной речи являются главной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формиров...
Педагогический проект «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники»
проектная деятельность...
Педагогический проект «Развитие связной речи детей 5-6 лет посредством использования интерактивных технологий».
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходи...