Педагогический проект «Развитие речи – это серьёзно!»
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Попова Любовь Александровна

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста путем проведения логопедической ритмики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika._proekt.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 116» г. Сыктывкара

Педагогический проект

«Развитие речи – это серьёзно!»

Авторы  проекта:

Попова Любовь Александровна

 Воспитатель 2 младшей группы №3

Сыктывкар 2013

Паспорт проекта

Тема проекта: «Развитие речи – это серьёзно!»

Актуальность:

Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицит  коммуникативно-речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.

Главной особенностью у детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Пассивный словарь у этих детей ограничен обиходными понятиями. Активный словарь состоит из некоторых звуковых комплексов, лепетных слов, отдельных существительных и глаголов бытового содержания. Дети понимают значения многих слов. Однако употребление слов в собственной речи вызывает большие затруднения. Они с большим трудом идут на контакт.

Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».

Описанные проблемы указывают на необходимость реализации данного проекта. Для эффективности работы в занятия по развитию лексического строя речи включаются элементы логопедической ритмики, которые способствуют развитию внимания и длительному сохранению интереса.

Логопедическая ритмика – это методика обучения и воспитания лиц с различными  речевыми нарушениями  средствами движения, музыки и слова.

Виды упражнений логопедической ритмики:

  • ходьба, прыжки;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • упражнения, активизирующие внимание и память;
  • счетные упражнения;
  • упражнения, формирующие чувство темпа, ритма;
  • речевые подвижные и пальчиковые игры.

Благодаря упражнениям и играм, соответствующим лексической теме, сначала расширяется объем понимания речи, а в последующем благодаря доступному речевому материалу развивается активный словарный запас.

Такой вид работы способствует:

  • созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы;
  • преодолению речевого негативизма, вызывает желание у детей подражать действиям взрослого, активно участвовать в процессе занятия.

Чем больше в работе задействовано анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, речедвигательный), тем успешнее будет результат работы.

Тематическая направленность логоритмических упражнений обусловлена изучением соответствующей лексической темы. Объем и содержание упражнений определяются в соответствии с особенностями речевого и моторного развития детей.

Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово, прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь выступают важнейшими среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром.

Логопедическая ритмика - наиболее доступная и универсальная форма профилактики речевой функции детей. В этой связи применение элементов логопедической ритмики является актуальной задачей, требующей своего решения.

Все упражнения проводятся на определенном стихотворном материале в сочетании с лексической темой и направлены на формирование, развитие и активизацию словарного запаса.

Цель проекта:  профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста путем проведения логопедической ритмики.

Задачи проекта:

  1. Создать, теоретически обосновать и проверить возможность развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями  через использование элементов логопедической ритмики.
  2. Выявить особенности развития лексики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
  3. Создать условия побуждающие детей активно участвовать на занятиях.
  4. Преодолеть речевой негативизм.
  5. Повысить уровень развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями  с помощью использования элементов логопедической ритмики.
  6. Познакомить родителей с методами и приемами работы, комплексом артикуляционной гимнастики, упражнениями и играми.
  7. Проверить эффективность влияния элементов логопедической ритмики на развитие лексического строя у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Продолжительность проекта: долгосрочный (ноябрь -май)

Участники проекта: 

  • воспитатели;
  • родители;
  • дети.

Образовательная область:  Познание, чтение художественной литературы, коммуникация,  продуктивная деятельность.

Форма представления: Слайдовая презентация.

Этапы реализации

Проект будет реализован в три этапа.

  1. Подготовительный:

  • определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
  • изучение научно – методической литературы по данной проблеме;
  • создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр;
  • составление перспективного и календарно – тематического планов работы.

  1. Основной.

1. Содержание деятельности воспитателя:

  • проведение упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время проведения режимных моментов;
  • закрепление изученного материала.

Перспективный план занятий

Месяц

№ занятия

Название занятия

Ноябрь

Репка

Осенние подарки

До свиданья, птицы!

Холодно!

Декабрь

Зима в лесу

Дед Мороз спешит на ёлку

Украшаем ёлочку

Наступает Новый год

Январь

Новогодний праздник в лесу

Рукавичка

Снеговик

Кошка и котята

Февраль

Котята и щенок

У бабушки в гостях

Как снеговики солнце искали

Армейская карусель

Март

Как цыплята солнце будили

Новая столовая

В гости к нам пришли матрёшки

Весеннее солнышко

Апрель

Весенняя капель

Прилетайте, птицы!

Весенний ручеёк

Кораблик

Май

Утренние лучи

Петушок и его семья

Колечко

Бобровый пруд

2. Содержание деятельности родителей:

  • участие в занятиях по развитию лексического строя речи;
  • закрепление изученного материала по заданию воспитателя в процессе повседневного общения с ребенком;
  • проведение упражнений, речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях.

  1. Заключительный:

  • проведение диагностического обследования с целью определения эффективности работы;
  • подведение итогов реализации проекта;
  • презентация проекта.

Ресурсное обеспечение

Материально – техническое обеспечение:

  1. Технические средства: музыкальный центр, компьютер, СД - диски.
  2. Наглядный материал: комплекс артикуляционной гимнастики, кубик с

изображением эмоций, картинный материал.

Методическое обеспечение:

  1. Комплексы артикуляционной гимнастики.
  2. Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр, составленные в соответствии с изучаемой лексической темой.

Новизна проекта.

В ходе реализации данного проекта используются новые технологии: логоритмика, мультимедийные презентации, дифференцированный подход.

Ожидаемые результаты:

Проект будет способствовать:

  1. Развитию коммуникативной функции речи. Установлению контакта с детьми.
  2. Преодолению речевого негативизма.
  3. Активизации словарного запаса детей.
  4. Развитию наблюдательности, подражательности, активности.
  5. Обогащению и расширению представлений об окружающем мире;
  6. Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.
  7. Развитию личности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект "Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР"

В проекте представлены этапы и приемы работы по развитию диалогической речи у детй дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. А также освещен теоретический материал на основе современной литерат...

Педагогический проект Развитие связной речи у старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр

    Овладение нормами и правилами родного языка - одна из основныx задач развития ребенка в дошкольном возрасте. Дошкольное детство является сенситивным периодом к усвоению речи. В со...

Педагогический проект « Развитие связной речи детей старшего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходи...

Педагогический проект «Развитие связной речи с помощью интерактивных технологий у детей старшего дошкольного возраста»

В современном обществе трудности, связанные с процессом развития связной речи являются главной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формиров...

Педагогический проект «Развитие связной речи детей 5-6 лет посредством использования интерактивных технологий».

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходи...