Педагогический проект «Развитие связной речи детей 5-6 лет посредством использования интерактивных технологий».
проект по развитию речи (старшая группа)
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dlya_atestatsii.docx | 42.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физическое развитие детей №31 «Родничок»
607039, Нижегородская область, город Выкса, сельский поселок Дружба,
микрорайон Дружба, здание №29-А
_____________________________________________________________________________
Педагогический проект «Развитие связной речи детей 5-6 лет посредством использования интерактивных технологий».
Воспитатель
1 квалификационной
категории:
Сухова Ю. В.
г. Выкса
Срок реализации : сентябрь 2020 г – март 2021 г.
Этапы реализации проекта:
I – Прогностический (сентябрь 2020 –ноябрь 2021 г.)
II – Деятельностный ( декабрь 2020 г. – апрель 2021 г.)
III – Аналитико- рефлексивный (май 2021 г.)
Тип проекта: Тип информационно-практический
Участники: педагоги, специалисты ДОУ, дети дошкольного возраста, родители воспитанников.
Актуальность.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Овладение родным языком, развитие связной речи является одним из самых
важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в
современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и
обучения детей. Своевременное и правильное овладение ребенком речью
является важнейшим условием полноценного психического развития. Без
хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения,
нет подлинных успехов в учении.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из
основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной
речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с
людьми и общее интеллектуальное развитие.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников.
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых
можно регулировать процесс развития речи. Наряду с традиционными методами и приемами, мной были использованы следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, интерактивные педагогические технологии, использование мнемотехники, ИКТ.
Гипотеза.
Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития связной речи дошкольников.
Цель проекта:
развитие связной речи дошкольников посредством интерактивных технологий.
Задачи:
- Развитие у детей монологической речи;
- Формирование умений детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки и рассказы;
- Развитие социальной уверенности при общении и взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками
- Развитие умений составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам;
- Формирование умений составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действиями;
- Воспитание культуры речевого общения, доброжелательность.
- развивать вербальные формы свободного общения с детьми и взрослыми;
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;
- использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников;
- проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;
- взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты, «Мастер-Класс»);
- создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры).
Новизна: Целенаправленное использование интерактивных технологий в дошкольном образовательном учреждении, способствует более эффективному формированию связной речи детей.
Практическая значимость:
- внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ.
- в обогащении предметно – развивающей среды по развитию речи дошкольников;
- в обобщении и распространении опыта работы.
Ожидаемый результат:
- развитие связной речи дошкольников;
- родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.
Этапы реализации проекта:
Реализация проекта включает в себя три этапа: Прогностический, деятельностный, и аналитико-рефлексивный.
1этап — Прогностический этап (сентябрь 2020 года)
- изучение психолого-педагогической методической литературы;
- Обследование уровня сформированности связной речи у детей;
- Создание конспектов НОД
- Создание дидактических игр
- Создание интерактивных игр
- Разработка цикла мероприятий, направленных на развитие связной речи у старших дошкольников
- Создание речевой среды
- Изучение и использование информационно – коммуникационных технологий
- Сотрудничество с родителями с целью повышения педагогической
- грамотности по речевому развитию детей.
- Анкетирование родителей
- Создание картотек «Интерактивные технологии»
2 этап — Деятельностный этап ( январь 2021 – апрель 2021 года)
Проведение серии мероприятий, направленных на развитие связной речи у детей дошкольного возраста:
- Интерактивных игры: «Сказочные загадки», «Четвертый лишний» (Фрукты, овощи, предметы)
- Разработка и апробация конспектов НОД:
- Организация сюжетно-ролевых игр, спортивных игр, дидактических игр, интерактивных игр на интерактивной доске и интерактивном столе.
- Обучение детей пересказу по схемам мнемотехники.
- Обогащение предметно – развивающей среды:
- Оформление консультаций и памяток для родителей и педагогов.
- Создание кейс-технологий с использованием ИКТ.
- Создание картотек по речевому развитию : «Словесные игры для детей»
- Картотеки подвижных, дидактических, пальчиковых игр.
- Наглядный материал ( иллюстрации, сюжетные картинки); Картотека «Мнемотехника»
- Тематические картотеки по развитию связной речи;
- Пополнение атрибутов для сюжетно-ролевых игр
- Пополнение речевого уголка дидактическими играми
Работа с детьми:
- Интерактивные технологии
- Наблюдение
- Беседа
- Ознакомление с художественной литературой
- Дидактические игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Игры-инсценировки
- Сюжетно-ролевые игры.
- Досуговые мероприятия
- Экскурсии
С применением компьютерных технологий были проведены занятия, собрания.
1.Применение интерактивных технологий: | Технология «Микрофон». Цель: Используется как традиция утреннего сбора. (Обсуждение «Что я увидел, когда шел в детский сад», «Как я провел выходные», «Мой питомец» и др. Технология «Карусель»: Цель: формирование у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества. (Игры: «Добрые и злые персонажи сказок», «Гласные и согласные звуки», «Полезное и не полезное»). Технология «Хоровод». Цель: формирование умений выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Технология «Аквариум» Цель: Формирование о важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. (Разыгрывание ситуаций несколькими детьми, а остальные дети наблюдают и анализируют). Технология «Работа в парах». Цель: совершенствование умений договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. («Описание картины», «Закончи предложение») Технология «Мнемотехника» Цель: обучение составление рассказа, обогащение словарного запаса.(Составление описательных рассказов «Описание животных», «Времена года», «Опиши предмет») Технология «Дерево знаний». Цель: Обучение детей правильно строить предложения. («Что нужно дереву для счастья?»). |
2. НОД с использованием ИКТ | НОД Кейс-иллюстрация по сказке В. Г. Сутеевой «Под грибом» Цель: умение обсуждать поступки героев, пересказ произведения. НОД Составление рассказа по картине «Спасли Ежа» (Ушакова О. С.) Цель: умение детей передавать общий сюжет. НОД технология «Мозговой штурм». Цель: умение детей передавать словесное содержание. НОД Кейс – технология «На льдине» Цель: формирование у детей способности рассуждения. Заучивание стихотворений по технологии «Мнемотехника» Цель: развивать речеслуховую и зрительную память, расширять и актуализировать словарь Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» Цель: воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ. |
3. Дидактический материал, дидактические игры: | Д/и «Что сначала, а что потом? Цель: умение составлять сказку по картинкам в правильной последовательности с проговариванием текста. Дидактическая игра «Времена года». Цель: Развитие речевых навыков, увеличение словарного запаса. Д/ игра «Из чего приготовим пиццу?». Цель: развитие словарного запаса. Д/и «Фоторобот» Цель: активизировать в речи детей существительные и прилагательные. Макет дерева «Времена года». Цель: учить детей составлять рассказ-описание, основываясь на моделировании определенного времени года. Работа с лепбуком «Развиваем речь», «Волшебная страна», «Шипелочка» Цель: развитие зрительного внимания, мышления, связную речь, фантазию. Работа с кругами Луллия. Цель: совершенствование связной речи, формирование структуры предложения.(«Соедини и назови на каком дереве растет?», «Противоположности», «Подбери пару». |
4.Сетевое взаимодействие: |
(Знакомство со сказками, поучительными мультфильмами, народными праздниками»)
|
5. Дидактические интерактивные игры: | Интерактивная игра «Четвертый лишний». Цель: умение назвать лишний предмет и обосновать свой ответ( «Фрукты», «Овощи», «Предметы», «Животные») Интерактивная игра «Сказочные герои» Цель: закрепление название сказок и сказочных героев. Развитие речи в процессе игры. |
6. Режимные моменты | Наблюдения Беседа «О друзьях и дружбе», «Наши мамы» Пальчиковая гимнастика «Репка», «Этот пальчик в лес пошел» Отгадывание загадок разной тематики Заучивание стихотворений по временам года Чтение художественной литературы Словесные игры: «Противоположности», «Рифмы», «1.3.5» Рассматривание фотографий, сюжетных картин |
7. Викторина «Путешествие по сказкам». | Цель: Продемонстрировать родителям результаты, которых достигли дети к концу учебного года. Побуждать к активному монологу. |
Формы взаимодействия с родителями:
1)Анкетирование «Развитие связной речи»
2) Консультации: «Как помочь развить ребенку связную речь», папка-передвижка «Речевые игры для детей 5-6 лет», ««Мнемотехника, как средство развития связной речи»,
3) Памятки:
«Ваш ребенок левша», «Играем пальчиками -речь развиваем», «Пальчиковая гимнастика», «Упражнения с шариком «Су-джок».
4) Родительские собрания
- «Здоровьесберегающие технологии в работе по развитию речи дошкольников»,
- «Интерактивные технологии для детей 5-6 лет в ДОУ».
- «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
5) Мастер-класс для родителей, совместное изготовление лепбука по развитию речи «Развиваем речь».
6)Викторина по развитию речи для детей «Путешествие по сказкам»
Цель: Продемонстрировать родителям результаты, которых достигли дети к концу учебного года. Побуждать к активному монологу.
Дистанционные технологии в работе с родителями:
- Конференции ZOOM
- Онлайн консультации на персональной странице официального сайта МБДОУ Д/с №31 «Родничок»
- Мессенджер «Viber
Работа с педагогами:
Консультации: ««Использование интерактивных методов в работе с дошкольниками»
- Создание буклета «Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Выступление «Использование здоровьесберегающих технологий детей 5-6 лет.
- Мастер-класс «Интерактивные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
3 этап — Аналитико- рефлексивный этап (май 2021 год)
Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений проведенной работы:
Обобщение и распространение успешного опыта работы по повышению связной речи посредством интерактивных технологий у детей 5-6 лет
- Выполнены пособия, атрибуты
- Организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;
- Разработан и проведен конспект занятия «В гостях у Ученого кота»
- Оформление буклета для родителей и педагогов.
- Создание лепбуков «Развиваем речь», «Волшебная страна», «Шипелочка».
- Викторина для детей с участием родителей «Путешествие по сказкам»
Оценка результативности реализации проекта:
Таким образом, эффективность работы проведенной с детьми подтверждают следующие результаты:
- У детей развилась монологическая форма речи.
- Научились связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки и рассказы.
- Развилась уверенность при общении и взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками.
- Научились составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
- Научились (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действиями.
- Воспиталась культура речевого общения.
- Родители стали активными участниками образовательного процесса по развитию связной речи дошкольников.
Вывод:
Анализируя результаты проведенной работы, я подошла к следующим результатам, что использование интерактивных и здоровьесберегающих технологий, и их проведение улучшило показатели связной речи у детей. Кроме того, наличие зрительного плана детей, делает рассказы и рассуждения более четкими, связными, полными и последовательными. Составление сказок и рассказов по схемам мнемотехники, учит детей самостоятельной постановке вопросов, развивает логическое мышление.
Работа в этом направлении стала эффективной для становления и улучшения связной речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования электронных картинок" - доклад
Вопросом организации развития коммуникативных способностей старших дошкольников путем использования информационно-коммуникативных технологий и разработана данная тема. Мы делаем попытку раскрыть разно...
Педагогический проект « Развитие связной речи детей старшего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходи...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных интерактивных образовательных технологий.
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных интерактивных образовательных технологий.Автор: Сухова Юлия Владимировна. Аннотация. Статья посвяще...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии критического мышления в образовательном процессе ДОУ
Сегодня основным направлением педагогики является новое качество образования, ориентированное на формирование у детей способностей развиваться всю жизнь. Технология критического мышления являетс...
Педагогический проект "Развитие связной речи детей дошкольного возраста 5-6 лет посредством настольного театра"
Проект направлен на систематическую работу по развитию связной речи детей посредством настольного театра. В настольном театре используются русские народные сказки. Сказка является эффективным средство...
Педагогический проект «Развитие связной речи детей от 6 до 7 лет посредством дидактических игр»
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человечес...
Педагогический проект «Развитие связной речи детей от 6 до 7 лет посредством дидактических игр»
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человечес...