Как развивать диалогическую речь у дошкольников
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Конспект занятия по обучению детей диалогической речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_detey_dialogu_v_sredney_gruppe.docx | 14.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание: Развивать диалогическую речь. Познакомить детей с термином «диалог», с правилами ведения диалога: соблюдать очерёдность, не перебивать говорящего, придерживаться темы разговора, смотреть в лицо собеседнику, быть вежливым. Помочь понять смысл пословицы. Учить задавать вопросы, произносить ответные фразы на реплики, сказанные собеседником, активизировать запас этикетных слов и выражений. Воспитывать уважение к участникам диалога. Упражнять в произношении фраз с вопросительной интонацией.
Ход занятия:1. Приходит грустный Незнайка и сообщает, что жители Цветочного города отказываются с ним общаться, утверждая, что Незнайка это делать не умеет.
Воспитатель: Наверное, Незнайка, ты не умеешь вести диалог?
Нез-ка: А что это такое?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете? Давайте посмотрим в словаре (Чтение значения слова «Диалог»).
Нез-ка: А, так это просто разговор! Так я очень хорошо умею говорить, всё время говорю и говорю!
Вос-ль: Этого не достаточно! Мы научим тебя, как правильно вести диалог. Мы составим для тебя правила. Если ты их будешь соблюдать, друзья снова захотят с тобой общаться. Есть такая пословица: «Учись у невоспитанного, как себя вести». Можно ли невоспитанного научиться вести себя правильно? (да, если не поступать так, как делает он). А как ведёт себя невоспитанный человек во время разговора? (перебивает говорящего, разговаривает грубо, не слушает других, не смотрит на своих собеседников)
Вос-ль: Следовательно, воспитанные люди: при разговоре соблюдают очерёдность и не перебивают друг друга. Это и будет первое правило. Давайте обозначим его символом – выберите подходящий символ. Наши дети даже знают про это пословицы: (называние пословиц)
Физкультпауза с диалогом «Тик-так»:
Громко тикают часы: Тик-так, тик-так.
В садик нам пора идти, тик-так, тик-так.
Вещи мы свои собрали, тик-так, тик-так.
Быстро в садик зашагали, тик-так, тик-так.
Часы пробили 8 раз, бим-бом, бим-бом,
В садик мы пришли как раз! Бим-бом, бим-бом!
Все слова произносит ведущий, а «тик-так» и «бим-бом» - дети.
Видишь, Незнайка, ребята все говорили по очереди и не перебивали друг друга.
2.Ещё есть одно важное правило в диалоге - такую пословицу знает Диана:
«Если кто говорит – молчи и на него смотри!»
Правильно, при разговоре надо слушать и смотреть собеседнику в лицо. (Дети выбирают соответствующий символ и выставляют на мольберт) Посмотри и послушай, как ребята это будут делать: Упражнение «Торопыжка, где ты был?» с поочерёдным произнесением фраз:
- Торопыжка, где ты был?
- Я с друзьями в лес ходил!
- Что там делал? Отдыхал?
- Нет, грибочки собирал!
- Много ли грибов набрал?
- Две лисички, два маслёнка,
- Две волнушки, два опёнка!
- Ты грибов набрал немало!
- Что ж, не плохо для начала!)
А чтобы запомнить эти два правила, поиграем в игру «Поймай взгляд». Кому я посмотрю в глаза – тот и поддерживает разговор: - Здравствуйте, ребята! (ребёнок, на которого посмотрел воспитатель, тоже здоровается, используя другую фразу)
-Меня зовут ... (Очень приятно, а я -…)
-Вы сегодня отлично выглядите. (Спасибо. Вы тоже сегодня неплохо выглядите)
-А я недавно постриглась.
- Вчера у меня была температура.
- Что-то мне холодно.
- Я в выходной ходила театр.
- Я пошла домой.
Незнайка: Меня Синеглазка пригласила на день рождения, что ей можно подарить? (предложения детей)
Воспитатель (если никто из детей не предложит): А я советую нарисовать её портрет и подарить, ей будет очень приятно. Незнайка: А я не умею!
Воспитатель: Ребята тебе помогут, они нарисуют Синеглазку.
Незнайка: Они же её не видели.
Воспитатель: Дети зададут тебе вопросы о Синеглазке и узнают, как она выглядит.
Игра-соревнование «Кто больше задаст вопросов»: Дети по очереди задают вопросы о Сине-глазке, за каждый вопрос получают фишку. Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает: «Спроси про одежду, про обувь, про характер, про любимые занятия, про место жительства» и т.д.
Восп-ль: Ребята многое узнали о Синеглазке, и обязательно её нарисуют.
3. Незнайка: - Спасибо, теперь я знаю, как вести беседу, чтобы было со мной интересно.
Вос-ль: - Но должно быть не только интересно, но и приятно. Ребята, как надо вести разговор, чтобы вашим собеседникам было приятно? (вежливо, используя вежливые слова, комплименты) – обозначение символом.
Воспитатель: Давайте покажем, как можно вести диалог с друзьями. Вы будете жителями Цветоч-ного города (символы или шапочки Знайки, Синеглазки, Гусли, Цветика, Тюбика, Незнайки). (Выбирают карточки с изображением тем для разговора, трое детей (у кого карточка с красным кружочком) выбирают себе пару. Обращаются к выбранному им собеседнику. Ведут диалог) Если в процессе выбора собеседника или темы беседы возникнут разногласия, воспитатель предлагает мирно договориться, если кто-то не хочет быть в паре с данным ребёнком, как отказать так, чтобы не обидеть?
В конце Незнайка благодарит детей, а они рисуют портреты Синеглазки, дарят Незнайке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие диалогической речи у дошкольников с ОНР в условиях логопедической группы.
Статья посвящена характеристике и этапам развития диалогической речи как одного из видов связной речи, а также системе работы по формированию диалогической речи в условиях логопедической группы ...
РАЗВИТИE ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
особенности развития диалогической речи у дошкольников старшего возраста...
Викторина «Игралочка» Для детей старшего дошкольного возраста. Цели: вызвать положительные эмоции и способствовать укреплению коммукативных отношении между детьми, формировать умения эмо-ционально и выразительно общаться; развивать диалогическую речь, по
Викторина «Игралочка»Для детей старшего дошкольного возраста.Цели: вызвать положительные эмоции и способствовать укреплению коммукативных отношении между детьми, формировать умения эмо­...
Консультация для родителей. Развиваем диалогическую речь.
Дорогие родители, предлагаю вашему вниманию небольшую шпаргалочку, которая поможет вашему ребенку развить умение общаться в диалоге....
Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В статье раскрывается значение сюжетно-ролевой игры в развитии у дошкольников с ОНР диалогической речи, также раскрываются проблема обучения диалогической речи в игре, структура игры, уров...
НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа
НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...
Методическая разработка_ Рекомендации по развитию диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Приёмы логопедической работы по формированию диалогической речиОпираясь на основные положения фундаментальных трудов педагогов и логопедов по разв...