"Исследование диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования".
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Свистунова Наталия Владимировна

Исследование диалогической речи старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_konferentsii.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В.Свистунова

Обучающийся по программе магистратуры

 ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»

Елец (Россия)

delffin@mail.ru

Научный руководитель- Емельянова И.Д.,

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольного и специального образования

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье описывается значимость диалогических умений дошкольников в овладенииречевой коммуникацией. Представленыособенности развития диалога устарших дошкольников с общим недоразвитием речи. Акцент сделан на результаты констатирующего эксперимента, где выявлена зависимость развития диалогической речи  от вербальных и невербальных компонентов.

Ключевые слова:диалог, диалогическая речь, дошкольники, общее недоразвитие речи, компоненты речи, критерии, развитие.

N.V.Svistunova

A student of the Master's degree program

Bunin Yelets State University

Yelets (Russia)  

delffin@mail.ru

Scientific supervisor - Emelyanova I.D.,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Preschool and Special Education

RESEARCH OF DIALOGICAL SPEECH OF SENIOR PRESCHOOLERS WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

Abstract.The article describes the importance of dialogical skills of preschoolers in mastering speech communication. The features of dialogue development in older preschoolers with general speech underdevelopment are presented. The emphasis is placed on the results of the ascertaining experiment, where the dependence of the development of dialogical speech on verbal and nonverbal components is revealed.

Keywords: dialogue, dialogic speech, preschoolers, general underdevelopment of speech, speech components, criteria, development.

Ни для кого не секрет, что полноценное развитие личности, её успешная социализация в обществе не возможна без развитых навыков коммуникации.

В дошкольном возрасте главной движущей силой развития ребёнка служит навык взаимодействия его с взрослыми и сверстниками посредством диалога. Диалог – одна из основных и первичных форм речи, которая формируется в дошкольном возрасте, и служит залогом успешного  решения возникающих игровых, познавательных, бытовых, творческих задач.  Диалогическая речь является первой ступенью связной монологической речи [1]. Компетентное вербально-диалогическое поведение позволяет детям конструктивно общаться с окружающими людьми, адекватно использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. Диалогическая речь заключается в обмене  высказываниями между двумя и более людьми, часто может содержать форму вопрос-ответ. В процессе деятельности по преодолению вербальных дефектов к числу одних из проблемных вопросов относится формирование диалогической компетентности [2].

     В реализуемых диалогических ситуациях у дошкольников с общим недоразвитием речи выявляется ограничение готовности к вербальному взаимодействию. Связная речь таких детей обуславливается чрезвычайно медленным образованием и закреплением речевых форм, фонетико-фонематическим недоразвитием, нарушением лексико-грамматического строя речи, сниженной речевой активностью, нарушением семантических полей, недостаточной интонационной выразительностью. Как правило, высказывания дошкольников имеют вынужденный характер и часто заменяются действием, а не развитием диалога [4]. Ситуативный диалог продуцируется детьми с общим недоразвитием речи гораздо легче, чем отвлеченный. Продуцирование вербальных конструкций в значительной степени обусловлено необходимостью  информирования. Существенная роль в диалогическом общении отводится мимико-жестикуляторным и интонационным средствам выразительности [3].

     В процессе диагностики оценка диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи осуществлялась с учетом сформированности лингвистических средств по следующим критериям:

вербальные компоненты

- освоение вербального этикета;

- потребность в информировании;

- реплицирование;

- конструирование диалогического поведения с опорой на сюжетные картинки;

невербальные компоненты

- умение детей различать и изображать с помощью мимики и пантомимики эмоциональные проявления свои и героев сказок;

- состояние интонационной выразительности речи, её просодической стороны [5].

     В экспериментальном исследовании приняло участие двенадцать воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.     В результате диагностики было выявлено, что 5  (58%) воспитанников владеют речевым этикетом только в «отработанной» модели в привычных условиях, употребляемые вербальные конструкции однотипны, выполнение процесса замещения  их на сходные детьми пока затруднено,7 (42%) воспитанников имеют низкий уровень овладения фразами речевого этикета.

     Большую трудность у детей вызвала необходимость запроса информации. В данном критерии у дошкольников не выявилось высоких показателей. Воспитанники столкнулись с проблемой в самостоятельном формулировании вопросов, и даже помощь со стороны педагога  не была ими эффективно использована.

В процессе диагностики навыка детей возобновлять беседу с помощью реплик-стимулов4 (33%) дошкольника имеют средний уровень развития. Они могут формулировать вопросы совместно с педагогом, но самостоятельность ведения расспроса отсутствует. Воспитанники с низким уровнем  развития реплицирования 8 (67%) не смогли формулировать вопросы-стимулы  самостоятельно, тем самым отсутствовала возможность продолжить с их стороны диалоговое общение.

     Исследование диалогических умений воспитанников в условиях когнитивных ситуаций (динамично развивающийся сюжет) выявило у 4(33%) детей средний уровень. Экспериментируемые продемонстрировали диалогическую целостность с включением 2-3 картинок. Однако испытуемые не могли обозначить тему беседы, не имели представления о начале и концовке диалога, 8 (67%) детей имеют низкий уровень  овладения диалогическим умением, т.е. они отказались составлять диалоги, ограничиваясь отдельными репликами.

     Особого внимания заслуживает качественный анализ невербальных компонентов диалогических умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

     Данные диагностики интонационной выразительности речи показывают, что просодика речи испытуемых  имеет значительные отклонения от нормы. Она характеризуется интонационной незавершённостью окончания фразы, монотонностью, что будет служить препятствием к передаче своих чувств и переживаний во время диалога, ограничивая при этом коммуникативные возможности детей.

     После диагностики и анализа понимания детьми своего и чужого эмоционального состояния мы получили следующие результаты. 5 (42%) дошкольников имеют средний уровень понимания различных эмоциональных состояний. Они охарактеризовали только часть эмоциональных проявлений,  соотнесли  с их с графическим изображением и смоглис помощью мимики и пантомимики изобразить их,у 7 (58%) дошкольников задание вызвало большое затруднение, и они показали низкие результаты по данному параметру исследования.

     На основании результатов диагностических исследований удалось выявить, что  у испытуемых  наблюдаются заниженные критерии развития всех компонентов диалогической формы речи. Обучение диалогу старших дошкольников с общим недоразвитием речи является многоступенчатой, планомерныой и длительной деятельностью. Для организации формирующего эксперимента необходимо включить в этапы работы с детьми развитие как лингвистических,  так и невербальных компонентов диалогической речи, так как в ходе констатирующего эксперимента было  очевидно влияние их взаимосвязи на общую характеристику диалогических умений дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вершина О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи / О.М. Вершина. - М.: Просвещение, 2003. – 246 с.
  2. ГлуховВ. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. – 170 с.  
  3. МироноваС.А. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / С.А. Миронова. - М.: Просвещение, 2017. - 241с.            
  4. СалагинаН. Н. Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.Н. Салагина// Молодой ученый. - 2016. - № 1 (105). С. 750-753. [Электронный ресурс].- URL: https://moluch.ru/archive/105/24857/.
  5. ЧулковаА. В. Формирование диалога у дошкольников: учебное пособие / А.В. Чулкова. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 220 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В статье раскрывается значение сюжетно-ролевой игры в развитии у дошкольников с ОНР диалогической речи, также раскрываются   проблема обучения диалогической речи в игре, структура игры, уров...

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...

Формирование логопедической компетентности у родителей детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования.

Вопросу взаимодействия ДОО с семьей в условиях инклюзивного образования уделяется все больше внимания. Проблема поиска оптимальных и эффективных путей логопедического сопровождения родителей, воспитыв...

Методическая разработка_ Рекомендации по развитию диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Приёмы логопедической работы по формированию диалогической речиОпираясь на основные положения фундаментальных трудов педагогов          и логопедов по разв...

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия.

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия....

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия.

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия....