Конспекты непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию
план-конспект занятия по развитию речи по теме

Цыганкова Людмила Александровна

   Успех работы, как известно, зависит от эффективности труда каждого, кто причастен к делу воспитания.

 "Воспитатель сам должен быть воспитан" - это главная заповедь для каждого педагога. "....как прошло детство, кто вёл ребёнка за руки в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш".

Мне кажется, что эти слова Сухомлинского В. А. должны быть девизом  каждого человека, работающего с детьми.


Я всегда знала о невероятных  способностях и потенциальных возможностях маленького ребёнка.

А ещё уверена в том, что увлечённый педагог может сделать интересным самое скучное занятие.

 

В своём электронном портфолио я хотела бы разместить мои разработки, конспекты образовательной деятельности, проекты, 

обмен опытом в области речевого развития детей дошкольного возраста,

вообщем всё то, что у меня имеется и всё, что может быть интересно людям также, как и я, работающим с детьми разного возраста.

 

Буду рада, если кому-то пригодятся мои начинающие наработки!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по речевому развитию

в первой младшей группе

Драматизация сказки «Колобок»

Цель: учить детей слушать сказку без наглядного сопровождения и принимать участие в драматизации сказки; формировать интонационную выразительность.

Словарная работа: обогащение словаря детей существительными, обозначающими животных; прилагательными: румяный, весёлый; глаголами: мести, скрести, жарить, катиться.

Материал к занятию: грамзапись песенки Колобка, игрушка Колобок, маски животных к сказке «Колобок», нарисованные цветы, ягоды, деревья.

Ход образовательной деятельности

В группе расставлены и развешаны деревья, кустарники, цветы, ягоды. В группу входят дети, осматриваются.

Воспитатель: Куда мы с вами попали?

Дети: В лес.

Воспитатель: Ребята, слышите, что это?

Звучит грамзапись песенки Колобка.

Дети: Это песенка, кто-то поёт.

Воспитатель: Посмотрите,  кто это?

Дети рассматривают Колобка.

Воспитатель: Какого цвета?

                       Какой формы?

                       На что он похож?

Колобок:  Вы узнали кто я?

Дети: Да. Ты – Колобок.

Колобок: правильно. А скажите, вы знаете сказку, в которой я живу?

Дети: Да.

Колобок: Как она называется?

Дети: Колобок.

Колобок: А вы сможете её мне рассказать? А то я сильно напугался и забыл, что случилось в сказке со мной.

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами не расскажем сказку, а покажем ее.

Драматизация сказки «Колобок»

Колобок: Ой, спасибо! Молодцы! Мне так понравилась сказка. Я побегу и другим  детям расскажу, пока не забыл. До свидания!

Воспитатель: Ребята, ну вот, наш гость ушёл. А кто к нам приходил?

                       Из какой сказки?

                       Кто ещё живёт в этой сказке?

Молодцы, вы всё знаете. Нам тоже пора возвращаться из леса в группу.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по речевому развитию

во второй младшей группе

Рассказывание русской народной сказки

«Маша и медведь»

Цель: учить слушать сказку не отвлекаясь, участвовать в инсценировке и драматизации её отрывков; развивать навыки пересказа, интонационную выразительность речи.

Словарная работа: закрепить с детьми знания существительных, обозначающих названия домашних животных и их детёнышей, глаголов: сяду, съем, неси, сижу, гляжу, прилагательных: глазастая; наречий: высоко.

Материал к занятию: картинки с изображением домашних животных и их детёнышей, маска медведя, короб, платок для Машеньки.

Ход образовательной деятельности

Дети входят в группу и здороваются со взрослыми. Встают в круг.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руках картинки. Как вы думаете, что с ними нужно сделать?

Дети:

Воспитатель: Да, правильно, вы должны найти себе товарища с помощью этих картинок. Происходит деление на пары с помощью картинок домашних животных и их детёнышей.

А сейчас давайте поиграем в игру «Кто в тереме живёт?» Вам нужно будет угадать по голосу, кто живёт в теремке. Согласны?

Воспитатель имитирует разные голоса животных.

Дети:

Д/и «Кто в тереме живёт».

 Воспитатель: Все молодцы! Все справились с заданием. А теперь садитесь поудобнее  и послушайте, что я вам сегодня расскажу.

Воспитатель рассказывает сказку «Маша и медведь»

Воспитатель: Понравилось.

Дети: Да!

Воспитатель: А что я вам сейчас рассказала?

Дети:

Воспитатель: А как она называется?

Дети:

Воспитатель: Что случилось с Машенькой?

Дети:

Воспитатель: Куда она попала?

Дети:

Воспитатель: Что делала в доме у медведя?

Дети:

Воспитатель: Как Маша перехитрила медведя?

Дети:

Воспитатель: Что произошло с медведем по дороге к дому дедушки и бабушки?

Дети:

Воспитатель: Дети, а вы хотите поиграть в сказку?

Дети:

Выбирается медведь, Маша, происходит драматизация отрывка из сказки.

Воспитатель: Молодцы! Мы с вами хорошо поиграли. А во что мы играли?

Ответы детей.

Воспитатель: Спасибо, мне очень понравилось сегодня с вами играть.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по речевому развитию

в средней группе

 

Составление описательного рассказа об игрушке

Цель: формировать у детей умение составлять описательный рассказ про куклу и её одежду по образцу воспитателя; познакомить детей с тем, что слова в речи произносятся в определённой последовательности друг за другом; учить задавать друг другу вопросы.

Словарная работа: обогащать речь детей прилагательными, наречиями, глаголами, существительными.

Материал к занятию: посылка, кукла.

Ход образовательной деятельности

Дети входят в группу и становятся в круг.

Воспитатель: Сегодня я хочу поиграть с вами в игру «Где вы слышали эти слова».

Воспитатель называет слова, а дети говорят, где они слышали это слово. Итак, наша речь состоит из слов, и мы произносим те слова, какие вещи или действия хотим сделать.

Воспитатель: А теперь выберите себе глазами друга.

Работа в парах:

  1. Спросите, как зовут вашего друга.
  2. Как зовут маму вашего друга.
  3. Как зовут папу вашего друга.

Воспитатель: Ребята, а теперь спросите, как чувствует себя ваш друг, какое у него настроение.

А теперь сядьте так, чтоб ваш друг был с вами рядом.

Воспитатель: Ребята, пока мы спрашивали друг у друга о здоровье, настроении к нам пришла посылка. Вот она, какая большая. Вносит посылку.

Вы хотите узнать, что там внутри? Можно я посмотрю?

Начинается игра «Спрос-переспрос». Дети задают вопросы, чтоб узнать, что внутри: Это живое? Им можно играть? Это съедобное? Это игрушка? И т.д. По вопросам они узнают, что это кукла. 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую красивую куклу нам с вами прислали. Рассматриваем куклу.

Ребята, кукла хочет узнать какие у неё волосы?

Какие глаза?

Какое платье?

Какие носочки?

Какие у неё туфельки?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы знаете, что кукла очень любит слушать рассказы о себе. И она пообещала поиграть с тем, кто лучше всех составит про неё рассказ.

Воспитатель: Дорогая кукла, я тоже очень хочу с тобой поиграть, можно я расскажу про тебя и твой наряд. Слушайте.

Наша новая кукла очень красивая. У неё  светлые волосы, они заплетены в две косички. Завязаны косички синенькими бантиками. У куклы  голубые глаза. Кукла не только красивая, но и нарядная. На ней красивое красное платье в белый цветочек и чёрные листики. По краю платье отделано белым кружевом. На ногах у неё белые носочки и белые туфельки.

Физминутка: Гуси серые летели

                         На лужайке тихо сели.

                         Походили, поклевали

                         Потом быстро побежали.

Воспитатель: А сейчас, дорогая гостья, про тебя будут рассказывать дети.

Рассказы детей.

Кукла: Все ребята молодцы! Мне очень понравилось у вас и я, пожалуй, останусь и погощу у вас немного. Все ребята смогут со мной поиграть.

Воспитатель: Хорошо, кукла, мы согласны, тем более все ребята сегодня хорошо играли. Давайте вспомним, что мы с вами сегодня делали.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по речевому развитию

в старшей группе

Составление описательных рассказов по двум игрушкам

Цель: закрепить произношение звуков С, Ж, Р в слове; учить рассматривать игрушки, обращать внимание на существенное в облике персонажа (маленький, забавный, приподнял крохотные крылышки); добиваться, чтобы ребёнок при самостоятельном описании внешнего вида игрушки не просто перечислял предметы, а составлял маленький рассказ (в двух-трёх фразах). Обогатить речь детей прилагательными и наречиями.

Материал к занятию: картинки по количеству детей, в которых есть звуки С,Ж,Р; игрушки цыплёнка, зайчика.

Ход образовательной деятельности

Дети входят в группу, становятся в круг.

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришли картинки, и пока они шли, то перепутались и потеряли свои дома. Поможем картинкам найти свои дома?

Дети: Да.

Д/и «Найди свой дом». Дети собирают в один дом картинки, в которых есть звук «С», во второй дом со звуком «Ж», в третий дом со звуком «Р».

Воспитатель: Расскажите, почему вы сели именно в этот дом.

Ответы детей.

Воспитатель: Чтобы узнать, кто торопится к нам в гости, нужно разгадать загадку:

В горку бегом,

С горы кувырком (зайчик).

Дети отгадывают.

Воспитатель: Правильно. Приходит зайчик. Давайте его рассмотрим.

Какой он?

Что у него есть?

Из чего он сделан?

Что у него на голове?

Что у него на туловище?

Что у него на мордочке?

Правильно, молодцы!

Воспитатель: Послушайте, к нам ещё кто-то торопится.

Жёлтенький, маленький,

Маму зовёт, пи-пи-пи кричит.

Кто это?

Дети: Цыплёнок.

Воспитатель: Правильно. Приходит цыплёнок.

Давайте его тоже рассмотрим.

Какой он?

Из чего он сделан?

Что у него есть?

На голове?

На туловище?

Какие крылышки?

Правильно, молодцы!

Физ-минутка: «Буратино»

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл

Ничего я не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пока мы с вами делали физминутку, наши гости поссорились. Чтоб их помирить, нужно о них красивые рассказы рассказать, о том какие они красивые и хорошие.

Дети составляют описательные рассказы по двум игрушкам.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Вам удалось помирить двух друзей.

Цыплёнок и зайчонок: Спасибо вам, ребята. До свидания. Нам пора.

Уходят.

Воспитатель: Вы все хорошо сегодня играли и справились с заданиями, а какие задания мы с вами выполняли?

Ответы детей.

Воспитатель: Спасибо.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по речевому развитию

в старшей группе

 

«Что я знаю о своём городе?»

Цель: познакомить детей с историческим прошлым родного города, с тем, почему у нашего города такое название; закрепить знания детей о названии городов нашей страны, названии улицы, на которой живёт ребёнок, о том, что есть около каждого дома.

Словарная работа: обогащать словарь детей за счёт названий улиц, городов, переходить от пассивного словаря к активному.

Материал к занятию: фотоколлаж города, большая фотография каннского острога.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебная дудочка».

Д/и «Волшебная дудочка» (дудочка ходит по кругу и задаёт вопросы).

Что же хочет знать наша волшебная дудочка?

- Дудочка хочет узнать, название каких городов вы знаете.

- Как называется наша страна?

- Как называется наш край?

- Как называется наш город?

- Где он находится?

- Какой он, молодой или старый?

- Какие дома были раньше?

- Какие сейчас?

- Что у нас есть в городе?

- Кто из вас знает, почему наш город так назвали.

Дети передают дудочку друг другу по кругу и отвечают на вопросы.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, почему наш город называется Канск?

Воспитатель: Очень давно, когда ещё на берегу реки шумела тайга, древним людям очень понравилось это место. В лесу было много пушного зверя, в реке водилось много рыбы. Племена, которые населяли эти места, занимались охотой. Сюда стали съезжаться русские купцы. Они строили свои зимовья на берегу реки и открывали торговлю. Так как местность была очень богатая, то за нее часто шли войны. Как-то раз на берегу реки произошло большое сражение между татарами и монголами. Битва происходила вечером. На берегу реки горело множество костров, сверкали сабли, слышался зов трубы, крики раненных, земля была изрыта копьями. Под натиском монголов воины отходили к реке и продолжали битву. От крови убитых, горевших костров, вода в реке казалась красной. Один воин захотел напиться, почерпнул в руки воды, взглянул на воду и с ужасом воскликнул «Кан», что по-татарски означает «кровь». С тех пор река и стала называться Кан, а город, который расположился на берегу этой реки – Канском.

Воспитатель: Вам понравилось?

Дети:

Воспитатель: Ребята, а вы знаете на какой улице вы живёте?

Дети:

Воспитатель: Тогда давайте поиграем в игру «Назови улицу, на которой ты живёшь». Мы будем говорить такие слова: «Раз, два, три на чай к Люде иди». Люда должна сказать нам, куда приходить на чай, т.е. назвать улицу, дом и квартиру.

Воспитатель: Все молодцы, вы почти все знаете свой адрес. А кто мне расскажет, что есть у вас возле дома.

Дети:

Воспитатель: А как, одним словом это называется?

Дети:

Воспитатель: Правильно, место около дома называется «двор».

А хотите посмотреть фотографии нашего города? Может быть, кто-то из вас узнаёт места, которые на них изображены.

Рассматривание фотоколлажа «Мой город» под спокойную тихую музыку.

Воспитатель: Спасибо. Мы с вами хорошо поработали. Что мы узнали?

Ответы детей:

Воспитатель: Что вспомнили?

Ответы детей.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по речевому развитию

в подготовительной к школе группе

Работа с «Аквариумом»

Цель: развивать единый темп и ритм в тех видах общегрупповой работы, в которой необходимо согласование действий и сопровождающих их речь; закреплять написание твёрдых и мягких согласных после гласных, определение гласных по губам; закреплять умение детей свободно ориентироваться в «Аквариуме»; продолжать работу по закреплению счёта; проводить соответствующую словарную работу.

Материал к занятию: карточки с изображением чисел: 1-7, 8-14, 15-21, 22-31; изображение лиц девочек, у которых рты открыты при произношении звуков: о, а, у, и; таблица «Аквариум»; обручи – 4 штуки.

Ход образовательной деятельности

Дети входят в группу.

Воспитатель: сегодня мы с вами поиграем в игру «Найди свой домик».

На полу лежат 4 обруча, в них карточки с изображением чисел 1-7, 814, 15-21, 22-31.

Каждый из вас знает число своего дня рождения. Пожалуйста, найдите домик, где живёт ваше число.

Дети встают в те домики, где живёт их число.

Воспитатель: Почему вы встали именно в этот домик?

Дети:

Воспитатель: Какие числа пропущены при написании ваших чисел в домиках?

Дети:

Воспитатель: Пока вы искали свои домики к вам в гости пришли девочки. Девочки хотят сказать вам какие-то звуки (О, А, У, И).

Дети угадывают, какие звуки произносит девочка, и берут её к себе.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, после каких согласных пишется тот звук, который произносит ваша девочка?

Дети: А, О – после твёрдых

          У, И – после мягких.

Воспитатель: А теперь вам нужно придумать имя своей девочке и зашифровать его на листочке.

Работа по «Аквариуму».

Воспитатель: Спасибо, вы молодцы!

А теперь скажите, что мы делали вначале занятия? Середине? В конце?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР

совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков, свободного общения детей друг с другом и со взрослыми. разви...

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Конспект совместной непосредственно-образовательной интегративной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе "Путешествие в зимний лес"

Конспект совместной деятельности с детьми младшей группы по экологии, предствленный в форме открытого показа на районном методическом объеденении...

Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

Речевое развитие: Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы.по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»(с использованием технологии ТРИЗ)...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект непосредственно-образовательной организованной деятельности по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Лепка на тему: «Поможем расколдовать сказочных рыб»

Конспект непосредственно-образовательной организованной деятельности по изобразительной деятельности в подготовительной  группе. Лепка на тему: «Поможем расколдовать сказочных рыб»...