Методические разработки по развитию речи для младшего возраста.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме
Методические разработки для развития артикуляционного аппарата, дыхания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические разработки для развития речевого аппарата. | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические разработки воспитателя Трифоновой Алины Александровны МДОУ д/с «Солнышко»
п. Спирово.
Упражнения на развитие слухового внимания.
№1. Упражнение « Угадай что звучит».
Оборудование: ширма, барабан, колокольчик, погремушка, молоточек.
Педагог показывает барабан, называет его, спрашивает название у детей , затем предлагает послушать как он звучит . Аналогично детей знакомят и с другими звучащими предметами . Когда воспитатель убедится в том , что дети усвоили названия предметов , различают их звучание , он прячет игрушки за ширму и предлагает отгадать , чья песенка будет слышна.
№2. Упражнение « Чей голос».
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кукует кукушка , как квакает лягушек , как курица созывает своих цыплят, какую песенку поет дождик.
После хоровых и нескольких индивидуальных ответов педагог предлагает малышам отгадать , чей голос они услышат. Произносит звукоподражание ку-ку, спрашивает, кто прилетел . « Ко-ко-ко,- кто это остановился рядом с Лизой?» И т.д.
Таким же образом воспитатель каждому ребенку предлагает назвать ,чей голос он слышит, обращая внимание всех детей на правильность ответов.
№3.Упражнение « Угадай по голосу».
- Кто-то прибежал к Максиму,- рассказывает воспитатель,- остановился за его спиной и сказал: ква-ква
Максим кто к тебе прибежал?.. А к Насте кто-то подошел и сказал: ко-ко-ко. Кто это?.. Рядом с Яной раздолось: ку-ку! Кто это?.. Тик-так… а это, Олеся, чей голос?.. И т.д.
№ 4. Упражнение « Угадай , какие тикают часы ».
Воспитатель предлагает детям вспомнить , как тикают часы
( большие и маленькие ). Произносит эти звукосочетания с различной громкостью и скоростью. Затем он предлагает угадывать, какие тикают часы (произносит звукосочетание тик-так то громко, то тихо , то медленно , то быстро).
№ 5. Упражнение « Отгадай».
Воспитатель ставит на стол 2 игрушки: часы и лягушку. Затем дважды говорит загадку и предлагает детям отгадать, о каком предмете в ней говорится: « На стене висят тик-так говорят»
( Часы) . После того как дети ответят , их вниманию предлагается вторая загадка: « Скачет по дорожке и квакает: ква-ква-ква». (Лягушка ).
Содержание упражнений на развитие дыхания .
№ 1.Упражнение « Узнай овощ » .
Цель : формирование плавного длительного вдоха,
обогащение словаря.
Ход игры . Ставим перед детьми блюдо с овощами ( лук, чеснок, огурец ). Дети рассматривают и называют их . Нюхают овощи, запоминают запахи. Воспитатель завязывает детям глаза . Просит каждого ребенка сделать плавный длительный вдох , не поднимая плеч и узнать по запаху предложенный овощ. « Что это так пахнет?» Аналогичное упражнение проводиться с фруктами (апельсин, лимон, яблоко).
№ 2. Упражнение «Ветерок».
Цель: формирование плавного длительного выдоха.
Ход игры .Надо подуть на ветку с листочками.
«В этот солнечный денек дуй подуй, мой ветерок! Ветерочек -ветерок, дуй –подуй ,мой ветерок!
№3. Упражнение «Дудочка» .
Цель: формирование плавного длительного выдоха.
Дети играют на дудочке.
№4. Упражнение «Перышко».
Цель: формирование плавного длительного выдоха.
Сдуй с ладони пёрышко.
№5 .Упражнение «Снежная поляна».
Цель: формирование плавного длительного выдоха.
Надо сдуть снежинки со снежной поляны.
Дети сдувают с листа бумаги голубые бумажные снежинки.
№ 6 .Упражнение «Комочек».
Цель:формирование плавного длительного выдоха.
Дети сдувают с листа бумажные комочки. Чей комочек улетит дальше?
№7.Упражнение «Пузырики».
Цель:развитие комбинированного дыхания:вдох носом, выдох ртом .
Ход игры.
Каждый ребенок получает стакан , наполовину заполненный водой, и трубочку для коктейля. Воспитатель показывает как можно пускать пузыри с помощью трубочки: вдох носом, выдох через рот, зажав трубочку губами .Дети учатся контролировать силу выдоха(при сильном выдохе вода выливается из стакана, при слабом выдохе из трубочки выходят пузырьки).
№8.Упражнение « Мотылек».
Цель: развитие комбинированного дыхания: вдох носом,выдох ртом; закрепление цвета.
Ход игры. На уровне глаз ребенка прикреплен шнур с привязанными к нему бумажными мотыльками разного цвета и величины. Воспитатель читает стихотворный текст, предлагает подуть на мотылька определенного цвета или величины. «На весеннем, на лугу мотыльки летают. Красный мотылек взлетает. И т.д.
№9 .Упражнение «Легкие шарики».
Цель: развитие комбинированного дыхания: вдох носом , выдох ртом.
Дети дуют на легкий пластмассовый шарик ,чтобы он отлетел игрушке (мишке,кукле,зайцу).
№10. Упражнение «Трубочка».
Цель: формирование плавного длительного выдоха.
Дети поочередно дуют в трубочку(из плотной бумаги),направленную на сухую веточку(или перышко),лежащую на столе. «Двигаем веточку!»
№11.Упражнение «Игрушка».
Цель: формирование сильного длительного выдоха.
Дети надувают игрушку.
№12. Упражнения из пособия С.А.Васильевой. «Развитие речевого дыхания».
Цель :формирование сильного длительного выдоха.
«Сдуй колобка с пенька ,помоги ему убежать от лисы». «Сдуй бабочку с цветка».
«Помоги слоненку загнать мяч в ворота » .
«Сдуй шмеля с цветка».
№13. Упражнение «Мыльные пузыри».
Цель: формирование сильного длительного выдоха.
Дети выдувают мыльные пузыри через рамку .
У кого больше пузырей?
№14Упражнение «Свеча».
Цель: формирование сильного длительного выдоха.
Дети дуют на «свечу»- деревянную палочку с прикрепленным к ней перышком.
Кто задует свечу одним выдохом?
№15 Упражнение «Султанчики» .
Цель: формирование сильного длительного выдоха.
Дети дуют на султанчики.
№16 Упражнение «Осенние цветочки».
Цель: формирование плавного длительного вдоха, закрепление цвета.
Медленно набираем воздух через нос . Ах, как приятно пахнет! (Следить ,чтобы плечи у детей не поднимались). Какого цвета лепестки у этого цветочка?
Артикуляционная гимнастика .
№1.Упражнение « Птенчики».
Воспитатель выставляет сюжетную картинку « Гнездо с птенцами» .
Кушать птенчики хотят,
Маму ждут , но не шумят.
Ротик на замок закрыт, Очень тихо все сидят! Мама зернышко несет- Открывай пошире рот! Дети широко открывают рот, выполняя «немую» артикуляцию звука (а). Воспитатель кладет на кончик языка каждого ребенка витамину.
№ 2 . Упражнение «Лакание молока». Молоко лакает кот, Котик нас лакать зовет. Дети выполняют движение языком.
№3.Упражнение «Шарик».
Воспитатель предлагает детям представить, что губами они держат маленький шарик, и тихонько потянуть звук (о).
№ 4. Упражнение «Мишка».
Выполняется с игрушечным медведем. Воспитатель с игрушкой в руках и дети стоят на четвереньках. «Э», как мишка вы пропойте, Ротик широко откройте. Даня с мишкой играет , И по комнате гуляет. Как мишка напевает: Э-э-э-э-э! Дети выполняют артикуляцию звука (э).
№5. Упражнение «Зайка».
Воспитатель изображает зайчика.
На макушке – уши ,
А зубы на нижней губ Дети вместе с воспитателем выполняют артикуляцию звука (ф) : нижняя губа неплотно прижата к краям верхних зубов, верхняя губа слегка приподнята. Воспитатель обращает внимание детей на то, что между нижней губой и зубами остается узкая щель, по середине которой проходит воздушная струя.
№ 6. Упражнение «Ветерок». Сильный ветер налетел, Голосок у нас запел. Руки к шее прижимай, Голосочек подключай: «В-в-в»! Дети выполняют артикуляцию звука (в).
№7. Упражнение «Рыбка». Открывает рыбка рот , Да не слышно, что поет. Дети беззвучно размыкают , а затем плотно, но без напряжения смыкают губы. Затем выполняется упражнение «звук (п) » .
№ 8. Упражнение «Голосок». ( Б ) легко произнести , Голосок свой подключи. Дети выполняют артикуляцию звука (б).
№ 9. Упражнение «Игра с язычком». Кто же так стучит: тук-тук? Язычок – наш верный друг. Мы тихонько приседаем, Язычками поиграем. Той,той,той! Дети выполняют артикуляцию звука (т): стучат кончиком языка за верхними зубами.
№10. Упражнение «Ворота».
Дети выполняют артикуляцию звука (н): с силой упираются языком в передние зубы, затем расслабляют язык. (« Закроем ворота, откроем ворота!»)
№ 11. Упражнение «Язычок отдыхает». Язычок наш загорает. Он спокойно отдыхает . И тихонько напевает: «И-и-и».
№12. Упражнение «Насос». Губки улыбаются, Зубки появляются. Воздух ртом вдыхаем, Через зубы выдыхаем. Мы в насос сейчас играем. Воспитатель обращает внимание детей на то , что свист воздуха, выходящего из насоса, напоминает звук (с) . Дети должны ощущать струю воздуха, используя тыльную сторону своей ладони.
№13. Упражнение «Качели».
Напряженным языком ребенок тянется поочередно к носу и подбородку, одновременно вытягивая руки вверх- вниз.
Развитие голосового аппарата, умеренного темпа речи.
№1 Упражнение « Тук-тук ».
Воспитатель показывает молоточек и сообщает :
« Мой молоточек может стучать громко (сильно стучит по столу) и тихо
( стучит тише ) , одновременно произносит тук-тук громко и тихо .
Он предлагает детям еще раз послушать, как молоточек стучит громко ( воспроизводит стук голосом ) , а затем так же постучать своими молоточками. Групповое выполнение задания чередуется с индивидуальным.
Далее воспитатель предлагает послушать, как тихо может стучать молоточек, и просит детей воспроизвести такой же тихий стук.
Для индивидуальных ответов педагог в первую очередь вызывает детей, у которых тихие голоса, или тех, кто говорит чрезмерно громко.
№2. Упражнение «Тик-так » . - Часы бывают разные: большие часы висят на стене или стоят на столе, а маленькие часы , часики, люди носят на руке (показывает ).Затем педагог предлагает воспроизводить тиканье больших часов и тиканье маленьких часиков.
Далее воспитатель говорит : « Большие часы, когда идут тикают медленно». Произносит тик-так в слегка замедленном темпе и предлагает всем вместе воспроизвести тиканье больших часов медленно.
« Послушайте , как тикают маленькие часики»,- говорит педагог и произносит тик-так в слегка ускоренном темпе .
Далее воспитатель предлагает нескольким малышам воспроизвести тиканье больших и маленьких часов,т.е. проговорить эти звукоподражания медленно и быстро.
№3. Упражнение «Паровоз». Воспитатель показывает паровоз и предлагает послушать как он гудит: у- у-у-у ( произносится достаточно громко и протяжно) , просит малышей погудеть вместе и по одному. – Давайте позовем парово - У-у-у-у – гудит ребенок, и паровоз «едет» на этот звук. Если малыш гудит тихо или « песня» получается очень короткой, паровоз может «не услышать» ее. Воспитатель обращает на это внимание ребенка и предлагает погудеть громче или гудеть дольше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию речи в младшей группе
"Кто пасется на лугу с Барашем?»...
Методическая разработка по развитию речи в младшей группе «В гостях у осени»
Методическая разработка по развитию речи в младшей группе «В гостях у осени»Автор: Сафарова Нарындж Асифовна воспитатель ГБДОУ детский сад № 42 Приморского района Санкт -Петербурга Це...
Методическая разработка по развитию речи в младшей группе.Педагогический проект "В гостях у сказки".
Создание условий для активного использования сказок в творческой деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую деятельность....
Методическая разработка по развитию речи в младшей группе
Методическая разработка содержит конспект непосредственно-образовательной деятельности в младшей группе по теме "Дикие животные"...
Методические разработка по развитию речи в младшей группе "Семья"
Цели: обучать детей внимательно рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по её содержанию, расширять и углублять знания о семье, её членах, развивать умение составлять связный рассказ по т...
Методическая разработка по развитию речи 1 младшая группа
Методическая разработка по развитию речи 1 младшая группаЦель: Развивать речь детей посредством двигательной активности, знакомить с предметами ближайшего окружения.Задачи: Учить детей описывать игруш...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ "НАСЕКОМЫЕ"
Материал поможет воспитателям детских садов в работе с детьми 3-4 лет...