Фольклорное занятие "Как по снегу, по метели трое саночек летели"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Нефедова Раиса Ивановна

Фольклорное занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_po_snegu_po_meteli_troe_sanochesk_leteli.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             МДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида.

Фольклорное занятие.

«Как по снегу по метели

трое саночек летели»

Воспитатель:

  Нефедова Р.И.

     младшая группа

Рузаевка.

Материал. Детские игрушечные санки (для кукол-3шт), лошадки полиэтиленовые или картонные (плоскостные). Лошадки запрягаются в сани ленточками, оформляются все санки. Персонажи кукольного театра- баба и дед; куколка среднего размера (25-30 см) в шубейке (тетушка), а также девочка – персонаж кукольного театра (Катя). Три картонные подставки. Круглый кукольный столик на вращающейся основе.

Подготовка к занятию. К круглому столику придвигаются два прямоугольных стола, составленных торцевыми сторонами, которые образуют как бы широкую дорожку. Она застилается белой тканью, которая собирается по краям в складки, имитируя сугробы. На круглом столе панорама сельского домика (плоскостное изображение), заборчик с воротами и т.п. С обратной стороны домика (скрыто от детей) оборудуется обстановка комнаты: сервированный стол (чашки, угощение), четыре стула (или лавки).

Ход занятия.

I часть. Воспитатель усаживает малышей на стульчики перед столом.

Воспитатель. -Какое сейчас время года? Правильно, зима. Зимой, вы знаете, бывает холодно, выпадает снег, свистит вьюга, дуют свирепые ветры, Помните, как мы с вами рассматривали снежинки? (Так педагог настраивает детей на занятие).

-А сейчас я расскажу вам про девочку Катю. Она живет в этом домике. Позовем ее ребята! (Дети зовут Катю).

Из домика выглядывает куколка (персонаж кукольного театра: игрушка стоит на круглой подставке, выполненной из картона). Катя кланяется детям (за куколку говорит воспитатель) и говорит, что ждет дорогих гостей.

Воспитатель. – Кто же к тебе приедет, Катенька?

Катя. – Ко мне в гости приедут бабушка, дедушка, тетушка. Пойду готовить угощение. Когда приедут гости, вы ребята, пожалуйста, позовите меня.

II часть.

 Педагог подчеркивает: Дети, вы должны первыми увидеть приехавших гостей и сообщить об этом Кате. С этими словами она уходит к краю первого стола и, подтягивая уголок белой ткани, которой застлан стол, выводит лошадку, запряженную в саночки. В саночках сидит дедушка (персонаж кукольного театра). Педагог сопровождает свои действия неторопливым, плавным чтением:

                                Уж ты, зимушка-зима,

                                Ты с морозами пришла.

                                Ветер воет, вьюга вьет

                                Вдаль по улице метет.

Воспитатель выводит поочередно и другие санки, в которых сидят бабушка и тетушка. Действия сопровождаются чтением:

                                Белым снегом замело

                                Все дороги на село.

                                Все дороги, все пути-

                                Ни проехать, ни пройти.

III часть.

В этой части занятия акцентируется внимание на гостях.

Воспитатель.

                                Как по снегу, по метели

                                Трое саночек летели.

                                И шумят, и гремят,

                                Колокольчики звенят.

                                В первых санках - дедушка! (Выделяется последнее слово).

Санки подкатывают к домику Кати и останавливаются. Воспитатель возвращается к первому столу и выводит на середину дороги вторые санки.

В других санках - бабушка! (Выделяется последнее слово).

Воспитатель вновь возвращается к первому столу и выводит третьи санки.

                                В третьих санках – тетушка!

Воспитатель напоминает детям: нужно известить Катю о том, что гости приехали. А кто приехал? Правильно, бабушка, дедушка, тетушка!

Дети вызывают Катю, воспитатель побуждает их рассказать Кате об увиденном. Приехали! Приехали! Начинаем повторять потешку.

Воспитатель (повторяя потешку).

                                В первых санках – дедушка,

                                В других санках – бабушка,

                                В третьих санках – тетушка!

IV часть.

Воспитатель (продолжая чтение):

                                Наша Катя выбегала,

                                Дорогих гостей встречала,

                                Ворота им отворяла,

                                В нову горенку вела.

Эта часть потешки инсцинируется.

Вначале выводится из домика кукла Катя. Разыгрывается сценка встречи. Воспитатель берет из первых саночек куклу, изображающую старичка. Продевает руку в рукав игрушки, и она оживает. Дедушка здоровается с Катей, с ребятами, проходит за домик (часть не видимая детям). Воспитатель укрепляет игрушку на держателе- подставке. Далее аналогичные действия совершаются с куклами, изображающими бабушку и тетушку.

V часть.

Разыгрывается сценка.

Воспитатель поворачивает стол (круг) на 180°. Перед детьми предстает убранство комнаты, столик, вокруг которого сидят гости – дедушка, бабушка, тетушка и Катя. Воспитатель поясняет детям сценку. (Гости пьют чай, они замерзли, проголодались. Катя угощает их пирогами, баранками. Гости выпили чаю и решили спеть песенку. Воспитатель предлагает детям спеть песенку вместе с гостями. Можно предложить деревянные ложки для сопровождения).

Исполняется вся потешка на мотив мелодии хороводной игры «Каравай»:

                                Как по снегу, по метели

                                Трое саночек летели

                                И шумят, и гремят,

                                Колокольчики звенят.

                                        В первых санках – дедушка,

                                        В других санках – бабушка,

                                        В третьих санках – тетушка!

                                        Вот какие гости!

                                Наша Катя выбегала,

                                Дорогих гостей встречала,

                                Ворота им отворяла,

                                В нову горенку вела.

VI часть.

Воспитатель предлагает малышам поплясать с бабушкой и дедушкой. Она надевает кукол на левую и правую руки и, напевая мелодию, приглашает малышей выйти куклам навстречу и поплясать (дети топают ножками, приседают, хлопают в ладоши, а воспитатель поворачивает куклы влево -вправо, иногда наклоняя то к одному, то к другому малышу, давая возможность подержать кукол за ручки).

Примечание. Дан наиболее полный и усложненный вариант. Упростить можно, если изъять V и VI части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Как по снегу, по метели, трое саночек летели"

Конспект  НОДОбразовательной области  «Коммуникация»«Как по снегу, по метели, трое саночек летели»1 - младшая группа...

Спортивный досуг "Как по снегу по метели наши саночки летели"

Спортивный досуг "Как по снегу по метели наши саночки летели" для детей старшей группы, проводимый на улице....

Методическая разработка по развитию речи "Знакомство с песенкой-потешкой "Как по снегу по метели трое саночек летели..." для детей младшего дошкольного возраста.

Знакомство с песенкой-потешкой "Как по снегу по метели трое саночек летели..." . Методическая разработка для детей младшего дошкольного возраста. Задачи:- познакомить детей с одной из малых форм ...

Занятие "Как по снегу, по метели трое саночек летели".

Продолжать знакомить детей с фольклорными жанрами, отражающими элементы народного быта. Раскрыть содержание произведения, прибегая к принципу наглядности используя методические приемы "обыгрывани...

Технологическая карта занятия по развитию речи с использованием элементов устного народного творчества «Как по снегу, по метели трое саночек летели…»

Технологическая карта занятия по развитию речи с использованием элементов устного народного творчества «Как по снегу, по метели трое саночек летели…»Педагог: Фаустова Све...