Составление рассказа по картине «Северные олени» (конспект занятия по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи) в подготовительной группе)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Составление рассказа по картине «Северные олени»
(конспект занятия по образовательной области «Коммуникация»
(развитие речи) в подготовительной группе)
2014 год
Форма проведения: фронтальная
Место проведения: группа детского сада
Задачи | Интеграция образовательных областей | Предварительная работа | Методы и приёмы | Оборудование |
|
Виды детской деятельности:
|
|
|
Раздаточный материал:
|
Ход занятия
- Организационный момент.
Педагог начинает Непрерывную непосредственную образовательную деятельность с чтения стихотворения «Дети Севера».
«Мы любим смеяться, на нартах кататься,
По белому снегу зимой. И, честное слово,
С мороза большого идем неохотно домой».
В этом стихотворении говорится о детях Севера, но на Севере живут и животные. Вот сегодня мы будем с Вами составлять рассказ про животных Севера.
- Скажите, как зазывается край, в котором мы живём?
- Назовите, каких животных Севера вы знаете?
(Вывешивание по ходу ответов карточек с изображениями животных).
Чтобы узнать о каком животном мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку.
Хоть верь, хоть не верь.
Пробегал по тундре зверь.
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста…
(Олень).
- Сегодня мы с вами будем говорить о Северных оленях.
2) Восприятие картины
Воспитатель вывешивает картину «Северные Олени». Дети рассматривают её некоторое время.
Игра «Подзорная труба»
А давайте с вами посмотрим на тундру издалека, для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?
Правило – ответы не должны повторятся.
Словарная работа:
Чум – разборное жилище, покрытое оленьими шкурами;
Нарты – лёгкие сани для езды на собаках или оленях;
Ягель – мох, который служит кормом северным оленям.
Важенка – мать оленёнка;
Оленёнок (или телёнок) – детёныш важенки;
Хора – отец оленёнка;
Быки – ездовые олени.
3) Рассматривание картины «Северные олени».
А теперь я предлагаю вам посмотреть на картину и ответить на вопросы:
- Что нарисовано на этой картине? (Важенка с оленёнком)
- Что делает Важенка? (наклонила голову и ест ягель – олений мох)
- Что делает оленёнок? (он стоит рядом и смотрит на неё)
- Сравните Важенку с оленёнком.
- Чем они отличаются? (у оленёнка шерсть тёмная, а у Важенки – серая, у оленёнка рожки маленькие и слабые, он ещё не может сам добывать себе пищу, у Важенки крепкие, сильные она ими разгребает снег, находит корм – ягель, (Важенка большая и сильная, а оленёнок (маленький и слабый)
- Чем похожи, Важенка и оленёнок? (шерсть у них густая и тёплая)
- Что у оленя на голове? (рога).
- - Какие рога у оленя? (большие, ветвистые).
- На что у них похожи рога? (на ветки дерева, они красивые
- Чем покрыто тело оленя? (шерстью). –
- -Какого цвета шерсть у оленей? (коричневая, серая).
- А что на ногах у оленя? (широкие копыта).
- - Для чего оленю нужны широкие копыта? (чтобы он не проваливался в снег).
- - И еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву – это самый любимый корм оленей.
- Что ещё изображено на картине? (Оленья упряжка, на ней ездят жители севера)
- как вы думаете какая зима изображена на картине? (морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная)
- Какой снег зимой? (легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый).
- какую пользу приносят олени? (оленье мясо едят, оно очень вкусное, из оленьих шкур народы Севера делают чум – жилье, шьют одежду – малицу, обувь – торбаса, оленьи шкуры – очень теплые).
- Дети, олени бывают дикие и домашние. Какую пользу приносят домашние олени? (они возят людей).
4) Составление рассказов детьми.
- А теперь давайте посмотрим внимательно на картину. Мы с вами внимательно рассмотрели картину и, теперь будем составлять по ней рассказ. Схема рассказа:
- Название своего рассказа.
- Кто изображён на картине? (Герои).
- . Внешний вид животного, части его тела.
- . Где живет?
- Чем питается?
- Какую пользу приносит человеку.
- Кто хочет рассказать о Северных оленях?
Вариант рассказа образца.
«На картине изображён оленёнок со своей мамой – Важенкой. Важенка
большая, у неё серая густая шерсть, большие ветвистые рога, которые служат ей защитой от врагов. У матери оленёнка широкие копыта. С помощью их она откапывает себе ягель в суровую холодную зиму, и они позволяют ей не проваливаться на снегу. Рядом с Важенкой стоит Оленёнок. Он намного меньше своей мамы, но его тело также покрыто густой коричневой шерстью. Оленёнок совсем ещё маленький, рожки у него только немножко выросли. Он неуверенно стоит на своих длинноногих, тоненьких, слабых ногах и смотрит на свою маму, как она добывает и ест ягель. Сзади оленей стоит чум и по дороге едет оленья упряжка. Домашние олени служат для людей, живущих в тундре средством передвижения».
5) Физминутка: «У Оленя дом большой».
У оленя дом большой, Он сидит, глядит в окошко. Зайка по полю бежит, В дверь к нему стучит: «Тук-тук, дверь открой, Там в лесу охотник злой». «Зайка, зайка, забегай! Лапку мне давай». | Руки над головой – изображаем крышу дома. Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую. Бег на месте. Топот ногами, руки на поясе. Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой. Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево. Зазывание движения рукой. Протягиваем руки с открытой ладонью |
6) Дидактическое упражнение – придумывание загадок детьми.
Воспитатель: А сейчас мы с вами будем составлять загадки. У вас у каждого под стульчиком лежит карточка с изображением животного. Вы должны описать животное, не называя его.
Например: «У него тёплая, лохматая, коричневая шубка, уши круглые, любит мёд и малину». Кто это? (медведь)
- А теперь каждый назовите детёнышей своего животного изображённого на карточке.
7) Итог занятия.
4-5 детей высказывают своё мнение о выслушанных рассказах, оценивают (у какого был интересней, аргументируя свой выбор).
- Как называют детёнышей оленя?
- Как называют мать оленёнка?
- Какую пользу приносят олени человеку?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/02/picture-64880-1393767825.jpg)
Конспект занятия по образовательной области "Физическое развитие" для детей подготовительной группы по теме "В страну Шурляндию"
На занятии "В страну Шурляндию" дети в игровой форме учатся ходить по гимнастическому буму (скамейке) с выполнением сложнокоординированных упражнений, упражняются в прыжках вверх из глубокого пр...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/07/picture-418345-1610007223.jpg)
Конспект занятия по развитию речи "Составление рассказа по картине "Северные олени"
Тема: "Составление рассказа по картине "Северные олени" Цель: формировать представление о северных оленях, продолжать формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ по карт...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/02/picture-617253-1427977345.jpg)
Открытое занятие по образовательной области и «Коммуникация» в старшей группе Тема: Составление рассказа по картине «Северные олени».
Задачи:Образовательные:Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине;Обогащать и активизировать словарь детей.Развивающие:Развивать монологическую речь детей;Продолжать упражнят...
Образовательная область «Речевое развитие» Организованная-образовательная деятельность Раздел «Развитие речи» Тема: «Составление рассказа по картине «Северные олени»
Цель: формировать представление о северных оленях, продолжать формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картине.Задачи:1. Образовательные:·...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/06/picture-1068739-1549425185.jpg)
Конспект НОД по развитию речи: составление рассказа по картине "Северные олени" (старшая группа)
Развитие связной речи ребенка...
План - конспект занятия по образовательной области познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе «Число 10»
Задачи:1) Формирование у детей представлений о числе 10, его образовании, составе, записи, умения считать в прямом и обратном порядке в пределах 10, развитие умения сравнивать, анализировать, ус...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/15/picture-1175828-1571161312.jpg)
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной группы. Тема: "Спасение волшебника Ноль"
Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" (Формирование элементарных математических представлений). Тема: "Спасение волшебника Ноль".Используемые технол...