Конспект занятия по развитию речи "Составление рассказа по картине "Северные олени"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Тема: "Составление рассказа по картине "Северные олени"
Цель: формировать представление о северных оленях, продолжать формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания внешнем виде и жизни животных.
Задачи:
- Образовательные:
- Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине.
- Продолжать учить детей придумывать загадки по картинке.
- Обогащать и активизировать словарь детей.
- Развивающие:
- Развивать монологическую речь детей;
- Продолжать упражнять в умении составлять сюжетный рассказ по картине в определённой последовательности.
- Воспитательные:
- Воспитывать умение выслушивать рассказ сверстника, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
- Воспитывать чувство уважения друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_sevrenyy_olen.docx | 350.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Аленушка» с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна
«УТВЕРЖДЕНО»
Заведующий МБДОУ
д/с «Аленушка» с. Кызыл-Мажалык
________________/Хомушку М.Б./
Конспект
открытого занятия в старшей группе
Образовательная область «Речевое развитие»
Тема: «Составление рассказа по картине «Северные олени»
Разработал: воспитатель
старшей группы МБДОУ д/с
«Аленушка» с. Кызыл-Мажалык
Хомушку А. К.
Кызыл-Мажалык – 2018
Цель: формировать представление о северных оленях, продолжать формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания внешнем виде и жизни животных.
Задачи:
- Образовательные:
- Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине.
- Продолжать учить детей придумывать загадки по картинке.
- Обогащать и активизировать словарь детей.
- Развивающие:
- Развивать монологическую речь детей;
- Продолжать упражнять в умении составлять сюжетный рассказ по картине в определённой последовательности.
- Воспитательные:
- Воспитывать умение выслушивать рассказ сверстника, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
- Воспитывать чувство уважения друг к другу.
Предварительная работа. Просмотр фильма «Животный мир Севера», сюжетное рисование “Северный олень”, имитация действий с «подзорной трубой» - кто больше заметит интересного, чтение рассказов Чаплиной В.В. «Фомка белый медвежонок»; Н. Сладков «Плясунья», А. Толстой «Заяц»; Б. Житков «Рассказы о животных».
Словарная работа:
Чум – разборное жилище, покрытое оленьими шкурами;
Нарты, сани – лёгкие сани для езды на собаках или оленях;
Ягель – мох, который служит кормом северным оленям.
Олениха – мать оленёнка;
Оленёнок (или телёнок) – детёныш оленя;
Методы и приемы:
- Словесный метод: беседа; вопросы по картине; педагогическая оценка; пояснение.
- Наглядный метод: демонстрация (рассматривание) картин.
- Практический: упражнения (в составление рассказов и загадок).
- Игровой метод: загадывание и отгадывание загадки.
Оборудование: картина «Северные олени», разрезные картинки с изображением животным, «подзорная труба» из бумаги на каждого ребёнка, модель (схема) для рассказывания, ИКТ оснащение, кроссенс «Олени».
Раздаточный материал: картинки домашних животных на каждого ребёнка.
Ход занятия:
- Организационная часть
1-2-3-4-5,
Хлопаем руками,
1-2-3-4-5,
Топаем ногами.
Не будем отвлекаться,
Станем заниматься.
- Вводная часть.
Педагог начинает образовательную деятельность
с чтения стихотворения «Дети Севера».
«Мы любим смеяться, на нартах кататься,
По белому снегу зимой. И, честное слово,
С мороза большого идем неохотно домой».
Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в этом стихотворении? (О времени года - зима)
- Сколько месяцев у зимы? (У зимы 3 месяца)
- Правильно, а как они называются? (Декабрь, январь, февраль, )
- Какие приметы зимы вы знаете? (Работа по мнемотаблице «Зима»: Наступила зима. Солнце светит, но не греет. Мороз на окнах рисует узоры. Зимой часто идет снег, воет вьюга. дети играют снежки, лепят снеговика, катаются с горки. Зимой люди носят теплую одежду).
- А снег какой? (Белый, чистый, пушистый, мягкий, хрустящий, серебристый)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Это и есть признаки зимы. Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в далекое путешествие в самый холодный край и познакомить вас с одним северным жителем.
Воспитатель: Заводим мотор и полетели( имитация движений). На экране появляется сюжеты Севера.
Воспитатель подводит детей к стульям в другом месте группы.
Воспитатель: Прилетели. Садимся. Мы прилетели на Север, а кто нас тут встречает, вы должны отгадать загадку.
Загадка:
Хоть верь, хоть не верь.
Пробегал по тундре зверь.
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста…Кто это? (Олень)
Воспитатель: Правильно, ребята!
Воспитатель вывешивает картину «Северные Олени».
Дети рассматривают её некоторое время.
Игра «Подзорная труба»
А давайте с вами посмотрим на низ издалека, чтобы не распугать их. Для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?
(Дети называют увиденное со слов «Я вижу…»)
- Рассматривание картины «Северные олени».
А теперь я предлагаю вам посмотреть на картину и ответить на вопросы:
- Что нарисовано на этой картине? (Оленуха с оленёнком)
- Что делает оленуха? (наклонила голову и ест ягель – олений мох)
- Что делает оленёнок? (он стоит рядом и смотрит на неё)
- Сравните оленуху с оленёнком.
- Чем они отличаются? (у оленёнка шерсть тёмная, а у оленухи – серая, у оленёнка рожки маленькие и слабые, он ещё не может сам добывать себе пищу, у оленухи крепкие, сильные она ими разгребает снег, находит корм – ягель, (Оленуха большая и сильная, а оленёнок (маленький и слабый)
- Чем похожи, Оленуха и оленёнок? (шерсть у них густая и тёплая)
- Что у оленя на голове? (рога).
- Какие рога у оленя? (большие, ветвистые).
- На что у них похожи рога? (на ветки дерева, они красивые)
- Чем покрыто тело оленя? (шерстью). –
- Какого цвета шерсть у оленей? (коричневая, серая).
- А что на ногах у оленя? (широкие копыта).
- Для чего оленю нужны широкие копыта? (чтобы он не проваливался в снег).
- И еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву – это самый любимый корм оленей.
- Что ещё изображено на картине? (Оленья упряжка, на ней ездят жители севера)
- Как вы думаете какая зима изображена на картине? (морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная)
- Какой снег зимой? (легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый).
- Дети, олени бывают дикие и домашние. Какую пользу приносят домашние олени? (дети перечисляют).
4) Составление рассказов детьми.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим внимательно на картину. Мы с вами внимательно рассмотрели картину и, теперь будем составлять по ней рассказ.
Схема рассказа:
- Название своего рассказа.
- Кто изображён на картине? (Герои).
- Внешний вид животного, части его тела.
- Где живет?
- Чем питается?
- Какую пользу приносит человеку.
Воспитатель: Кто хочет рассказать о Северных оленях?
Вариант рассказа образца.
«На картине изображён оленёнок со своей мамой – Оленухой. Оленуха
большая, у неё серая густая шерсть, большие ветвистые рога, которые служат ей защитой от врагов. У матери оленёнка широкие копыта. С помощью их она откапывает себе ягель в суровую холодную зиму, и они позволяют ей не проваливаться на снегу. Рядом с Оленухой стоит Оленёнок. Он намного меньше своей мамы, но его тело также покрыто густой коричневой шерстью. Оленёнок совсем ещё маленький, рожки у него только немножко выросли. Он неуверенно стоит на своих длинноногих, тоненьких, слабых ногах и смотрит на свою маму, как она добывает и ест ягель. Сзади оленей стоит чум и по дороге едет оленья упряжка. Домашние олени служат для людей, живущих в тундре средством передвижения».
НРК-минутка.
Воспитатель: А вы знаете, что и в у нас в Туве есть северные олени – ивилер.
Оленуха – мынды.
Олень – чары.
Олененок – анай.
Чум – чадыр-ог.
5) Музыкальная физминутка: «У Оленя дом большой».
У оленя дом большой, Он сидит, глядит в окошко. Зайка по полю бежит, В дверь к нему стучит: «Тук-тук, дверь открой, Там в лесу охотник злой». «Зайка, зайка, забегай! Лапку мне давай». | Руки над головой – изображаем крышу дома. Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую. Бег на месте. Топот ногами, руки на поясе. Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой. Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево. Зазывание движения рукой. Протягиваем руки с открытой ладонью |
Воспитатель: Вот как хорошо мы поиграли с олененком и его другом зайкой. А какие еще у олененка друзья?
Дидактическая игра «Назови детенышей»
Дети по очереди открывают перевернутые карточки, называют, кто на ней изображен и говорят кто у нее детеныш.
6) Рефлексия
Воспитатель: Ребята, вот и заканчивается наше путешествие. Ребята, понравилось ли вам путешествие? (Да) Ребята, здесь очень холодно, у меня ручки начали замерзать. А у вас? Мне, кажется, надо собираться в детский сад. Заводим моторы, полетели?
Воспитатель: Вот мы и прилетели, здесь тепло, правда, ребята? Ой, ребята, я нашла картинки. Что бы они могли означать? (работа с кроссенсом «Олень») Спасибо, ребята, за ваши правильные ответы. А у меня для вас сюрприз от Олененка. Он очень любит молоко и дарит вам молочное лакомство. Спасибо, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема "БЛАГОРОДНЫЙ ОЛЕНЬ"
Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема "Благородный олень"Цели занятия:Познакомить детей с оленем, его внешним видом, средой обитания и особенностями образа жизни.Словарь: изящное, па...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему" Рассказы детей о себе" (составление рассказа-описания )
Цель:- учить давать описание о себе, - дать представление об особенностях внешности, - учить пользоваться в речи сложно-подчинёнными предложениями,...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
Конспект занятия по развитию речи (с элементами конструирования) для средней группы «Дом для оленя»
Кнспект занятия по развитию речи с элементами конструирования (Лего-конструктор). Расчитан на средний дошкольный возраст....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект занятия по развитию речи «Рассказ по картине с импровизацией сервировки стола «Пообедаем вместе»»
Конспект занятия поможет воспитателю, учителю-логопеду ДОу в игровой форме закрепить и обогатить знания по лексической теме "Посуда. Сервировка стола. Правила этикета при приеме пищи"....
Конспект занятия по "Развитию речи" - "Составление рассказа по картине "Северные олени"
Конспект занятия по "Развитию речи" - "Составление рассказа по картине "Северные олени"...