Народные игры и фольклор
методическая разработка (развитие речи) на тему

Соломенникова Наталья Николаевна

Считаю необходимым включать в педагогический процесс русские народ­ные сказки, символы, сюжеты и метафо­ры которых широко используются как в воспитательной, так и в психокоррекционной работе многими отечественны­ми и зарубежными специалистами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_igry_i_folklor.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Народная сказка

в системе воспитания дошкольников

КАКИЕ СКАЗКИ МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ

        Мы считаем необходимым включать в педагогический процесс русские народные сказки, символы, сюжеты и метафоры которых широко используются как в воспитательной, так и в психокоррекционной работе многими отечественными и зарубежными специалистами.

Первая младшая группа

Курочка ряба (обр. К. Ушинского),

Репка (обр. К Ушинского),

Теремок (обр. М. Булатова),

Колобок (обр. К. Ушинского).

Вторая младшая группа

Волк и козлята (обр. АН. Толстого),

 Снегурушка и лиса (обр. М. Булатова),

Кот, петух и лиса (обр. М. Боголюбской),

Маша и медведь (обр. М. Булатова),

Заюшкина избушка (обр. О. Капицы),

Лисичка со скалочкой.

Средняя группа

Смоляной бычок, Зимовье (обр. И. Соко-лова-Микитова),

 Гуси-лебеди (обр. М. Булатова),

Жихарка (обр. И. Карнауховой),

 Бобовое зернышко (обр. АН. Толстого),

Девочка Снегурочка (обр. В.Даля),

Лиса и журавль (обр. АН. Толстого),

У страха глаза велики (обр. М. Серовой),

 Привередница (обр. В.Даля),

По щучьему велению (обр. АН. Толстого),

 Петушок-золотой гребешок и чудо-меленка (обр. М. Булатова).

Старшая группа

Заяц-хвастун (обр. О.Капицы),

Бабушка, внучка да курочка (обр. И. Карнауховой),

Крылатый, мохнатый да масляный (обр. И. Карнауховой),

Мороз, солнце да ветер, Лисичка-сестричка и серый волк (обр. М. Булатова), Сивка-бурка (обр. М. Булатова),

 Сестрица Аленушка и братец Иванушка (обр. М. Булатова),

Лиса и кувшин (обр. О. Капицы),

 Хавро-шечка (обр. АН. Толстого),

Мальчик-с-пальчик (обр. АН. Толстого),

Белая уточка (обр. А. Афанасьева),

Волшебное кольцо (обр. А. Афанасьева),

Липунюш-ка (обр. АН. Толстого),

 Иван Царевич и Серый волк (пересказ И. Карнауховой),

 Кузьма Скоробогатый (обр. АН. Толстого),

Морозко (обр.М.Булатова).

Подготовительная к школе группа

Царевна-лягушка (обр. М. Булатова),

 Семь Симеонов - семь работников (обр. И.Карнауховой),

Снегурочка, пузырь, соломинка и лапоть, Мороз Иванович (обр. В. Одоевского),

Петух да собака, Мужик и медведь, Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (обр. И. Карнауховой).

                                   СКАЗКА, ТРЕБУЮЩАЯ ОТГАДКИ

        

        Загадка - изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Загадки у разных народов называются по-разному. У чувашей, например, загадка - это «тупмалли юмах», что буквально означает «сказка, требующая отгадки». Почему? Многие загадки содержат сказочный сюжет и могут рассматриваться как особая разновидность сказок (Илларионова Ю. Учите детей отгадывать загадки. - М., 1976).

        В.П. Аникин называет загадкой «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления» (Аникин В. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1957).

Признаки загадки

• По содержанию она представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать.

• Описание нередко оформлено в виде вопроса.

• Как правило, это описание лаконично.

• Загадке часто присущ ритм.

Учитывая эти признаки, Ю.Г. Илларионова дает следующее определение загадке: загадка - это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

        Многие фольклористы отмечают, что загадки умны, высокопоэтичны, нравственны. А значит, они оказывают соответствующее влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание детей. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции. Но позднее доминирующим началом в них стало умственное воспитание.

В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов иносказательной речи, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от нечистой силы свое жилище, свою семью. К тайной речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, места охоты не общепринятыми названиями, а описательными оборотами или загадками.

        С помощью загадки нередко испытывали мудрость, находчивость, образованность человека, что отразилось во многих народных обрядах, в том числе посвящения юношей в воины, выкупа невесты женихом и т.д. Подобная роль загадки отражена в фольклорных произведениях. Например, в сказке «Царевна-лягушка» Ивану приходится разгадать загадки, прежде чем паук отдает ему меч-кладенец: «Что на свете всех дороже?» (Жизнь)

        У многих народов проводились «вечера загадок». Это был своеобразный ритуал, обычно совершавшийся осенью, по окончании сельскохозяйственных работ. Старшие загадывали младшим загадки, группируя их тематически: о человеке, одежде, явлениях природы. Тематический подбор загадок облегчал их отгадывание.

Широкие педагогические возможности загадки отмечаются многими.

• Загадки способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроте умственных реакций (Г.Н. Волков).

• Загадка доставляет уму полезное упражнение (К.Д. Ушинский).

• Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, доставляют ребенку эстетическое наслаждение (Ю.Г. Илларионова).

• Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая

функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка (Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина).

Особенности отбора загадок

Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием отгадывают загадки, в которых указываются реальные признаки угадываемого предмета, его внешнего вида. Эти загадки называются описательными:

Длинная, гладкая,

Оранжевая, сладкая.

Зайчики едят

И нам велят. (Морковь)

Для этого же возраста подходят и загадки с рифмующейся отгадкой:

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это? (Петушок)

Тематика загадок для детей младшего возраста ограничена. Это загадки о тех предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается и которые ему интересны: об игрушках, домашних животных, предметах быта, продуктах питания. Загадки для малышей не должны быть длинными, а описания подробными: большое количество признаков только запутает ребенка.

Дети среднего дошкольного возраста уже умеют выделять в предметах различные качества и свойства, поэтому в работе с ними можно использовать загадки более сложные, в которых есть сравнения, метафоры, образы. Но жизненный опыт в этом возрасте пока еще невелик. Значит, сравнения и образы должны быть знакомы детям из их повседневной жизни или в связи с частыми повторениями на занятиях.

Скатерть бела всю зиму одела. (Снег)

Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

Подобные образы понятны детям благодаря их внешнему сходству с предметом-отгадкой.

В этом же возрасте популярны загадки с рифмующимися отгадками:

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки, белые... (снежинки).

Воспитатели при проведении развлечений и праздников используют заученные загадки-вопросы. Такие загадки и ответы на них способствуют формированию у детей убеждений. Их можно найти в сказках и заучить с детьми. Например. «Что для человека дороже всего на свете?» - «Нет ничего дороже Родины» («Сказка о барине и его работнике»).

Дети старшего дошкольного возраста уже могут отгадывать загадки, предполагающие несколько отгадок

Без крыл летит,

Без ног бежит,

Без огня горит,

Без ран болит. (Ветер, туча, солнце, сердце.)

Старшие дошкольники имеют более широкие представления о животном мире, труде людей, явлениях природы. Это позволяет расширить тематику загадок. Дети начинают понимать смысл образных выражений, поэтому и загадки могут не отражать реальные признаки предмета, а только создавать их образ.

Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь.)

Широко используются загадки, «расшифровка» которых строится на постепенном исключении неверных сопоставлений:

Черен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица. (Жук.)

В этом возрасте используются литературные загадки, которые имеют длинное описание, а также загадки, для отгадывания которых необходимо иметь развитую наблюдательность.

Молода - похожа на серп,

Поживет - станет как лепешка. (Месяц, луна)

Загадки можно использовать на литературных викторинах, посиделках и развлечениях. Нами предлагаются загадки по сказкам. Это не только помогает закрепить содержание сказки, которую читали в группе на занятии, но и развивает память детей, образное мышление, элементы логического мышления (сравнение, анализ, синтез).

С образной загадки можно начать любое занятие по сказке (ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка, аппликация, музыкальное, физкультурное занятия и др.), что станет и хорошей мотивацией для приглашения сказочного героя, и проверкой детей на сообразительность.

Загадки может загадывать сам сказочный герой или дети. С загадки может начинаться каждая часть занятия, что способствует поэтапному разворачиванию его содержания.

Дети могут отгадывать загадки индивидуально или хором. Индивидуальное отгадывание предполагает обязательное поощрение детей. В этом случае важно, чтобы во время занятия похвалы удостоились все дети группы (причем необязательно за отгадку).

При отгадывании загадок можно использовать педагогический прием «Помоги»: дети помогают «незнающей, неумеющей» игрушке отгадать загадки. Ситуация успеха позволяет ребенку чувствовать себя уверенным в себе, компетентным (снимает комплекс неполноценности, если он отмечался раньше).

Загадки по сказкам собраны педагогами нашего дошкольного учреждения и используются как на занятиях, развлечениях, так и в свободной деятельности детей.

Повели коней в конюшни

Десять конюхов седых,

Все в нашивках золотых,

Все с цветными кушаками

И с сафьянными боками,

Но дорогой, как на смех,

Кони с ног их сбили всех,

Все уздечки разорвали

И... (к Ивану) прибежали.

Уймись, уймись, колдунья злая,

Себя надеждами не тешь-ка,

В лесу семь гномов повстречает,

Спасется наша... (Белоснежка).

Она легко, как по канату,

Пройдет по тоненькой веревочке,

Она жила в цветке когда-то,

Ну, как зовут ее? (Дюймовочка.)

Он ходит с длинной бородой,

Он очень жадный, хитрый, злой,

Но все ж не испугает нас

Разбойник этот... (Карабас).

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

 Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя, Машенька.)

Кто-то за кого-то

Ухватился крепко.

Ох, никак не вытянуть,

Ох, засела крепко!

 Что же это? (Репка.)

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

 Девочка имя забыла свое.

Ну, отгадайте, как звали ее? (Красная Шапочка.)

Человечек деревянный

На воде и под водой

 Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это? (Буратино.)

Сейчас потолкуем о книжке другой,

Тут синее море, тут берег морской,

Старик вышел к морю,

Он невод забросит,

Кого-то поймает и что-то попросит.

О жадной старухе рассказ тот пойдет,

А жадность, ребята, к добру не ведет.

И кончится дело все тем же корытом,

Но только не новым,

А старым, разбитым. (Золотая рыбка.)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

 И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит.

Это... (доктор Айболит).

У отца был мальчик странный

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Искал ключик золотой.

Его девочка Мальвина

 Называла... (Буратино).

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился.,. (Колобок).

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше. (Карлсон.)

ИГРА В СКАЗКУ

        В дошкольном детстве, как известно, ведущий вид деятельности - игра, в которой развиваются все познавательные процессы.

Технология использования сказки в играх может быть представлена играми-драматизациями (разработана группой воспитателей МДОУ № 27, опробована воспитателем Т, Сорокиной).

1-й этап. Знакомство со сказкой (чтение, рассказывание, беседы, просмотр диафильмов, видеозаписей, рассматривание картин и иллюстраций).

2-й этап. Знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь (пересказ, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок и т.п.).

3-й этап. Отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности: лепке, рисовании, конструировании, изготовлении атрибутов для игр.

4-й этап. Подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, подготовка необходимой среды для творческой игры, разыгрывания сюжета сказки, театрализованной игры.

Все игры организуются с учетом основных педагогических принципов. Напомним лишь некоторые из них.

Во-первых, надо избегать излишней дидактики: эту роль выполнит дидактическая игра, а творческая должна развиваться как свободная деятельность самих детей.

Во-вторых, воздействуя на ребенка через игру, воспитатель только на первых порах учит играть, формирует технику игровых действий, в дальнейшем же он играет роль только организатора и регулятора взаимоотношений,

В-третьих, игра, конечно, ведущий вид деятельности детей, но далеко не единственный. В частности, продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация) вносят существенный вклад в развитие личности.

Далее приводятся примеры педагогической технологии обучения детей иг-рам-драматизациям.

Игра-драматизация «Колобок»

(технология строится на основе «расшатывания» сюжета игры «Путешествие»)

Знакомство со сказкой

Чтение сказки и рассматривание иллюстраций. Просмотр диафильма «Колобок». Разыгрывание сказки с помощью предметов-заместителей.

Дидактическая игра «Колобок идет по лесу» (выкладывание сюжетных картинок в определенной последовательности). Словесно-дидактическая игра «Куда покатился Колобок?». Экскурсия в музей «Русская изба». Занятие «Испеку я колобок». Обыгрывание этой же ситуации на прогулке: «испечь» колобок из снега, песка. Эксперимент: почему колобки в группе растаяли?

Эмоциональная рефлексия знакомого материала

Посещение кукольного театра. Просмотр спектакля «Колобок». Просмотр и обсуждение видеозаписей (дети приносят их из дома) о приключениях Колобка. Разучивание песни Колобка на музыкальном занятии (творческое воспроизведение танца Колобка). Игры на имитацию движений животных: лисы, зайца, волка, медведя. Выпечка колобка дома с родителями. Игры с колобком и заучивание приговорок: «Ах, ты мой горяченький! Ах, ты мой румяненький!».

Художественная деятельность детей

Лепка «С кем повстречался Колобок?» (лепка и обыгрывание пластилиновых персонажей сказки). Рисование сюжетное по мотивам сказки «Колобок» (организация выставки детских работ). Аппликация «Герои сказки» (составляется из геометрических фигур). Конструирование из бумаги и картона игрушек-самоделок для сказки. Ручной труд - изготовление «рубашек» для варежкового театра по сказке (сшивание частей по готовой выкройке).

Создание игровой среды

Оформление настольного театра: изготовление объемных деревьев, домика из картона, фигур животных; варежкового театра по сказке; выставки рисунков и аппликаций по сказке; книжного уголка: книги по сказке «Колобок» в оформлении разных художников. Подготовка геометрических фигур для моделирования сказки на фланелеграфе:

колобок - желтый, медведь - коричневый и т.д.

Игра-драматизация «Теремок» (технология строится на основе «расшатывания» сюжета игры «Дом»)

Знакомство со сказкой

Чтение сказки и рассматривание иллюстраций. Просмотр диафильма «Теремок». Показ детям сказки с помощью геометрических моделей: кругов разного цвета и величины. Экскурсия в музей «Русская изба». Знакомство с ее атрибутами (печь, скамейка, прялка). Повторная экскурсия в музей «Русская изба». Обучение игровым действиям: печь блины, прясть пряжу, подметать пол. Обучение приговоркам: «Пеку блины румяные, румяные, горячие».

Эмоциональная рефлексия знакомого материала

Посещение кукольного театра. Просмотр спектакля «Теремок». Обсуждение спектакля в группе. Рассматривание книг и сравнение разных вариантов сказочной версии «Теремок». Просмотр диафильма «Рукавичка» и других версий «Теремка». Разучивание приговорок к сказке: «Лягушка-квакушка пряжу прядет»; «Волк-волчище дров припасет», «Лисичка-сестричка дом приберет»; «Все вместе дом построим лучше прежнего». Сочетание слова и движения. Отработка интонации. Дома вместе с родителями выпечка блинов для игры.

Художественная деятельность детей

Лепка «Мой любимый герой в сказке "Теремок"» (лепка и обыгрывание сказочных персонажей). Музыкальная деятельность - разучивание песен о дружбе и теремке. Имитация движений животных. Конструирование из картона и бумаги «шапочек-масок» для персонажей сказки. Рисование «Стоит в поле теремок». Игры с конструктором «Русская изба» (использование крупного строителя). Сюжетно-ролевая игра-придумка «Теремок»: «Вот по полю-полю кошка идет...». Что кошка может делать в теремке? Кто еще может прийти в теремок?

Создание игровой среды

        Оформление русской избы в группе из имеющегося материала (на отдельном столе). Организация выставки детских рисунков и конкурса на лучший теремок. Изготовление фигурок зверей и деревьев для разыгрывания сказки в настольном театре. Запись воспитателем «новых сюжетов» сказки «Теремок» (по детским «придумкам»). Подготовка геометрических моделей для разыгрывания новых сюжетов сказки «Теремок» на фланелеграфе.

Примечание. Дидактические и подвижные игры по сюжетам сказки или с героями сказки можно рассматривать как промежуточный этап для подготовки игры-драматизации (см. 2-й этап).

Примеры дидактических,

музыкальных и подвижных игр

по мотивам сказок

Шкатулка со сказками

Цель. Учить пользоваться предметами-заместителями (фигурами) как образами при составлении рассказа.

Материал.

Коробочка, восемь-десять кружков разного цвета, платочек.

Ход игры

        Кружки положить в коробку и прикрыть платочком. Шкатулка со сказками готова. Тот, кто начинает, вытаскивает из шкатулки цветной кружок. Надо придумать, кто это или что это будет в сказке. Например, если ребенок вытащил зеленый кружок, то можно предложить рассказать сказку про кузнечика, или зеленый лист, или огурчик и т.д.

После того, как первый игрок скажет два-три предложения, следующий вытаскивает другой кружок, говорит, кто это или что это, и продолжает сказку. Затем кружок вытаскивает следующий играющий и т.д. Когда первая сказка будет рассказана, все кружки собирают и опять кладут в шкатулку. Можно рассказывать другую сказку. Важно, чтобы каждый раз получалась законченная история и чтобы ребенок про один и тот же кружок в разных ситуациях придумывал разные варианты сюжетов.

Путешествие в сказку

Цель. Учить свободно мыслить, фантазировать; развивать логическое мышление, творчество, выдумку, находчивость, сообразительность, чувство юмора; формировать оценочно-контрольные навыки деятельности.

Необходимые материалы:

1. Сюжетные картинки к сказкам (15-20).

2. Предметные картинки к каждой сказке (пять-шесть).

3- Тексты сказок.

Примерный перечень картинок к сказкам.

Колобок

1. Дедушка и бабушка пекут колобок.

2. Колобок лежит на окне.

3- Колобок катится по лесу.

4.  Заяц, волк, медведь, лиса (по отдельности).

5.  Колобок на носу у лисы.

Заюшкина избушка

1  Заяц в лубяной (деревянной) избушке.

2. Лиса в ледяной избушке.

3. Лиса и заяц (по отдельности).

4. Лиса в лубяной избушке.

5. Собаки, волк, медведь, петух (по отдельности).

Теремок

1. В поле стоит теремок.

2. Все обитатели теремка (по отдельности).

3  Теремок и все звери в нем.

4. Медведь сел на теремок - он сломался.

5. Все вместе строят новый теремок.

Репка

1. Репка растет в земле.

2. Дед тянет репку.

3. Персонажи сказки (по отдельности).

4. Все персонажи сказки держат большую репку.

5. Едят репку.

Примечание. По этой схеме составляется перечень картинок всех сказок. Если животные повторяются из сказки в сказку, то можно сделать только одну картинку и использовать ее во всех сказках.

Вариант 1

Воспитатель приносит в группу письмо, в котором кукла Маша просит помочь ей узнать героев разных сказок: художник нарисовал сказочных героев, но не написал, кто они, а сама Маша догадаться не может. В конверте лежат иллюстрации к сказкам (сюжетные картинки). Кто узнает название сказки, пусть шепнет ее название Машеньке. За правильный ответ Машенька выдает фишку. Победителем станет тот, кто наберет больше всего фишек.

Вариант 2

У каждого ребенка на столе картинка с изображением фрагмента из какой-либо сказки. Машенька читает отрывки из разных сказок. Тот, чья картинка соответствует данному отрывку, дарит ее Машеньке, а взамен получает фишку. Из подаренных картинок Машенька составляет выставку, а потом предлагает детям рассказать свою сказку (или ее фрагмент). Машенька внимательно их слушает, предлагает делать то же и детям, хвалит их, благодарит за сказки-подарки.

Вариант 3

Один ребенок описывает по картинке героев сказки. Другие отгадывают, кто это, из какой сказки. Отгадавшие первыми получают право составить загадку-описание по своей картинке.

Вариант 4

Предложите группе детей выбрать картинку, распределить между собой роли и разыграть фрагмент сюжета сказки, изображенный на картинке (можно с помощью игрушек) так, чтобы другие ее узнали. Успешно справившиеся с заданием могут выбрать другую картинку.

Вариант 5

Дети получают конверты с иллюстрациями к сказке (один конверт на двоих) и раскладывают картинки в порядке, соответствующем развертыванию сюжета. В этом случае прежде всего ценятся совместный труд, умение договариваться. Далее дети могут рассказать эту сказку по ролям.

Вариант 6

У каждого ребенка свой конверт. Двое высыпают все картинки на стол и пробуют сочинить новую сказку из материала к двум разным сказкам. За основу можно выбрать любую из этих сказок или придумать новый сюжет.

Вариант 7

Воспитатель предлагает поиграть в «добавлялки». Дети, у которых картинки из соответствующей сказки, показывают их всей группе.

• Ок-ок-ок - стоит и поле... {теремок).

• Ок-ок-ок - покатился... {колобок).

• Ят-ят-ят - серый волк не съел... {козлят).

Су-су-су - петушок прогнал... {лису).

• Цо-цо-цо - снесла курочка... {яйцо).

• Ана-ана-ана - несут лебеди... {Ивана).

•Ёк-е'к-ёк - не садись на... {пенек).

• Ёт-ёт-ёт - битый небитого... {везет).

Подвижная игра «Волк и семеро козлят»

Волк сидит в центре круга, а козлята вокруг идут в хороводе и весело поют.

Семеро, семеро, семеро козлят

Весело, весело, весело стоят.

Весело всезнайке, весело бодайке,

Весело топтушке, весело болтушке,

Весело дразнилке, весело мазилке.

И, конечно, очень весело кричалке.

Ну, давайте, братцы,

Прыгать и бодаться,

Прыгать и бодаться!

Волк от песни и шума просыпается и бежит ловить козлят. Испугавшись, они разбегаются в разные стороны и прячутся. Волк старается поймать как можно больше козлят. Пойманных уводит к себе в «лес».

Рекомендация. Игру можно проводить в младшей группе. В этом случае роль волка исполняет воспитатель и козлят можно не ловить, а только бегать за ними. Если игра проводится с детьми старшего возраста, роль волка исполняет ребенок. Он ловит козлят (или осаливает их).

Русская народная подвижная игра «Водяной»

Дети становятся в круг, не берясь за руки. Водяной (ведущий) присаживается в центре круга с завязанными глазами, Дети идут по кругу друг за другом.

Водяной, Водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выйди хоть на чуточку,

На одну минуточку.

Выйди хоть па целый час.

Все равно не знаешь нас.

Затем Водяной подходит к одному из детей и, ощупывая его руками, пытается отгадать имя ребенка. Если угадал, то Водяным становится этот ребенок.

ТЕАТР И ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ

        

        Дошкольники, как правило, бывают рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

Л.В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр.

Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Л.В. Артемова также выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников.

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры-драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

Технология организации театрализованных игр

Основные требования к организации театрализованных игр

• Содержательность и разнообразие тематики.

• Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

• Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

• Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. З.М. Богуславская и Е.О. Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.

Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. О.С. Лапутина рекомендует с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского.

Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.

В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».

С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведения, в которых небольшое количество действий (потешка «Кисонька-мурысенька»).

В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка -все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.

Наблюдая за играми старших дошкольников, Д.Б. Менджерицкая отмечала: такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения.

Сказки по-разному отражаются в играх детей: малыши воспроизводят отдельные сюжеты, старшие дошкольники - сказку целиком. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи - куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения.

Игра-драматизация русской народной сказки

 «Заюшкина избушка»

в старшей группе

Цель. Научить инсценировать русскую народную сказку «Заюшкина избушка».

Задачи. Познакомить с правилами кукловождения; совершенствовать умение рассказывать сказку по ролям; учить соотносить движения куклы и слова; учить интонацией передавать настроение героя; воспитывать чувство сопереживания, сочувствия; ввести в активный словарь детей «сказочную» лексику (лубяная, несу косу, сижу на печи).

Материал. Плоскостное изображение ледяной и лубяной избушек, деревья, кусты; куклы-варежки: лиса, заяц, петух, медведь, собака, волк; ширма в рост ребенка.

Ход игры-драматизации

Ведущий. Посмотрите и послушайте сказку «Заюшкина избушка».

Жили-были Лиса и Заяц. У Лисы была избушка ледяная, а у Зайца - лубяная. Пришла весна-красна. Под теплыми лучами весеннего солнышка избушка Лисы растаяла, а избушка Зайца стоит как ни в чем не бывало. Вот и побежала Лиса к соседу.

Лиса. Заинька-соседушка, пусти меня погреться. Пусти, родненький!

Заяц. Заходи, Лисонька.

Ведущий. Не успела Лиса войти в избушку, как тут же стала гнать бедного Зайца.

Лиса (в окошке). Уходи прочь, Косой! Чтобы духу твоего не было!

Ведущий. Погнала Лиса Зайца. Сел он на пенек и заплакал. Идет мимо Собака: «Ав-ав-ав! О чем, Заяц, плачешь?».

Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла. Она и попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.

Собака. Не плачь, Заяц. Я ее выгоню!

Ведущий. Пошла Собака к избушке и стала гнать Лису.

Собака. Ав-ав-ав! Поди, Лиса, прочь. Ав-ав-ав!

Лиса (в окошке). Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Ведущий. Испугалась Собака и в лес убежала. А Заяц по-прежнему сидит на пеньке и плачет. Идет мимо Волк.

Волк (участливо). О чем, Заяц, плачешь?

Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла -она и попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.

Волк. Не плачь, Заинька. Я ее выгоню!

Заяц. Нет, не выгонишь. Собака гнала - не выгнала, и ты, Волк, не выгонишь.

Волк. Нет, выгоню!

Ведущий. Подошел Волк к избушке и стал гнать Лису.

Волк. Поди, Лиса, вон!

Ведущий. А Лиса Волка ничуть не испугалась.

Лиса (в окошке). Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Ведущий. Испугался Волк и в лес убежал. Идет мимо Зайца Медведь.

Медведь (участливо). О чем, Заяц, плачешь?

Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы и растаяла. Она попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.

Медведь (важно). Не плачь, Зайчик, я ее выгоню!

Заяц. Нет, Медведь, не выгонишь. Собака гнала — не выгнала, Волк гнал — не выгнал, и ты, Медведь, не выгонишь.

Медведь (упрямо). Нет, вы-го-ню!

Ведущий. Подошел Медведь к избушке и стал гнать Лису.

Медведь (рычит). Поди вон, Лиса! Не-мед-лен-но!

Ведущий. А Лиса не испугалась.

Лиса (в окошке). Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Ведущий. Испугался Медведь и в лес убежал. Идет мимо Зайца Петух.

Петух. Ку-ка-ре-ку! (Участливо). О чем, Зайка, плачешь?

Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы и растаяла. Она попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.

Петух. Я ее сейчас выгоню!

Заяц. Нет. Не выгонишь. Собака гнала - не выгнала, Волк гнал - не выгнал, Медведь гнал - не выгнал, и ты, Петушок, не выгонишь.

Петух. Нет, я выгоню! Я - храбрый Петух! Ку-ка-ре-ку!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Ведущий. Подошел Петух к избушке и стал гнать Лису.

Петух. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу Лису посечи! Поди, Лиса, вон!

Лиса. Шубу надеваю...

Петух. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу Лису посечи! Ступай, Лиса, вон!

Ведущий. Лиса испугалась и в лес убежала. И стали Заяц и Петух жить да поживать в Зайкиной избушке. Вот и сказке конец!

Драматизация русской народной сказки

 «Заюшкина избушка»

в младшей группе

Цель. Помочь детям обыграть сказку «Заюшкина избушка» с помощью театра игрушек и игрушек-самоделок.

Задачи. Учить выполнять определенную роль в сказке с помощью игрушки; помогать соотносить игру и речь персонажа в сказке; совершенствовать умение имитировать голоса животных; поддерживать сопереживания детей и их желание прийти на помощь; активно способствовать формированию интереса к искусству инсценировки.

Материал. Декорации - домик ледяной и лубяной; игрушки для настольного театра: лиса, заяц, петух, волк, собака, медведь.

Текст сказки можно адаптировать.

В средней группе детского сада эта же сказка может быть поставлена с помощью теневого театра.

К небольшому экрану (25 x 40 см или 40 x 60 см) вплотную приставляют фигуры-силуэты - настольного театра или вырезанные из плотной черной бумаги. Декорации на проволочных петельках подвешиваются на рамке, а картонная избушка вставляется в боковые пазы. Ледяной домик изготавливается из картона и целлофана. Ведущий держит ледяной домик на рамке в руках, а когда «наступает весна», медленно опускает его вниз - он «тает». Движущиеся части фигур вырезают отдельно и соединяют ниткой, заклеенной с обеих сторон кусочками бумаги, Фигуры приводятся в движение проволочками, прикрепленными ко всем подвижным частям. Чтобы проволочки не выходили за пределы контура фигуры, в одном-двух местах их закрепляют тонкой ниткой. Фигуру медведя можно сделать в двух видах. Разговаривая с зайцем, он стоит на четырех лапах, а выгоняя лису из зайкиной избушки - идет на задних лапах.

                                            РАЗВИТИЕ РЕЧИ

         

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Речь — чудесный дар природы — не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Мать, отец и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями малыша на пути его речевого развития. В первые годы жизни ребенка в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, малыш овладевает основными грамматическими формами родного языка, накапливает значительный запас слов. Если родители были чутки к своему ребенку, много общались с ним, внимательно слушали его, предоставляли достаточную двигательную свободу, то ребенок благополучно пройдет все стадии речевого развития и накопит достаточный   речевой   багаж.   Все   это — заслуга   только   семьи,  родителей и близких ребенка.

Нормально развивающийся ребенок данного возраста активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. Умение общаться со сверстниками и другими людьми — одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка.

Особо необходимо отметить значение развитой связной речи, так как именно в ней концентрируются достижения ребенка не только в речевом развитии, но и в личностном. Две формы связной речи — диалог и монолог — неравномерно формируются в дошкольном возрасте и играют разную роль в жизни ребенка. Наиболее социально значимой для дошкольника является диалогическая  форма общения. Диалог является естественной средой развития личности.         Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Развитие диалога — это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них — ребенок.  

Связная речь

"Связная речь — одно из ведущих направлений в процессе развития ребенка. Развитая связная речь позволяет ему осуществлять I полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.

Связная речь существует в двух формах — диалоге и монологе. Обе формы отличаются друг от друга, но их объединяет единая природа происхождения — необходимость людей общаться друг с другом. Диалог и монолог неравномерно формируются ,в дошкольном возрасте и играют разную роль в жизни ребенка.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование фольклора в развитии двигательной активности детей» (о русских народных играх).

«Двигательная активность является важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма.Для того чтобы вызвать у детей стойкий интерес ...

Конспект НОД с использованием народных игр и фольклора "Игры из бабушкиного сундука"

Приобщение дошкольников к физической культуре  посредством  русских народных игр....

Статья " Фольклор и и народные игры на музыкальном занятии"

В статье " Фольклор на музыкальном занятии " изложена краткая информация о жанрах народной музыки и собраны некоторые игры, используемые на музыкальном занятии в детском саду....

Мастер-класс "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры"

Мастер-класс "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры" (текст и презентация к нему)...

Конспект занятия по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (Музыкально-ритмическая деятельность) для детей старшего возраста "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры"

Цель занятия: посредством народной игры вызвать интерес ребенка к русскому народному фольклору, приобщать к русским народным традициям....

"Приобщение детей к фольклору посредством народной игры"

Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.Обогащать опыт эмоциональных переживаний, чувств, настроений детей в процессе приобщения к музыкальному фольк...

Конспект НОД с использованием русских народных игр и фольклора "Игры из бабушкиного сундука" (для детей старшего возраста)

Конспект НОД  с использованием русских народных игр  и фольклора "Игры из бабушкиного сундука"(для детей старшего возраста)Цель: Приобщение дошкольников к физическ...