Конспект НОД с использованием русских народных игр и фольклора "Игры из бабушкиного сундука" (для детей старшего возраста)
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Проховцева Елена Владимировна

 

 

Конспект НОД  с использованием русских народных игр  и фольклора 

"Игры из бабушкиного сундука"

(для детей старшего возраста)

Цель: Приобщение дошкольников к физической культуре  посредством  русских народных игр.

Задачи:

Образовательные:

v Способствовать осознанию детьми ценности народных игр;  создавать условия для закрепления основных видов движений  -  прокатывания мячей, подпрыгивания и мягкого приземления, бега с увертыванием.

Оздоровительные:

v Развивать мышцы рук, ног, плечевого пояса, туловища; укреплять свод стопы, сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Воспитательные:

v Воспитывать самостоятельность, умение заниматься в коллективе, выдержку и решительность;

v Формировать положительные черты характера – организованность,  честность.

v Воспитывать бережное отношение к народным традициям.

Оборудование: кушаки для мальчиков, ленты для девочек,  лента, платок, коврики и мячи по количеству детей,  мешок на веревке.

ТСО: проектор, магнитофон, флешка.

Предварительная работа. 1. Педагог беседует с детьми о народных играх, об их возникновении,  об их  значении и пользе. 2. Готовят атрибуты к занятию: ленты для девочек и кушаки для мальчиков.    

 

 

                                

Организация

Содержание

1.     Вводная часть (4 мин)

Дети заходят в зал.  У девочек  на голове яркие ленты, у мальчиков на поясе кушаки.

 

 

 

 

 

 

На экране появляется березовая роща.

Дети строятся в колонну по одному (мальчик, потом девочка и т.д.). Звучат народные мелодии «Во поле береза стояла», «Кадриль».

 

Перестраиваются в две колонны через середину зала - колонна девочек и колонна мальчиков

-Здравствуйте, добрые  молодцы и красны девицы. А чего это вы так принарядились? Дети отвечают  (Собрались поиграть в народные игры)

- Ну, тогда я предлагаю вам отправиться для этого в подходящее место, а именно: в  деревню, и здесь почти  в каждом доме есть «бабушкин сундук», в котором хранятся старые народные игры.  Согласны? Тогда в путь. Впереди березовая  роща.

 

 

Идут по кругу на носках, руки на поясе; высоко поднимая колени, руки в стороны; топочущим  шагом, руки вдоль туловища; перекатом с пятки на носок; бег, сгибая ноги назад, руки на поясе, ориентируясь на музыку – 2-3круга.

 

 

 

 

 

2.     Основная часть (18 мин.)

На экране появляется изображение деревни.

 

Дети выполняют комплекс ОРУ «Девицы-красавицы и добрые молодцы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На экране появляется изображение сундука.

 

На экране появляется изображение мяча.

П/и «Встреча»

Играющие стоят шеренгами за линиями (расстояние 3-4 м), распределившись попарно, у каждого мяч.

 

 

 

На экране появляется изображение мешочка.

 

П/и «Мешочек»

Дети стоят в кругу, в центре водящий с веревкой, на конце которой привязан мешочек.

 

 

 

 

 

 

 

На экране появляется  изображение коврика.

 

 

П/и « Укротитель диких зверей».

Играющие берут коврики и кладут их по кругу, ковриков на один меньше, чем игроков.

 

 

 

 

 

 

 

 

На экране появляется изображение платка

 

 

 

П/и «Бабка-ежка»

Дети стоят в кругу, считалкой выбирают водящего – Бабку-ежку.

 

 

 

 

 

 

 

На экране появляется изображение солнца.

 

 

П/и «Солнышко».

Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего - «солнышко».

- Ну, вот мы и в деревне. А, ну-ка, добры молодцы и красны девицы покажите свою красоту и ловкость.

 

 

1.     Полочка. И.п.  – о.с. Руки перед грудью, предплечья вместе. 1 – наклонить голову вправо; 2 – и.п.; 3 – наклонить голову влево; 4 – и.п. Повторить 8 раз.

2.     Хлопушки. И.п. – ноги на ширине стопы, правая рука направлена вверх, левая – вниз. Делать скользящие хлопки в такт музыке. Повторить 8 раз.

3.     Повернись. И.п.  – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-3 – полуприсесть, повернуться вправо (влево); 2-4 и.п. Повторить  8 раз.

4.     Поклон. И.п. – то же. 1-2 наклониться вперед, правую (левую) руку опустить; 3-4 – и.п. Повторить 8 раз.

5.     Горка. И.п.  – сидя, ноги вперед, руки в упоре сзади. 1-2 – опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, выпрямив туловище; 3-4 – и.п. Повторить 6-7 раз.

6.     Хлопок под коленом. И.п.  – сидя, ноги вместе, руки перед грудью локтями в стороны.1- приподнять согнутую в колене правую (левую) ногу, хлопнуть под коленом; 2 – и.п. Повторить 8 раз.

7.     Ай да ножки! Девочки прыгают ноги скрестно, ноги врозь, а мальчики выбрасывая ногу на пятку. Повторить 20 раз.

 

- Ребята, а вот и сундук, давайте-ка откроем его.

 

 

 

 

- Предлагаю поиграть в игру «Встреча».

 

 

 

 

По сигналу водящего дети прокатывают мячи по направлению друг к другу так, чтобы они столкнулись (встретились). Выигрывает та пара, у которой больше столкновений (встреч).

 

 

- Ну, а эта игра нам знакома, становитесь в круг, играем в «Мешочек»

 

 

 

Водящий вращает веревку  над полом, а дети прыгают на обеих ногах, стараясь, чтобы мешочек их не задел. Описав 2-3 круга мешочком, водящий делает паузу, во время которой подсчитывает количество детей, чьих ног коснулся мешочек. Игра повторяется 2-3 раза с разными водящими. Выигрывает тот, у кого мешочек задел большее количество детей.

 

 

- Ну, а в этой игре нужно проявить смелость, чтобы не испугаться диких зверей.

 

 

 

 

Играющие занимают коврики (они дикие звери), тот, кому не хватило – укротитель диких зверей. До начала игры дети выбирают, кто будет волком, лисой, зайцем. Укротитель ходит по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, встает за укротителем. И так все звери. После слов укротителя: «Внимание, охотники!». И звери, и укротитель стараются сесть на свободные коврики. Тот, кому не хватило места, становится укротителем.

 

 

- Ну, а сейчас мы встретимся со сказочным персонажем. Ка вы думаете кто он? Конечно, это бабка-ежка.

 

 

 

Выбранная Бабка-ежка повязывает платок на голову и встает в круг, дети идут по кругу и говорят дразнилку.

Бабка-ежка, костяная ножка.

С печки упала, ножку сломала.

А потом и говорит:

«У меня нога болит».

Бабка-ежка ловит детей.

 

 

 - А это новая игра, которая называется «Солнышко».

 

 

 

«Солнышко» стоит в кругу. Ребята  идут по кругу и говорят:

Гори солнце, ярче!

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

Первые две строчки идут хороводом, на последние две кланяются солнцу и подходят к нему, «Солнце» говорит: «Горячо!» и догоняет детей. Кого догнал, тот замирает на месте и выбывает из игры.

3.     Заключительная часть  (3 мин.)

 

На экране появляется изображение ручейка.

 

П/и «Ручеек».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог предлагает вспомнить детям игры, в которые они играли.

 

- Ребята, вот и все, что лежало в сундуке. А теперь пора возвращаться , предлагаю вернуться по воде.

Дети встают парами.  Выбирается водящий. Он стоит перед первой парой. Его задача – пойти по «коридору», взять за руку кого-то из впереди стоящих и вместе с ним пройти до конца. А тот у кого нет пары идет вперед и снова выбирает себе пару.

Ручеек по камушкам бежит,

Парень выбрать девушку спешит.

Девушка пусть тоже не скучает,

И другого парня выбирает.

- А какие  движения  выполняли? Что полезного в этих движениях для здоровья человека?

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Основы русских народных традиций их классификация и значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Большинство детей очень поверхностно знакомы с народной культурой. В основе человеческой культуры лежит духовное начало....

Консультация для воспитателей "«Русская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

В консультации  раскрыты приёмы работы со сказками, представлен алгоритм работы со сказкой в ходе  непосредственно образовательной деятельности....

Конспект занятия по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (Музыкально-ритмическая деятельность) для детей старшего возраста "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры"

Цель занятия: посредством народной игры вызвать интерес ребенка к русскому народному фольклору, приобщать к русским народным традициям....

Праздник, посвященный 8 марта "Бабушкин сундук" для детей старшей группы

Праздник, посвященный 8 марта "Бабушкин сундук" для детей старшей группы...

Русские народные игры как средство развития физических качеств у детей старшего возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27565826","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Актуальность В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двига...