Статья " Фольклор и и народные игры на музыкальном занятии"
статья по теме

Ежова Алена Игоревна

В статье " Фольклор на музыкальном занятии " изложена краткая информация о жанрах народной музыки и собраны некоторые игры, используемые на музыкальном занятии в детском саду.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Фольклор на музыкальном занятии»

Программа музыкального воспитания детей дошкольников рекомендует познакомить детей с народным творчеством.  Это песенки, русские народные потешки, заклички, пляски и хороводы, народные игры и игра на народных музыкальных инструментах. Произведения народного творчества создавались не одним человеком и не сразу, а на протяжении многих жизней многих людей,  а много жизней и много людей, собранных на одном месте Земли – это уже народ. И произведения, прошедшие через множество человеческих судеб по праву называют народными. Все они пришли к нам из глубины веков  и передавались от человека к человеку, из уст в уста. И произошло это благодаря удобству и простоте музыкального языка народной песни, заклички, пляски. Музыкальный фольклор отражал все детали ежедневного быта человека на Руси. От рождения до смерти любая работа  и любой отдых, празднование и горе находили свое отражение в простых и понятных интонациях народной мелодии. Поэтому русские народные считалки, потешки, удобны для восприятия и исполнения даже маленькому ребенку. Кроме доступного музыкального языка, ценность народного творчества еще и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения воспитывают у детей интерес и любовь к народному творчеству.    

Музыкальный фольклор – явление синкретическое. В нем неразрывно связано  музыка, пение, движение и игра на доступных народных инструментах.

Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора, которые активно задействованы в музыкальном занятии:

1. Народная песня. Этот раздел многожанровый, так как разновидностей народных песен и попевок, с которыми мы знакомим детей, множество.

 Это заклички, частушки, считалки, потешки, колыбельные и праздничные песни, хороводные и плясовые напевы.

2. Народная хореография. ( Пляски, хороводы).

3. Народные музыкальные инструменты. Это шумовые, простые в обращении деревянные инструменты -  ложки, дудки, свистульки, погремушки, рожки и.т.д.  

4. Подвижные музыкальные игры.

Отдельно нужно отметить значение народных сказок для театрализованной деятельности на музыкальном занятии.

 Все вышеназванные аспекты можно рассматривать долго, я же хочу остановиться подробнее не пение и подвижной игре.

 Пение – доступный и любимый детьми вид деятельности. Пение развивает у дошкольников музыкальный слух, память и чувство ритма, вызывает эмоциональный отклик.  Задача педагога  - научить детей правильно петь, любить песню.

Еще замечательные педагоги советской школы  советовали формировать репертуар за счет народного песенного творчества, опираясь на мелодику народных ладов, яркую образность, протяжность фольклорных композиций.

В чем же доступность народных песен? В том, что мелодии их чаще всего

состоят из трех – четырех нот, расположенных в удобной для детских      

голосов певческой зоне. Петь их можно легко, не напрягая голос, не надо брать ни очень высоких, ни слишком низких звуков. Движение мелодии поступенное, без скачков. Часто повторяется один мотив. Простая куплетная форма произведения и элементарный размер – две четверти, три четверти.

Да и сами заклички, приговорки, веснянки, игровые припевы и песни обычно невелики по объему. У детей разные вокальные данные и физические возможности. Ребенок исполняет мелодию так, как позволяют ему его способности. Но вместе с тем дети могут импровизировать, то есть изменять мелодию, внося в нее новые элементы. Такое исполнение и будет настоящим фольклорным. Даже у людей без слуха и голоса из глубины подсознания выплывет интонация народного напева, услышанного когда то в детстве.  

Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре малыши получают  в начале музыкального обучения. Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняют несложные действия, подсказанные характером и содержанием музыки. Прибаутки « Ладушки», « Сорока», « Андрей – воробей», « Петушок» одними из первых появляются в репертуаре малышей.

На своих занятиях я стараюсь  исполнять попевки, народные мелодии, сопровождая их простыми движениями. Дети с удовольствием повторяют и запоминают движения, так как часто они не могут воспроизвести даже отдельного слога и интонации попевки. При этом дети не становятся сторонними наблюдателями,  а сами принимают участие в процессе, делают движения под музыку, передают содержание попевки в движениях.  

После коротких песенок – попевок  ребята знакомятся с русскими народными песнями и прибаутками. Это « Василек», « Зайка», « У кота воркота», « Бай качи, качи, качи», « Гуси», «Где был, Иванушка», « Ах, вы сени», « А я по лугу», « Как у наших у ворот», « Журавель» и многие другие песни.

Влияние русской народной песни на композиторов, пишущих для дошкольников столь велико, что иногда авторские композиции С. Насауленко, Т. Попатенко, А Филиппенко, М. Красева воспринимаются нами, как народные. Все дело в основных принципах русской песни, использованных у этих авторов: интонационная простота, традиционные народные ритмоформулы, доступность текста для маленьких исполнителей.    

Таковы, например, песни А. Филиппенко « По малину в сад пойдем» и  «Весенняя песенка». Последняя  - типичный образец воплощения одного из жанров народной песни – веснянки. Уже само название « веснянка», подсказывает содержание песни. Так в народе называли песенки, которыми встречали весну, а с ней – свет, тепло. Встречу весны обычно праздновали в марте и именно дети выходили « кликать» - звать – Весну – красну. В своих веснянках дети просили птиц, обычно куликов и жаворонков, прилететь и принести ключи от весны и запереть на замок зимние холода. Так и действием и словом старались люди помочь дружному наступлению весны.

Приговорки и заклички – ближайшие родственницы веснянок.

« Закличка» - это поэтическое обращение к природе, часто положенное на короткий, повторяющийся мотив. Просьбы  к  дождю, ветру и другим явлениям природы. В « приговорках» обращаются к птицам, зверям и растениям: цветам, грибам и ягодам. Люди верили, что природа поймет и примет их особые, с любовью посланные к ней обращения и откликнется и поможет. Поэтому на музыкальных занятиях дети знакомятся и с этим пластом творчества их древних предков.

Совсем другим характером, мелодизмом и напевностью отличается еще один важнейшие песенный жанр – колыбельная песня. Специалисты по фольклору утверждают, что колыбельные не случайно во всем мире подобны по ритму, тембру и интонациям. Это самые  древние образцы песенности, дошедшие до наших времен. Первобытные люди тоже укачивали в своих пещерах младенцев при помощи повторяющихся монотонных напевов. У самого слова « баю», кроме  «говорю» есть еще и значение « заговариваю на сон грядущий, чтобы мой ребенок рос крепким и здоровым». Народные колыбельные несут в себе код будущей жизни, ведь слова, услышанные в момент засыпания, оказывают особое влияние. Вот почему в колыбельных так часто встречаются пожелания крепкого сна, роста, здоровья, успеха.

Герои колыбельных: Волчок, Кот Баюн, Дрема – тоже родом из мифов и древнеславянских верований. Даже с виду простые, лишенные мистического значения описания повседневной жизни в колыбельных песнях  имеют свое значение – познакомить с картиной окружающего мира. Народные колыбельные – это первая встреча ребенка с родной культурой, разнообразные научные исследования подтверждают пользу колыбельных песен для здоровья и развития детей.

Особенно важно петь колыбельные, как считают медики, детям с различными нарушениями в развитии, так как уникальная ритмика колыбельной песни может служить профилактическим средством двигательных и речевых расстройств.    

Колыбельные,  в отличие от других жанров народных песен, часто имеют длинную мелодическую линию, требующую для исполнителя определенного владения дыханием. Такие песни сложно исполнять даже взрослому.

Для детей подобный  образец жанра  может стать репертуаром для слушания, а для исполнения подойдет попевка « У кота воркота», « Баю – баю, баю» и другие песенки.

Говоря о характерных народных песнях, наиболее часто используемых на музыкальном занятии, мы выделяем песни, сопровождаемые действиями и наиболее ярко отражающие синкретичные черты народного искусства, или,  говоря современным языком, интеграцию различных видов искусств.  

Это хороводные и плясовые песни.  Они отличаются яркими и запоминающимися мелодиями, позволяют работать одновременно над всеми певческими навыками – правильным дыханием, точной передачей ритма и интонации, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку и при этом решать задачу координированного движения у  детей.

Хоровод – это танец и песня, а иногда  - танец и игра. Поэтому движения хоровода – это не просто « ходить кругами». Общее движение хоровода может быть и простым и очень сложным, с перестроениями.

Хороводы бывают медленные, плавно скользящие, такие хороводы чаще всего и разучиваются с детьми на музыкальном занятии. Хоровод любит дружное притоптывание, хлопки в ладоши, он учит каждое отдельное,  собственное движение подчинять общему настроению.

Хоровод получил широкое применение в разных видах детского творчества: при исполнении авторских песен, в игре, пляске. Это незаменимый вид движений на новогоднем празднике, где все действие происходит вокруг елки. Хоровод может сочетаться с пляской. Например, выпускники группы  

« Ласточка» исполняли хоровод « Во поле береза стояла» в современной обработке. В этом танце идет чередование движений в хороводе и плясовых элементов. Здесь использовался скорый хоровод, требующий быстроты и ловкости и поэтому редко применяющийся на музыкальных занятиях.

Ярчайший пример игрового хоровода – « Гори, гори ясно».

Хороводы можно исполнять под плясовые мелодии. Например, под вариации « Как у наших у ворот», дети исполняли хороводный танец вокруг обруча.

Таким образом, когда мы знакомим детей с народной песней, одновременно обучаем их и народной хореографии, так как все жанры народного искусства взаимосвязаны.

Дети овладевают такими элементами народного танца, как: хороводный шаг, притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, повороты ладошек из стороны в сторону, « ковырялочка», кружение в парах. Эти движения активно применяются при постановке других танцевальных композиций, поскольку именно простые элементы народного танца и являются базовыми навыками наших воспитанников, наиболее доступными для их исполнения.

 

Всем известно, что игра – это основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир, фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции. На более позднем этапе обучения дети должны вовлекаться в игру с театральными действиями и диалогами. Но для детей нашего детского дома наиболее приемлемым я считаю более простые по содержанию игры с доступными по содержанию текстами. Музыкальным материалом для таких игр могут послужить известные детям народные песни: « Ах, вы сени», « Как под горкой, под горой», « Два веселых гуся» и другие.    

Вот некоторые игры, которые в большинстве имеют народные черты.

Эти игры не только нравятся детям, но и помогают в их всестороннем музыкальном развитии.

Подвижные музыкальные игры с детьми.

« Платочек»

Музыка: Украинская народная песня « Платочек», или « Во поле береза стояла».

Описание : Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре – ребенок с платочком в руке. Это « Галя». Можно заменять имя ребенка, например:  «Таня по садочку ходила», или « Саша по садочку ходил».

«Галя по садочку ходила, свой платочек там уронила» - дети поют, стоя в кругу.  «Галя» с платком проходит мимо детей и на слове « уронила» роняет платок. Ребенок, около которого упал платок,  поднимает его и прячет за спину.

« Обошла тут Галя садочек, ищет голубой свой платочек» - « Галя» ходит по кругу и ищет платочек. Не найдя его становится в центре круга и « плачет».

« Не горюй, подруженька Галя,

Мы платочек твой разыскали

Под малиновым под кусточком,

Под зелененьким под листочком».

 Вариант 1: Дети,  взявшись за руки, сужают круг, подходят к «Гале», чтобы ее утешить. Дети отходят назад, расширяя круг.

Вариант 2: Дети идут по кругу, держась за руки. С концом песни останавливаются и разнимают руки. Ребенок, у которого платок,  поднимает его вверх и говорит: « Вот он».

Дальше игра проходит без пения: ребенок, поднявший платок, убегает, а  «Галя» его догоняет. Пойманный ребенок становится водящим.  

 « Гори, гори ясно»

Описание: Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине – ребенок с платочком в руке, (водящий). Сначала водят хоровод под любую спокойную песню (по желанию). В это время водящий машет платком.  С окончанием песни останавливается перед двумя стоящими в кругу детьми.  Играющие хором поют   считалку:  «Гори, гори ясно,

 Чтобы не погасло, раз, два, три».

На счет «раз, два, три» дети три раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его. Игра повторяется вновь. В роли в водящего тот, кто первым добежал до платка.

« Ой, летали птички»
Музыка русской народной песни « Два веселых гуся», слова Т. Сауко.

1. Вот летали птички,

Птички – невелички,

Все летали, все летали

Крыльями махали.

( Дети машут руками, как крыльями и бегают по кругу).

2. На дорожку сели,

Зернышек поели.

Клю – клю - клю - клю

Как я зернышки люблю.

 ( Пальцы одной руки сложены щепоткой, стучат по раскрытой ладони другой руки .)

3. Перышки почистим,

Чтобы были чище.

Вот так, вот так,

Чтобы были чище.

( обеими ручками отряхиваются).

4. Прыгаем по веткам,

Чтоб сильней быть деткам.

Прыг – скок, прыг – скок,

Прыгаем по веткам.

( Прыгают, размахивая руками).

Воспитатель говорит: А собачка прибежала

И всех пташек распугала.

Дети разбегаются, а « собачка» их догоняет.                

« Скок – поскок»

Описание: Дети стоят в кругу. Один ребенок -  « дроздок» - в середине.

На слова « Скок, скок, поскок, молодой дроздок» - « дроздок» подбоченившись подпрыгивает, а дети хлопают в ладоши.

« По водичку пошел, молодичку нашел» - « дроздок» подходит к кому – нибудь из детей и кланяется.

« Молодиченька – невеличенька» - «дроздок» возвращается на середину круга и ведет с собой « молодиченьку».  

« Сама с вершок, голова с горшок» - дети руками показывают, какая «голова с горшок», после этих слов водящие « дроздок» и «молодиченька» их догоняют.

« Я с веночком хожу»

Мелодия народной песни « Со вьюном я хожу».

Описание: Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Внутрь круга заходит один из играющих с венком в руках.

Венок может быть сплетен из ромашек, или искусственных цветов.

Дети поют: Я с веночком хожу,

Я с зеленым хожу.

Уж кому мне свой венок подарить,

Уж кому мне свой зеленый подарить?

Подарю я венок,

Подарю зеленый,

Подарю своей подруженьке,

Подарю дружку – товарищу.

Водящий (это может быть и воспитатель, он же может петь песню) надевает венок любому ребенку из круга. Они меняются местами и игра повторяется

снова. Можно усложнить игру и придумывать задание ребенку, которому водящий надел венок. Например: спеть песню, изобразить птичку, собачку, кошку, петуха и.т.д.

 « Кот и мыши»

Русская народная игра.

Описание: Дети становятся в круг и хором зовут кота:

«Котик в круг забегай, вместе с нами поиграй!»

Дети берутся за руки и поднимают их вверх. «Кот» - водящий  забегает  в «воротики», закрывает глаза руками ( засыпает).

Дети, опустив руки, идут по кругу и поют:

« Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

( на носках идут к «коту», сужая круг)

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька – кот

( расширяют круг, медленно пропевая слова)

И разгонит хоровод! ( Водящий « кот» ловит « мышей» ).

 

Игра « Гора»

Мелодия строится на повторе двух мотивов, удобных для исполнения.

Описание: В середине круга кладут большую игрушку или подушку.

Поют: « Посреди двора, стоит гора,

Кто смелый не зевай, перепрыгивай!» - передают друг другу любой предмет

( платок, бубен, игрушку, то, что есть под рукой). Тот ребенок, у которого к концу музыки остается предмет – прыгает через лежащую по центру  игрушку.

« Игра с грибочком»

Описание: Дети стоят в кругу, в центре круга ребенок в шапочке мухомора.

Дети водят хоровод и поют: « Мы идем, идем, идем,

Мы грибок в лесу найдем.

Маленький, опрятный,

В шапочке нарядной».

Останавливаются, прикладывают палец к губам:

« Тише, тише, не шуметь,

Под грибочек не глядеть» - проговаривают без мелодии.

Воспитатель: « Глазки закрывайте, кто там – угадайте!»

Ребенок – грибок на носочках подходит к любому ребенку, стоящему в кругу и надевает на него свою шапку мухомора. Новый « мухомор» встает в   середину круга и говорит: « Это я!»

Дети с закрытыми глазами отгадывают, кто стал новым мухомором.

Можно продолжить игру, ребенок – грибок догоняет детей, а они убегают.

     

« Мыши на лугу»

Описание: дети водят хоровод, поют любую народную песню. Например,  «Веснянку».

Дети останавливаются, воспитатель говорит:

« На зеленом, на лугу

Мыши расплясались.

Вдруг лисица пробежала –

Мыши испугались».

Выбегает взрослый – « лиса», оббегает детей, останавливается и грозит:

« Мыши, мыши, берегитесь,

Меня мыши сторонитесь».

Вариант 1: Лиса ловит детей, тот, кого поймала, становится лисой.

Вариант 2: Игра продолжается словами воспитателя:

 « На зеленом, на лугу

Сели мыши, ни гугу!»

( Дети садятся на корточки).

«Под осиновым листочком,

 За болотистой, за кочкой

 Мыши спрятались, присели,

Схоронились еле-еле».

 ( Дети накрывают голову руками).

Воспитатель: «Убежала прочь лиса,

По делам в свои леса.

А мышата без забот

Снова водят хоровод».

( Дети встают и идут в хороводе).

« Золотые ворота»

Игра начинается со считалки:

Под горою у реки

Живут гномы – старики.

У них колокол висит,

Рассеребряный звонит:

Диги – диги – диги – дон,

Выходи из круга вон.

Пара играющих, выбранная по считалке, встают лицом друг к другу, берутся за руки и поднимает их вверх. Это – ворота.  Остальные игроки берутся друг за друга так, что  получается цепочка. Игроки – ворота поют, а цепочка должна быстро пройти между ними:

 « Золотые ворота пропускают не всегда.

Первый раз – прощается,

Другой – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!»

 С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными становятся дополнительными воротами, или выбывают из игры. ( По желанию воспитателя возможны два варианта).

« Гора»

Описание: Эта игра похожа на « Золотые ворота».

« Как из под горы

 Все бегут ручьи

Ручьи, вы куда?

Закрывайте ворота»

Маленький круг – это гора, руки у детей сцеплены вверху.

Остальные дети – ручьи.

На песню вся цепочка детей, изображающих ручей, проходит сквозь« гору».

В конце « гора» опускает руки, кто не успел выйти из круга  - остается в маленьком кругу ( в горе). И так – пока не останется двое детей, которых не могут догнать.

Игра « Гуси – лебеди»

 Описание: Среди играющих выбирается « волк». Остальные дети « гуси».

Проводятся две линии -  два дома, определяется « логово» волка.

Дети произносят слова:

Гуси, гуси!

Га, га, га!

Есть хотите!

Да, да, да!

Так летите!

Нам нельзя:

Серый волк под горой,

Не пускает нас домой!

Так летите, как хотите!

После этих слов « гуси» пытаются перелететь из одного дома в другой, а волк их ловит. Пойманный ребенок становится  «волком».

Здесь описаны музыкальные игры,   в основе которых лежит простейший интонационный материал (попевки, народные песенки).

Все мелодии написаны в удобной (примарной) интонационной  зоне и дети смогут легко воспроизвести  их без сопровождения музыкального инструмента, подхватив пение взрослого.  

В подвижной игре дети обретают хороший настрой, бодрость и радость от взаимного общения, это приводит к укреплению их здоровья, положительно влияет на духовное развитие. В народных и стилизованных подвижных играх дети показывают быстроту движений и сообразительность. На материале фольклора с помощью игры дети обучаются разнообразным выразительным движениям. Они с удовольствием показывают,  как неуклюже ходит медведь, крадется лиса, скачет зайка, как музыканты играют на музыкальных инструментах.

Музыкальное воспитание способствует коррекции многих недостатков психического и физического развития – эмоциональной сферы, внимания, речи, произвольности и выразительности движений у детей с интеллектуальной недостаточностью. Русская народная песня, пляска, игра на народных инструментах является фундаментом этого музыкального воспитания. Как нельзя стать пианистом, не играя гаммы, так нельзя двигаться дальше во всех разделах музыкального занятия, не освоив фольклорные образцы русского народа – песни и потешки, прибаутки и колыбельные, хороводы и плясовые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные игры на музыкальных занятиях

Подборка русских народных игр используемых на музыкальных занятиях...

Хакасские народные игры на музыкальном занятии

Подборка хакасских народных игр...

Статья "Знакомство с русскими народными играми"

Знакомство с русскими народными ииграми...

Консультация для родителей "Русские народные игры в музыкально-двигательной деятельности". Авторы: Зуева Ирина Александровна, музыкальный руководитель, Тихомирова Татьяна Григорьевна, инструктор по физической культуре

Консультация для родителей "Русские народные игры в музыкально-двигательной деятельности". Авторы: Зуева Ирина Александровна, музыкальный руководитель, Тихомирова Татьяна Григорьевна, инстру...

Методическая разработка "Изучение музыкального фольклора и традиционных народных промыслов на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка "Изучение музыкального фольклора и традиционных народных промыслов на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста"...

Педагогический проект на тему: «Фольклор как средство приобщения детей с ОВЗ к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях»

Актуальность. Внедрение элементов фольклора в практику музыкального воспитания, изучение традиций и обрядов своего народа является важнейшим звеном в процессе формирования у детей высокой художественн...