Что значит развивать речь ребенка?
статья (развитие речи) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_znachit_razvivat_rech_rebenka.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

Что значит развивать речь ребенка?

Ответ на этот вопрос прост, и в то же время сложен.

Конечно же, развивать у ребенка речь-это учить его разговаривать. Однако как возникает и из чего складывается способность говорить - в этом-то и  вся сложность.

Говорить-это значит владеть определенным запасом слов, пользоваться ими, строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих и т.д.

Интересы и желания у детей широки и разнообразны и выразить их, рассказать доступно, понятно они не могут.

Кто же и как поможет им?

Конечно мы взрослые и как ни странно, сверстники. Специальное сравнительное исследование показало: речь детей друг с другом более связна, понятна, лексически более развернута, чем речь взрослых.

А почему? Да, дело в том, что другой ребенок менее понятливый и чуткий, чем взрослый. Именно эта непонятливость играет важную положительную роль в развитии речи, превращая его пассивную речь в активную. Специальные наблюдения показали: чаще всего оживленная беседа возникает при совместных играх, при выполнении какого-либо задания на занятиях лепкой, рисованием, конструированием, аппликацией и т.д. Но именно в этих ситуациях воспитатель препятствует контактам, напоминая детям: что «Когда я ем, я глух и нем», что работать следует молча, не мешая другим. Нередко это и тормозит речевое   развитие детей.

Начиная работать в детском саду, я и столкнулась с этой проблемой. Дети молча кушали, не зная, что подали им на обед, молча рисовали, лепили.

На занятиях по развитию речи, математике дети были пассивны, не могли выразить свои мысли словами, поддержать разговор, беседу, не умели слушать других. Некоторые дети вообще неохотно шли в детский сад. На вопрос «Почему?». Ответом было «молчание», «хочу домой к маме», «скучно».

В первую очередь я организовала жизнь детей так, чтобы они хотели идти, было желание снова утром прийти в детский сад. Обстановка группы, игры и речь (приветливая, ласковая, доброжелательная). Ведь речь - средство уникальное, универсальное и незаменимое. Развивается как средство многих видов человеческой деятельности.

Язык! Русский язык! Тысячелетие создавал народ это неисчерпаемое богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей жизни, своей мысли, чувств и надежд.

Для чего он нужен людям? Когда возник? Каким он был раньше, и поняли бы мы речь людей, живших несколькими столетиями раньше?

Язык - есть удивительнейшее и совершеннейшее творение народной культуры. Язык - это основное средство общения людей. Ведь при помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания. Язык тесно связан с мышлением, сознанием людей.

Развивался человек, развивалось и продолжает совершенствоваться общество людей, изменяется и язык.

Все изменения, которые происходят в общественной жизни, находят отражение в языке, в речи. Поэтому непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение со взрослыми, так как мы, взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством. Стремясь научить детей правильно говорить, общаться друг с другом, сопереживать и развиваться, познавать окружающий мир, я и работаю над темой: «Речевое развитие - важнейшая часть умственного воспитания».

Ведь мы в детях должны воспитать личность полноценную и гармонично развитую.

Дети, с которыми много говорят, развиваются быстрее, говорят лучше. Особенно значительны индивидуальные разговоры с детьми, при которых у них лучше как - бы развязывается язык, чем при разговоре в коллективе. И я стараюсь в своей работе поговорить с каждым ребенком в течение дня или внимательно выслушать его. Дети часто делятся своими впечатлениями, радостью или тем, что их тревожит. При этом у них, прежде всего, развиваются речь, ум и чувства. Моя задача - не только и не столько сообщать им новые слова, а использовать речь как необходимое средство той или иной деятельности - игры, занятия, труд и т.д.

 Дети пришли в детский сад. Для них этот возраст, важнейший период в развитии, и свою работу с детьми я начинаю с игры. Ведь игра - самая любимая и естественная деятельность малышей. Веселые игры и яркие игрушки поднимают настроение, сближают детей, помогая забыть минуты расставания с мамой. Каждый ребенок индивидуален, один робкий, пугливый, что его оставила мама, другой смелый, любопытный, но все они требуют к себе внимания и понимания. В ясельной группе  больше всего использовала потешки, песенки, стихи. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков и позволяет с самого раннего детства побуждать детей к познавательной активности. Я подбирала потешки так, чтобы они были доступны для понимания детей, соответствовали уровню развития, ведь в этом возрасте словарный запас еще невелик. Хорошо подобранная и рассказанная потешка, спетая песенка, помогает установить контакт с детьми, вызвать положительные эмоции.

Например:           «Кто у нас хороший,

                                            Кто у нас пригожий.
                                             Ванечка-хороший,
                                                  Ванечка – пригожий».        г-

При умывании после прогулки использую потешку:

        «Водичка, водичка,

        Умой мое личико,

                 Чтобы глазки блестели,

   Чтобы щечки краснели,

          Чтоб смеялся роток,

          Чтоб кусался зубок»

И дети с интересом,  по - другому смотрят на кран, откуда льется водичка, на свои ручки, тщательно моют их.

Ложимся спать:                   «Летят гули вон, вон.

                                Несут гули сон, сон

                                                   Стали гули ворковать,

                                                   Стали гули засыпать».

Возраст 2-3 года имеет особое значение для речевого развития детей. В отличие от предшествующего периода, когда дети больше всего пользуются мимикой, жестами и действиями, они переходят к собственно-речевому общению. Моя задача как воспитателя в этом возрасте -помочь им в освоении разговорной речи: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, со сверстниками, с детьми других возрастов, выражать свои мысли, чувства, впечатления используя речевые средства. В младшей группе дети осваивают первые уроки культуры общения: здороваться, прощаться, говорить «спасибо».

В постоянном общении с детьми  у них появились первые умения монологической речи: рассказывают, используя в своей речи 1-2 предложения. Куда ходили с мамой, что купили.

Занятия с детьми проводила также в виде игр, используя различные методы и приемы: прежде всего показ игрушек и действия с ними.

Например: в гости пришла кошка Мурка. Кто это? Как она кричит? «Мяу, мяу» дети произносят звукоподражания, затем играем в заводных, озорных котят (бегают, прыгают). Поиграли, спать легли, песенку запели «мур – мур».

Как на занятиях, так и в течение дня использовала «Пальчиковые игры». Ведь между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение.

Заучивание стихотворений, потешек с участием пальчиковых игр приводит к тому, что дети лучше запоминают их, речь делается более выразительной, внятной, развивается воображение так, как в работу включаются не только слуховой, но и зрительный, двигательный анализатор. Детям интересно правильно рассказать веселый стишок, потешку и пальчиками «нарисовать» к нему «картинку». Это доставляет им радость, самовыражение и безусловно приносит пользу: «Под березой на пригорке

                                                 Старый еж устроил норку,

                                             А под листьями лежат

                                               Двое маленьких ежат».                                                                            В этом возрасте у детей активно и быстро развивается словарь. В своей речи они используют названия трудовых действий: «мама надела на меня платье», «я пил компот»; называют собственные действия: «я убрал машину», «надела уже колготки», «а я рисую солнышко», знают имена близких людей: мамы, папы, дедушки, бабушки, воспитателя, няни, называют цвет: кубик - красный; мячик -синий.

В группе дети по-разному осваивали программу. Одни были активны в
речевом общении со мной и детьми, инициативны, а другие легко понимали
речь, отвечали предложениями, но затруднялись в их оформлении часто,
используя жесты, слова-заменители. Но были и такие дети, которые
требовали повторения обращенной к нему речи и в разговор вступали с
трудом.        

Игра, сказочные персонажи, игрушки помогают мне на занятиях и в индивидуальных беседах разговорить детей, забыть о скованности. Через общение с любой игрушкой помогаю ребенку сделать первый уверенный шаг к общению без стеснения, и дальше ребенок день за днем осваивает умение говорить предложениями, а не обрывками слов.

К концу года у  детей наблюдалась речевая активность, их словарь
содержал все части речи, они знали наизусть несколько стихов, потешек,
песенок и с удовольствием их повторяли. Они интересовались окружающим
их миром, внимательно присматривались к действиям старших и подражали
им, т.е. самостоятельно воспроизводили действия и поступки. Дети были
активны, жизнерадостны, их глазки с любопытством вглядывались в мир, а
сердца их открыты. Только добротой и лаской оно еще больше распахнется
для добрых дел и поступков.        

Но вот исполнилось четыре года. Когда дети перешли в среднюю группу, в их  поведении и деятельности появился ряд новых черт, отличающих их от  малышей: возросли физические возможности, они окрепли, стали увереннее в себе.

В этом возрасте дети нуждаются в содержательных контактах со сверстниками, сообща решают, в какие игры будут играть, какие для этого понадобятся игрушки.

Их речевые контакты становятся более длительными и активными. По необходимости я старалась объединять детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов. Включаясь в игру, я помогала понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку. Поэтому у детей стали появляться и новые черты в общении со мной, они охотно сотрудничают во всех делах, вместе трудимся, играем, ухаживаем за растениями и т.д. Появились многочисленные вопросы: «Почему?», «Для чего?», «Зачем?».                                                                         С детьми в свободное время читаем книгу Житкова «Что я видел».

В рассказах они узнают себя или своих товарищей. После каждого прочитанного рассказа мы обсуждаем, а как бы они поступили, если бы были на месте Алеши - Почемучки.

В средней группе у детей должен сформироваться побудительный мотив.

Они должны выражать свои эмоции словами, идет самое активное накопление словаря. Дети без труда используют в своей речи названия предметов и материалов, из которых они изготовлены: это платье сшито из ткани, а у машины колеса резиновые.

Называют животных и среду их обитания: белка живет на дереве в дупле, а мышка в норке, в земле.

Подорожник - это растение, он лечебный, и его прикладывают к ранке. Все деревья, цветы сажают в землю. Умеют обобщать, что мяч, кукла, машина - это игрушки; тарелка, ложка, кастрюля - это посуда, она необходима для еды и т.д.

Дети в этом возрасте более любознательны, самостоятельны, активны в своей жизни. Мои задачи по развитию речи состоят в том, чтобы продолжать учить детей охотнее вступать в речевое общение с окружающими. Задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, поддерживать беседу, говорить по очереди, не перебивая товарища, пользоваться разными типами предложений, учить детей замечать ошибки в своей речи и в речи товарищей, доброжелательно исправляя их. С детьми мы учимся составлять короткие описательные рассказы о предметах, игрушках, состоящие уже из 5-6 предложений, пересказывать рассказы и сказки.

Например: перед детьми ставлю полотно с картинками (фрукты, овощи). Ребенок сам выбирает ту картинку, которую он будет описывать: что это?, где растет?, какого цвета?, вкуса?, что из него можно приготовить?, зачем вырастили? А затем я прошу сказать, как он сам относится к этому фрукту (овощу). На занятиях мы начинаем учиться составлять и словесное рисование, т.е. мысленно представить эпизоды произведения и героев.

Например: после рассказывания сказки «Маша и медведь» я им говорю: «Ребята, а теперь закрыли глазки, представьте себе, как Маша идет по лесу одна, что она, как вы думаете, видит вокруг себя, как она одета, какая она по характеру». Дети описывают Машу, лес, медведя. Они как бы мысленно рисуют эти сюжеты.

Проводя занятия, использую различные методы и приемы: это пояснения, показ образца (игрушки, картинки, обертки от конфет и т.д.). Наглядность повышает речевую активность детей, формирует способность к общению.

Например: рассказывание сказки «Волк и семеро козлят». После рассказывания мы обыгрываем, используя настольный или кукольный театр. А в свободное вечернее время для закрепления предлагаю детям самим поучаствовать в инсценировке. Они готовят сами костюмы и маски, словесно рисуя, какой волк должен быть (хвост, уши), какие козлята и т.д.

Также продолжаю укреплять речевое дыхание детей (дуем на «листочки», «сдуваем с руки снежинки»).

Пример: Подул ветерок, листья с деревьев облетели. Для развития голосового аппарата меняем громкость голоса, используя различные игры, упражнения, «Эхо», «Ауканье».

Пример: Алена заблудилась, стала громко звать подружек: «АУ – АУ», эхо ей в ответ потише: «ау – ау».

Сочетаем хоровые и индивидуальные ответы, как словесные, так и двигательные. После хорового говорения прошу 3-4 детей повторить. Это помогает мне вовлечь в работу всех детей и выяснить, кто из детей не овладел тем или иным навыком, тому ребенку дополнительно показываю, объясняю.

Использую разнообразную посадку и задания, чтобы дети сменили позу, подвигались. Например: Подойдите ко мне и посмотрите, что у меня в сундучке. Кто это? (зайчик).

Играем: «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять, вдруг волчище выбегает - зайка в домик убегает».   Использую и сюрпризные моменты. В гости пришел Петрушка со своей волшебной палочкой. До кого дотронется волшебная палочка, тот ребенок произносит четко и ясно слова. Петрушка дарит цветок (флажок, красивую бабочку и т.д.). Детям очень нравится, они с удовольствием играют, при этом идет закрепление пройденного материала.

Широко использую и физминутку, как на занятиях по развитию речи так и по другим занятиям:                  «Лебеди летят, крыльями машут.

                                            Прогнулись над водой, качают головой.

        Прямо и гордо умеют держаться.

                                            Очень бесшумно на воду садятся.»                                                                                                                            Дети во время физминутки отдыхают, идет расслабление мышц головы, спины, рук и т.д.

Еще одно условие правильного своевременного развития речи детей является тесный контакт с родителями.

Спокойная и правильная речь в семье - пример для воспитания такой же речи у ребенка.

Родителям советую, какие книги нужно покупать, что читать. В уголок для родителей вывешиваю рекомендации, советы, вырезки из журналов.

Наилучшее условие для развития речи остается ролевая игра. Играющий ребенок непрерывно говорит, он говорит и в том случае, если играет и один.

Например: играя с куклой, завернув ее, качает, поет песенку, кормит, лечит.

Особое значение имеют и подвижные игры со словами: «Совушка», «Лохматый пес», «Мы веселые ребята» и т.д.

В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые игры вообще повторяются много раз и дети быстро запоминают слова.

Свою группу я постаралась разбить по игровым и трудовым зонам, стараюсь создать все условия для игр.

Например: Уголок для настольно - печатных игр, уголок для игр в семью, дочки - матери. С помощью родителей сделали кукольное оборудование: кроватки, диваны, кресла, телевизор, шкаф и т.д. Уголок парикмахера - Модница, больница, строительный, физкультурный, уголок для игр с бросовым материалом (шишки, камушки, листья и т.д.).

Дети осматривают, ощупывают, пробуют, нюхают и результаты воспринятого отражают в слове. Какие я вижу результаты в своей работе с детьми? Они активны в разговорном общении, отвечают на вопросы и задают встречные, с небольшой помощью пересказывают рассказы, сказки, составляют небольшие рассказы. С удовольствием рассказывают о своих игрушках, знают много стихов, загадок, потешек, скороговорок и охотно воспроизводят их по просьбе взрослых.

Например, им интересны скороговорки «У Сони и Сани быстро едут сани», «У осы не усы, не усищи, а усики» и т.д.

Развитие речи у детей происходит и на праздничных утренниках, развлечениях. Дети пятого года жизни хорошо понимают, что праздник - это радостное, необычное событие. Веселые игры, пляски, чтение стихотворений, пение песен - все это доставляет большое удовольствие детям.

Те дети, которые молчали на обычных занятиях, вдруг поют, читают стихи, танцуют. Девочка Женя на занятиях больше всего молчит, улыбается, а на утреннике громко читает стихи, поет песни. В коллективе среди детей более разговорчива, чем в индивидуальном общении. В беседе с ней я всегда говорю, чтобы она ничего не боялась, что она молодец. У тебя все хорошо получается. Женя стала более уверенная в себе, стала отвечать на занятиях. Так поощрением я добилась активности Жени.

Наряду с достижениями в работе я испытываю и некоторые трудности.

Многие дети все еще не могут самостоятельно, без помощи воспитателя связно, последовательно, точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа, описать и составить описательный рассказ.

Еще неустойчивое произношение определенных групп звуков. Например, свистящих и шипящих - в одних словах звук произносят правильно, а в других неверно (старушка, солнышко, сушка и т.д.).

У некоторых детей отмечается искаженное произношение звуков, поэтому такие дети нуждаются в специальной помощи, и я отправляю их к логопеду.

Недостаточное внимание со стороны родителей. Ведь успешное овладение ребенком речью идет тогда, когда с ним занимаются не только в детском саду, но и дома.

Какие задачи я ставлю перед собой в работе с детьми на будущее?

Чтобы мои дети содержательно и связно говорили (монологом, диалогом). Развивать выразительность речи, индивидуальные способности к речевой деятельности, подготовить к обучению чтения - медленное, связное чтение доступных и понятных слов, коротких произведений. Правильное произношение звуков. Буду продолжать работать по программе «Детство», усовершенствовать и усложнять задачи по развитию речи к подготовительной группе. Продолжать вести работу с родителями. Убеждать в необходимости совместной работы по развитию речевого общения с детьми - через литературу, совместные беседы. Провести родительские собрания на эту тему.

Я хочу, чтобы мои дети, уходя из детского сада в школу, хотели и желали стать школьниками, получать знания.

Как войдет ребенок в новую школьную жизнь, какие чувства, надежды, стремления пробудят он в душе, в огромной мере зависит от нас, от воспитателя, от того, что он приобретет за годы дошкольного детства.

И еще я хочу, чтобы на пороге школы учителя с улыбкой говорили «Добро пожаловать, дети! Школа ждет вас!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувствовать – значит развиваться

Я, решила поставить перед собой задачу – развивать у детей сенсорную культуру и творческое созидание. В своей группе я создала «Центр сенсорного развития», где поместила пособия и развивающие тренажер...

Развивать творчество-значит развивать личность

Почему развитие творческих способностей можно считать развитием интеллектуальных и личностны? А. Энштейна и М.Лермонтова, Г.Форда и П.Чайковского, Т.Эдисона и М.Кюри объединяет прерасно развитое вообр...

Тренируем пальчики, а значит развиваем речь!

Уровень развития мелкой моторики детей является одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, ведь учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи не только с раз...

городской конкурс Творить - значит развиваться

обобщение представлений и знаний об изобразительном искусстве. Развитие художественного творчества и фантазии...

Игротренинг для родителей.Развиваем речь ребенка3-4 лет

Тема: «Развиваем речь ребенка 3-4лет»Цель:- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;- Повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- Познакомить родителей с ...