Игротренинг для родителей.Развиваем речь ребенка3-4 лет
консультация по развитию речи
Тема: «Развиваем речь ребенка 3-4лет»
Цель:
- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;
- Повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrotrening_s_rod.razvitie_rechi_det.3-4_let_1.docx | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Игротренинг для родителей.
Тема: «Развиваем речь ребенка3-4 лет»
Тема:«Развиваем речь ребенка 3-4лет»
Цель:
- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;
- Повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
Формы проведения: Практикум с применением игротренинга.
Участники: Психолог, родители.
Оборудование для проведения мероприятия: Бейджики и фломастеры, запись спокойной музыки, платочки (по количеству участников), мяч.
План проведения.
1. Вступительная часть.
2. Игротренинг «Развиваем речь ребенка3-4 лет».
3. Заключительная часть.
Подготовительная работа:
- экспресс-интервью с родителями «Для чего нужна речь»
- изготовление приглашений на собрание для родителей;
- разработка памяток для родителей.
Ход мероприятия.
1. Вступительная часть.
Психолог: Добрый день, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи дошкольников. Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.
Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и нас беспокоит, что растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.
Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Я хочу предложить вам ряд способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему. Сегодня вы узнаете, для чего необходимо проводить пальчиковую гимнастику. Как делать самомассаж. В какие словесные игры можно играть с ребенком дома.
Ознакомление с результатами зкспресс-интервью «Для чего нам нужна речь?»
2. Игротренинг с родителями.
Психолог: Чтобы почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры. Предлагаю для этого вам поиграть в игру «Комплимент». Сейчас мы будем передавать по кругу мяч. Когда вы возьмете его в руки, нужно будет представиться: назвать свое имя и, передавая соседу, сказать ему комплимент.
Психолог проводит игру «Комплимент». Цель игры: установить контакт между родителями, сформировать у них положительный настрой.
Психолог: Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное высказывание В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.
Я хочу вас познакомить с пальчиковой гимнастикой «Две сороконожки», которую вы можете проводить с ребенком дома. Это разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов.
Давайте все вместе потренируемся.
Две сороконожки бежали по дорожке.
Бежали, бежали, друг друга повстречали.
Друг друга повстречали, крепко обнимали.
Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.
Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.
Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками. Игра называется «Проглот».
Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:
«У меня живет проглот,
Все подряд проглот жует,
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота».
Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.
В качестве таких предметов для пальчиковых игр можно использовать природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и др.), любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов, спички без серы и многое другое. Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно.
Например, можно играть в «Золушку» - отделить горох от фасоли и боба, или перебрать какую - то крупу. Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.
Можно поиграть в «строителей» - построить дома из счетных палочек или спичек без серы.
Можно поиграть в «швею» - смотать нитки в клубочек или намотать их на шпульки, можно выложить картинку по образцу.
Можно придумывать свои игры - здесь большой простор для фантазии.
Для развития речи ребенка полезно знать элементарные приемы самомассажа. Он включает обычно поглаживания, постукивания кончиками пальцев, массирование определенных точек. Можно проводить самомассаж лица, ушей, пальцев рук ладоней рук и стоп ног. Именно здесь находятся зоны, точки, связанные с работой мозга, речевых и двигательных центров.
Я вас познакомлю с фрагментом комплекса самомассажа лица «Времена года» Выполнение этого комплекса тонизирует мышцы лица, которые участвуют в артикуляции и мимике, активизирует работу речевых центров. Давайте выполним его вместе.
Если солнце пригревает, Пальцами обеих рук поглаживают лоб
В небе ласточка летает, от середины к верхней части ушей.
Стало сухо и тепло, Поглаживают щеки от середины к
Значит лето к нам пришло. мочкам ушей.
Если дождь стучит по крыше, Постукивают кончиками пальцев от
То сильней, то тише, тише, середины лба к верхней части ушей.
Землю всю листва укрыла, Постукивают кончиками пальцев от
Значит осень наступила. середины подбородка к мочкам ушей.
Самомассаж можно выполнять 1-2 раза в течение дня.
Также можно использовать различного вида массажеры.
Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры. Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность.
Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком.
Игра «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и говорю слово. Игрок , поймавший мяч, называет слово противоположное по значению (сильный - слабый, теплый - холодный, высокий - низкий, добрый - злой, веселый - грустный).
Игра «Цепочка слов». Мы поочередно называем слова, но каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч - чемодан - нитки…).
Игра «Назови одним словом». Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья).
Игра «Подбери много слов». Я называю глагол, а вы должны подобрать к нему слова, подходящие по смыслу (летает - воробей, комар, жук, пчела; плачет - ребенок, человек, кошка; плывет - кораблик, рыба, утка; прыгает-лягушка,кузнечик, кенгуру; ездиет- машина,поезд,автобус,велосипед)
Игра, «Какой?» Я называю слово, а вы должны подобрать к нему как можно больше определений (мяч - резиновый, круглый, большой, красный).
Речевые игры: 1.»Вьюга»(показать картинку,на которой нарисована вьюга)
«вьюга начинается»- ребенок тихо говорит У-У-У…,по сигналу:»Сильная вьюга»- говорит громче. По сигналу-«вьюга кончилась» - замолкает.
2.»Насос» Предложить ребенку взять насос и накачать велосипедные шины.Ребенок,подражая действию насоса,произносит звук С-С-С…
Можно использовать шутливые фразы,например:
«да-да-да - в огороде лебеда»,
«ду-ду-ду - растут яблоки в саду»,
«ша-ша-ша - принесли домой ерша»,
«ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту»,
«жа-жа-жа– есть иголки у ежа»,
«чи-чи-чи – прилетели к нам грачи»,
«жу-жу-жу – я на солнышке лежу». Ну и так далее.
В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.
В такие игры можно играть с детьми дома, в транспорте,по дороге в детский сад.
Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.стихи,сказки,рассказы которые вы читаете ребенку,должны быть небольшие по объему,несложные по содержанию,доступные для понимания». Читать-это еще не главное,а понимать читаемое-вот в чем главное дело.Спрашивайте,о чем говориться,что происходит с главными героями.Учите пересказывать сказки,задавайте вопросы по содержанию.Передавая содержание,ребенок учится четко,точно,полно,последовательно излагать свои мысли.Загадывайте загадки по сказкам.Предлагаю вам отгадать некоторые из них:
1.Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать («Теремок»)
2.Уходя,просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь
Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел? («Волк и семеро козлят»)
3.Чтобы вырвать этот овощ,
Не хватило деду сил.
Но пришли ему на помощь.
Все,кого он попросил. («Репка»)
4.Добрый доктор говорит:
- Побеждаем мы бронхит.
Корь,простуду и ангину,
Дифтерит и скарлатину,
И конечно,с бармалеем
Тоже справиться сумеем! («Айболит»)
Можно придумать с ребенком свою сказку.Давайте придумаем сказку вместе.Будем по кругу передавать мяч.Каждый,кто получит мяч,продолжает сказку.(родители придумывают и рассказывают сказку,например «Колобок»)
- 3. Заключительная часть.
Психолог: В заключение игротренинга я хочу вам предложить игру «Связующая нить». Давайте встанем в круг, я передам вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и скажете о том, что вам понравилось, в какие игры вы хотите поиграть с ребенком. ( Участники передают клубок ниток по кругу. Все, кто уже передал клубок, держатся за нить. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить).
Психолог: Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Я благодарю вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность.
Для того. Чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно эффективнее и интереснее, я вам дарю эти памятки - буклеты.
Особое внимание я хочу обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде всего, путем примера. Слышит ребенок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие - нибудь неправильные, извращенные слова и также незаметно это войдет в его речь.а с недостатками речи бороться очень трудно.
Поэтому мой совет - разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шпаргалка для родителей. Развиваем связную речь
Информация представлена в форме буклета....
Викторина для родителей "Развиваем нашу речь"
викторина для родителей дошкольников...
Консультация для родителей "Развиваем связную речь"
Рекомендации для родителей, перечень игр по развитию словотворчества у детей.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12104255","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"215","w...
Консультация для родителей «Развиваем связную речь».
Консультация для родителей...
Консультация для родителей. Развиваем диалогическую речь.
Дорогие родители, предлагаю вашему вниманию небольшую шпаргалочку, которая поможет вашему ребенку развить умение общаться в диалоге....
Викторина для родителей "Развиваем нашу речь".
Проблема формирования коммуникативно - речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни . Речь выполняет важнейшие социальные функции : помогает устанавливать связи с о...
Консультация для родителей «Развиваем детскую речь в игре»
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способ...