Рабочая программа с детьми старшей группы по развитию речи по программе Детский сад 2100
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) по теме
программа по развитию речи в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_razvitie_rechi_po_programme_detskiy_sad_2100.docx | 29.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа
Развитие речи
(наименование учебного предмета)
2013-2014 учебный год
(срок реализации программы)
Составлена на основе примерной программы
«Детский сад 2100»
Примерная основная
общеобразовательная программа
дошкольного образования
__Научный руководитель А.А.Леонтьев
( наименование программы)
( автор программы)
Ильина Ольга Викторовна, воспитатель
(Ф.И.О. педагога (ов), составившего ( их) рабочую учебную программу)
г.Ртищево
2013г.
II.Пояснительная записка
Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей, является возможность говорить и понимать речь. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого , что служит основой для развития диалогической речи и свидетельствует о развитии у детей познавательной активности. Они принимают участие в составлении рассказа по картинке, раскрашивают и дорисовывают отдельные фрагменты, устанавливают простейшие причинно-следственные связи. Так расширяется словарь ребенка, его представления об окружающем, закрепляют и реализуются в собственном речевом опыте полученные занятия.
Вместе с интенсивным развитием речи у детей формируется контроль за собственной речью. Поэтому они часто просят взрослых воспроизвести слова или предложения, сказанные ими. Таким образом, у детей постепенно развивается грамматический строй речи.
Особое внимание необходимо уделить развитию артикуляции. Наряду с развитием мелкой моторики полезно уделять внимание развитие тактильной чувствительности. Словесное обозначение качества ощупываемого предмета является обязательным условием процесса его осознания.
Основными целями начального курса развития речи является развитие у детей познавательной речевой активности и формирования культуры речевого общения.
На реализацию этих целей направлены задачи курса:
- Активизация смысловой стороны речи, понимания речи.
- Расширение словаря.
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи ( монологической и диалогической).
- Усилие контроля над собственной речью.
- Знакомство со звуками и развитие умений простейшего звукового анализа.
- Подготовка мышц артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, дыхательной системы.
- Развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности.
- Нравственное воспитание детей.
Календарно тематическое планирование
Развитие речи
раздел
Коммуникация
доминирующая область
старшая группа
группа
Воспитатель на
Количество занятий________________________
всего в год
в неделю __________________
Плановых занятий___________ тестов __________
Планирование составлено на основе Примерной основной
общеобразовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100», Москва, 2012
программа
Пособия: Кислова Т.Р. По дороге к азбуке, часть 3
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема, цель | Содержание НОД, пути достижения цели | Количество занятий | Форма организации НОД, продолжительность | Предметно – пространственная развивающая среда | Дата проведения | Вид контроля |
1. | «Звуки и Буквы» Диагностика активизировать словарь детей, развивать речевое внимание, развивать фонетические представления, грамматический строй речи. | 1.Игра-мотивация «В гости к Ежику и Лисенку» 2.Познавательная игра, актуализация знаний игра «Назови одним словом», 3.Проблемная ситуация беседа «Путешествие в страну Азбуку» 4.Разрешение ситуации 4.1. Игра «Страна Звуков» 4.2 Игра « Откуда берутся звуки» 4.3. Игра «Сказка о веселом Язычке» 5.Итог | 1 | фронтальное | Диагностический материал | 03 .09. | Тест №1 |
2 | «Игрушки» Диагностика активизировать словарь детей, развивать речевое внимание, развивать фонетические представления, грамматический строй речи. | 1.Игра-мотивация «Любите ли вы путешествовать?» 2.Познавательная игра, актуализация знаний игра «Назови одним словом», 3.Проблемная ситуация беседа «Об игрушках» 4.Разрешение ситуации 4.1. Стихи об игрушках А.Барто 4.2 Игра « Обезьянка» 5.Итог | 1 | фронтальное | диагностический материал | 05.09. | Тест №2 |
3. | «Слова. Звуки» Диагностика активизировать словарь детей, развивать речевое внимание, развивать фонетические представления, грамматический строй речи. | 1.Игра-мотивация «В гости к Ежику и Лисенку» 2.Познавательная игра, актуализация знаний игра «Назови одним словом», 3.Проблемная ситуация беседа «Путешествие в страну Азбуку» 4.Разрешение ситуации 4.1. Игра «Длинный – короткий» 4.2 Игра « Какое слово?» 4.3. Игра «Назови картинку» 5.Итог | 1 | фронтальное | Диагностический материал | 10.09 | Тест №3 |
4. | Диагностика (Форма общения со взрослыми) «Части тела» Развивать диалогическую речь, развивать словарный запас, развивать выразительность речи путем подбора прилагательных. Закреплять тематический словарь. Развивать грамматический строй речи. | 1.Игра-мотивация «Кого спасли от Карабаса-Барабаса?» 2.Познавательная игра, актуализация знаний игра «Назови одним словом», 3.Проблемная ситуация беседа « О частях тела» 4.Разрешение ситуации 4.1. Игра «Знаю ли я себя?» 4.2 Игра « Повторяй за мной» 5.Итог | 1 | фронтальное | Диагностический материал | 12.09. | Тест №4 |
3. | «Звук «А» Развивать диалогическую речь, развивать словарный запас, развивать выразительность речи путем подбора прилагательных. Закреплять тематический словарь. Развивать грамматический строй речи. Развивать глагольную лексику, учить узнавать звук (А) в слове и определять его положение в начале слова. | 1.Игра-мотивация «В гости к Ежику и Лисенку» 2.Познавательная игра, актуализация знаний игра «Из чего состоят слова?», 3.Проблемная ситуация беседа «Путешествие в город Звуков» 4.Разрешение ситуации 4.1. Игра «Хозяин дома Ани» 4.2 Игра « Где звук «А» 4.3. Игра «Отгадываем загадки» 4.4. Игра «Назови одним словом» 4.5. Игра «На что похожа буква А» 5.Итог | 1. | тематическое | 17.09 | ||
4. | «Осень» Обогащать словарный запас детей. Развивать творческое воображение. Знакомить со звуком (О). Развивать фонематический слух. Учить выполнять звуковой анализ слов. Расширять и уточнять словарный запас. | 1.Игра-мотивация «Любите ли вы путешествовать?» 2.Познавательная игра, актуализация знаний игра «Назови приметы осени», 3.Проблемная ситуация беседа «Об осени» 4.Разрешение ситуации 4.1. Игра «Доскажи слово» 4.2 Игра « Обезьянка» 5.Итог | 1 | тематическое | 19.09. | ||
4. | «Звук «О» Обогащать словарный запас детей. Развивать творческое воображение. Знакомить со звуком (О). Развивать фонематический слух. Учить выполнять звуковой анализ слов. Расширять и уточнять словарный запас. | 1.Игра-мотивация «В гости к Ежику и Лисенку» 2.Познавательная игра, актуализация знаний игра «Слова со звуком «А», 3.Проблемная ситуация беседа «В гости К Оле» 4.Разрешение ситуации 4.1. Игра «Хозяин дома Оли» 4.2 Игра « Где звук «О» 4.3. Игра «Отгадываем загадки» 4.4. Игра «На что похожа буква О» 5.Итог | 1 | комплексное | 24.09 | ||
5. | «Дом» Расширять словарный запас, закреплять навыки словообразования. Учить образовывать однокоренные слова. Развивать фонематический слух, знакомить со звуком (Э). Воспитывать внимание. | 1.Игра-мотивация «Любите ли вы путешествовать?» 2.Познавательная игра, актуализация знаний игра «Что построил строитель?», 3.Проблемная ситуация беседа «О доме» 4.Разрешение ситуации 4.1. Игра «Какой дом?» 4.2 Игра « Скажи ласково» 5.Итог | 1 | путешествие | 26.09. | ||
6. | «Звук «Э» Расширять словарный объем, учить использовать простые предлоги в речи. Знакомить со звуком (Э). Систематизировать словарный запас детей, расширять глагольную лексику. Развивать навыки словоизменения, и фонематический строй. Учить различать звуки | 1.Игра-мотивация «В гости к Ежику и Лисенку» 2.Познавательная игра, актуализация знаний игра «Слова со звуком О», 3.Проблемная ситуация беседа «Путешествие в город Звуков» 4.Разрешение ситуации 4.1. Игра «Самый холодный дом» 4.2 Игра « Где звук «Э» 4.3. Игра «Отгадываем загадки» 4.4. Игра « Игры со словами» 4.5. Игра «На что похожа буква Э» 5.Итог | 1 | тематическое | 01.10 | ||
7. | «Овощи и фрукты» Систематизировать словарный запас. Закреплять навыки употребления предлогов, глагольной лексики, навыков образования и изменения словосочетаний | 1.Игра-мотивация «Что растет в саду и на огороде?» 2.Познавательная игра, актуализация знаний игра «Подели на группы», 3.Проблемная ситуация беседа «Об овощах и фруктах» 4.Разрешение ситуации 4.1. Игра «собираем урожай» 4.2 Игра « Овощное - фруктовое» 5.Итог | 1 | тематическое | 03.10. | ||
8. | «Звук «И» Закреплять и уточнить словарный запас. Развивать связную речь. Знакомить со звуком (И), учить выполнять звуковой анализ. Воспитывать любознательность. | 1.Игра-мотивация «В гости к Ежику и Лисенку» 2.Познавательная игра, актуализация знаний игра «Слова со звуком Э», 3.Проблемная ситуация беседа «Путешествие в город Звуков» 4.Разрешение ситуации 4.1. Игра «Дом Мышонка» 4.2 Игра « Где звук «И» 4.3. Игра «Отгадываем загадки» 4.4. Игра « Игры со словами» 4.5. Игра «На что похожа буква И» 5.Итог | 1 | путешествие | 08.10. | ||
9. | «Фрукты» Закреплять и уточнить словарный запас. Развивать связную речь. Знакомить со звуком (Ы), учить выполнять звуковой анализ. Воспитывать | 1.Игра-мотивация «Где растут фрукты?» 2.Познавательная игра, актуализация знаний игра «Назови одним словом», 3.Проблемная ситуация беседа «О фруктах» 4.Разрешение ситуации 4.1. Загадки 4.2 Игра « Что больше, что меньше?» 5.Итог | 1 | интегрированное | 10.10. | ||
10. | «Звук «Ы» Расширять словарный запас, закреплять навыки словообразования. Учить образовывать однокоренные слова. Развивать фонематический слух, знакомить со звуком (Ы). Воспитывать внимание. | 1.Игра-мотивация «В гости к Ежику и Лисенку» 2.Познавательная игра, актуализация знаний игра «Слова со звуком И», 3.Проблемная ситуация беседа «Путешествие в город Звуков» 4.Разрешение ситуации 4.1. Игра «Погреб Мышонка» 4.2 Игра « Где звук «Ы» 4.3. Игра «Отгадываем загадки» 4.4. Игра « Игры со словами» 4.5. Игра «На что похожа буква Ы» 5.Итог | 1 | интегрированное | 15.10. | ||
11. | «Овощи и фрукты» Систематизировать словарный запас. Закреплять навыки употребления предлогов, глагольной лексики, навыков образования и изменения словосочетаний. | 1.Игра-мотивация «Что растет в саду и на огороде?» 2.Познавательная игра, актуализация знаний игра «Подели на группы», 3.Проблемная ситуация беседа «Об овощах и фруктах» 4.Разрешение ситуации 4.1. Игра «собираем урожай» 4.2 Игра « Овощное - фруктовое» 5.Итог | 1 | интегрированное | 17.10. | ||
12. | «Звуки «И» - «Ы» Закреплять и уточнить словарный запас. Развивать связную речь. Закреплять знания о звуках (И-Ы), учить выполнять звуковой анализ, дифференцировать данные звуки. Воспитывать любознательность. | 1.Игра-мотивация «В гости к Ежику и Лисенку» 2.Познавательная игра, актуализация знаний игра «Слова со звуками «И – Ы», 3.Проблемная ситуация беседа «Прогулка по улице» 4.Разрешение ситуации 4.1. Игра «Улыбка» 4.2 Игра « Где звук «И – Ы» 4.3. Игра «Соедини картинки» 4.4. Игра « Скажи ласково» 4.5. Игра «Паровозик» 5.Итог | 1 | обобщающее | 22.10. | ||
13. | «Овощи» Расширять словарный объем, учить использовать простые предлоги в речи. Знакомить со звуком (У). Систематизировать словарный запас детей, расширять глагольную лексику. Развивать навыки словоизменения, и фонематический строй. Учить различать звуки | 1.Игра-мотивация «Где растут овощи?» 2.Познавательная игра, актуализация знаний игра «Назови одним словом», 3.Проблемная ситуация беседа «Об овощах» 4.Разрешение ситуации 4.1. Игра «Скажи ласково» 4.2 Стихотворение Ю.Тувима «Овощи» 5.Итог | 1 | тематическое | 24.10. | ||
14. | «Звук «У» Закреплять и уточнить словарный запас. Развивать связную речь. Знакомить со звуком (У), учить выполнять звуковой анализ. Воспитывать любознательность. | 1.Игра-мотивация «В гости к Ежику и Лисенку» 2.Познавательная игра, актуализация знаний игра «Чем отличаются звуки И-Ы», 3.Проблемная ситуация беседа «По реке на теплоходе» 4.Разрешение ситуации 4.1. Игра «Что на пароходе» 4.2 Игра « Какой звук в слове?» 4.3. Игра «Отгадываем загадки» 4.4. Игра « Кто как кричит» 4.5. Игра «На что похожа буква У» 5.Итог | 1 | интегрированное | 29.10 | ||
15. | «Гласные звуки» Систематизация словаря, развитие грамматического строя речи. Анализ гласных звуков, умение определять их местоположение в слове. Воспитывать внимание. | 1.Игра-мотивация «В гости к Ежику и Лисенку» 2.Познавательная игра, актуализация знаний игра «Чем отличаются звуки И-Ы, О-У, А-О?», 3.Проблемная ситуация беседа «Прогулка по улице Гласных звуков» 4.Разрешение ситуации 4.1. Игра «На карнавале Гласных звуков» 4.2 Игра « Песня Гласных звуков» 4.3. Игра «Какой звук?» 4.4. Игра « Назови гласный звук» 4.5. Игра «Чем различаются слова?» 5.Итог | 1 | на обобщение | 31.10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с детьми старшей группы по развитию речи.
Конспект НОД с детьми старшей группы по развитию речи.Цель: учить детей различать признаки зимы и лета, продолжать учить составлять описательные рассказы по предложенной схеме, способствовать умению в...
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи с использованием технологии мнемотехника «В гостях у Лесовичка»
занятие по развитию речи с использованием мнемотехники...
Конспект НОД с детьми старшей группе по развитию речи на тему: "Путешествие по сказкам"
Конспект НОД с детьми стаошей группе по развитию речи на тему: "Путешествие по сказкам"....
Методическая разработка интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи и фонетико-фонематического восприятия на тему: Звук [Ы]
В данной методической разработке представлен опыт работы по одному из приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО «Речевое развитие». Предлож...
Конспект занятия с детьми старшей группы по развитию речи «Поможем Осени собрать урожай»
Задачи:1. Расширять и активизировать словарный запас детей по теме «овощи и фрукты».2. Совершенствовать двигательные умения, разные виды бега и ходьбы.3. Совершенствовать знания о фор...
Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи"Зимушка -зима"
Конспект образовательной деятельностис детьми старшей группы по развитию речи "Зимушка -зима" Дата26.02. 2019Тема«Зимушка – зима».Программа«От рождения до школы...
Календарно-тематическое планирование старшая группа. По Развитию речи по программе "" От рождения до школы"
Календарно-тематическое планирование старшая группа. По Развитию речи по программе "От рождения до школы"...