Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи с использованием технологии мнемотехника «В гостях у Лесовичка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Исаенко Елена Юрьевна

занятие по развитию речи с использованием мнемотехники

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_2.doc393.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы

по развитию речи с использованием технологии мнемотехника

 «В гостях у Лесовичка»

           Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей

           Задачи:

Образовательные:

  1. Обогащать и активизировать словарь детей.
  2. Продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопрос, строя предложение из 4-6 слов.
  3. Формировать навыки составления короткого описательного рассказа с помощью мнемотаблиц.
  4. Закреплять умение давать характеристику-описание отдельным диким животным (лиса хитрая, рыжая, ловкая, живет в норе)
  5. Развивать четкость произношения, силу голоса, темп и ритм речи.
  6. Развивать фонематический слух. Учить детей делить слова на слоги.
  7. Закреплять правильное произношение звука «л» и «ль».
  8. Учить детей находить в словах эти звуки, пользоваться схемой, выделять звук в начале, середине, конце слова.
  9. Продолжать учить детей образованию существительных в ед. и мн.числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами (бельчонок, бельчата).
  10. Продолжать учить детей использовать в речи предлоги: в, на, под, около.
  11. Развивать внимание и память.
  12. Развивать логическое мышление и творческое воображение.

Оздоровительные: 

  1. Развивать  артикуляционный аппарат детей - Артикуляционная гимнастика.
  2. Развивать координацию движений –разучивание стихотворения с движениями.

Воспитательные:

  1. Воспитание организованности, дисциплинированности;
  2. Формирование познавательного интереса, наблюдательности;
  3. Развитие способности к самооценке, самоконтролю.

Материалы к занятию:

  1. Игрушка «Лесовичок»
  2. Наборы картинок, иллюстраций, объединенных общей темой «Осенний лес»
  3. Набор картинок «Дикие животные средней полосы»
  4. Мнемотаблицы (Дикие животные)
  5. Конверт с письмом от Лесовичка
  6. Тетради в крупную клетку
  7. Цветные карандаши
  8. Листы бумаги
  9. Деревья (Сосна, дуб, ель, орешник)
  10. Мяч
  11. Картинки с изображением животных, в названии которых есть звук «Л» и «ЛЬ»
  12. Схема для определения характеристик звука.

Ход занятия.

1 часть.

Сегодня, ребята, я хочу поговорить с вами о том, что происходит осенью в лесу. О том, как готовятся к зиме лесные звери. Для этого я предлагаю вам отправиться в осенний лес в гости к одному моему другу. Его зовут Лесовичок. Только вчера я получила от него письмо. Оно адресовано не только мне, но и вам. Послушайте.

   «Дорогие ребята! Пишет вам маленький Лесовичок. Я живу в лесу, слежу за порядком в нем. Если вам интересно, как живет большой лес, приходите ко мне в гости. Дорога к моему лесу простая. Посылаю вам план, как добраться до моей лесной полянки. До встречи! Ваш друг Лесовичок.»

   Ну что, хотите побывать в лесу? Тогда посмотрите на этот план и постарайтесь его запомнить. Вот как объясняет Лесовичок дорогу к своему домику: Вы выезжаете из города с большими домами. Проезжаете мимо круглой клумбы с красными цветами. Мимо синего озера, мимо прямоугольного поля с пшеницей. Лесную опушку вы узнаете по двум елочкам , желтому клену и красной рябинке.»

               

                   

     

        

   Дети смотрят на картинку-план (30-40 сек.) после чего воспитатель предлагает им восстановить этот план в тетради по памяти (В тетрадях заранее заготовлена таблица)

   Воспитатель просит рассказать как же попасть к Лесовичку? (1-2 ребенка)

2 часть.

Вот мы и оказались в гостях у Лесовичка. А вот и первый домик, который мы видим. Нужно разгадать загадку, чтобы узнать, чей же он.

Перед детьми выставляется мнемотаблица и загадывается загадка.

   

Он в берлоге спит зимой                        

Под большущею сосной.                            

А когда придет зима,

Просыпается от сна.

Кто это? Конечно, медведь. Выставляется иллюстрация с изображением медведя

+ мнемотаблица.

     

    D:\Art\Интернет раскраски\лес.jpg

                 

З

   

Что же мы знаем о медведе? Рассказы детей.

Медведь- это дикое, хищное животное, живет в лесу, у него есть 4 ноги, тело покрыто густой шерстью, осенью строит себе берлогу, всю зиму спит; Зимой у медведицы рождается детеныш-медвежонок. Она кормит его молоком.

   Молодцы, ребята. А вот и другой домик. (Загадка и мнемотаблица). Загадку может загадать ребенок, если он ее знает.

Комочек пуха.

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Давайте расскажем лесовичку, что же мы знаем о зайчике. Мнемотаблица.

(Рассказы детей)

   А под дубом устроила себе жилище-просторную нору… (Загадка)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый-краса,

А зовут ее -….  (лиса)

Вот послушайте, как Лесовичок рассказывает о лисе: « Лисичка к зиме готовится так: она отращивает себе более густую и теплую шерстку, чем та. Что была у нее летом. Даже на подошвах лапок у нее отрастает шерсть. Будет лисичка бегать по снегу. Как в валенках. А вот припасов лиса никаких не делает. Да и зачем они ей? Лиса охотится круглый год.»

   А чей же домик на дубе? Выставляется домик-мнемотаблица и ребенок загадывает загадку.

По веткам скачет,

Да не птица,

Рыжая,

Но не лисица.

   А как же белочка готовится к зиме? Расскажите о ней. (Мнемотаблица)

   Ребята, а кто из диких зверей спит зимой, как медведь? (Ответы детей – ежик, барсук) А вы что-нибудь интересное о них знаете? (Ответы, рассказы)

   Ну что ж, вы молодцы, ребята, много рассказали Лесовичку о диких лесных жителях.

          Физминутка.  

Игра «У кого кто?» (с мячом)

У белки – бельчонок

У зайчихи – зайчонок

У лосихи – лосенок   и т.д.

А теперь, ребята , давайте поиграем с вами  в другую игру «Найди звук».

Будем искать звук «Л». (На фланелеграф выставляются картинки с изображением животных – лиса, лось, волк, медведь, белка, заяц.).

Какой это звук? (Ребенок выставляет схему)

- В каких словах спрятался звук «Л»

- Найти слова, в которых звук стоит в начале, в середине, в конце слова.

- Посчитать сколько слогов  в словах.

А в каком слове мы слышим звук «ЛЬ» ?  (Лиса) Расскажите про этот звук. ( Ребенок выставляет схему и рассказывает о звуке)

3 часть.

А у Лесовичка в письме есть еще кое-что. О, да это стихотворение. Как же нам побыстрее его выучить? (ответы детей - надо нарисовать, или показать движениями)

Воспитатель читая стихотворение, показывает движения детям.

Есть в лесу под елью хата.     (Руки вверх - деревья машут ветками, руки домиком)

Там уснули медвежата.         (Руки под щеку, затем делаем ушки – руки к голове)

А меньшой не хочет спать,   (Показываем руками маленький размер, мотаем головой)

Маме стал надоедать.            (Руки к голове – уши медведице, стучим кулаками по коленям)

Капризуля косолапый просит:   (Показываем косолапые ноги, шагаем, руками маним к себе)

«Ужин мне состряпай!          (Показываем руками – стряпаем)

Поскорей неси сюда              (Руками маним к себе)

Меда, рыбку из пруда!!!»     (Гладим рукой по животу, рукой показываем рыбку, волнистыми    

                                                  движениями)                                                                                                                                                                                                                                                        Напевает сыну мать:             (Показываем маму медведицу – руки ушки)

«Баю, баю, надо спать!         (Качаем ребенка, руки к щеке)

Ты уснешь, и сон придет,     (Продолжаем держать руки, пальцами по коленям – топ-топ)

Все в корзинке принесет!»   (Показываем корзинку – руки в кольцо, затем руки к детям)

2-3 раза повторяем, затем слушаем 2-3 детей. (С помощью воспитателя.)

Какие вы сегодня молодцы, хорошо позанимались. А Лесовичок вам прислал подарки-орешки. Угощайтесь, пожалуйста.

Подводятся итоги занятия.

Оценка деятельности от детей.(Звездочки разного цвета: Понравилось - зеленая, средне – желтая, не понравилось – синяя.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы в образовательной области «Коммуникация» с использованием приемов мнемотехники

Составление рассказа «Весна идет» Обучающие задачи:•                    закрепить и расширить словар...

Методическая разработка. Конспект совместной деятельности детей и взрослых по развитию речи с использованием ИКТ технологий для детей 5-6 лет. "В гости сказка к нам пришла"

Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.   На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.   Поэтапно происх...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" (с использованием технологии сказкотерапии, игротренинга, здоровьесберегающей технологии) «По произведениям В.В.Бианки»

ЦЕЛЬ: закрепить и обобщить знания по творчеству В.В. Бианки. Задачи: - в игровой форме обобщить знания, полученные при знакомстве с творчеством В.В. Бианки;- способствовать формированию первых по...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы с интеллектуальной недостаточностью. Использование игровых технологий и наглядного моделирования. Тема: «Оденем Машу на прогулку»

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы с интеллектуальной недостаточностью. Использование игровых технологий и наглядного моделирования. Тема: «Оденем Машу на прогулку»...

Конспект открытого просмотра образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии мнемотехники во II младшей группе «Путешествие в волшебный лес»

Закреплять знания и представления детей об осени. Продолжать знакомить детей с характерными признаками поздней осени...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию « Былинные богатыри земли русской» с использованием здоровьезберегающих педагогических технологий, технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи:Обучающие:Познакомиться с оружием богатырей;Сформи...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Волшебница – Зима» (технология мнемотехники и ИКТ)

Цель:Внедрение системно-деятельностного подхода в процессе совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей в условиях введения ФГОС  ДО....