Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи с использованием технологии мнемотехника «В гостях у Лесовичка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
занятие по развитию речи с использованием мнемотехники
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_2.doc | 393.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы
по развитию речи с использованием технологии мнемотехника
«В гостях у Лесовичка»
Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей
Задачи:
Образовательные:
- Обогащать и активизировать словарь детей.
- Продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопрос, строя предложение из 4-6 слов.
- Формировать навыки составления короткого описательного рассказа с помощью мнемотаблиц.
- Закреплять умение давать характеристику-описание отдельным диким животным (лиса хитрая, рыжая, ловкая, живет в норе)
- Развивать четкость произношения, силу голоса, темп и ритм речи.
- Развивать фонематический слух. Учить детей делить слова на слоги.
- Закреплять правильное произношение звука «л» и «ль».
- Учить детей находить в словах эти звуки, пользоваться схемой, выделять звук в начале, середине, конце слова.
- Продолжать учить детей образованию существительных в ед. и мн.числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами (бельчонок, бельчата).
- Продолжать учить детей использовать в речи предлоги: в, на, под, около.
- Развивать внимание и память.
- Развивать логическое мышление и творческое воображение.
Оздоровительные:
- Развивать артикуляционный аппарат детей - Артикуляционная гимнастика.
- Развивать координацию движений –разучивание стихотворения с движениями.
Воспитательные:
- Воспитание организованности, дисциплинированности;
- Формирование познавательного интереса, наблюдательности;
- Развитие способности к самооценке, самоконтролю.
Материалы к занятию:
- Игрушка «Лесовичок»
- Наборы картинок, иллюстраций, объединенных общей темой «Осенний лес»
- Набор картинок «Дикие животные средней полосы»
- Мнемотаблицы (Дикие животные)
- Конверт с письмом от Лесовичка
- Тетради в крупную клетку
- Цветные карандаши
- Листы бумаги
- Деревья (Сосна, дуб, ель, орешник)
- Мяч
- Картинки с изображением животных, в названии которых есть звук «Л» и «ЛЬ»
- Схема для определения характеристик звука.
Ход занятия.
1 часть.
Сегодня, ребята, я хочу поговорить с вами о том, что происходит осенью в лесу. О том, как готовятся к зиме лесные звери. Для этого я предлагаю вам отправиться в осенний лес в гости к одному моему другу. Его зовут Лесовичок. Только вчера я получила от него письмо. Оно адресовано не только мне, но и вам. Послушайте.
«Дорогие ребята! Пишет вам маленький Лесовичок. Я живу в лесу, слежу за порядком в нем. Если вам интересно, как живет большой лес, приходите ко мне в гости. Дорога к моему лесу простая. Посылаю вам план, как добраться до моей лесной полянки. До встречи! Ваш друг Лесовичок.»
Ну что, хотите побывать в лесу? Тогда посмотрите на этот план и постарайтесь его запомнить. Вот как объясняет Лесовичок дорогу к своему домику: Вы выезжаете из города с большими домами. Проезжаете мимо круглой клумбы с красными цветами. Мимо синего озера, мимо прямоугольного поля с пшеницей. Лесную опушку вы узнаете по двум елочкам , желтому клену и красной рябинке.»
|
|
|
|
Дети смотрят на картинку-план (30-40 сек.) после чего воспитатель предлагает им восстановить этот план в тетради по памяти (В тетрадях заранее заготовлена таблица)
Воспитатель просит рассказать как же попасть к Лесовичку? (1-2 ребенка)
2 часть.
Вот мы и оказались в гостях у Лесовичка. А вот и первый домик, который мы видим. Нужно разгадать загадку, чтобы узнать, чей же он.
Перед детьми выставляется мнемотаблица и загадывается загадка.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет зима,
Просыпается от сна.
Кто это? Конечно, медведь. Выставляется иллюстрация с изображением медведя
+ мнемотаблица.
|
|
|
З |
|
Что же мы знаем о медведе? Рассказы детей.
Медведь- это дикое, хищное животное, живет в лесу, у него есть 4 ноги, тело покрыто густой шерстью, осенью строит себе берлогу, всю зиму спит; Зимой у медведицы рождается детеныш-медвежонок. Она кормит его молоком.
Молодцы, ребята. А вот и другой домик. (Загадка и мнемотаблица). Загадку может загадать ребенок, если он ее знает.
Комочек пуха.
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Давайте расскажем лесовичку, что же мы знаем о зайчике. Мнемотаблица.
(Рассказы детей)
А под дубом устроила себе жилище-просторную нору… (Загадка)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый-краса,
А зовут ее -…. (лиса)
Вот послушайте, как Лесовичок рассказывает о лисе: « Лисичка к зиме готовится так: она отращивает себе более густую и теплую шерстку, чем та. Что была у нее летом. Даже на подошвах лапок у нее отрастает шерсть. Будет лисичка бегать по снегу. Как в валенках. А вот припасов лиса никаких не делает. Да и зачем они ей? Лиса охотится круглый год.»
А чей же домик на дубе? Выставляется домик-мнемотаблица и ребенок загадывает загадку.
По веткам скачет,
Да не птица,
Рыжая,
Но не лисица.
А как же белочка готовится к зиме? Расскажите о ней. (Мнемотаблица)
Ребята, а кто из диких зверей спит зимой, как медведь? (Ответы детей – ежик, барсук) А вы что-нибудь интересное о них знаете? (Ответы, рассказы)
Ну что ж, вы молодцы, ребята, много рассказали Лесовичку о диких лесных жителях.
Физминутка.
Игра «У кого кто?» (с мячом)
У белки – бельчонок
У зайчихи – зайчонок
У лосихи – лосенок и т.д.
А теперь, ребята , давайте поиграем с вами в другую игру «Найди звук».
Будем искать звук «Л». (На фланелеграф выставляются картинки с изображением животных – лиса, лось, волк, медведь, белка, заяц.).
Какой это звук? (Ребенок выставляет схему)
- В каких словах спрятался звук «Л»
- Найти слова, в которых звук стоит в начале, в середине, в конце слова.
- Посчитать сколько слогов в словах.
А в каком слове мы слышим звук «ЛЬ» ? (Лиса) Расскажите про этот звук. ( Ребенок выставляет схему и рассказывает о звуке)
3 часть.
А у Лесовичка в письме есть еще кое-что. О, да это стихотворение. Как же нам побыстрее его выучить? (ответы детей - надо нарисовать, или показать движениями)
Воспитатель читая стихотворение, показывает движения детям.
Есть в лесу под елью хата. (Руки вверх - деревья машут ветками, руки домиком)
Там уснули медвежата. (Руки под щеку, затем делаем ушки – руки к голове)
А меньшой не хочет спать, (Показываем руками маленький размер, мотаем головой)
Маме стал надоедать. (Руки к голове – уши медведице, стучим кулаками по коленям)
Капризуля косолапый просит: (Показываем косолапые ноги, шагаем, руками маним к себе)
«Ужин мне состряпай! (Показываем руками – стряпаем)
Поскорей неси сюда (Руками маним к себе)
Меда, рыбку из пруда!!!» (Гладим рукой по животу, рукой показываем рыбку, волнистыми
движениями) Напевает сыну мать: (Показываем маму медведицу – руки ушки)
«Баю, баю, надо спать! (Качаем ребенка, руки к щеке)
Ты уснешь, и сон придет, (Продолжаем держать руки, пальцами по коленям – топ-топ)
Все в корзинке принесет!» (Показываем корзинку – руки в кольцо, затем руки к детям)
2-3 раза повторяем, затем слушаем 2-3 детей. (С помощью воспитателя.)
Какие вы сегодня молодцы, хорошо позанимались. А Лесовичок вам прислал подарки-орешки. Угощайтесь, пожалуйста.
Подводятся итоги занятия.
Оценка деятельности от детей.(Звездочки разного цвета: Понравилось - зеленая, средне – желтая, не понравилось – синяя.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы в образовательной области «Коммуникация» с использованием приемов мнемотехники
Составление рассказа «Весна идет» Обучающие задачи:• закрепить и расширить словар...
Методическая разработка. Конспект совместной деятельности детей и взрослых по развитию речи с использованием ИКТ технологий для детей 5-6 лет. "В гости сказка к нам пришла"
Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происх...
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" (с использованием технологии сказкотерапии, игротренинга, здоровьесберегающей технологии) «По произведениям В.В.Бианки»
ЦЕЛЬ: закрепить и обобщить знания по творчеству В.В. Бианки. Задачи: - в игровой форме обобщить знания, полученные при знакомстве с творчеством В.В. Бианки;- способствовать формированию первых по...
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы с интеллектуальной недостаточностью. Использование игровых технологий и наглядного моделирования. Тема: «Оденем Машу на прогулку»
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы с интеллектуальной недостаточностью. Использование игровых технологий и наглядного моделирования. Тема: «Оденем Машу на прогулку»...
Конспект открытого просмотра образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии мнемотехники во II младшей группе «Путешествие в волшебный лес»
Закреплять знания и представления детей об осени. Продолжать знакомить детей с характерными признаками поздней осени...
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию « Былинные богатыри земли русской» с использованием здоровьезберегающих педагогических технологий, технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,
Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи:Обучающие:Познакомиться с оружием богатырей;Сформи...
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Волшебница – Зима» (технология мнемотехники и ИКТ)
Цель:Внедрение системно-деятельностного подхода в процессе совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей в условиях введения ФГОС ДО....