Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи"Зимушка -зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Фомина Ольга Сергеевна

Конспект образовательной деятельности

с детьми старшей группы по развитию речи "Зимушка -зима"

 

Дата

26.02. 2019

Тема

«Зимушка – зима».

Программа

«От рождения до школы»

Возраст

От 5 до 6 лет

Основная образовательная область

Речевое развитие

Интегрированные образовательные области

Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально коммуникативное развитие

 

Форма проведения

игра – путешествие

Цель

Закрепление и обучение пройденного материала

Воспитательные

 

Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным и птицам; Воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельность.

Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.

 

Развивающие

 

Развивать связную речь: учить составлять короткий рассказ по картине на заданную тему;

Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка;

Развивать творческое воображение;

Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память.

 

Образовательные

 

Обобщать представления о зиме и типичных зимних проявлениях в природе;

Расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «Зима»;

Упражнять в подборе слов синонимов;

Учить образовывать притяжательные прилагательные.

 

Планируемый результа

Уметь поддерживать беседу, активно взаимодействовать  с педагогами и сверстниками, уметь работать в коллективе.

Методы и приёмы

Словесные (беседа ,рассказ), наглядные (показ), практические.

Наглядные средства обучения

 

 Картинка для составления рассказа, изображения животных, следы животных.

 

Организация детей

    

 0000

  0  0

    В  

Индивидуальная работа

Закрепление названий зимних месяцев с Данилой, закрепление в подборе синонимов с Зариной.

Предварительная работа

Разучивание  физкультминутки ,игры с детьми, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа

Африка, турист.

Методологические приёмы и технологии

 Сюрпризные  моменты, игры, наглядный (рассматривание иллюстрации); словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение, анализ занятия).

Структура ООД

ОД – 25 минут

  1. Организационный момент 1 мин
  2. Мотивационно  - ориентировочный 2 мин
  3. Практический  3 мин
  4. Поисковый 5 мин
  5. «Путешествие в зимний лес» 5 мин
  6. Физминутка 1 мин
  7. Игра « Скажи наоборот» 3 мин
  8. Составление рассказа  5 мин
  9. Итог занятия 2 мин.

Ход ООД Психологический настрой.

Введение в игровую ситуацию

Дети входят в группу и здороваются с гостями.

 Воспитатель

Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Оглянитесь вокруг… Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить?

II. Мотивационно – ориентировочный

3 мин

. (Звук сообщения и на экране появляется конверт) Ой, посмотрите, нам пришло письмо. Письмо пришло из Африки от мальчика по имени Том. Давайте прочитаем (на экране появляется текст письма и изображение мальчика):

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Том. Я живу в далекой и жаркой Африке. Я много слышал про зиму, которая бывает в вашей стране, особенно на Севере! Но я никак не могу понять, что это такое и что происходит, когда наступает зима. Пожалуйста, расскажите мне об этом. Ваш друг Том».

- Ну что? Расскажем нашему другу про нашу волшебную зимушку-зиму? (Да)

III. Практический

15 мин

. Артикуляционная гимнастика.

- Ребята, для того чтобы мы смогли красиво и правильно рассказать нашему другу про зимушку, нам необходимо разбудить наш язычок (упражнения – «Часики», «Расческа», «Чашечка», «Лошадка», «Футбол»).

Чистоговорки.

Ра – ра – ра – снежная гора

Да –да – да - зимою холода

Гу – гу – гу - елочки в снегу

Ме – ме – ме – очень рады мы зиме

IV. Поисковый. 5 мин.

 

- А теперь мы начинаем свой рассказ, ребята, давайте вспомним зимние месяца.

-Анжела, назови первый  зимний месяц?

-  Малика, назови второй зимний месяц?

-Алина, назови третий зимний месяц?

      -Тагир, какое время годы идет перед зимой?

      - Лиза, какое время года  идет после зимы?

- Ребята, назовите признаки зимы? (Холодно, морозно, снежно), какие изменения происходят в природе зимой?(Выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет, все катаются на коньках, лыжах, санках.)

 

1. "Путешествие в зимний лес".

- Ну что ж, мы назвали сколько месяцев зимой, и назвали признаки теперь мы готовы отправиться в путешествие в волшебный зимний лес.

(звучит музыка – метель, дети, кружась, «перемещаются» в зимний лес).

- Вот мы и оказались в нашем зимнем лесу. Мы продолжаем дальше свой рассказ Тому. Назовите мне, как готовятся эти животные к зиме. И кому принадлежат эти следы.

(перед детьми на экране следы птицы, белки, медведя, зайца, лисы, волка)

3. Игра: «Назови детенышей»?»

 

Посмотрите, дети, на картинку. Расскажите ,что эти животные делают зимой.

 

У лисы детеныша, как назовем? ( лисенок), а если их много? (лисята)

У медведя детеныша как назовем?( медвежонок, а если их много?(медвежата)

У белки детеныш ?( белчонок), а если их много?( Бельчата.)

У волк детеныш ?(волчата), а если их много? (Волчата)

 

Физминутка

Стоит в лесу избушка.

Дети смыкают руки над головой “домиком”

А в ней живёт Петрушка.

Большой палец правой руки к носу, а левый – к мизинцу правой.

К нему идёт зверюшка

Дети шагают на месте.

Попрыгать – поиграть.

Дети подпрыгивают три раза и поворачивают корпус вправо и влево

Олени,

Дети изображают рога.

Носороги,

Кулачки к носу.

Медведи из берлоги

Дети переваливаются, изображая медведей.

Приходят друг за дружкой

Дети шагают на месте.

Попрыгать – поиграть.

Повторяют прыжки и повороты.

Косули и еноты,

Руками показывают рога, сгибают руки в локтях, опустив кисти

Ежи

Дети растопыривают пальцы, показывая иголки.

И бегемоты

Округлив руки перед собой, изображают толщину.

Идут после охоты
Попрыгать – поиграть.

Повторяют прыжки и повороты.

Малиновка, овсянка,

Дети машут руками, изображая крылья

Живая обезьянка

Изображают пляшущую обезьянку.

У всех одно и то же: 
Попрыгать – поиграть.

Повторяют прыжки и повороты.

 

4. Игра: "Скажи наоборот"

 

- Ребята, а теперь поиграем в игру, скажи по-другому.

Еда-пища,врач-доктор,турист-путешественник,занавески-шторы, вранье –обман, конура- будка, штаны-брюки, скакать-прыгать, товарищ-друг, кидать-бросать, труд-работа, храбрый-смелый, ребенок- малыш, автомобиль-машина, холод-мороз, разрушать-ломать, размышлять-думать,  печальный-грустный.

 

5.

Игра «Какая зима?».

 

- Значит, зимой погода может быть разной. А теперь вы мне расскажите, как мы назовем день, когда… (игра с мячом по цепочке):

Идет снег, то день называется снежный,

Если мороз – морозный,

Если ветер – ветреный,

Если холод – холодный,

Если солнце – солнечный.

Составление рассказа

 - Ребята, давайте теперь присядем на подушки и немного отдохнем. Я хочу вам показать картинку

Рассказ «Зима».

воспитатель раскладывает предметные картинки: снег (белая полоска бумаги), деревья, девочка и мальчик в зимней одежде, снеговик, санки.

«Наступила зима. На земле и на деревьях лежит снег. Дети вышли гулять. Они надели шубки, шапки, варежки, сапоги, потому что на улице холодно. Дети слепили снеговика, а потом стали кататься на санках и коньках».

 

6. Отправка ответного письма.

 

- Ребята, мы так много уже вспомнили о зиме, что готовы написать ответное письмо нашему другу Тому. Но письмо будет необычным - давайте ему отправим фотографию с зимним пейзажем. Показываю фото.

- Ребята посмотрите, нам с вами удалось создать красивый зимний пейзаж.

Времена года в природе сменяются друг за другом, меняя окружающий мир. Вслед за осенью приходит зима. Она идет к нам с морозами, ветрами, снегом. Дети любят зиму, ждут ее, любят зимние развлечения, забавы, праздники.

-Ребята, это самое настоящее электронное письмо! Давайте отправим его нашему другу Тому в Африку (На экране появляется изображение улетающего почтового конверта с соответствующим звуком).

Ну вот, наше письмо отправлено. А вы запомнили, признаки зимы. Перечислите.

V. Рефлексивно – оценочный

- Как вы думаете, Тому понравится наше письмо? (ответы детей)

- Удалось ли нам описать зиму для Тома, который никогда её не видел? (ответы детей)

Я тоже так думаю. Давайте подведём итог. Мы рассказали нашему другу о характерных особенностях зимы, вспомнили, как зимуют животные в лесу, какие птицы остаются зимовать, какие зимние забавы нам нравятся и что погода зимой бывает не только морозной.

- Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать по нашему лесу, но надо возвращаться в детский сад. А вам понравилось занятие?

Но сначала я хочу вам раздавать на память раскраски, где изображено Снегурочка в лесу с птицами.

- А теперь зимняя метель закружит нас, как будто мы снежинки, и перенесет назад в детский сад. Спасибо за хорошую работу!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

с детьми старшей группы

Дата

26.02. 2019

Тема

«Зимушка – зима».

Программа

«От рождения до школы»

Возраст

От 5 до 6 лет

Основная образовательная область

Речевое развитие

Интегрированные образовательные области

Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально коммуникативное развитие

Форма проведения

игра – путешествие

Цель

Закрепление и обучение пройденного материала

Воспитательные

Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным и птицам; Воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельность.

Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.

Развивающие

Развивать связную речь: учить составлять короткий рассказ по картине на заданную тему;

Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка;

Развивать творческое воображение;

Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память.

Образовательные

Обобщать представления о зиме и типичных зимних проявлениях в природе;

Расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «Зима»;

Упражнять в подборе слов синонимов;

Учить образовывать притяжательные прилагательные.

Планируемый результа

Уметь поддерживать беседу, активно взаимодействовать  с педагогами и сверстниками, уметь работать в коллективе.

Методы и приёмы

Словесные (беседа ,рассказ), наглядные (показ), практические.

Наглядные средства обучения

 Картинка для составления рассказа, изображения животных, следы животных.

Организация детей

     

 0000

  0  0

    В  

Индивидуальная работа

Закрепление названий зимних месяцев с Данилой, закрепление в подборе синонимов с Зариной.

Предварительная работа

Разучивание  физкультминутки ,игры с детьми, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа

Африка, турист.

Методологические приёмы и технологии

 Сюрпризные  моменты, игры, наглядный (рассматривание иллюстрации); словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение, анализ занятия).

Структура ООД

ОД – 25 минут

  1. Организационный момент 1 мин
  2. Мотивационно  - ориентировочный 2 мин
  3. Практический  3 мин
  4. Поисковый 5 мин
  5. «Путешествие в зимний лес» 5 мин
  6. Физминутка 1 мин
  7. Игра « Скажи наоборот» 3 мин
  8. Составление рассказа  5 мин
  9. Итог занятия 2 мин.

Ход ООД Психологический настрой.

Введение в игровую ситуацию

Дети входят в группу и здороваются с гостями.

 Воспитатель

Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Оглянитесь вокруг… Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить?

II. Мотивационно – ориентировочный

3 мин

. (Звук сообщения и на экране появляется конверт) Ой, посмотрите, нам пришло письмо. Письмо пришло из Африки от мальчика по имени Том. Давайте прочитаем (на экране появляется текст письма и изображение мальчика):

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Том. Я живу в далекой и жаркой Африке. Я много слышал про зиму, которая бывает в вашей стране, особенно на Севере! Но я никак не могу понять, что это такое и что происходит, когда наступает зима. Пожалуйста, расскажите мне об этом. Ваш друг Том».

- Ну что? Расскажем нашему другу про нашу волшебную зимушку-зиму? (Да)

III. Практический

15 мин

. Артикуляционная гимнастика.

- Ребята, для того чтобы мы смогли красиво и правильно рассказать нашему другу про зимушку, нам необходимо разбудить наш язычок (упражнения – «Часики», «Расческа», «Чашечка», «Лошадка», «Футбол»).

Чистоговорки.

Ра – ра – ра – снежная гора

Да –да – да - зимою холода

Гу – гу – гу - елочки в снегу

Ме – ме – ме – очень рады мы зиме

IV. Поисковый. 5 мин.

- А теперь мы начинаем свой рассказ, ребята, давайте вспомним зимние месяца.

-Анжела, назови первый  зимний месяц?

-  Малика, назови второй зимний месяц?

-Алина, назови третий зимний месяц?

      -Тагир, какое время годы идет перед зимой?

      - Лиза, какое время года  идет после зимы?

- Ребята, назовите признаки зимы? (Холодно, морозно, снежно), какие изменения происходят в природе зимой?(Выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет, все катаются на коньках, лыжах, санках.)

1. "Путешествие в зимний лес".

- Ну что ж, мы назвали сколько месяцев зимой, и назвали признаки теперь мы готовы отправиться в путешествие в волшебный зимний лес.

(звучит музыка – метель, дети, кружась, «перемещаются» в зимний лес).

- Вот мы и оказались в нашем зимнем лесу. Мы продолжаем дальше свой рассказ Тому. Назовите мне, как готовятся эти животные к зиме. И кому принадлежат эти следы.

(перед детьми на экране следы птицы, белки, медведя, зайца, лисы, волка)

3. Игра: «Назови детенышей»?»

Посмотрите, дети, на картинку. Расскажите ,что эти животные делают зимой.

У лисы детеныша, как назовем? ( лисенок), а если их много? (лисята)

У медведя детеныша как назовем?( медвежонок, а если их много?(медвежата)

У белки детеныш ?( белчонок), а если их много?( Бельчата.)

У волк детеныш ?(волчата), а если их много? (Волчата)

Физминутка

Стоит в лесу избушка.

Дети смыкают руки над головой “домиком”

А в ней живёт Петрушка.

Большой палец правой руки к носу, а левый – к мизинцу правой.

К нему идёт зверюшка

Дети шагают на месте.

Попрыгать – поиграть.

Дети подпрыгивают три раза и поворачивают корпус вправо и влево

Олени,

Дети изображают рога.

Носороги,

Кулачки к носу.

Медведи из берлоги

Дети переваливаются, изображая медведей.

Приходят друг за дружкой

Дети шагают на месте.

Попрыгать – поиграть.

Повторяют прыжки и повороты.

Косули и еноты,

Руками показывают рога, сгибают руки в локтях, опустив кисти

Ежи

Дети растопыривают пальцы, показывая иголки.

И бегемоты

Округлив руки перед собой, изображают толщину.

Идут после охоты
Попрыгать – поиграть.

Повторяют прыжки и повороты.

Малиновка, овсянка,

Дети машут руками, изображая крылья

Живая обезьянка

Изображают пляшущую обезьянку.

У всех одно и то же: 
Попрыгать – поиграть.

Повторяют прыжки и повороты.

4. Игра: "Скажи наоборот"

- Ребята, а теперь поиграем в игру, скажи по-другому.

Еда-пища,врач-доктор,турист-путешественник,занавески-шторы, вранье –обман, конура- будка, штаны-брюки, скакать-прыгать, товарищ-друг, кидать-бросать, труд-работа, храбрый-смелый, ребенок- малыш, автомобиль-машина, холод-мороз, разрушать-ломать, размышлять-думать,  печальный-грустный.

5.

Игра «Какая зима?».

- Значит, зимой погода может быть разной. А теперь вы мне расскажите, как мы назовем день, когда… (игра с мячом по цепочке):

Идет снег, то день называется снежный,

Если мороз – морозный,

Если ветер – ветреный,

Если холод – холодный,

Если солнце – солнечный.

Составление рассказа

 - Ребята, давайте теперь присядем на подушки и немного отдохнем. Я хочу вам показать картинку

Рассказ «Зима».

воспитатель раскладывает предметные картинки: снег (белая полоска бумаги), деревья, девочка и мальчик в зимней одежде, снеговик, санки.

«Наступила зима. На земле и на деревьях лежит снег. Дети вышли гулять. Они надели шубки, шапки, варежки, сапоги, потому что на улице холодно. Дети слепили снеговика, а потом стали кататься на санках и коньках».

6. Отправка ответного письма.

- Ребята, мы так много уже вспомнили о зиме, что готовы написать ответное письмо нашему другу Тому. Но письмо будет необычным - давайте ему отправим фотографию с зимним пейзажем. Показываю фото.

- Ребята посмотрите, нам с вами удалось создать красивый зимний пейзаж.

Времена года в природе сменяются друг за другом, меняя окружающий мир. Вслед за осенью приходит зима. Она идет к нам с морозами, ветрами, снегом. Дети любят зиму, ждут ее, любят зимние развлечения, забавы, праздники.

-Ребята, это самое настоящее электронное письмо! Давайте отправим его нашему другу Тому в Африку (На экране появляется изображение улетающего почтового конверта с соответствующим звуком).

Ну вот, наше письмо отправлено. А вы запомнили, признаки зимы. Перечислите.

V. Рефлексивно – оценочный

- Как вы думаете, Тому понравится наше письмо? (ответы детей)

- Удалось ли нам описать зиму для Тома, который никогда её не видел? (ответы детей)

Я тоже так думаю. Давайте подведём итог. Мы рассказали нашему другу о характерных особенностях зимы, вспомнили, как зимуют животные в лесу, какие птицы остаются зимовать, какие зимние забавы нам нравятся и что погода зимой бывает не только морозной.

- Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать по нашему лесу, но надо возвращаться в детский сад. А вам понравилось занятие?

Но сначала я хочу вам раздавать на память раскраски, где изображено Снегурочка в лесу с птицами.

- А теперь зимняя метель закружит нас, как будто мы снежинки, и перенесет назад в детский сад. Спасибо за хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Профессии»

Цель: расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей.Задачи:Образовательные: закреплять в речи существительные с обобщающим значением «профессия». Совершенствоват...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи с использованием песочной терапии "Песочная страна"

Задачи:образовательные: закреплять обобщающие понятия «насекомые», «цветы», продолжать учить  правильно употреблять простые и сложные предлоги,  образовывать сущ...