Семинар «Технология речевого развития»
методическая разработка по развитию речи на тему
Знакомство с региональными подходами к обновлению содержания работы по речевому развитию ребёнка в ДОУ, систематизация знаний педагогов по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар
«Технология речевого развития»
Цель: знакомство с региональными подходами к обновлению содержания работы по речевому развитию ребёнка в ДОУ, систематизация знаний педагогов по данной теме.
План проведения:
- Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.
- Условия успешного речевого развития.
- Диагностика речевого развития.
- Развитие речи детей дошкольного возраста в ДОУ.
I.Актуальность проблемы речевого развития.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи. Высокий уровень речевого развития у детей подготовительной к школе группы, если дети:
- владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания.
- умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить.
- знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации.
- умеют читать.
Причины низкого уровня развития
- Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не знает технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка. Не знает уровня развития речи.
- Речевое развитие рассматривается как изолированный процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.
- Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.
- Обучение языку идёт в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.
- При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы.
- Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься.
- Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период. В странах Африки до трёх лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней, - комфортное пребывание способствует успешному развитию.
II.Условия для успешного развития речи
- Интересно организовать жизнь ребёнка.
- Постоянно побуждать ребёнка говорить.
- Создавать соответствующую обстановку, среду. У хорошо говорящих родителей не всегда говорят дети.
- Не забывать про одарённых детей, речью мы определяем судьбу ребёнка. Из всех талантов самый главный талант – общение.
- Дать детям одинаковые стартовые возможности.
Речевое развитие ребёнка в дошкольном учреждении
- В ДОУ должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:
-сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
-побуждают к речевому общению между собой.
2.Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:
-речь сотрудников чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
-в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:
-следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (звукоподражательные игры, занятия по звуковому анализу слова, чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
-наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
4.Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учётом возрастных особенностей:
- обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
- помогают ребёнку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
- обеспечивают развитие образной стороны речи;
- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
6.Сотрудники развивают у детей связную речь с учётом их возрастных особенностей:
- поощряют детей к рассказыванию, развёрнутому изложению определённого содержания;
- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
7.Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- стимулируют детей комментировать свою речь;
- упражняют в умении планировать свою деятельность.
8.Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
9.Сотрудники поощряют детское словотворчество.
III. Диагностика речевого развития
Выделяют 3 уровня:
1.Младший возраст.
Ребёнка просят рассказать знакомую сказку и по его рассказу определяют уровень речевого развития.
Низкий уровень: воспитатель начинает сказку, а ребёнок добавляет одно слово.
Средний уровень: воспитатель говорит слово, ребёнок – фразу.
Высокий уровень: сам рассказывает сказку.
2.Средний возраст:
Воспитатель просит пересказать небольшой рассказ с сюжетом.
Низкий уровень: отдельные слова, повторы, небольшие паузы.
Средний уровень: воспитатель помогает словом, ребёнок продолжает рассказ.
Высокий уровень: сам рассказывает рассказ.
3.Старший возраст.
Рассказ о том, что увидел.
Низкий уровень: всё время рассказывает воспитатель.
Средний уровень: небольшая подсказка.
Высокий уровень: самостоятельный рассказ по плану.
Практическая часть семинара
- Назовите основные функции речи.
Функции речи:
1.Речь как средство общения.
2.Познавательная функция речи.
3.Речь как регулятор поведения и деятельности.
- Назовите виды речи.
Виды речи:
1.Внутренняя.
2.Внешняя:
- Диалогическая
- Монологическая
- Эгоцентрическая
- Письменная
- По каким направлениям осуществляется развитие речи в детском саду?
1.Развитие связной речи.
2.Развитие словаря дошкольника.
3.Формирование грамматического строя речи.
4.Развитие звуковой культуры.
5.Развитие образной речи.
- Какую роль играет семья в формировании речи ребёнка?
(Варианты ответов)
Определяют и направляют поведение ребёнка, передают ему просьбы, приказы, объясняют, как он должен вести себя. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения. Речь взрослого является эталоном для ребёнка.
- Что бы вы порекомендовали родителям по формированию речи ребёнка – дошкольника?
(Варианты ответов).
Разработка рекомендаций для родителей по формированию речи ребёнка.
Факторы успешного речевого развития
(памятка для родителей)
- Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.
- Создавать условия для общения с другими детьми.
- Речь взрослого – пример для подражания.
- Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи ребёнка.
- Совместные игры взрослого и ребёнка.
- Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
- Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его «почему».
- Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение музеев.
- Рассказывание стихов руками.
Установлено, что речевая функция и двигательная система связаны между собой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости, монотонности речи, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает запоминание стихов.
Попробуем рассказать стихотворение А. Барто «Звериная зарядка»при помощи движений.
Звериная зарядка А. Барто
Раз – присядка
Два – прыжок
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата – спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало –
Начинаем всё сначала!
Потом воспитателей делят на две команды и предлагают пересказать при помощи движений другие стихи.
Утренние стихи
Как это приятно-
Проснуться
И встать,
И синее небо в окне увидать,
И снова узнать,
Что повсюду – весна,
Что солнце и утро
Прекраснее сна.
Одуванчик
Уронило солнце
Лучик золотой-
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он – большого солнца
Маленький привет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар «Технология театрализованных игр с детьми 4-5 лет с ОНР»
В посдеднее десятилетие в результате изменений традиционных представлений о развитии и его соотношении с воспитанием особое внимание уделяется становлению ребенка как субъекта различных видов и ...
Научно- практический семинар в рамках городской инновационной площадки РИП-2. Тема семинара: Технологии школьного экологического мониторинга, включающие программные наблюдения за состоянием окружающей среды
Научно- практический семинар в рамках городской инновационной площадки РИП-2....
Семинар "Технологии речевого развития"
. Ведущей деятельностью детей является игра. Учебная деятельность предполагает творческое преобразование материала, с применением которого снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Семинар Технологии речевого развития
Вы узнаете о разнообразных технологиях речевого развития дошкольников. Познакомитесь с направления данной работы. Будет предложена классификация занятий по развитию речи....
Семинар «Технология работы по развитию коммуникативных способностей в сюжетно-ролевой игре у детей младшего дошкольного возраста»
Семинар «Технология работы по развитию коммуникативных способностей в сюжетно-ролевой игре у детей младшего дошкольного возраста»...