Семинар «Технология синквейн в речевом развитии детей»
материал
Предварительный просмотр:
Семинар
«Технология синквейн в речевом развитии детей» Подготовила Богачева А.С.
1 Слайд
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня вашему вниманию предлагаю прослушать семинар, на тему «Технология синквейн в речевом развитии детей»
2 Слайд
Цель семинара - повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста.
3 Слайд
Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.
Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования.
Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.
Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- является диагностическим инструментом;
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
- используется для закрепления изученной темы;
- является игровым приемом.
4 Слайд
Что такое синквейн?
Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк, которые строятся по определенным правилам.
Синквейн - это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по событию или предмету, который и является темой синквейна, или просто краткая характеристика.
5 Слайд
Структура синквейна
1-я строка: Название предмета (существительное, отражающее главную идею).
Вторая строка – пишутся два прилагательных , раскрывающих тему синквейна.
Третья строка – записываются три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
Четвёртая строка – размещается целая фраза, предложение в которой ребёнок высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.
Пятая строка – это слово - резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.
6 Слайд
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно.
I этап — подготовительный
Цель: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами понятиями «слово предмет», «слово определение», «слово действие», «слово ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.
Формы организации
Словесные игры и упражнения: «Кто это? Что это?», «Отгадай за гадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? Какая? Какое? Какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и др. Не требуют специальной
подготовки, поэтому можно играть даже в свободное время.
Дидактические игры (настольно печатные материалы).
Игры малой подвижности: «У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем — не скажем», «Живые слова» и др.
Мультимедийные презентации (сайт «Планета детства»).
Условные обозначения слов для составления синквейна Слово — живой предмет (кто?). Слово — неживой предмет (что?). Слово определение (Какая? Какой? Какое? Какие?). Слово действие (что делает? Что делают?). Предложение. Слово ассоциация.
7 Слайд
II этап — основной Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).
III этап — практический
Цель: формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна на разные темы — о природе, о картине и литературном герое, о маме и папе, о настроении и многом другом.
8 Слайд
Уважаемые коллеги на данном слайде вы можете ознакомится с примерами синквейнов.
1. Котёнок
Беленький, пушистенький
Играет, мяукает, ест
Он мой друг
Домашнее животное
2. Арбуз
Круглый, зелёный
Продается, растёт, спеет
Арбуз – это большая ягода.
Осень
9 Слайд
Уважаемые коллеги, на данном слайде вы можете увидеть алгоритм синквейна для детей, которые не читают:
Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?
А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
10 слайд
В заключении хочется сказать. Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного мини-творчества, полёт мысли, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, обобщать, вычленять, объединять, делать выводы и заключения, и кратко излагать своё мнение.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
Синквейн можно использовать для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Созданные детьми нерифмованные стихотворения являются оригинальным продуктом – результатом детской творческой деятельности «Копилка синквейнов». В копилку можно собрать синквейны по разученным стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни и т.д.
Таким образом, прием составления синквейна носит комплексный характер воздействия, не только развивает речь, но и способствует развитию мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия. Способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, а также развивает творческие способности детей, способствует выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей. Активизирует познавательную деятельность детей: учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, способствует развитию критического мышления, что актуально в связи с вводом ФГОС ДО.
11 слайд
На данном слайде представляю вашему вниманию свинквейн по данному семинару.
12 слайд
Хочется закончить словами учителя-новатора Игоря Павловича Волкова: «Творчество дошкольника – это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым, самостоятельно применены усвоенные знания, умения и навыки». Желаю творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий в речевом развитии детей.
В группу пришли детки “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания, у отдельных детей была недостаточно развита речь для их возраста. Как известно, навыки самообслуживани...
Мастер-класс «Вариативность использования нетрадиционных технологий в речевом развитии детей»
В своей педагогической практике, и конкретно в данном мастер-классе, применяю дидактические игры, упражнения направленные на речевое развитие, поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ПубликацияИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ...
Организация семинара-практикума по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения. Педагоги должны знать и понимать пути речевого развити...
Семинар-практикум "Художественно-речевое развитие детей с ОНР"
В статье освещается актуальность и необходимость художественно-речевого развития детей, как имеющих речевые нарушения, так и не имеющих таковых....
Семинар – практикум для родителей детей дошкольного возраста тема: «Использование игровых приёмов и технологий по речевому развитию детей от 2-х до 7 лет в домашних условиях»
Данный материал поможет педагогам и родителям в речевом развитии детей. Предложены игры и упражнения для использования в работе с детьми. Этот материал используется в связи со следующими з...
Методическая шкатулка. Семинар "Инновационные технологии в речевом развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста"
Инновационная деятельность является вкладом в развитие гармонически развитой личности - это наше будущее....