Семинар Технологии речевого развития
консультация по развитию речи
Вы узнаете о разнообразных технологиях речевого развития дошкольников. Познакомитесь с направления данной работы. Будет предложена классификация занятий по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_tehnologii_rechevogo_razvitiya.pptx | 81.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: формирование педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять комплексный подход к решению задач по речевому развитию детей дошкольного возраста. З адачи : - п овысить профессиональную компетентность педагогов в области современных технологий по речевому развитию детей ; - сформировать мотивацию к обсуждению проблемы речевого развития личности дошкольника с использованием различных методов речевого развития; - создать комплекс методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию детей дошкольного возраста.
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Интересно организовать жизнь ребенка Постоянно побуждать ребенка говорить Создавать соответствующую обстановку, среду - у хорошо говорящих родителей не всегда говорят дети Из всех талантов самый главный талант – общение Давать детям одинаковые стартовые возможности Условия успешного развития речи
Направления работы по развитию речи детей в ДОО Развитие связной речи Формирование грамматического строя речи Развитие словаря дошкольника Развитие звуковой культуры речи Развитие образной речи
Средства развития речи Художественная литература Обучение Общение Речевая среда Окружающий мир Деятельность детей
Классификация речевых занятий в детском саду Виды занятий - по формированию словаря; - по формированию грамматического строя речи; - по воспитанию звуковой культуры речи; - по обучению связной речи; - по ознакомлению с художественной литературой наблюдения явлений действительности; с применением изобразительной наглядности; занятия словесного характера, без опоры на наглядность В зависимости от ведущей задачи : В зависимости от наглядного материала: В зависимости от этапа обучения - занятия по сообщению нового материала; - занятия по закреплению знаний, умений и навыков; - занятия по обобщению и систематизации знаний; - итоговые , или учетно-проверочные, занятия; - комбинированные занятия (смешанные, объединенные).
Словесные приемы развития речи Речевой образец Повторное проговаривание У казание О ценка О бъяснение В опрос
Т ребования к занятиям по развитию речи Взаимосвязь обучающих, развивающих и воспитательных задач. Эмоционально-привлекательная атмосфера занятий. Доступность содержания возрастным возможностям детей. Лингвистическая грамотность содержания занятия, его словесного материала. Активный характер речевой деятельности детей. Сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом. Связь занятий с другими видами деятельности детей. Соблюдение гигиенических и эстетических требований к организации занятия.
Части Назначение части Методические приемы 1 . Начало б еседы ( вступление, вводная часть, зачин) Привлечь внимание детей к теме разговора, вызвать интерес к нему, создать необходимый эмоциональный настрой к предстоящему разговору - загадки по теме беседы; - вопросы ; - чтение стихотворения; - показ картины ; - показ наглядного материала; - прослушивание песни (другого музыкального произведения) 2 . Основная часть беседы ( развитие темы разговора) Обсуждение вопросов, предусмотренных целью беседы - вопросы проблемные, обобщающие ; - объяснения воспитателя; - рассказы воспитателя; - показ наглядного материала; - игровые приемы; - чтение рассказов и стихотворений 3. Окончание беседы (завершение) Обобщение содержания беседы - обобщающий вопрос; - прослушивание или исполнение детьми песни, муз. произведения; - чтение стихотворения; - рефлексия Алгоритм проведения обобщающей беседы
Режимные моменты Уместные формы для данного режимного момента Утро - коллективные и индивидуальные разговоры; - повторение заученных стихов, пословиц, загадок; - игры и упражнения для развития речевого дыхания, слуха; - артикуляционная гимнастика; - дидактические игры по развитию и активизации словаря, звуковой культуре, грамматике и связной речи; - индивидуальная работа с детьми (до 8.00) - рассказы воспитателя; - мало подвижные игры с текстом. Прогулка - наблюдения в окружающем мире с элементами беседы; - индивидуальные разговоры; - дидактические игры; - подвижные игры с текстом; - индивидуальная работа по развитию речи Вечер - формы работы из числа указанных в графе «Утро », а также: - развлечения; - чтение литературных произведений; - работа в уголке речи; - руководство сюжетно-ролевыми играм Планирование форм совместной деятельности по развитию речи
Запись в плане0 Пример записи занятия для себя РР: развитие речи Вид занятия Занятие по развитию речи Тема и направление работы (см 5 слайд) Тем а: Сочинение сказок на тему «Приключения зайца» Задачи: (пишем одну, отражающую направление деятельности) 1. Обучающие задачи (содержание знаний, умений, навыков). 2. Развивающие задачи (развитие познавательных процессов: мышления, восприятия и т.п.). 3. Воспитательные задачи (см. задачи в программе) Индивидуальная работа : (см следующий слайд) указывается, с кем из детей, какая именно работа предусматривается на данном занятии РР: Страна Читалия « Заюшкина избушка», развитие связной речи Гербва , стр. 45 Задачи: развивать связную речь детей или учить выстраивать рассказ при помощи сюжетных карточек (а не познакомить со сказкой и не воспитание чувства справедливости) РР: обучение грамоте «Звук и буква У», звуковая культура речи Ельцова, стр 23 Задачи: учить выделять звук У в слове Ход занятия: 1. Загадка: Что за зверь лесной встал как столбик под сосной? И стоит среди травы, уши больше головы. 2. Упр. «Какой бывает заяц?». ( краткое описание задания) 3. Упр. «Что умеет делать заяц?». 4. Упр. «Скажи по-другому». Синонимы к словам: бежать, плестись. 5. Задание: придумать сказку. План: Как заяц собирался на прогулку. Что интересного увидел в лесу? Что с ним произошло? Чем закончились его приключения? 6. Упр. детей в сочинении сказки, инд. оценки сказок. 7. Повторение скороговорки: Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела, белой даже не была. 8.Задание: назвать слова со звуком «л» из скороговорки Запись занятий по развитию речи в календарном плане
Элементы записи Примеры записи Указывается: что, с кем и какой целью проводится 1 Поговорить с Толиком С. и Светой В. о правилах пользования книгой : берут чистыми руками, а страницы листают за верхний правый уголок. Воспитывать культуру обращения с книгой. 2 . Поговорить с Олей П., Катей О., Вовой П. о прошедшем празднике. Развивать диалогическую речь : закреплять умения делиться впечатлениями, поддерживать тему разговора. 3 . Предложить Кате М. и Володе Ч. дидактическую игру «Таня огородница ». Активизировать в речи названия овощей. Запись в календарном плане форм индивидуальной работы
Список литературы 1. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. Под ред. Ушаковой О.С.-М: ТЦ Сфера, 2005. 2.Сидорчук Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004. 3. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь - М : ТЦ Сфера, 2008. 4. Акулова О.В., Сомкова О.Н., Солнцева О.В. и др. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2009 5. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 1994 6. Ушакова О.С., Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой.+ Конспекты занятий» - М., 2002 7 . Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий/ под ред. О.С. Ушаковой. – М., 2007 8 . Бизикова О. И.. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах. Учебное пособие 3-е издание, переработанное и дополненное. Издательство Нижневартовского государственного университета, 2014 год
Коллеги! Любите русский язык и учите ему своих детей! «Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно , неточно, неверно» А.Н . Толстой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар «Технология речевого развития»
Знакомство с региональными подходами к обновлению содержания работы по речевому развитию ребёнка в ДОУ, систематизация знаний педагогов по данной теме....
Семинар-практику по теме "Технология речевого развития с использованием игровых методов и приемов"
Семинар-практикум предназначен для воспитателей и специалистов дошкольных учреждений...
Семинар "Технологии речевого развития"
. Ведущей деятельностью детей является игра. Учебная деятельность предполагает творческое преобразование материала, с применением которого снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, ...
Семинар на тему: «Технология речевого развития»
laquo;Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им», - сказал Г. Гегель.«Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает. &nda...
Выступление на семинаре "Эффективные технологии речевого развития"
Эффективные технологии речевого развития...
Семинар "Современные технологии речевого развития"
Материал семинара знакомит слушателей с современными технологиями, применяемыми вдля формирования и развития речи детей дошкольного возраста. Представлены теория и практика, кторые можно приенять в да...
районный семинар " Современные технологии речевого развития" НОД по развитию речи в младшей группе на тему:"В гости к животным"
Цель: Расширение представлений о жизни животных. Развивать связную речь детей. Задачи: Обучающие: - Расширить знания детей о животных. - Познакомить с интересными фактами из жизни животных (как выгляд...