конспект подгруппового занятия
план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) на тему
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе на тему "Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, фразах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект НОД подгрупповой в подготовительной группе по логопедии | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»
Образовательные области:
- Коммуникация;
- Познание;
- Здоровье;
- Социализация;
- Физическая культура;
- Чтение художественной литературы.
Предварительная работа: проговаривание в слогах, словах, чистоговорках звука «ш». Закрепление произнесения этих звуков дома с родителями. Работа в логопедических тетрадях. Игры на определение звука: «Найди звук в слове», «Четвертый лишний», чтение сказки «Маша и медведь».
Цель: Автоматизировать звук [ш] в слогах, словах и фразовой речи.
Задачи:
- Совершенствование умения выделять на слух и в произношении звук [ш].
- Совершенствование фонематического слуха: различение слов со звуком [ш].
- Совершенствование фонематического восприятия: определение последовательности звуков в слогах.
- Развитие физиологического дыхания.
- Развитие речевой памяти, логического мышления, внимания, артикуляционной и мелкой моторики.
- Профилактика зрительных расстройств.
- Воспитание желание говорить правильно и красиво, активности.
- Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Оборудование:
Презентация по сказке «Маша и медведь» , дидактические игры «Собери ягоды», «Подарки», «Что больше?».
Ход НОД
Деятельность логопеда | Деятельность детей | Примечание | Образова-тельная область |
| |||
-Здравствуйте ребята! -Ребята, посмотрите на экран. Здесь спрятались какие-то картинки. Давайте расскажем, какие картинки спрятались. -Ваня, кто это? -Молодец, правильно, садись. -Даша (показывает на следующую картинку), кто это? Молодец, правильно, садись. -Хорошо, ребята, а теперь назовите те картинки, которые остались. - Отгадайте загадку: Маша по лесу гуляла, Заблудилась, потерялась, К мишке в домик забрела, Вместе с мишенькой жила. -Догадались, какая сказка сегодня у нас в гостях? -Скажи, чем похожи слова: Маша и Миша? Есть ли в этих словах согласный общий звук? -Звук [Ш] какай? | Речедвигательная-рассматривание картинок) Продуктивная Девочка- Маша Медведь- Мишка Избушка, пирожки Мыслительная «Маша и Медведь». Звук [ш]. Всегда твердый, согласный, глухой | Слайд: медведь и пирожки. | Познание(рассматривание картин) Коммуникация(общение, диалог) Чтение художественной литературы Познание |
| |||
-Будем правильно произносить его и помнить, что при произнесением звука [Ш] губы немного округлены и выдвинуты вперед, а язык – «чашечка». Выходящая воздушная струя- теплая. -Садись поудобнее, расскажем эту сказку вместе. -В одной деревушке, в бревенчатой избушке, у дедушки и бабушки жила-была внучка- Машенька… | Речеслуховая | Слайд: избушка и Машенька | Познание Чтение художественной литературы |
Артикуляционная гимнастика. | |||
-Утром Машенька проснулась и улыбнулась. Губы растянуты в улыбке. Видны сомкнутые зубы. -Поиграла на трубочке, затем опять улыбнулась. Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед. -Пошла завтракать. -Взяла ложечку. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу. -Взяла чашечку. Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам, но не касаться их, боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. - И достала вкусное варенье. Слизать кончиком языка «варенье» с верхней губы. Нижней губой не помогать. -Потом она пошла качаться на качелях. Рот открыт. Кончик языка поочередно ставить за верхние, затем за нижние зубы. - А потом играла в мяч. Губы сомкнуты, язык делает круговые движения(как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта, сначала в одну, затем в другую сторону. | Речедвигательная «Улыбка» «Трубочка» «Лопаточка» «Чашечка» «Вкусное варенье» «Качели» «Катание шарика». | Слайд: «Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Качели», «Катание шарика». Выставление картинок на мольберт. | Здоровье. коммуникация |
Упражнение на развитие дыхания «Ветерок». | |||
-Как-то Машенька пошла в лес за ягодами… - А в лесу ветер поднялся. Давайте подуем, как сильный ветер. А теперь — как слабый ветерок. Давайте подуем на ладошку и почувствуем ветер. А теперь подуем на султанчик и увидим ветер. - Как шумят деревья в лесу, давайте послушаем. -Произнеси, Миша звук [ш] четко и длительно: столько, сколько ведешь карандашом по дорожке. | Речемыслительная Речеслуховая, мыслительная, продуктивная(ведут карандашом) Ш-Ш-Ш | Слушание ветра. Слайд: Машенька и елочка. Картинка «Дорожка ветра» Показ шишки. | Здоровье, коммуникация |
Развитие фонематического слуха: слуховая разминка. | |||
-Что это у Маши? -Это фыфка? -Это сыска? -Это фыфка? -Это шиска? -Это шишка? -Это фышка? -Это щищка? -Это шишка? -Это хыхка? -Это шихка? -Это хышка? -Это шишка? -Правильно, это шишка. В лесу ягод видимо-невидимо. Чтобы помочь Маше собрать ягоды, разомнем наши пальчики. | Шишка Нет Нет Нет Нет Да Нет Нет Да Нет Нет Нет Да | Слайд: Маша говорит слова | Коммуникация, социализация(игра) |
Пальчиковая гимнастика «Ягодки». | |||
С веток ягодки снимаю И в лукошко собираю. Ягод-полное лукошко! Я попробую немножко. Я поем еще чуть-чуть Легче будет к дому путь. Я поем еще малинки. Сколько ягодок в корзинке? Раз, два, три, четыре, пять… Снова буду собирать! - Помогите Машеньке собрать ягоды. | Речедвигательная Левая рука согнута в локте и поднята на уровень лица. Кисть опущена(пальцы-ветки). Правой рукой (пальцы собраны в щепотку) «снимать ягоды».) Положение и движение кистей рук по тексту. Загибать пальцы. | Здоровье, Чтение художественной литературы | |
Автоматизация звука [ш] в слогах. | |||
-Ваня, скажи стoлько раз слог ШA, сколько ягод собрала Маша. -Даша, скажи стoлько раз слог ШО, сколько ягод собрала Маша. - Алена, скажи стoлько раз слог ШУ, сколько ягод собрала Маша. -Миша, скажи стoлько раз слог АШ, сколько ягод собрала Маша. -Ваня, скажи стoлько раз слог ОШ, сколько ягод собрала Маша. -Алена, скажи стoлько раз слог УШ, сколько ягод собрала Маша. | Речемыслительная, продуктивная, игровая Ша-ша-ша Шо-шо Шу Аш-Аш Ош-Ош-Ош Уш-Уш | Слайд: Маша с ягодами | Коммуникативная, познание(ведут счет) |
Автоматизация звука [ш] в словах. | |||
- Долго ли, коротко шла Машенька. Вдруг видит, стоит избушка. Кто в ней живет? Отгадай. Белка с ветки в свой домишко Перетаскивала шишку. Белка уронила шишку, Угодила прямо в … -Правильно, в избушке живет медведь. -Видит Маша, а в доме у Миши беспорядок. –Помогите Маше навести порядок в доме. -Назовите правильно все предметы, которые здесь нарисованы. -А в это время мишка возвращается домой. | Речемыслительная, речеслуховая Мишку Продуктивная Кошка, мишка, мышка, чебурашка, клюшка, матрешка, хлопушка неваляшка, машина. | Упражнение «Доскажи словечко» Слайд: избушка медведя и Машенька На мольберте прикреплять картинку Дидактическая игра «Подарки»(картинки наложены друг на друга) | Чтение художественной литературы, познание |
Физкультминутка. | |||
Мишка по лесу шагал, Мишка палку увидал. Бросил палку кверху мишка. Падай в шапку с елки шишка! Шишка хлоп по голове, Сразу шишек стало две! | Двигательная, игровая Движения по тексту. | Чтение художественной литературы, здоровье, физическая культура | |
Автоматизация звука [ш] во фразах. | |||
-Пришел Мишка домой, а там – чистота и порядок. Все игрушки по местам стоят. Только вот не поймет никак мишка: какая игрушка больше, а какая меньше. Помогите мишке разобраться в этом. Научите его сравнивать по величине. Например, шкаф больше шкатулки, шкатулка меньше шкафа. -Выходят ребята с первой парты и рассказывают медведю, какие игрушки больше, а какие меньше. -Теперь ребята со второй парты расскажут медведю, какие игрушки больше, а какие меньше. -Машенька сварила вкусную кашу и накормила мишку. -Слушай те чистоговорки и повторяйте. | Речемыслительная, исследовательская, игровая Кошка больше мышки, а мышка меньше кошки. Лукошко меньше кадушки, а кадушка больше лукошка. Журавль больше петушка, а петушок меньше журавля. Пушка больше ружья, а ружье меньше пушке. Кувшин больше кружки, а кружка меньше кувшина. Башня больше шалаша, а шалаш меньше башни. Аналитико синтетическая, речеслуховая Ошка-ошка-ошка-где моя большая ложка. Ошку-ошку-ошку-дайте мне большую ложку. Ошку-ошку-ошку-я держать умею ложку. Ошкой-ошкой-ошкой-буду кашу кушать ложкой. Ошки-ошки-ошки –не капает каша с ложки | Слайд: Маша, медведь и избушка. Дидактическая игра «Что больше» | Коммуникация, познание |
Гимнастика для глаз | |||
- Ребята, давайте возьмёмся за руки и для создания хорошего настроения улыбнёмся друг другу. А чтобы настроение стало ещё замечательнее, мы позовём солнечного зайчика. Солнечный мой заинька, Прыгни на ладошку. Солнечный мой заинька, Маленький, как крошка Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо! Прыг на лобик, и опять На плече давай скакать. Вот закрыли мы глаза, А солнышко играет: Щечки теплыми лучами Нежно согревает. | Речедвигательная, двигательная, игровая Дети вытягивают вперед ладошку. Ставят на ладонь указательный палец другой руки. Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой. Голова все время находится в фиксированном положении. Закрывают глаза ладонями. | Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик» | Здоровье, чтение художественной литературы |
| |||
- Вот и подошло к концу наше занятие. Нам пора прощаться с Машей и Медведем. Скажите, ребята, с каким звуком мы сегодня играли? А что вам больше всего запомнилось и понравилось на нашем занятии? -Какие задания вам показались сложными? - В награду за ваши знания, ваши умения и старания, выдержку и терпение Маша с хочет угостить вас пирожками. Спасибо за старание на занятии. | Речемыслительная | Слайд: Маша, мишка и дом Маши. | Коммуникация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята»
План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята» в страшей группе предназначен для педагогов, ...
Конспекты подгрупповых занятий
Постановка звука Л Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях...
Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ЗПР в подготовительной к школе группе: "Путешествие в зимний лес".
Занятие составлено и проведено с применением ИКТ технологий. К конспекту прилагается презентация....
конспект подгруппового занятия по автоматизации звуков [Р, РЬ] для детей 6-7 лет
Сюжетное занятие для детей 6-7 лет, на конец учебного года. Автоматизация звуков [Р, РЬ] изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.В конспект включены пальчиковая игра, физ. минутка. с...
Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с ТНР на тему: "Звуки А-У-И".
Занятие направлено на практическое закрепление четкого произношения и различения гласных звуков по беззвучной артикуляции, описанию артикуляционного уклада; на закрепление навыков звукового анализа сл...
Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с ТНР на тему: "Цветущие комнатные растения (фиалка)".
Занятие направлено на закрепление и расширение представлений о комнатном растении - фиалке, его внешнем виде, особенностях ухода за ним; на расширение и активизацию словаря по теме (растение, стебель,...