Конспекты подгрупповых занятий
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Постановка звука Л
Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_podgruppovyh_zanyatiy.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТЫ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО ПОСТАНОВКЕ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
Учитель – логопед: И. С. Агеева
Занятие 1. Тема: Постановка звуков [ Л], [ЛЬ]. Подготовительные упражнения для постановки звуков [Л], [ЛЬ].
При правильном произнесении звуков [Л], [ЛЬ] артикуляционные органы занимают следующее положение:
- Положение губ зависит от смежных, главным образом последующих, гласных звуков;
- Верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга;
- Язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны;
- Боковые края не смыкаются с верхними коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха;
- Корень языка при твердом звуке [Л] поднят;
- Мягкое небо поднято, закрывает проход в носовую полость;
- Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Артикуляция мягкого звука [ЛЬ] отличается от артикуляции твердого звука [Л] тем, что поднимается не корневая часть языка, а переднесредняя часть его спинки. Смыкаются не только кончик языка с деснами, но и значительная поверхность передней части спинки языка с альвеолами ( иногда звук [ЛЬ] произносится при опущенном кончике языка путем смыкания передней части спинки с альвеолами).
Исправить нарушение произношения звука [Л] на основе подражания удается редко.
В тех случаях, когда возникают особые затруднения из-за недостаточной пластичности языка, следует провести серию артикуцы, оставляя по бокам проходы для выдыхаемого воздуха.
Упражнения артикуляционной гимнастики
Упражнения для губ
« Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.
« Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:
- ый вариант- произносить длительно звук [У] без участия голоса;
- й вариант- губы вытягиваются слегка вперед, как бы образуя квадрат.
Зубы сомкнуты.
« Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния 10- 15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении « Улыбка».
Упражнение для выработки воздушной струи
« Охотник». Прикусить кончик суженного языка зубами, вдыхать и выдыхать воздух через боковые щели.
Упражнения для языка
« Иголочка». Губы в положении « Улыбка». Выдвинуть длинный узкий язык вперед между зубами.
« Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены ( то есть сохраняется положение « Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например, « Ба- ба-ба». По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.
Следует чередовать упражнения « Иголочка» и « Блинчик».
« Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы ( с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы ( тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Поочередно менять положение языка 4- 6 раз.
« Пощелкать кончиком языка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка ( « как лошадка цокает копытами»).
« Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не открывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не получится « бл – бл» (« как индюк болбочет»).
« Орешек». Язык изнутри упирается в правую, а затем в левую щеку.
« Пароход гудит». Длительно и с напряжением произносить звук Ы, не смыкая зубов.
После проведения подготовительных упражнений выбираем один из приемов постановки звука [Л].
Упражнениям для постановки звуков отводится ( 5-10 занятий)
Занятие 2. Постановка звуков [Л],[ЛЬ].
После проведения подготовительных упражнений следует выбрать один из приемов постановки звука Л.
- Логопед предлагает ребенку произносить звук Ы при межзубном положении кончика языка, закрепляя это положение при произнесении слогов и предложений, включающих звук Л.
- В тех случаях, когда ребенок заменяет звук Л двугубным В, следует пальцами раздвигать верхнюю и нижнюю губы, прижимая их к обнаженным резцам, между которыми просунут распластанный кончик языка ( до тех пор, пока ребенок не отвыкнет выдвигать губы вперед).
- В отдельных случаях можно предложить ребенку широко открыть рот так, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Произнося длительно звук А, ребенок должен касаться кончиком суженного языка верхних резцов. Может получиться сочетание Л с гласным А
( «ла»). Если звук Л будет звучать мягко, необходимо прикусывать резцами узкий кончик языка.
После получения правильно произнесенного звука Л следует перейти к автоматизации звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, в связной речи.
На постановку звука отводится (2- 5) занятий.
Занятие 3. Автоматизация звука Л в речи.
Автоматизация звука Л в прямых слогах.
- Упражнения артикуляционной гимнастики.
- Вспомнить, правильную артикуляцию звука Л.
- Автоматизация звука Л прямых слогах.
ЛА- ЛА-ЛА
ЛО-ЛО- ЛО
ЛУ- ЛУ- ЛУ
ЛЫ- ЛЫ- ЛЫ
- Игра « Веселые слоги».
Слоги здороваются: ЛА- ЛА- ЛА!
Слоги удивляются: ЛО- ЛО- ЛО.
Слоги спрашивают: ЛУ- ЛУ-ЛУ?
Слоги огорчены : ЛЫ- ЛЫ- ЛЫ.
Произнести слоги с разной интонацией.
- Автоматизация звука Л в словах с ударением на слоге.
Лак, лад, лапа, лама, лампа, ластик, ласточка, ландыш, лакомка, ласка, ласты, салат, халат;
Лупа, лук, луч, лунка, лоскут, лодка, лом, лов, лоб, лошадь, болото, колодец, калоши, пилот, Володя, чулок, холодный, голодный, поломка;
Лыко, лыжник, лыжи, столы, колы, голы, волы, полынь, малыш, улыбка, булыжник.
6. Назови предметы на картинке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята»
План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята» в страшей группе предназначен для педагогов, ...
Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ЗПР в подготовительной к школе группе: "Путешествие в зимний лес".
Занятие составлено и проведено с применением ИКТ технологий. К конспекту прилагается презентация....
конспект подгруппового занятия по автоматизации звуков [Р, РЬ] для детей 6-7 лет
Сюжетное занятие для детей 6-7 лет, на конец учебного года. Автоматизация звуков [Р, РЬ] изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.В конспект включены пальчиковая игра, физ. минутка. с...
Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с ТНР на тему: "Звуки А-У-И".
Занятие направлено на практическое закрепление четкого произношения и различения гласных звуков по беззвучной артикуляции, описанию артикуляционного уклада; на закрепление навыков звукового анализа сл...
Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с ТНР на тему: "Цветущие комнатные растения (фиалка)".
Занятие направлено на закрепление и расширение представлений о комнатном растении - фиалке, его внешнем виде, особенностях ухода за ним; на расширение и активизацию словаря по теме (растение, стебель,...
План-конспект подгруппового занятия для детей подготовительной группы с ОНР 2 уровня (2 ребёнка) (занятие № 2 по теме «Одежда»)
Подгрупповое занятие для детей подготовительной группы с ОНР 2 уровня по теме "Одежда"...