Совместная образовательная деятельность в подготовительной группе ОНР (развитие речи, математика). Тема: "В гостях у Бабушки-Сказушки".
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

На занятии закрепляются знания о русских народных сказках, их характерных отличиях от авторских сказок; проводится работа по словообразованию и развитию творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyakh_u_babushki_skazushki.docx34.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40

комбинированного вида Кировского района  г. Санкт – Петербурга

                       

Совместная  образовательная  деятельность

в подготовительной  группе ОНР (математика, развитие речи).

Тема: «В гостях у Бабушки-Сказушки»

                                                                                                           Составила:

                                                                                                                         Тархова Л.И.

                                                                                                                     

                                         

                                           

г. Санкт-Петербург

2009г.

Программное содержание:

Познавательные задачи

  1. Закрепление знания детей о русских народных сказках: их язык, персонажи, своеобразие.
  2. Учить высказывать свое мнение о произведении по содержанию. Правильно оценивать поступки персонажей сказок, сравнивая положительное и отрицательное.
  3. Закрепить умение давать полную характеристику героев сказок. Упраж- нять в умении досказывать сказки.
  4. Совершенствовать умение сравнивать предметы по форме (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, круг).
  5. Развивать быстроту мышления, внимания через дидактические игры: "Угадай сказку", "Помоги зайчику найти свой дом", "Кто это может быть", 'Ребус - угадай слово", "Салат из сказок" ,"Что лишнее?", "Подбери ключ к замку".
  6. Учить отгадывать ребусы
  7. Упражнять в решении примеров на сложение и вычитание в пределах и соотносить полученный результат с цифрами на иллюстрациях сказок.

Задачи на развитие речи детей.

  1. Совершенствовать доказательную речь, умение обобщать, делать выводы, высказывать свое мнение.
  2. Упражнять в придумывании рифмованных слов: молодец-удалец-хитрец- мудрец....,» образовании новых слов: длиннохвостая, плутоватая...
  3. Уметь, модулируя голосом, используя мимику и жесты передавать характер и чувства героев сказок.

Воспитательные задачи.

*

  • Через сказку и сказочные образы прививать любовь к добру, не проходить мимо чужой беды.

Используемые образовательные технологии:

  • Здоровьесберегающие (подвижная игра, психогимнастика «Кто это может быть?»)
  • Игровые технологии ("Угадай сказку", "Помоги зайчику найти свой дом", «Ребус - угадай слово", "Салат из сказок","Что лишнее?", "Подбери ключ к замку")

Материал к занятию:

  1. Игрушки: Бабушка-Сказушка, Лиса, Рак, Заяц, Кувшин.
  2. Избушка        для Бабушки-Сказушки.
  3. Волшебная книга.
  4. Замок и связка ключей.
  5. Домик для зайца (лубяной).
  6. Домик Лисы (ледяной).
  7. Таблица с загадкой о лисе (написанная печатными буквами).
  8.  "Короб" с пирожками.
  9. Фланелеграф.
  10. Иллюстрации к сказкам с номерами.
  11. Плакат с изображением домов различной геометрической формы.
  12. Ребус с зашифрованным словом "Петух".
  13. Пособие "Гномы".
  14. Записка на "Чудо-дерево".
  15. Призы для детей.

СКАЗКИ - ИЛЛЮСТРАЦИИ.

1.Лиса и волк.

2.3аюшкина избушка.

3.По        щучьему велению.

4.Репка

5.Маша и медведь

6.Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

7 .Крошечка-Хаврошечка.

8.Гуси-Лебеди.

9.Рукавичка.

Содержание занятия

В-ль: Ребята, к нам пришла с просьбой Бабушка-Сказушка.Она заблудилась в царстве сказок и не помнит, как дойти до своей избушки. Вы поможете ей? Бабушка-Сказушка, а где стоит твоя избушка?

Б.-Ск. : Не далеко, не близко, не высоко, не низко, на полянке, на лесной гам домишко стоит мой. На полянке, где-то там, ее найти придется нам. Мое царство большое, надо хороню знать сказки, чтобы уметь выполнить сказочные задания. Вы готовы?....Тогда в путь.

Первое задание в этом коробе. Вы узнали, из какой он сказки ? ("Маша и медведь") За что бабушка и дедушка называют Машу умницей? (За находчивость, смекалку, доброту)

Как вы понимаете выражение "погоревала", "потужила"? (Переживала, плакала, грустила        )

Вспомните, что говорил медведь, когда хотел съесть пирожок? ( "Сяду на пенек, съем пирожок")

Как отвечала Маша? ("Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке")

Подумайте, подходит ли к сказке пословица: "Дома и стены помогают", "В гостях хорошо, а дома лучше". Как вы понимаете эти пословицы? -За кого вы радуетесь в сказке? -Кому сочувствуете? Мне жалко в конце сказки медведя. А вам? Как ему помочь?

Ребята, вы увлеклись сказкой, а надо в короб заглянуть, вдруг там Маша.

Д./и "Угадай сказку":

Какая Маша выдумщица, что приготовила для нас, посмогрите, на каждом пирожке написан пример. Надо решить примеры, а полученные результаты найти на картинках сказок, назвать эти сказки.

В-ль: ребята успешно справились с первым заданием и теперь могут отправлять-ся дальше (подходят к "ледяной избушке"). Бабушка-Сказушка, это твоя избушка?

Б.-Ск.: Нет, ребята, это не моя избушка. (Заглядывает в домик. А там зайчик си-дит и плачет). Зайчик, что случилось, почему ты плачешь?

Зайчик: Лиса меня выгнала, вот я тут и прячусь от волка.

В-ль: Нe плачь, зайчик , мы тебе поможем.

Зайчик: Помогите мне вспомнить какой у меня домик.

Д/и "Помоги зайчику найти дом":

Зайчик показывает плакат и к нему отдельно домики разных цветов.

 В-ль: догадайтесь ребята, какой дом у зайчика ? (Дети рассуждают и доказывают свое решение. Зайчик благодарит детей за помощь и все отправляются искать) 

В-ль: А вот и твой домик. (На домике висит записка-загадка. В-ль предлагает какому-нибудь ребенку прочитать записку самостоятельно, чтобы узнать, кто сидит в домике. Узнаем ,что там лиса.)

В-ль: Дети, догадались из какой сказки эти герои? (" Заюшкина избушка").

А из какой сказки эти выражения: "Пусти переночевать", "пойдут клочки по закоулочкам"? Кому они принадлежат? ( Лисе) Как вы думаете, почему зайчик поверил лисе? ( Он доверчивый, добрый, отзывчивый) А кому вы не верите? (Лисе, она обманщица, лгунья...) Какими словами пытались выгнать лису собака, медведь, кабан.. ( Выходи лиса, вон) А если б они собрались все вместе, одолели бы они лису? Давайте мы попытаемся прогнать лису, нас же много. Скажем сначала тихо: "Выходи , лиса, вон". А теперь погромче: "Выходи, лиса, вон". А сейчас громко: " Выходи , лиса, вон".

Лиса: Я уйду из избушки, если вы угадайте, какое слово спряталось в этих заколдованных клетках.

ЗАДАНИЕ "Ребус".

Дети определяют 1 звук указанных слов и записывают в клетку букву, затем читают полученное слово ( появляется изображение петуха).

В-ль: Ребята, давайте вместе с петушком выгоним лису. Какие слова надо сказать? (" Кукареку, несу косу на плечи, хочу лису посечи, выходи лиса вон".) Лиса выходит из домика и просит прощения у ребят.

В-ль: Лисе очень хочется подружиться с нами. Давайте покажем ей, как важно быть доброй, значит всегда красивой.

Д/и "Кто это может быть (психогимнастика)..»

Этот грустный гномик кого вам напоминает? (Зайчика, когда он плакал)

Этот  сердитый  гномик кем может быть? (Лисой) Покажите сердитое лицо. Смотри, лиса, какая ты некрасивая, когда сердишься.

А теперь покажите ,что вам весело как этому гному.

Зайчику было боязно в чужом домике, он боялся волка. Как вы покажите испуганного зайчика?

А этот гномик такой довольный, а вы довольны, что все хорошо закончилось и зайчик нашел свой домик?

Лиса: Ребята, вы гак много знаете сказок ,а я вам расскажу свои сказки. Садитесь на полянку.

Д/и "Салат из сказок"

(придуманная сказка, где действуют персонажи разных русских народных сказок).

Сидит волк у проруби и приговаривает: "По щучьему велению, по моему хотению, ловись рыбка мала, да велика". Потяжелел хвост у волка , стал он тянуть его, да никак не вытянет. Позвал он бабку, бабка - внучку, внучка - Жучку..

В-ль : Что- то ты , лиса, перепутала. Какие это сказки?

Дети: Здесь перепугались сказки "Лиса и волк", "По щучьему велению", "Репка".

Лиса: Молодцы , ребята, вы все сказки узнали правильно. Но я еще знаю и постараюсь не перепутать.

Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козленочка. Увидела Аленушка козленочка и заплакала, а Иванушка ее успокаивает: "Не плачь, Але-нушка, а помоги мне лучше - влезь в правое ушко , а вылези из левого, и я снова стану твоим братцем."

Дети. Ты опять лиса все  перепутала, сказки" Сестрица Аленушка и братец Ива-нушка" и "Хаврошечка".

Бабушка - Ск : Видишь , лиса, как много моих сказок знают дети. Они не только узнают их по рассказам , но и по иллюстрациям.

Д/и " Что лишнее".

К иллюстрациям   тех сказок ,которые упоминала лиса, добавляются иллюстра ции к сказкам: Гуси-лебеди", "Колобок", "Рукавичка", "Три медведя", "Заяц- хваста". Дети находят лишние иллюстрации , называют их , объясняют, почему они лишние.

Лиса: А знают ли ребята, кто написал эти сказки? ( Это русские народные сказки, их придумат народ и передавал один другому из уст в уста: бабушки своим внукам, а они своим детям. Вот и живут сказки до сих пор).

Лиса: Я в лесу нашла вот это кувшин, в какую сказку его вернуть? ( В сказку "Лиса и кувшин").

В-ль:- Кого вам жалко в этой сказке? Хочется ли вам помочь лисе? Как оказалось, что кувшин за собой лису потянул? Вспомните, в какой еще сказке упоминается лиса и кувшин? ("Лиса и Журавль")

Догадайтесь, что означают слова "пир", "не обессудь". Подходит ли к сказке выражение : "Не солоно хлебавши".

Лиса: Помогите мне , дети, еще раз. Прицепился к моему хвосту рак. Отцепитe его и верните в свою сказку. (Это сказка "Лиса и рак").

В-ль: Кого бы вы назвали в этой сказке находчивым, смекалистым? Кому бы вы хотели вручить приз на финише? Почему? Придумайте раку рифмованные слова: (хитрец-удалец-молодец-красавец). А лисе придумайте длинное слово: (плутоватая, длиннохвостая, хитроватая, длинношерстная)        

Бабушка-Ск.: Хватит, лиса, видишь, как много сказок знают ребята. Давай теперь поиграем с ребятами.

Подвижная игра.

Бабушка-Ск.: Ты, Лиса, бродишь по лесу, не видела ли мою избушку, приведи

нас туда поскорее. (Все  подходят к избушке). Избушка на замке. Где же ключи? ( Находим на стене связку ключей)

Д/и "Подцепи ключик к замку".

Дети подбирают ключик к замку и объясняют свои действия, доказывая, что именно этот ключ подходит к замку. Открываем избушку и заходим в нее. Бабушка-Сказушка показывает детям волшебную книгу.

Бабушка-Ск.; Это моя волшебная книга, в ней живут все мои сказки. Сейчас я ее открою. "Ты на книжечку взгляни, да тихонько попроси: "Тайну, книжечка, открой. Буду в дружбе я с тобой". (Открывается книга, а гам призы для ребят).

Бабушка-Ск.: Вот так чудо! Это, ребята, вам за помощь, за доброту, вниматель-ность и знания сказок. Спасибо вам!

Дети и в-ль: Бабушка-Сказушка, спасибо за подарки. А теперь покажи нам об-ратную дорогу, нам домой пора.

Бабушка-ск.: Подскажу, слушайте: "К чудо дереву придете, там записку вы найдете, как записку ту прочтете, так дорогу и найдете". (Дети подходят к чудо-дереву и находят записку).

" Вкруг себя ты повернись, мне немного поклонись, встань-ка к дереву спиной, вот дорога пред гобой, если прямо ты пойдешь, так домой и попадешь."

В-ль: Понятно, дети, куда нам идти? Спасибо, чудо - дерево, за подсказку. Дети уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «Путешествие в космос»

Я предлагаю вам отправиться в очень интересное космическое путешествие. Но, чтобы полететь в космос, вы должны быть здоровыми, сильными, выносливыми, заниматься физкультурой, делать зарядку по утрам. ...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи на тему "Ключи"

Задачи: речевое развитие обогащать словарь детей по теме "Ключи". Ключ- родник, скрипичный, гаечный, разводной и т.д.; познакомить с многозначным словом "ключ" с использованием про...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи. Тема "Звук и буква "Ч"

в данном конспекте представлен материал по подготовке обучению грамоте. Темой занятия является знакомство дошкольников со звуком{Ч] и буквой"Ч"...

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологий на тему «Гуси-лебеди»

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологий на тему «Гуси-лебеди»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи На тему: «Перелётные и зимующие птицы»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи На тему: «Перелётные и зимующие птицы»...

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по развитию речи через театрализованную деятельность. Тема: «Мы артисты»

Цель: Развитие выразительности речи через театрализованную деятельность.  (детская цель: - Развитие речи через театрализованную деятельность в подготовительной группе, инсценировка сказки...