"Путешествие в королевство звуков"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Конспект НОД по познавательно - речевому воспитанию в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_zvukovoy_rechi.docx | 33.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено и заверено на педагогическом совете МБДОУ ДС ОВ № 28
от _____________№_____
Конспект занятия
по познавательно-речевому направлению
вид деятельности: «Звуковая культура речи»
в подготовительной группе
на тему: «Путешествие в королевство звуков».
воспитателя МБДОУ ДС ОВ № 28
Куприяненко Ирины Борисовны.
Задачи: Закреплять понятия: «слово», «слог», «звук», «буква», «гласные», «твердые согласные», «мягкие согласные»; умение делить слова на слоги; определять количество слогов в слове; различать на слух твердые и мягкие согласные звуки; выделять первый согласный звук; развивать речевое внимание и фонетический слух.
Материал: Свисток. Сюжетная иллюстрация «Мы строим дом». Игрушки: мяч, кукла, машина, матрешка, рыба, кубик, лиса, утка, паровоз, самолет, автобус.
Двенадцать картинок, изображающих предметы, название которых начинается на твердые и мягкие согласные звуки.
Значки обозначения: мяч, звуковой человечек, колокольчик, паровоз, скрипичный ключ. Аудиозапись с шумовыми звуками.
Костюмы: королевы звуков; шесть красных колпачков для гласных звуков; синий и зеленый колпачок и рубашки для гномиков; трон для королевы звуков; три замка - синий, зеленый, красный. Угощение для сюрпризного момента. Конверт с письмом.
Ход занятия
Дети под музыку «Вместе весело шагать» входят в зал, становятся возле стульчиков.
Воспитатель: Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо к нам. Интересно, от кого оно? Это письмо пришло из царства звуков. И прислала нам его сама королева звуков. Давайте послушаем, что же в нем написано (воспитатель достает из конверта диск, вставляет его в проигрыватель, дети по телевизору смотрят видео и слушают обращение королевы).
«Уважаемые ребята подготовительной группы!
Приглашаю Вас посетить мое королевство страны звуков. Вы уже стали совсем большими, многому научились. Пришла пора поделиться знаниями. Мы поиграем, посоревнуемся и поучимся друг у друга. Но ваше путешествие будет необычным и путь вам предстоит непростой. Вам придется идти по заколдованной дорожке, а дорожку эту заколдовали звуки. И чтобы ее расколдовать, нужно будет выполнить разные задания».
Воспитатель: Ну что ребята, принимаем приглашение королевы звуков? Готовы отправиться в путь? Ну, тогда становитесь, поворачивайтесь друг за другом, и пошли по дорожке (дети идут за воспитателем, останавливаются возле знака, где нарисован мяч).
Воспитатель: Стойте, ребята. Заколдованное место. А чтобы его расколдовать, нужно выполнить задания, иначе мы не сможем идти дальше. Становитесь в круг. Кому мяч в руки попадет, тот слово со звуком «Р» назовет (или «Л», «М» и т.д.).
(Воспитатель бросает мяч детям, каждый, кому попадает мяч, называет слово, содержащее данный звук).
Воспитатель: Теперь можем идти дальше (дети снова идут друг за другом).
Воспитатель: посмотрите, снова знак. На нем изображен звуковой человечек. Это значит, в стихах-небылицах перепутались слова. А чтобы эти слова поставить на место, нужно будет заменить первые звуки в слове.
Итак, послушайте:
- В огород забрались майки,
На балконе сохнут зайки.
- С другом мы играли в чашки,
Пили чай из белой шашки.
- Вылезла из норки шишка,
На нее упала мышка.
- Под кустом сидели шишки,
На сосне висели мышки.
- В воздухе летала кошка,
Молоко лакала мошка.
- На столе стояла кошка,
На полу сидела плошка.
Воспитатель: Ну, вот и с этим заданием мы справились, отправляемся дальше (Останавливаются возле знака, где нарисован колокольчик).
Воспитатель: Ребята, звуки нужно не только уметь говорить, но и слышать. Сейчас мы с вами послушаем разные звуки и должны угадать, что это за звук (звучит фонограмма со звукоподражаниями: шум дождя, лай собак, вой ветра).
Воспитатель: Ребята, что мы сейчас с вами слышали?
Дети: Разные звуки.
Воспитатель: Да, ребята, в природе существует много разных звуков, но есть звуки особенные, которые произносит человек. Что это за звуки?
Дети: Это звуки речи.
Воспитатель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. Тогда пойдемте дальше. Смотрите, снова знак на нашем пути. Это скрипичный ключ.
А еще из звуков можно складывать песни и музыку. Так как на знаке изображен скрипичный ключ, то нам с вами нужно спеть песенку – распевочку. Сначала мы будем петь медленно, затем быстрее и еще быстрее (дети держатся за ленты карусели и исполняют песенку-распевочку «Закружись ты карусель»).
Воспитатель: вот еще один знак мы с вами разгадали и выполнили задание. Ну что, идем дальше? (на пути знак паровоза).
Ну а теперь, ребята не зевать, будем звуки подражать.
Игра:
«Чики – чики – чики – чок,
Не стесняйся, язычок,
Не путайся, не ленись,
Повтори, не ошибись!»
(Воспитатель читает стихи, дети произносят звукопроизношения).
Где-то собаки рычали…(р-р-р),
В стойле коровы мычали…(му-у-у),
В комнате мухи жужжали… (ж-ж-ж),
Мимо машины бежали…(тр-р-р),
Гудели от ветра все провода…(зн-н-н),
Капала в кухне из крана вода…(динь-динь),
Перекликались в ночи поезда…(ту-у-у),
Листья от ветра шумели…(с-с-с),
Змеи шуршали, шумели…(ш-ш-ш),
А комары все пели…(з-з-з),
Ласково кошка мурлычет…(мур-р-р),
Маленький птенчик пищит…(пи-и-и),
Ворона летает и рыщет…(кар-р-р),
Чайник на печке свистит…(у-у-у).
(Дети садятся)
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами и пришли по заколдованной дорожке. Все знаки отгадали, все задания выполнили, и , наконец, попали в царство звуков (звучит музыка, открывается занавес, на троне сидит королева звуков, вокруг нее стоят три знака – красный, синий, зеленый).
Королева: Здравствуйте, ребята! Я королева звуков. Слышала, что вы многое умеете, и решила проверить, так ли это. Вы получили от меня письмо? (ответы детей).
Королева: Я очень рада встрече с вами. И хочу проверить, как вы умеете выполнять задания. На моем волшебном свистке много заданий и загадок. Если справитесь с ними, награжу вас!
Воспитатель: Ну что, ребята, попробуем отгадать загадки Королевы звуков?
Дети: Да!
Королева: Начнем! Первое задание – загадка:
Оно может быть ласковым, может быть грубым.
Может быть тихим, может быть громким.
Оно может обидеть, может рассмешить.
Его можно сказать, а можно взять и написать,
Но для этого надо буквы знать.
Что это?
Дети: Слово.
Королева: Молодцы! Отгадали загадку. Сейчас проверим, много ли вы знаете слов. Я покажу вам картинку. А вы по очереди будете показывать, что на ней нарисовано (королева звуков показывает детям сюжетную иллюстрацию, дети по очереди показывают изображенные на ней предметы).
Воспитатель: Королева звуков, видишь, сколько наши ребята назвали слов, а (ребенок) хочет тебе прочитать еще стихотворение.
Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей кругом полным - полно,
А безымянных нету!
И все, что только видит глаз –
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
(А. Шибаев)
Королева: Ребята, а что из слов можно составить?
Дети: Предложения.
Королева: А какие предложения?
Дети: Короткие и длинные.
Королева: Молодцы! А теперь ответьте на другой вопрос. Слова тоже бывают короткие или длинные? А как же их отличить?
Дети: их можно измерить.
Королева: А чем? Линейкой?
Дети: Нет. Слогами.
Ребенок: Измерить длиннющее слово –
Да это проще простого!
Сколько слогов в нем, надо узнать –
Хлопать в ладоши пора начинать!
Воспитатель: А как еще можно сосчитать слоги?
Дети: Поставить тыльную ладонь к подбородку.
Воспитатель: Давайте покажем королеве звуков.
Как это, хлопая в ладоши, измерять слова? Вот например, «мяч» (показывает игрушки). Сколько слогов в этом слове? Давайте прохлопаем все вместе. А если назвать его ласково «мячик», сколько будет слогов? (Воспитатель показывает игрушки, дети прохлопывают слова, считают количество слогов).
Воспитатель: А еще, ваше величество, наши ребята знают правило, как узнать, сколько в слове слогов.
Ребенок: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Королева: Спасибо, что вы меня научили. А теперь я предлагаю поиграть в игру «Собери игрушки по количеству слогов» (играют две команды по пять человек в каждой).
У меня на столе игрушки. Первая команда будет собирать игрушки, названия которых состоят из двух слогов, а вторая – игрушки, названия которых состоят из трех слогов. Начали! (дети под веселую ритмичную музыку по очереди бегут к столу, берут по одной игрушке и относят к столу своей команды; после окончания игры, воспитатель вместе с Королевой звуков и детьми анализируют, правильно ли команды выбрали себе игрушки, исправляют ошибки).
Королева: Молодцы! Слушайте следующий вопрос. Из чего состоят слова, когда мы их произносим?
Дети: Из звуков.
Королева: Правильно, из звуков. Как выдумаете, что помогает нам произносить звуки?
Дети: Язык и губы.
Королева: Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков.
Ребенок: В домике в этом красные двери,
Рядом с дверями белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки.
(звучит спокойная медленная музыка, шестеро детей в красных колпачках сидят возле красного замка и имитируют сон).
Воспитатель: Я расскажу вам сказку:
В звонком замке красном,
На певучей улице
Звуки жили гласные.
Песни пели разные: А, О, У, Ы, Э, И!
И вместе жили и давно дружили
Первым просыпается А.
А: А – а – а! Вставать уже пора – а!
Воспитатель: Отвечал ему звук У.
У: У – у – у… Ну я же не хочу – у…
Воспитатель: Вслед за ним вставал звук О.
О: О – о – о… Как рано-то еще-о!
Воспитатель: Дальше ныл ленивый Ы.
Ы: Разве были мы должны-ы?
Воспитатель: Вдруг ну как из-поз земли,
Появились Э и И.
Э: Э – э – э! Проснитесь побыстрей!
Собирайтесь в путь скорей
Чтобы было веселей,
Надо нам найти друзей!
И: И – и – и! И тогда не будет грустно,
И не будем мы скучать.
И с друзьями вместе будем
И петь песни, и играть.
(звуки проснулись, стали в ряд)
А: Сказочный волшебный дом,
Азбука – хозяйка в нем.
Дружно в доме том живет
Славный буквенный народ.
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита
У: Удод у дороги увидел ужа,
Удод улетел, от испуга дрожа.
А уж зашуршал и уполз в камыши,
Над глупым удодом смеясь от души.
О: В этой букве нет угла,
От того она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы смогла.
Ы: А бедняжка буква ы
Бродит с палочкой, увы.
Мы слыхали у совы,
Что нету слов на букву ы.
Э: Э с открытым ртом и большущим языком.
Эхо! Эхо! Вот потеха.
Это эхо каждый раз
Передразнивает нас.
И: Индюк из города идет,
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая –
Игрушка расписная.
Королева: Ну что, узнали, какие это звуки?
Дети: Гласные.
Королева: Правильно. Гласные звуки. А чем мы их произносим.
Дети: Голосом.
Королева: Да, гласные звуки мы произносим только голосом, а губы, зубы и язык нам при произношении гласных не мешают. Их можно тянуть, петь.
Воспитатель: Ваше Величество, Королева! Наши ребята об этом даже стихотворение знают.
Ребенок: Воздух свободно идет через рот,
Нету препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать
Гласные звуки по очереди:
А – для пения гласные звуки важны
О – они и напевны и очень нежны.
У – гласные тянутся песенкой звонкой.
Ы – могут заплакать и застонать.
И – могут качать в колыбельке Аленку.
Э – могут как Эхо в лесу закричать.
(песенка гласных звуков, дети садятся на место)
Королева: гласные звуки пошли искать друзей. Кто дружит с гласными?
Дети: Согласные звуки.
Королева: верно, согласные звуки. Они так и называются – «согласные», потому что дружат с гласными. Послушайте, какую я вам расскажу историю.
Живут в моей сказочной стране два гномика со смешными именами Динь и Дон. Веселый гномик Динь любит все мягкие звуки: ль, мь, дь, а серьезный Дон – твердые: р, ж, д. Живут они в своих замках, и окружают их разные звуки. Динь любит играть с мягкими звуками, а Дон с твердыми. Замок Диня – зеленый, он выбирает предметы с начальным твердым звуком. А вот по-моему, они к нам идут (под музыку из замков выходят дети-гномики).
Динь: Я – Динь, веселый гномик,
Люблю зеленый цвет.
Люблю я звуки мягкие,
А брат мой старший – нет.
Дон: Я Дон, люблю звук твердый,
Люблю я синий цвет.
Сегодня мы проснулись,
А наших звуков нет.
Вместе: Кто-то звуки нам смешал,
Все картинки разбросал.
(Гномики отдают воспитателю картинки, изображающие разные предметы, названия которых начинаются на твердые и мягкие звуки).
Воспитатель: Давайте поможем гномикам разобрать картинки. Садитесь, гномики, сюда на стульчики и проверяйте, правильно ли ребята подберут для вас картинки. Дону нужны предметы, названия которых начинаются на звуки… Какие? (твердые). А Диню? (на мягкие).
(Воспитатель раскладывает картинки на ковер; для игры выбирают четверо детей: двое собирают картинки для Дона, двое - для Диня; после окончания игры ведущий показывает всем детям по одной картинке; дети выделяют звук, на который начинается название предмета).
Воспитатель: Названия этих предметов начинаются на мягкие звуки – они для Диня. А эти начинаются на твердые звуки – они для Дона. Гномики, правильно ребята разделили для вас все картинки? Не ошиблись?
(гномики благодарят и садятся на место)
Королева: В моем звуковом царстве живут звуки, которые очень похожи друг на друга по звучанию. Ну вот, например, у звука «С» есть очень похожий дружок – звук «З». проверим, не спутаете ли вы эти звуки. Я буду называть слова, а вы, если услышите звук «С» - хлопните в ладоши, если услышите звук «З» - топните ногами.
Бусы – зубы,
Косы – козы,
Роза – роса,
Суп – зуб,
Слой – злой,
Соя – Зоя.
Королева: Ребята, мы с вами вспомнили, что слова состоят из звуков. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки можно пропеть, они произносятся легко и во рту нам ничего не мешает. А согласные звуки не пропоешь: когда мы их произносим, во рту работает язычок. Согласные звуки бывают твердые и мягкие.
Звуки мы слышим и произносим. А что мы пишем и читаем?
Дети: Буквы.
Королева: Правильно – буквы. А что такое буква? Для чего она нужна?
Дети: Буква – это специальный значок, символ, которым записывают звуки.
Воспитатель: Королева звуков, мы с ребятами и загадки отгадывали, и играли и соревновались. Как вы считаете, Ваше Величество, справились ребята с вашим заданием?
Королева: Справились. Молодцы, ребята! Вы меня не подвели! А вот и обещанный сюрприз! (раздача конфет в киндер – сюрпризах синего, зеленого и красного цвета).
Воспитатель: Ну а нам с ребятами пора возвращаться в свою группу (под музыку дети уходят из зала).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие: Путешествие в королевство звуков.
Конспект открытого занятия....
Познавательный досуг "Четыре королевства звуков"
Знакомство с разнообразием звуков, издаваемые деревянными, металлическими, стеклянными, бумажными предметами и шумовыми инструментами, развитие изобретательности, ассоциативного мышления....
"Путешествие в королевство звуков"
Конспект НОД по познавательно - речевому воспитанию в подготовительной группе...
Конспект итогового,открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе"В Королевстве звуков"
Выявить уровень развития у детей 6-ти лет оринтировки в звуковойсистеме нашего языка;закрепление знаний о звуках и буквах;закрепление умение находить место звука в слове;закрепление умение делить слов...
Методическая разработка по обучению грамоте на тему: «Путешествие в королевство гласных звуков и букв».
Цель: Закрепление знаний о звуке - букве.Задачи:Коррекционно-образовательные:· активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;·...
Конспект индивидуального занятия на автоматизацию звука Ш в разных позициях в слове «Путешествие в Королевство правильного звукопроизношения»
Конспект индивидуального занятия на автоматизацию звука Ш в разных позициях в слове разработан для ребенка с ФНР и минимальными дизартрическими расстройствами....
Сценарий квест-игры "Путешествие в Королевство звуков"
Сценарий квеста для старших дошкольников...