Познавательный досуг "Четыре королевства звуков"
план-конспект занятия (средняя группа) по теме
Знакомство с разнообразием звуков, издаваемые деревянными, металлическими, стеклянными, бумажными предметами и шумовыми инструментами, развитие изобретательности, ассоциативного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
познавательный досуг "Четыре королевства звуков" | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир и музыка.
«Королевство звуков»
Досуг в рамках тематической недели «Хочу всё знать!»
Цели: знакомство с разнообразием звуков, издаваемых деревянными, металлическими, стеклянными предметами и муз. инструментами; развитие изобретательности в звукотворчестве, умение пользоваться в игре контрастной динамикой . ; ассоциативное мышление и воображение.
Детские музыкальные инструменты: ложки, трещотка, коробочки, рубель, ксилофон.
Пособия и материалы:
бумажные листки различного размера, качества и толщины: газета, тетрадь, целлофан, полиэтилен, бумага гофре, упаковочная (удобно разложить их в отдельные коробочки); бумажные бабочки, сделанные из разных конфетных фантиков; длинные разноцветные ленты длиной 50 см из бумаги гофре, полиэтилена и легкой воздушной фольги:
Металлофон, бубен, треугольник, колокольчики, бубенцы, самодельные инструменты. Металлическая посуда: ложки из различных материалов, небольшие кастрюли, крышки от них, связки ключей и пр.
стеклянные и хрустальные стаканы, бокалы, фужеры, баночки разных размеров, бутылки разной величины.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В зале расположены четыре столика, на которых находятся стеклянные предметы, металлические и деревянные, бумажные атрибуты. Столики накрыты легкой тканью.
Дети входят в музыкальный зал.
Муз.рук.: Здравствуйте. Ребята! Сегодня мы с вами посетим четыре Королевства. В них живут необычайные жители с удивительными голосами. Хотите с ними познакомиться? (Да)
Дети гр№4 живут в Бумажном королевстве; дети гр№3 в Стеклянном королевстве; гр№8 –в царстве металлических звуков; гр№2 –жители Деревянного царства. Отправляемся в путь!!
Звучит музыка для путешествия.
СТЕКЛЯННОЕ КОРОЛЕВСТВО
Подходят к первому столику со стеклянными предметами.
Ткань снимается.
Восп. ИЗО.: Знакомьтесь, это жители Стеклянного королевства. Предлагаю вам закрыть глаза и послушать, какие красивые звуки голосов у этих жителей (коснуться их слегка деревянной и металлической палочкой).
В Стеклянном королевстве живут очень изнеженные, хрупкие и капризные персоны: с ними надо быть очень осторожными. Если стукнуть стаканами друг о друга, то они заговорят, и мы услышим звонкий прозрачный голос стекла.
Ребёнок: Два стакана до обеда меж собой ведут беседу:
«Голосок наш легкий, звонкий, ледяной и очень колкий,
Он прозрачный и летящий, хрупкий и блестящий».
Среди стеклянных звуков есть королевские особы – это звуки хрустальные. Их нежные, переливающиеся голоса так красивы, что их хочется долго слушать. Кажется, что они рождаются из тишины и создают нежную, волшебную сказку.
Предлагается детям самим попробовать извлечь стеклянные звуки: с помощью палочек или слегка ударяя предметами друг о друга. Обращается внимание детей, какие при этом получаются разные звуки.
Озвучивается стихотворение «Хрустальные спицы» Л.Николаенко.
Муз.рук.: В Стеклянном королевстве живут не только короли и королевы, но и в полнее обычные жители. Например, чайная посуда: чашки, блюдца, чайники, розетки для варенья.
Дети читают: Вот большой стеклянный чайник-
Очень важный, как начальник. (Постучать по нему чайной ложкой)
Вот фарфоровые чашки- Очень хрупкие бедняжки. (Постучать)
Вот фарфоровые блюдца- Сильно стукни – разобьются. (Постучать)
Предлагается детям поиграть ритмично ложечкой по чайной посуде, затем сыграть вместе «Чайную польку». Дети прощаются с жителями Стеклянного королевства и переходят ко второму столику.
Королевство «Бумажный карнавал».
Муз. Рук. Знакомьтесь, это жители бумажного королевства. Жили были три короля –Шорох Иванович, Шелест Петрович и Шёпот Шепотович. На этой планете все было бумажное, даже ее жители: бумажки и бумажечки, листочки и странички, бумашуршики и бумалистики, шелешорохи и шуршебумики, шелелистики, и шуршунчики.
(Пусть дети самим придумают, как еще звали жителей Бумажной планеты).
Оба короля часто ходили друг к другу в гости — они были очень дружны и так похожи, что надо было хорошо прислушаться, чтобы понять, кто из них сейчас говорит. К тому же разговаривали короли очень тихо.
(Предложите детям взять разные бумажки и подумать, как создать шорох и шелест, обратив специальное внимание на то, что звуки должны быть тихими. Каждый может придумать се-
бе имя — шуршунчик, бумашуршик и т.д.)
«Танец бабочек». Муз. П.И.Чайковского «Китайский танец»
Разноцветные конфетные фантики волшебно превращаются в красивых бабочек, если их проткнуть палочкой от чупа-чупса или обычной заостренной спичкой. По две бабочки дети должны за- готовить заранее и принести на урок. Вы можете сделать несколько бумажных ба-
бочек побольше размером и раздать их для украшения танца. Когда дети будут танцевать, они все время должны вращать палочку между пальцами, поднимая и опуская руки, что создает необыкновенный эффект порхания бабочек в воздухе.
Танец исполняется сразу весь после полуминутного объяснения-показа двух движений — легкого бега на носочках и движения в круг и из круга.
Вступление: все сидят, постепенно поднимаются и образуют круг.
1-я часть. Легкий бег по кругу, вращая бабочками (8 тактов). Затем движение
в круг и из круга.
2-я часть. Легкий бег врассыпную (8 тактов), к концу собраться в два круга.
Движение в круг и из круга.
3-я часть Бег врассыпную (8 тактов), к концу каждому найти себе пару. За-
вершающие 8 тактов — импровизация в парах. Предложите детям вспомнить, как
красиво танцуют летом две бабочки над цветами. Пусть их движения станут таки-
ми же свободными и раскованными. В конце танца надо замереть каждой паре в
своей особой позе.
«Музыкальный фонтан». «Шуточка» В. Селиванова..
Дети, взяв бумажные ленты, образуют трехэтажную композицию «фонтана» — в центре стоят несколько высоких детей с серебряными ленточками, вокруг них стоят маленькие ростом с целло-
фановыми ленточками, третий круг образуют остальные, присев на колено с цветными лентами. Дети импровизируют движения руками и телом, имитируя движение водяных струек. это будет самым запоминающимся моментом урока.
Первые 8 тактов — тутти, играют все. Вторые 8 тактов — цветной круг за-
мирает. На последние 6 тактов замирают целлофановые струйки, звучат только
центральные серебряные ниточки, но с концом музыки затихают и они. Возможно
педагогу придется вначале «дирижировать» фонтаном, не позволяя красочному
действу под музыку превратиться в баловство и хаос. Необычный материал очень
вдохновляет детей, но их эмоциями надо умело управлять.
В конце все аплодируют бумажным королям Шороху,Шёпоту и Шелесту, которые помогли сыграть целую симфонию.
КОРОЛЕВСТВО «МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ»
Психолог: Познакомиться с жителями Королевства «Металлическая фантазия» проще всего на кухне. Здесь есть целый оркестр (открывается столик, дети перечисляют предметы: ложки, кастрюли, сковородки, крышки от них, металлические банки, подносы). Это очень шумные «особы», они не любят разговаривать тихо: их яркий призывный голос с кухни разносится по всей квартире. Если взять две крышки от кастрюль и стукнуть ими друг о друга, слышно будет очень далеко. Но с металлической посудой можно разговаривать вполголоса и даже шепотом.
Ребенок: У металла гулкий звук, не похож совсем на стук-
Он бывает и трубящий, и призывный, и бренчащий.
Исполняется «Шарманка» Д.Шостаковича с детским аккомпанементом.
Дети прощаются с жителями данного Королевства и переходят к другому столику.
ДЕРЕВЯННОЕ КОРОЛЕВСТВО
Логопед: В этом Королевстве вы сможете услышать необычные истории, а рассказывать их будут деревянные звуки, которые живут повсюду.
Предлагается детям найти деревянные предметы вокруг, подойти к ним и постучать, чтобы послушать их голоса (стол, стулья, пианино, пол). Обращается внимание детей на то, как отличаются «голоса» этих деревянных предметов.
Открывается столик. На нем разложены мелкие деревянные предметы: палочки, кубики, карандаши, шкатулка и т.п. Определяют качество деревянных звуков (стучащий, шуршащий, трескучий).
Муз.рук.: Деревянный звук какой?
Ребенок: Он стучащий и сухой,
Теплый и трескучий,
Тихий и гремучий.
Муз.рук.: Со временем деревянные звуки переселились в деревянные музыкальные инструменты: ксилофон, маракас, трещотка, кастаньеты.
Дети занимают места с инструментами на стульчиках.Исполняются музыка «Ах вы сени» р.н. мелодия.
Дети прощаются с жителями Деревянного королевства и уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие: Путешествие в королевство звуков.
Конспект открытого занятия....
"Путешествие в королевство звуков"
Конспект НОД по познавательно - речевому воспитанию в подготовительной группе...
"Путешествие в королевство звуков"
Конспект НОД по познавательно - речевому воспитанию в подготовительной группе...
Конспект итогового,открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе"В Королевстве звуков"
Выявить уровень развития у детей 6-ти лет оринтировки в звуковойсистеме нашего языка;закрепление знаний о звуках и буквах;закрепление умение находить место звука в слове;закрепление умение делить слов...
Конспект НОД "Сказочное королевство звуков"
В непосредственной образовательной деятельности дети в игровой форме знакомятся со звуками, проводят звуковой анализ слова, учатся образовывать однокоренные слова, составлять предложения по схемам....
НОД по ОО "Речевое развитие" " В королевство звуков"
Конспект НОД для подготовительной группы...
НОД "Королевство звуков"
Музыкальное приветствие; Рассказ педагога о "Королевстве звуков"; МДИ "Угадай что звучит?"; "Музыкально-пластический этюд- "Тень и тишина"; Опыты со звуками; Озвучив...