Познавательный досуг "Четыре королевства звуков"
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Горшкова Татьяна Викторовна

Знакомство с разнообразием звуков, издаваемые  деревянными, металлическими, стеклянными, бумажными предметами и шумовыми инструментами, развитие изобретательности, ассоциативного мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Окружающий мир и музыка.

             «Королевство звуков»

Досуг в рамках тематической недели  «Хочу всё знать!»

Цели: знакомство с разнообразием звуков, издаваемых деревянными, металлическими, стеклянными предметами и муз. инструментами; развитие изобретательности в звукотворчестве, умение пользоваться в игре контрастной динамикой . ; ассоциативное мышление и воображение.

Детские музыкальные инструменты: ложки, трещотка, коробочки, рубель, ксилофон.

Пособия и материалы:

бумажные листки различного размера, качества и толщины: газета, тетрадь, целлофан, полиэтилен, бумага гофре, упаковочная (удобно разложить их в отдельные коробочки); бумажные бабочки, сделанные из разных конфетных фантиков; длинные разноцветные ленты длиной 50 см из бумаги гофре, полиэтилена и легкой воздушной фольги:

Металлофон, бубен, треугольник, колокольчики, бубенцы, самодельные инструменты. Металлическая посуда: ложки из различных материалов, небольшие кастрюли, крышки от них, связки ключей и пр.

стеклянные и хрустальные стаканы, бокалы, фужеры, баночки разных размеров, бутылки разной величины.

                                                            ХОД ЗАНЯТИЯ

В зале расположены четыре  столика, на которых находятся стеклянные предметы, металлические и деревянные, бумажные атрибуты. Столики накрыты легкой тканью.

Дети входят в музыкальный зал.

Муз.рук.:        Здравствуйте. Ребята! Сегодня мы с вами посетим четыре  Королевства. В них живут необычайные жители с удивительными голосами. Хотите с ними познакомиться? (Да)

Дети гр№4 живут в Бумажном королевстве; дети гр№3 в Стеклянном королевстве; гр№8 –в царстве металлических звуков; гр№2 –жители Деревянного царства.  Отправляемся в путь!!

                                               Звучит  музыка для путешествия.

        

                                                 СТЕКЛЯННОЕ КОРОЛЕВСТВО

Подходят к первому столику со стеклянными предметами.

Ткань снимается.

Восп. ИЗО.:        Знакомьтесь, это жители Стеклянного королевства. Предлагаю вам закрыть глаза и послушать, какие красивые звуки голосов у этих жителей (коснуться их слегка деревянной и металлической палочкой).

В Стеклянном королевстве живут очень изнеженные, хрупкие и капризные персоны: с ними надо быть очень осторожными. Если стукнуть стаканами друг о друга, то они заговорят, и мы услышим звонкий прозрачный голос стекла.

Ребёнок:   Два стакана до обеда  меж собой ведут беседу:

                     «Голосок наш легкий, звонкий, ледяной и очень колкий,

                     Он прозрачный и летящий, хрупкий и блестящий».

Среди стеклянных звуков есть королевские особы – это звуки хрустальные. Их нежные, переливающиеся голоса так красивы, что их хочется долго слушать. Кажется, что они рождаются из тишины и создают нежную, волшебную сказку.

Предлагается детям самим попробовать извлечь стеклянные звуки: с помощью палочек или слегка ударяя предметами друг о друга. Обращается внимание детей, какие при этом получаются разные звуки.

                                       Озвучивается стихотворение «Хрустальные спицы» Л.Николаенко.

Муз.рук.: В Стеклянном королевстве живут не только короли и королевы, но и в полнее обычные жители. Например, чайная посуда: чашки, блюдца, чайники, розетки для варенья.

Дети читают: Вот большой стеклянный чайник-

                         Очень важный, как начальник. (Постучать по нему  чайной ложкой)

                          Вот фарфоровые чашки- Очень хрупкие бедняжки. (Постучать)

                          Вот фарфоровые блюдца- Сильно стукни – разобьются. (Постучать)

Предлагается детям поиграть ритмично ложечкой по чайной посуде, затем сыграть вместе «Чайную польку». Дети прощаются с жителями Стеклянного королевства и переходят ко второму столику.

                                  Королевство «Бумажный карнавал».

Муз. Рук.  Знакомьтесь, это жители бумажного королевства. Жили были три короля –Шорох Иванович, Шелест Петрович и Шёпот Шепотович.  На этой планете все было бумажное, даже ее жители: бумажки  и бумажечки, листочки и странички, бумашуршики и бумалистики, шелешорохи и  шуршебумики, шелелистики, и шуршунчики.

                               (Пусть дети самим придумают, как  еще звали жителей Бумажной планеты).

Оба короля часто ходили друг к другу в гости — они были очень дружны и так похожи, что надо было хорошо прислушаться, чтобы понять, кто из них сейчас говорит. К тому же разговаривали короли очень тихо.

 (Предложите детям взять разные бумажки и подумать, как создать шорох и шелест, обратив специальное  внимание на то, что звуки должны быть тихими. Каждый может придумать се-

бе имя — шуршунчик, бумашуршик и т.д.)

                                                 «Танец бабочек». Муз. П.И.Чайковского «Китайский танец»

 Разноцветные конфетные фантики волшебно превращаются в красивых бабочек, если их проткнуть палочкой от чупа-чупса или обычной заостренной спичкой. По две бабочки дети должны за- готовить заранее и принести на урок. Вы можете сделать несколько бумажных ба-

бочек побольше размером и раздать их для украшения танца. Когда дети будут танцевать, они все время должны вращать палочку между пальцами, поднимая и опуская руки, что создает необыкновенный эффект порхания бабочек в воздухе.

Танец исполняется сразу весь после полуминутного объяснения-показа двух движений — легкого бега на носочках и движения в круг и из круга.

Вступление: все сидят, постепенно поднимаются и образуют круг.

1-я часть. Легкий бег по кругу, вращая бабочками (8 тактов). Затем движение

в круг и из круга.

2-я часть. Легкий бег врассыпную (8 тактов), к концу собраться в два круга.

Движение в круг и из круга.

3-я часть Бег врассыпную (8 тактов), к концу каждому найти себе пару. За-

вершающие 8 тактов — импровизация в парах. Предложите детям вспомнить, как

красиво танцуют летом две бабочки над цветами. Пусть их движения станут таки-

ми же свободными и раскованными. В конце танца надо замереть каждой паре в

своей особой позе.

                                      «Музыкальный фонтан».   «Шуточка» В. Селиванова..

 Дети, взяв бумажные ленты, образуют трехэтажную композицию «фонтана» — в центре стоят несколько высоких детей с серебряными ленточками, вокруг них стоят маленькие ростом с целло-

фановыми ленточками, третий круг образуют остальные, присев на колено с цветными лентами. Дети импровизируют движения руками и телом, имитируя движение водяных струек. это будет самым запоминающимся моментом урока.

Первые 8 тактов — тутти, играют все. Вторые 8 тактов — цветной круг за-

мирает. На последние 6 тактов замирают целлофановые струйки, звучат только

центральные серебряные ниточки, но с концом музыки затихают и они. Возможно

педагогу придется вначале «дирижировать» фонтаном, не позволяя красочному

действу под музыку превратиться в баловство и хаос. Необычный материал очень

вдохновляет детей, но их эмоциями надо умело управлять.

В конце все аплодируют бумажным королям Шороху,Шёпоту и Шелесту, которые помогли сыграть целую симфонию.

                       КОРОЛЕВСТВО  «МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ»

Психолог:        Познакомиться с жителями  Королевства «Металлическая фантазия» проще всего на кухне.        Здесь есть целый оркестр (открывается столик, дети перечисляют предметы: ложки, кастрюли, сковородки, крышки от них, металлические банки, подносы). Это очень шумные «особы», они не любят разговаривать тихо: их яркий призывный голос с кухни разносится по всей квартире. Если взять две крышки от кастрюль и стукнуть ими друг о друга, слышно будет очень далеко. Но с металлической посудой можно разговаривать вполголоса и даже шепотом.

Ребенок:        У металла гулкий звук,  не похож совсем на стук-

                Он бывает и  трубящий, и призывный, и бренчащий.

Исполняется «Шарманка» Д.Шостаковича с детским аккомпанементом.

Дети прощаются с жителями данного Королевства и переходят к другому столику.

                                         ДЕРЕВЯННОЕ КОРОЛЕВСТВО

Логопед:        В этом Королевстве вы сможете услышать необычные истории, а рассказывать их будут деревянные звуки, которые живут повсюду.

Предлагается детям найти деревянные предметы вокруг, подойти к ним и постучать, чтобы послушать их голоса (стол, стулья, пианино, пол). Обращается внимание детей на то, как отличаются «голоса» этих деревянных предметов.

Открывается столик. На нем разложены  мелкие деревянные предметы: палочки, кубики, карандаши, шкатулка и т.п. Определяют качество деревянных звуков (стучащий, шуршащий, трескучий).

Муз.рук.:        Деревянный звук какой?

Ребенок:        Он стучащий и сухой,

                Теплый и трескучий,

                Тихий и гремучий.

Муз.рук.:        Со временем деревянные звуки переселились в деревянные музыкальные инструменты: ксилофон, маракас, трещотка, кастаньеты.

Дети занимают места с инструментами на стульчиках.Исполняются музыка  «Ах вы сени» р.н. мелодия.

 Дети прощаются с жителями Деревянного королевства и уходят в группу.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в королевство звуков"

Конспект НОД по познавательно - речевому воспитанию в подготовительной группе...

"Путешествие в королевство звуков"

Конспект НОД по познавательно - речевому воспитанию в подготовительной группе...

Конспект итогового,открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе"В Королевстве звуков"

Выявить уровень развития у детей 6-ти лет оринтировки в звуковойсистеме нашего языка;закрепление знаний о звуках и буквах;закрепление умение находить место звука в слове;закрепление умение делить слов...

Конспект НОД "Сказочное королевство звуков"

В непосредственной образовательной деятельности дети в игровой форме знакомятся со звуками, проводят звуковой анализ слова, учатся образовывать однокоренные слова, составлять предложения по схемам....

НОД по ОО "Речевое развитие" " В королевство звуков"

Конспект НОД для подготовительной группы...

НОД "Королевство звуков"

Музыкальное приветствие; Рассказ педагога о "Королевстве звуков"; МДИ "Угадай что звучит?"; "Музыкально-пластический этюд- "Тень и тишина"; Опыты со звуками; Озвучив...