Открытое занятие: Путешествие в королевство звуков.
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ГБДОУ д/с №20 Выборгский район
Конспект
занятия для детей старшей логопедической группы:
«Путешествие в страну звуков»
(Знакомство с буквой М и звуком [М])
Логопед: Лемехова О.В.
г. Санкт-Петербург
2012 год
Тема: Знакомство со звуком и буквой М.
Технологии: Использование приемов эйдо-мнемо-рациотехники.
Образовательные области: Познание, коммуникация, здоровье, социализация.
Цели: Учить правильно произносить звук [М], развить фонематическое восприятие, развить звуко-буквенный анализ.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить понятие звук, буква, слог, слово, предложение
- Закрепить навык соотнесения звука с буквой.
- Совершенствовать навык чтения слогов.
- Прививать навыки работы в коллективе и индивидуально.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать звуко-буквенный анализ и синтез.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление.
- Развивать самоконтроль за речью.
- Развивать моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать умение слушать
- Развивать инициативу.
- Воспитывать у детей интерес к занятию.
Оборудование:
- 4 гномика звуковика.
- Корзинки 2 штуки (синяя, зеленая)
- «Королевство звуков».
- 2 дракона (осень, зима).
- Коллаж на букву и звук [М].
- Карточки со слогами.
- Карточки с картинками на данный звук.
- Задания на мелкую моторику.
- Стихотворение в картинках.
- Карточки со словами
МАК КОМ МАМА
и картинки с их изображениями.
Ход занятия:
Логопед: Ребята давайте с вами вспомним стихотворения, которые мы учили. Помогут нам в этом картинки.
Дети: Рассказывают стихотворение.
Логопед: О каком времени года говорится в нашем стихотворении?
Дети: Отвечают.
Логопед: Всю осень с нами прожил дракончик по имени СОН.
Осенью пришел дракон
С именем унылым СОН
Грустный, пасмурный, дождливый.
Листья все раскрасил он.
Ребята, а почему дракончика зовут СОН?
Дети: У каждого времени года три месяца, столько голов у дракона. Первая голова – сентябрь, вторая – октябрь, третья – ноябрь.
Логопед: Дракончик по имени СОН принес нам с вами много интересного. Мы познакомились осенью с понятиями звук и буква. Что мы называем - звуком, а что – буквой?
Дети: Отвечают.
Логопед: Теперь на смену дракончику СНУ приходит дракончик ДЯФ (вывешивается дракончик).
Вот второй дракон идет
Зиму – зимушку несет
Наступают холода
Ветер дует, снег идет.
Красивый праздник Новогодний
Этот нам дракон несет
ДЯФ дракончика зовут.
Скажешь ДЯФ зима уж тут.
Почему его так зовут?
Дети: У зимы три месяца – декабрь, январь, февраль.
Логопед: И с дракончиком ДЯФом мы тоже узнаем много нового.
Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуком [М]. Давайте его произнесем.
Дети: Произносят.
Логопед: Ребята, мы можем его спеть?
Дети: Отвечают.
Логопед: А почему?
Дети: Отвечают.
Логопед: Давайте положим ручку на горлышко и еще раз произнесем – (М).
Дети: Произносят.
Логопед: Что вы заметили?
Дети: Отвечают.
Логопед: Как вы думаете, какой гномик будет дружить с нашим звуком?
Дети: Отвечают (выставляется гном).
Логопед: Ребята, звук [М] может быть не только твердым, но и мягким (выставляется «королевство звуков»).
Давайте посмотрим на королевство наших звуков и увидим, где живет звук [М].
Видите, он может служить сразу двум братьям – Твердышу и Мякишу. Значит звук [М] может быть каким?
Дети: Отвечают.
Логопед: Значит, он дружит с двумя гномиками и зеленым и синим (выставляются два гномика).
А теперь, предлагаю поиграть вам в интересную игру – коллаж.
Дети: 1. Называют все картинки.
2. Выделяют звук в словах (слоговые полянки).
3. Смысловые ассоциации.
4. Составляют предложения.
5. «Жадина».
Логопед: Молодцы! Давайте, немного отдохнем.
Физкультминутка:
Под листочком жук проснулся,
Потянулся, встрепенулся,
Брюшко, нос, глаза, усы
Вымыл капелькой росы.
Осенней листвы разговор еле слышен:
«Мы с кленов, мы с липы,
Мы с вязов и с вишен,
С осины, рябины,
Дуба, березы
Везде листопад –
На пороге морозы.»
А теперь давайте сядем и посмотрим какие интересные задания нас с вами ждут.
Дети: Садятся за столы, идет работа с заданиями:
- Раскрасить букву М двумя цветами (синим, зеленым).
- Одеть букве рубашку (штриховка).
- Провести дорожки от буквы синим или зеленым карандашом к картинкам (в зависимости от того с твердого или мягкого звука начинаются слова).
- В ряду букв найти обвести все буквы М.
- Найти и обвести правильно написанную букву М.
Логопед: Молодцы. Вы быстро справились с заданием. А теперь, попробуйте сами определить, где в словах спрятался звук [М] (раздаются карточки).
Дети: Отвечают и прикрепляют карточку к фланелеграфу.
Логопед: Мы с вами узнали, что звук [М] может быть и твердым и мягким. Давайте поиграем: Я буду называть слово, а вы будете показывать мне какой в этом слове звук – твердый или мягкий.
Дети: Встают в кружок, если звук твердый, показывают кулак, если мягкий, рукой показывают кисточку.
Логопед: Молодцы! Давайте попробуем прочитать слоги с нашим звуком [М] (на фланелеграфе слоги).
Дети: Читают.
Логопед: Очень хорошо. Мы прочитали с вами слоги с буквой М. А теперь давайте попробуем прочитать слова с буквой М (на фланелеграфе карточки со словами МАК КОМ МАМА).
Дети: Читают первое слово МАК.
Логопед: А что такое МАК?
Дети: Отвечают.
Логопед: Правильно, смотрите вот он (вывешивается картинка под словом).
Ребята, давайте попробуем выложить схему слова МАК. Сядьте за столы, вам понадобятся цветные кружочки.
Дети: Работают.
Логопед: Сколько букв в слове МАК?
Сколько звуков в слове МАК?
Какой звук в слове первый?
Каким кружком его обозначим?
(звуко – буквенный анализ слова МАК)
Аналогично со словами КОМ МАМА.
Логопед: Молодцы. Наше занятие подходит к концу. Вспомните любое понравившееся вам слово со звуком [М] и попробуйте придумать предложение.
Подведение итогов занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Путешествие в страну звука и буквы Ж
Конспект занятия рассчитан на детей подготовительной группы с ФФН. Очень интересное занятие. Был открытый показ - прошел на УРА!...
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну звуков»
Конспект открытого занятия...
Открытое занятие "Путешествие в страну звуков"
Подгрупповое занятие (старшая группа с ТНР). Открытое занятие проводится в конце учебного года для демонстрации приобретенных навыхов и умений детьми перед их родителями. Лексическая тема: "Насекомые"...
Конспект открытого занятия "Путешествие в страну звука С"
Конспект открытого занятия по автоматизации звука "С"....
конспект открытого занятия "Путешествие в Королевство знаний" для детей средней группы
Конспек интегрированного знатия: направление - познавательное развитиеИнтеграция образовательнх областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетич...
Комплексное открытое занятие " Путешествие в королевство знаний" в старшей группе №2 "Лукоморье"
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное», «Художеств...