" Речецветик"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Шевченко Валентина Петровна

практику для педагогов дошкольного воспитания по развитию речи детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл практикум для педагогов27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Р Е Ч Е Ц В Е Т И К .

(  Практикум  по развитию речи детей раннего возраста ).

Цель: создание условий для расширения у педагогов представлений о нетрадиционных способах и приемах развития  речи у детей раннего возраста.

Оборудование: цветок из белого картона, на  лепестках которого указаны все составляющие речевого аппарата  «речецветик «); цветные лепестки, на которых написаны все направления  речевого развития детей ; игрушка-модель квакуша, аудиозапись песни «Чебурашка», кубики ( в два раза больше, чем  участников ), вата, кораблики по числу участников, тазик с водой, игрушки корова и теленок, текст стихотворения  «Ягодка по ягодке», мяч, металлофон , прищепки(20 штук), картонные силуэты( круги разного диаметра, ежик) на нитях, магнитная доска с магнитами.

Ход мастер-класса.

      Речь – самая сложноорганизованная и вместе с тем самая хрупкая функция человеческого мозга. Мы можем сравнить ее с цветком «речецветиком», где каждый лепесток обозначает ту или иную систему, участвующую в речевом развитии(показываю «речецветик»),это речевые центры головного мозга и нервные пути, органы слуха, артикуляционный,голосообразующий и дыхательный аппараты. Повреждение любого из этих отделов приводит к различным речевым нарушениям. Сложна  и многогранна организация речевой деятельности. Следовательно, и работу  по  развитию речи  детей раннего возраста нужно проводить  по нескольким направлениям.

      Сегодня я хочу познакомить вас с упражнениями, направленными на развитие всех этих систем, и мы попытаемся их освоить.

      Еще в древности возникло такое иносказательное выражение: «Ум человека находится на кончиках пальцев». В настоящее время установлено , что речевой центр коры головного мозга находится в непосредственной близости от центра мелкой моторики, то есть, воздействуя на один, одновременно воздействует и на другой. Иными словами, на речевые центры мы можем воздействовать через мелкую моторику рук.(Показываю и прикрепляю к белому цветку цветной лепесток с надписью:»Развитие мелкой моторики рук».) Тонкая моторика – это основа всего речевого развития.

             Мы предлагаем вам несколько игровых упражнений на развитие мелкой моторики рук:

  1. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.
  1. Пальчиковая гимнастика (чтобы она была еще интереснее, ее можно проводить под музыку).

Ай, тари, тари, тари !         Растирание ладоней друг о друга.

Куплю Маше янтари!

Останутся деньги -             Попеременно сцеплять одноименные

Куплю Маше серьги!         Пальцы между собой в виде крючков.

Останутся пятачки-

Куплю Маше башмачки!

Останутся грошики –

Куплю Маше ложки!

Останутся полушки –

Куплю Маше подушки!

Упражнения на развитие мелкой моторики рук полезно сочетать с элементами самомоссажа.

  1. Самомассаж  «Комарики».

Дарики, дарики,                      Руки складываются щепотью

 Ай да комарики!                    И описываются круги.

Вились, кружились,

В  щечки вцепились!

Кусь-кусь-кусь-кусь!               Легкое пощипывание.

Дарики, дарики,                      Руки складываются щепотью

Ай да комарики!                       И описывают круги.

Вились, кружились,

В носик вцепились!

Кусь-кусь- кусь- кусь!              Легкое пощипывание.

Дарики, дарики,                      Руки складываются щепотью

Ай да комарики!                      И описывают круги.

Вились, кружились,

В ушки вцепились!

Кусь-кусь-кусь-кусь                  Легкое пощипывание.

Закусали нас комарики.

Ай, да комарики! Хлоп!           Хлопок.

Молодцы!

                     

                Для развития мелкой моторики рук очень полезны , и часто применяются игровые упражнения с прищепками. Их очень легко  изготовить , и дети с удовольствием играют. Вот одно из таких упражнений:

      3. Игровое упражнение «Волшебные прищепки».

-Посмотрите, какая замечательная осеняя картинка! Но что это? Солнышко без лучей …

Цветы без лепестков…  Даже ежик без колючек! Но мы можем все исправить. Работать будем в парах: один из вас держит картинку за нить и немного покачивает, а другой в это время пытается нацепить силуэт прищепки (раздаются картонные изображения).

              Музыкальное сопровождение. В конце игры картинки с прищепками помещаются на магнитную доску.

             Вот такие несложные , но интересные упражнения мы можем использовать в работе с детьми по развитию мелкой моторики.

            Внимание на наш экран. Сейчас вы увидите как эта работа проводится с детками (слайды или видео).

          2.    Ведущий. Основой звучащей речи , источником образования  звуков голоса является речевое дыхание.(Показываю цветной листок , на котором написано:  «Развитие речевого дыхания»  ,  и прикрепляю его к цветку.) Основная проблема речевого дыхания детей заключается  в слабом или толчкообразном выдохе или в неправильном направлении воздушной струи. В раннем возрасте , при работе по развитию речи малышей особое место отводится для работы с речевым дыханием. Для вашего внимания я предлагаю несколько упражнений для  развития правильного  выдоха и правильного направления воздушной струи :

           Упражнения на развитие длительной  направленной воздушной струи.

                      1)«Загони мяч в ворота».

      -Мы с вами футболисты, перед нами – импровизированные ворота и ватный мяч. Наша задача – загнать мяч в ворота, сильно и длительно дуя на него, не надувая щек. Нужно забить гол 2-3 раза.

                      2)«Кораблик».

       -Теперь мы капитаны корабля, и наш кораблик отправляется в далекое плавание. Нужно долго и сильно дуть на парус, не надувая щек. Чей кораблик быстрее доплывет до противоположного берега?

                       3)«Фокус».

        -А сейчас мы фокусники. Небольшой кусочек ваты располагаем на кончике носа, язык положить на верхнюю губу и подуть. Фокус заключается в том, что ватка летит вертикально вверх.

               Еще одно упражнение, которое направлено на развитие речевого дыхания.   

    4) «Стихотворный забег».

         -Речевой выдох должен быть долгим. Необходимо уметь распределять выдыхаемый воздух. Потренируемся с помощью стихотворения . Мне нужны два  помощника .Читаем стихотворение на одном выдохе. Как только набранный воздух кончается , нужно стукнуть мячом о пол.

                                             

Ягодка по ягодке

Собирала я в лесу

Ягоду малину

Я домой не донесу

Полную корзину.

Ягодка по ягодке,

Ягодка по ягодке –

Дело подвигается,

Ягод убавляется…

Солнце греет горячо,

Далека дорога.

Не отведать ли еще

Ягодок немного?

Ягодка по ягодке,

Ягодка по ягодке –

Тают, как снежинки,

Ягодки в корзинке.

Закатилось солнышко,

Показалось донышко,

А на донышке видна

Только ягодка одна.

Не идти же с ней домой!

 Съем ее и с плеч долой!

              - Вот такие упражнения можно использовать в работе с детьми  по развитию речевого дыхания.

Внимание на наш экран:

                                   (Слайды или видео).

-3. Также важное место в  работе по развитию речи отводится выработке звонкого , свободного звучания голоса, развитию его силы и диапазона. Голос передает эмоциональное состояние человека, его отношение  к окружающим. Чистый , звонкий , сильный ,достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение , как и правильное произношение звуков в словах. Итак, следующее направление – развитие голосовых возможностей. (Показываю цветной лепесток, на котором написано: «Развитие голосовых возможностей», и прикрепляю его к цветку).

             

                     И так : упражнение на развитие голосовых возможностей.

                Работая в этом направлении можно использовать такое упражнениекак:     Корова и телята.

                 -Представьте, что мы с вами на лугу. Кто пасется на лугу? Правильно. На вашем лугу пасутся коровы (ставит на стол игрушку корову), а на вашем – телята(ставим игрушку теленка).

                 -Коровы зовут своих телят. Как они зовут их?

(первая  группа  произносит низким голосом: «Му-му-му!».

                 -Коровам отвечают телята. Как они отвечают?

(Вторая  группа отвечает высоким  голосом: «Му-му-му!)» Затем группы меняются ролями.

                    Уважаемые  коллеги , какие упражнения используете вы в своей работе?

                             (слайды или видио).

-4. Важным условием правильного речепроизводства является сформированный речевой или фонематический слух, с помощью которого мы различаем звуки речи.(Показываю цветной лепесток, на котором написано: «Развитие  фонематического слуха», и прикрепляю его  к цветку.) По выражению ученых-лингвистов, без фонематического слуха невозможно развитие  речи детей. Основой речевого слуха является неречевой слух.

                               Мы предлагаем вам следующее

                игровое упражнение на развитие неречевого слуха.

                                  « Птичка, лисичка. Медведь».

              - К нам сегодня пришли гости : птичка, лисичка и медведь, но мы их не видим, а только слышим.Как вы думаете, кто это идет? Послушайте (издаются звуки с помощью металлофона). Очень хорошо! А как они идут,  мы сейчас покажем. Для этого все встанем  в круг и пойдем друг за другом. Будем подражать движениям  животных согласно услышанному звуку.

    ( музыкальный руководитель  издает звуки с помощью синтезатора или металлофона – участники мероприятия подражают движениям животных).

                 - Ну что, немного размялись? Прошу садиться.

              - вот такие и другие игровые упражнения можно использовать в работе по развитию фонематического слуха.

                - Давайте прямо сейчас вспомним еще упражнения и поделимся ими……….

                          Ну , двигаемся дальше:

               -Развитие подвижности артикуляционных  органов происходит под  воздействием артикуляционной гимнастики. (Показываю цветной лепесток, на котором написано: «Развитие артикуляционной моторики», и прикрепляю его к цветку.) Для наиболее быстрого усвоения артикуляционных движений, соблюдения , темпа а также сохранения интереса  , выполнение упражнений  будем сопровождать стихотворением о веселом язычке, а помогать нам будет Квакуша. Знакомьтесь, эта развивающая игрушка, чей язык может повторять движения нашего языка, очень помогает нам в работе по развитию артикуляционной моторики.

 Предлагаем вашему  вниманию .Артикуляционную гимнастику

                                                     «Веселый  язычок».

     Язычок знаком нам, дети,         Широко улыбнуться, растянуть губы.

     Мы его улыбкой встретим.

     Это язычок  пришел .                  Приоткрыть рот, высунуть язык.

     Вправо он сейчас пошел.           Тянуться кончиком языка к правому уху

     Все, что нужно , увидал

     И налево зашагал.                        Тянуться кончиком языка к левому уху.

     Погулял совсем немножко,

     Широко открыл окошко.             Широко открыть рот.

     Он окно не закрывает,                 Рот широко открыт, кончик языка

     Кверху кончик поднимает.         Тянет к носу.

     Он окно не закрывает,                 Рот широко открыт, кончик

     Книзу  кончик  опускает.             Языка тянется к подбородку.

     Ротик свой не закрывает,

     Индюков он приглашает.           «Индюки».

     Поиграл наш язычок,                

     Лег поспать он и молчок.           Закрыть рот.

         Ведущий.  Для поддержания высокого эмоционального уровня можно использовать  музыкальное

Сопровождение. Например, песню из любого мультфильма. Надо заметить, что выполняемые упражнения детям знакомы, поэтому выполняются без устных комментариев.

         

         6. Гимнастика для жевательных мышц в сопровождении песенки Чебурашки.

      Я был когда-то странной               Открыть и закрыть рот 2 раза.

      Игрушкой безымянной,

      К которой в магазине                     Выдвинуть нижнюю челюсть вперед

      Никто не подойдет.                        И вернуть в исходное положение.

      Теперь я – Чебурашка,                   Надуть щеки, затем расслабить.

      Мне каждая дворняжка                Втянуть щеки , затем расслабить.

      При встрече сразу                           Выполняются движения нижней челюстью :

      Лапу подает.                                     Вправо, влево, В исходное положение.

     

-Уважаемые коллеги, сегодня  МЫ с вами  познакомились с теми  направлениями, по которым необходимо  проводить работу  по развитию речи у детей раннего возраста: развитие мелкой моторики рук, речевого дыхания, голосовых возможностей , фонематического слуха и  артикуляционной моторики. Данные и подобные им упражнения можно выполнять как индивидуально, так и в подгрупповой работе, использовать в качестве элементов любых занятий и режимных моментов. Действуя сообща, оказывая детям комплексную поддержку, мы  поможем расти им здоровыми людьми, ведь речь является основной составляющей общего здоровья человека.

 

                                                               

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра для автоматизации звуков "Речецветик" (магнитная)

РечецветикИгра для автоматизации звуковЦель: Автоматизировать поставленные звуки в словах, развивать моторику, закреплять знание цветов.Материал: Цветик – семицветик, лепестки с картинками на за...

РЕЧЕЦВЕТИКИ

Словесное творчество детей нашего детского сада "Солнышко".Эта статья была размещена на стенде "Для родителей" и опубликована в районной газете "Заря"....

Газета Речецветик.

Материал к проекту "Речецветик"....

проект "Мисс Речецветик"

Каждому человеку хочется реализоваться в жизни, раскрыть свои возможности, почувствовать себя полноправным участником событий, а не пассивным наблюдателем, известно, что творить нравится всем, и...

Программа дополнительного образования коррекции речи и движений детей 5 – 7 лет "Речецветик"

Муниципальное бюджетное дошкольно образовательное учреждение"Детский сад комбинированного вида № 77"Энгельсского муниципального района Саратовской области«Речецветик»Пояснительная записка   ...

КРУЖОК "РЕЧЕЦВЕТИК"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад  №7 «ЖУРАВУШКА» Кружок « Речецветик » 2 младшая группа  «Муравьишки»     Руково...

Проект "Речецветик" для детей с тяжелыми нарушениями речи

В пректе отражен поиск подходов и педагогических технологий для создания системы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, направленной на устранение речевой патоло...