Использование игровых творческих заданий на занятиях по развитию связной речи (из опыта работы)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Алькишева Ирина Владимировна

В данной статье идет речь об игровых творческих заданиях, которые могут быть использованы для развития связной речи детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование игровых творческих заданий на занятиях по развитию связной речи»

(из опыта работы)

   В современных условиях модернизации дошкольного образования актуальной проблемой, является развитие творческой личности, стремящейся к пониманию целостной картины мира. Учёными, педагогами-новаторами давно доказано, что  только в самостоятельной творческой деятельности дети наиболее эффективно усваивают речевой материал.

   Поэтому в нашей работе, помимо традиционных методик, игровых приёмов и пособий,  мы используем  игровые творческие задания, которые применяются разными специалистами.  Мы  же их используем для развития связной речи детей, имеющих тяжёлые отклонения, а именно, общее  недоразвитие речи. Назовём эти задания.

    Это:

  • пальчиковые игры
  • символическая аналогия
  • пантомимические  упражнения
  •  цветовые ассоциации

Остановимся  на них подробнее.

Занятия по обучению  пересказу – процесс нудный и малоинтересный для детей. Поэтому мы  включаем  в него  пальчиковые игры. Они помогают  ребятам  запомнить текст, а также значительно оживляют занятие.  

   Так, например, при пересказе рассказа «Весна», мы  сначала читали текст с установкой на дальнейшую беседу, а уже во время беседы  использовали пальчиковые упражнения. Приводим текст рассказа и вопросы для последующего диалога:                                                                      

                                           Весна.

  1. Пригрело ласковое солнце.
  2. Закапала звонкая капель.
  3. С пригорка побежал быстрый ручеёк.
  4. Вернулись с юга перелётные птицы.
  5. Из норки выглянул колючий ёжик.
  6. Распустились первые цветы.
  7. Вот и пришла весна.

Вопросы:

-Какое солнце пригрело? Давайте его  покажем . (Ладонь к ладони. Пальцы врозь.)

-Какая капель закапала? Покажите  капель. (Пальцы ведущей руки ударяют по ладони другой)

- Какой ручеёк побежал с пригорка? Покажите ручеёк. ( Кисть левой руки вниз, средний и  указательный пальцы правой руки «бегут» вниз)

-Какие птицы вернулся с юга?  Покажите птиц. (руки скрестно, пальцы совершают колебательные движения вверх-вниз)

- Какой ёжик выглянул из норки? Давайте покажем ёжика (ладонь к ладони, пальцы врозь)

-Какие цветы распустились? Покажем цветы. (руки вместе от локтя, пальцы сжаты в кулаки - цветок «спит»; пальцы постепенно разжимаются, разводятся в стороны- цветок распускается)

- Какое время года пришло? Покажем, как пришла весна (пальцы «шагают» по столу)
 Далее мы предлагали послушать текст ещё раз с установкой слушать внимательно, повторять пальчиковые движения. После повторного чтения мы  просили детей пересказать рассказ .Если ребёнок испытывал затруднения при пересказе, мы  показывали ему соответствующее пальчиковое  движение, которое напоминало ему последовательность пересказа и давало возможность педагогам не прерывать рассказ ребенка.

   Также на занятиях по обучению пересказу мы использовали  прием символической аналогии. Он помогал детям лучше запомнить рассказ.  Покажем это на примере уже знакомого нам текста.

Итак, в рассказе 7 предложений. Мы предлагали детям карточку с семью квадратами и просили придумать  и нарисовать символ для каждого предложения. Например:

                                                                    Весна.

  1. Пригрело ласковое солнце. ☀
  2. Закапала звонкая капель. ﻩﻩﻩ
  3. С пригорка побежал быстрый ручеёк. 
  4. Вернулись с юга перелётные птицы.  ϡ
  5. Из норки выглянул колючий ёжик. 
  6. Распустились первые цветы. ✿
  7. Вот и пришла весна. 

После проделанной работы дети с легкостью пересказывали текст, опираясь на свои символы.

 Символическая аналогия, составленная самостоятельно, напоминала о ключевых словах рассказа и способствовала правильному определению  последовательности высказывания.

  Не всегда нарисованный ребенком символ понятен окружающим, но главное, чтобы он был понятен ему самому.   Данные задания находили своё применение и были очень эффективны на занятиях по обучению пересказу по темам «Времена года», «Космос», «Насекомые», «Дикие и домашние животные» и т.д.

При заучивании стихотворений мы часто применяли прием пантомимических упражнений. Сначала читали детям стихотворение, а затем предлагали придумать на каждую фразу пантомимические движения. Для этого приема хорошо подходит стихотворение Д.Хармса «Веселый старичок»:

ВЕСЕЛЫЙ СТАРИЧОК

Жил на свете стаpичок

 Маленького pоста,

 И смеялся стаpичок

 Чpезвычайно пpосто.

       

 Раз, yвидя паука,

 Страшно испугался.

 Hо, схватившись за бока,

 Громко рассмеялся.

 А yвидя стpекозy,

 Страшно pассеpдился,

 Hо от смеха на тpавy

 Так и повалился.

  Подобные задания вызывают у  детей положительные эмоции, которые, как известно, самые запоминающиеся и  помогают при заучивании.

 Также для улучшения процесса запоминания мы использовали прием цветовых ассоциаций. Покажем как использовать этот прием на этом же стихотворении.

Детям предлагали карточку, на верхней строке которой были опорные символы стихотворения: старичок, паук, старичок, стрекоза, трава.

Под каждым символом мы предлагали детям цветовым пятном изобразить, как менялось настроение старичка. По окончании работы дошкольники  с легкостью могли рассказать стихотворение, опираясь на свою карточку.

    Прием цветовых ассоциаций являлся как зрительной, так и ассоциативной опорой и помог детям справиться с заданием.

   Таким образом, представленные нами  игровые упражнения способствуют лучшему запоминанию текста, развивают творчество, являются здоровьесберегающими  технологиями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование элементов развития творческого воображения на занятиях по развитию связной речи"

Использование ТРИЗ-технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста научит их мыслить творчески, находить решение в сложных ситуациях. ТРИЗ для дошкольников - это система игр и занятий, котора...

«Дикие животные . Рысь».Конспект занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы, имеющих ОНР III уровня с использованием игровой технологии.

Цель: Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов.Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Актуализация словаря по теме: «Дикие ...

Семинар – практикум для воспитателей Тема: «Обучение детей пересказу с использованием предметно - графических схем на занятиях по развитию связной речи»

Тема нашей встречи – «Обучение детей пересказу с использование картинно- графических схем на занятиях по развитию речи». Начнём с определенияосновных понятий в данной теме.Связная ре...

« Использование дидактического пособия «Кубики-помощники» как средство развития связной речи и воображения детей дошкольного возраста». Из опыта работы.

Вашему вниманию мы хотим предложить дидактическое  пособие «Кубики помощники»Аннотация: данное пособие направлено  на развитие речевых возможностей детей старшего дошко...

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с включением лингвистических заданий в подготовительной группе «Золотая осень» для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с включением лингвистических заданий в подготовительной группе «Золотая осень» для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием реч...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи «Составление творческого рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Составление творческого рассказа на основе восприятия картины через разные органы чувств с использованием технологии ТРИЗ....