Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с включением лингвистических заданий в подготовительной группе «Золотая осень» для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Осипян Эгинэ Камоевна

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с включением

лингвистических заданий в подготовительной группе «Золотая осень»

для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_svyaznoy_rechi.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с включением

лингвистических заданий в подготовительной группе «Золотая осень»

для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Цели НОД:

Коррекционно-образовательная:

- совершенствование умения составлять рассказы, ориентируясь на структурную модель: название, начало, середина, конец рассказа.

Коррекционно-развивающие:

- упражнения в подборе сравнений (осенние листочки плывут, как кораблики, листопад, как золотой дождь и др.);

- развитие осознанного отношения к родному языку, включение самоконтроля у детей за собственной разговорной речью; 

- развитие зрительного и слухового  внимания;

- развитие мелкой моторики;

- корригирование психоэмоционального состояния воспитанников;

- развитие тактильных ощущений;

- развитие мышления, речевой активности.

 Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать эстетическое отношение к родной природе и языку.

Ход НОД:

  1. Организационный момент: «Внимательные ушки» - кто слушал внимательно, ошибку найдёт обязательно.

Логопед читает стихотворные логические задачи:

 -  Осень в гости к нам пришла

И подарки принесла

Яблоки красивые, баклажаны синие,

Тыкву большущую и сирень цветущую

И конечно, же арбуз, сладкий сахарный на вкус!

(!) На аргументированность, доказательность речи - ошибка в том, что сирень

цветёт весной, а не осенью.

-   Осень - просто озорница, осень всем меняет лица: синим, белым и зелёным 

Осень выкрасила клёны. (Ответы детей).

 -   В огород сходила Зина и несёт с собой в корзине -

Огурец, да крепкую, жёлтенькую репку

Грушу спелую, редис -

Зина, стой, остановись, разве ты не видишь -

Зина, - ошибка у тебя в корзине.

-  Тили - тели, тили - тели

Птицы все на юг летели –

Лебедь, грач, снегирь, вороны

Расшумелись, как драконы –

Чтобы птицы замолчали,

Вы ошибочку назвали...

  1. Логопед: Сегодня на занятии мы будем придумывать рассказы, а вот на какую тему, это вы скажите мне сами. У каждого есть карточка на ней предмет и схема - предлога, они подскажут вам, где нужно искать часть картинки. И только, когда мы найдём все части картинки, сложим из частей картину, тогда узнаем о чём или о ком, про что будут рассказы.

Дети, ориентируясь на карточку, отыскивают часть картины, затем составляют предложения с предлогами.

Я нашёл картинки на столе.

А я отыскал свою часть картинки в коробочке

  1. И другие (части картины спрятаны и в макете «Осень» под осенними листьями). Например: Логопед предлагает сложить части картины и узнать, что же получится? Дети из частей складывают целую картину. Что же это? Вам эта картина знакома?

(Дети догадываются это же наша игровая площадка - участок). Верно, присядем и рассмотрим её. (Снимает с демонстративной доски ткань) перед детьми увеличенная картина «Наш участок осенью».

Вопросы:

- Какой период осени изображен на картинке?

- Почему вы так думаете?

- Какая погода? Как вы догадались?

- Где же дети?

- Как не выходя на участок из окна определить дует ли ветер (по флюгеру, глянуть на верхушки деревьев).

- А здесь, (показав, на картинке) дует сильный ветер или нет? Какой ветер дует западный или восточный?

- Почему саженец стоит с деревянными колышками подпорками? Для чего насыпаны под него листья?

- Что ещё приготовили дети для прогулки?

(Кукол, мольберт, карандаши, краски).

- В какую одежду одеты куклы? (В тёплую, вязанную).

- Почему нельзя рисовать в группе, вынесли мольберт на улицу? (Дети будут рисовать с натуры, пейзаж).

- Какую природу будут рисовать дети (осеннюю: осенние берёзки, лужицы, осеннее небо, тучи и др.).

- Почему на асфальте лужи? (Осенью часто идут дожди).

- На что похожи листочки, которые плавают в луже? (На жёлтые кораблики).

- Какие деревья на участке растут? (Берёзы, абрикос, каштан).

- Тогда откуда здесь листок клёна? (Наверное, ветер его занёс).

А теперь поиграем с этой картиной в игру.

  1. «Связалки - повязалки» - свяжем ниточками, что с чем или кто с кем связан. Объясним почему.
  1. На мольберте будут рисовать осеннее небо (поэтому связывают мольберт и небо).
  2. Листья будут рисовать жёлтой краской
  3. Из серых туч недавно лил дождь, поэтому на асфальте лужи.
  4. Этот лист упал каштана.
  5. Этот лист упал с абрикосового дерева.
  6. Берёзовый лист упал с берёзки.
  7. Кленовый листочек прилетел из далека.
  1. Игра «Услышим - послушаем - посмотрим». Представьте, что мы стали маленькие, маленькие и сами попали в эту картину (звучит музыка).
  • Потрогаем песок в песочнице: какой он?

(Дети трогают песок в коробке - песочнице используя макеты).

Сырой

Тяжелый

Влажный

Неприятный

Холодный.

  • Потрогаем осенние листья (берёзы, каштана, абрикоса) какие они?

Лёгкие

Хрупкие

Сухие-

Почему сухие? Прекратилось сокодвижение.

  • Потрогаем мизинчиком воду в лужице:

Холодная

Ледяная

Неприятная. Почему холодная - дождь, значит осенью холодный.

  • Закроем глаза, послушаем, что мы можем услышать? (Шум ветра, шелест листьев, шуршание их под ногами). Аудиозапись.
  • Потрогаем ствол берёзки

Гладкий, белый, ровненький с маленькими зазубренками.

  1. Логопед:  Пора нам уж рассказать, чем мы занимались на прогулке золотой осенью. Но сначала вспомним, из каких кирпичиков строится рассказ. Незнайка опять все перепутал – помогите.

КОНЕЦ

СЕРЕДИНА

НАЗВАНИЕ

НАЧАЛО

Расставим по порядку - (начало, середина, конец).

У всякого рассказа или истории должно быть название (это или 1 слово или короткое предложение).

  1. Тренинг «Придумай название фото». Детям предлагаются фото по теме «Осень», «Золотой дождь», «Желтые монетки падают с ветки», «Листопад» и др. К одному снимку дети придумывают несколько названий.

Рассказы детей на предложенную тему «Золотая осень» (1-2 ребенка).

  1. Динамическая пауза:

Логопед: А ещё мы осенью на прогулке делаем разные поделки своими руками, поиграем с ними (звучит музыка), дети берут макеты - поделки и выполняют соответствующие движения:

Осени бал свой открывает

Всех знакомых приглашает

Вот с желтой свитой        кланяются реверансы

Король осенних листочков

А это мама Туча со своей кланяются

Сердитой Дочкой

А здесь Король Овощных культур прохаживаются

Шикарный наряд, почти от «Кутюр» - как на

А вот и его детки, нарядились, прям подиуме

Конфетки. Прекрасно, музыка Звучит все танцуют,

Но тучу, эту цацу - забыли пригласить

К танцу пригласить.

И стала она плакать И стала голосить!

Ой, Ой, Ой - никто не хочет танцевать со мной

Исчезните же все тотчас - разбрызгивает

Иначе - намочу я вас!        «воду»

Дети разбегаются.

Логопед: Дети продолжают составлять рассказы (4рассказа). Проводится игра «Тик - так слово сказано не так».

  1. Логопед: Дети много говорят

Обсуждают всё подряд

Но слова все без разбора

Не нужны для разговора!

На скамейке, в день осенний девочки сидели

На игру мальчишек группы так они смотрели –

Отойти от лужов мальчики не хоч(ут).

Ведь в воде холодной ноги точно ведь намоч(ут).

Эксперты: Тик - так - тик - так слово сказано не так (объясняют, какие слова сказаны неправильно) аналогично и следующие примеры:

На веранде, там в сторонке

 Магазин устроили девчонки

Выбор там большой продуктов:

Много молок(ов), кефир(ов), фрукт(ов).

Поиграем лучше в прятки Зде(с)я, что ли?

На площадке -

Всё бе(ж)и, бе(ж)и, скорей

Ну - ка пря(та(й)ся быстрей.

Ой, пришёл к Мине Никита Значит, дружба не забыта А ещё пришёл Артём

Будем прятаться втроём.

Я на занятиях так (ржал) - Кто ржёт?

Чем детям очень я мешал Я с ветки дерева ломал Я всем глаза запорошил песком

Игрушки раскидал кругом

 В группе нашей девочка одна –

Просто ябеда она –

Типа рассказала –

Типа настучала

И вот теперь за нами Все проделки -

Нам на скамейке этой посиделки!

Итог:  сюрприз в окне появляется Кузя, пробежав несколько кругов исчезает, бросив записку:

- Мне понравились ваши рассказы, очень интересные, я их слушал на крыше детского сада. Может быть, прибегу ещё, до свиданья, угощайтесь печеньем.

Логопед: Кузя прав - ваши рассказы очень интересны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ по развитию связной речи

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ"ВЫПУСКНИКИ"Цели:расширять и обобщать представления детей о школе; активизировать словарь детей на школьную темат...

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи у детей 6 лет с ОНР III уровень

Конспектподгруппового занятия по развитию связной речиу детей 6 лет с ОНР III уровень...

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной группы на основе составления описания цапли по опорной картине.

Развитие связной речи старшего дошкольника: развитие долговременной памяти, составление предложений со сложными прилагательными, самостоятельное составление плана описания цапли по аналогии.В ходе зан...

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи по теме : «Насекомые»

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи по теме : «Насекомые»...

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ЗПР

Подгрупповое занятие направлено на уточнение представлений детей о жизни в лесу, о диких животных, их внешнем виде, повадках, образе жизни, закрепление обобщающих понятий и развитие связной речи....

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ЗПР

Подгрупповое занятие направлено на уточнение представлений детей о жизни в лесу, о диких животных, их внешнем виде, повадках, образе жизни, закрепление обобщающих понятий и развитие связной речи....