Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с включением лингвистических заданий в подготовительной группе «Золотая осень» для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с включением
лингвистических заданий в подготовительной группе «Золотая осень»
для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_svyaznoy_rechi.docx | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с включением
лингвистических заданий в подготовительной группе «Золотая осень»
для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Цели НОД:
Коррекционно-образовательная:
- совершенствование умения составлять рассказы, ориентируясь на структурную модель: название, начало, середина, конец рассказа.
Коррекционно-развивающие:
- упражнения в подборе сравнений (осенние листочки плывут, как кораблики, листопад, как золотой дождь и др.);
- развитие осознанного отношения к родному языку, включение самоконтроля у детей за собственной разговорной речью;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие мелкой моторики;
- корригирование психоэмоционального состояния воспитанников;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие мышления, речевой активности.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать эстетическое отношение к родной природе и языку.
Ход НОД:
- Организационный момент: «Внимательные ушки» - кто слушал внимательно, ошибку найдёт обязательно.
Логопед читает стихотворные логические задачи:
- Осень в гости к нам пришла
И подарки принесла
Яблоки красивые, баклажаны синие,
Тыкву большущую и сирень цветущую
И конечно, же арбуз, сладкий сахарный на вкус!
(!) На аргументированность, доказательность речи - ошибка в том, что сирень
цветёт весной, а не осенью.
- Осень - просто озорница, осень всем меняет лица: синим, белым и зелёным
Осень выкрасила клёны. (Ответы детей).
- В огород сходила Зина и несёт с собой в корзине -
Огурец, да крепкую, жёлтенькую репку
Грушу спелую, редис -
Зина, стой, остановись, разве ты не видишь -
Зина, - ошибка у тебя в корзине.
- Тили - тели, тили - тели
Птицы все на юг летели –
Лебедь, грач, снегирь, вороны
Расшумелись, как драконы –
Чтобы птицы замолчали,
Вы ошибочку назвали...
- Логопед: Сегодня на занятии мы будем придумывать рассказы, а вот на какую тему, это вы скажите мне сами. У каждого есть карточка на ней предмет и схема - предлога, они подскажут вам, где нужно искать часть картинки. И только, когда мы найдём все части картинки, сложим из частей картину, тогда узнаем о чём или о ком, про что будут рассказы.
Дети, ориентируясь на карточку, отыскивают часть картины, затем составляют предложения с предлогами.
Я нашёл картинки на столе.
А я отыскал свою часть картинки в коробочке
- И другие (части картины спрятаны и в макете «Осень» под осенними листьями). Например: Логопед предлагает сложить части картины и узнать, что же получится? Дети из частей складывают целую картину. Что же это? Вам эта картина знакома?
(Дети догадываются это же наша игровая площадка - участок). Верно, присядем и рассмотрим её. (Снимает с демонстративной доски ткань) перед детьми увеличенная картина «Наш участок осенью».
Вопросы:
- Какой период осени изображен на картинке?
- Почему вы так думаете?
- Какая погода? Как вы догадались?
- Где же дети?
- Как не выходя на участок из окна определить дует ли ветер (по флюгеру, глянуть на верхушки деревьев).
- А здесь, (показав, на картинке) дует сильный ветер или нет? Какой ветер дует западный или восточный?
- Почему саженец стоит с деревянными колышками подпорками? Для чего насыпаны под него листья?
- Что ещё приготовили дети для прогулки?
(Кукол, мольберт, карандаши, краски).
- В какую одежду одеты куклы? (В тёплую, вязанную).
- Почему нельзя рисовать в группе, вынесли мольберт на улицу? (Дети будут рисовать с натуры, пейзаж).
- Какую природу будут рисовать дети (осеннюю: осенние берёзки, лужицы, осеннее небо, тучи и др.).
- Почему на асфальте лужи? (Осенью часто идут дожди).
- На что похожи листочки, которые плавают в луже? (На жёлтые кораблики).
- Какие деревья на участке растут? (Берёзы, абрикос, каштан).
- Тогда откуда здесь листок клёна? (Наверное, ветер его занёс).
А теперь поиграем с этой картиной в игру.
- «Связалки - повязалки» - свяжем ниточками, что с чем или кто с кем связан. Объясним почему.
- На мольберте будут рисовать осеннее небо (поэтому связывают мольберт и небо).
- Листья будут рисовать жёлтой краской
- Из серых туч недавно лил дождь, поэтому на асфальте лужи.
- Этот лист упал каштана.
- Этот лист упал с абрикосового дерева.
- Берёзовый лист упал с берёзки.
- Кленовый листочек прилетел из далека.
- Игра «Услышим - послушаем - посмотрим». Представьте, что мы стали маленькие, маленькие и сами попали в эту картину (звучит музыка).
- Потрогаем песок в песочнице: какой он?
(Дети трогают песок в коробке - песочнице используя макеты).
Сырой
Тяжелый
Влажный
Неприятный
Холодный.
- Потрогаем осенние листья (берёзы, каштана, абрикоса) какие они?
Лёгкие
Хрупкие
Сухие-
Почему сухие? Прекратилось сокодвижение.
- Потрогаем мизинчиком воду в лужице:
Холодная
Ледяная
Неприятная. Почему холодная - дождь, значит осенью холодный.
- Закроем глаза, послушаем, что мы можем услышать? (Шум ветра, шелест листьев, шуршание их под ногами). Аудиозапись.
- Потрогаем ствол берёзки
Гладкий, белый, ровненький с маленькими зазубренками.
- Логопед: Пора нам уж рассказать, чем мы занимались на прогулке золотой осенью. Но сначала вспомним, из каких кирпичиков строится рассказ. Незнайка опять все перепутал – помогите.
КОНЕЦ | |
СЕРЕДИНА | |
НАЗВАНИЕ | |
НАЧАЛО |
Расставим по порядку - (начало, середина, конец).
У всякого рассказа или истории должно быть название (это или 1 слово или короткое предложение).
- Тренинг «Придумай название фото». Детям предлагаются фото по теме «Осень», «Золотой дождь», «Желтые монетки падают с ветки», «Листопад» и др. К одному снимку дети придумывают несколько названий.
Рассказы детей на предложенную тему «Золотая осень» (1-2 ребенка).
- Динамическая пауза:
Логопед: А ещё мы осенью на прогулке делаем разные поделки своими руками, поиграем с ними (звучит музыка), дети берут макеты - поделки и выполняют соответствующие движения:
Осени бал свой открывает
Всех знакомых приглашает
Вот с желтой свитой кланяются реверансы
Король осенних листочков
А это мама Туча со своей кланяются
Сердитой Дочкой
А здесь Король Овощных культур прохаживаются
Шикарный наряд, почти от «Кутюр» - как на
А вот и его детки, нарядились, прям подиуме
Конфетки. Прекрасно, музыка Звучит все танцуют,
Но тучу, эту цацу - забыли пригласить
К танцу пригласить.
И стала она плакать И стала голосить!
Ой, Ой, Ой - никто не хочет танцевать со мной
Исчезните же все тотчас - разбрызгивает
Иначе - намочу я вас! «воду»
Дети разбегаются.
Логопед: Дети продолжают составлять рассказы (4рассказа). Проводится игра «Тик - так слово сказано не так».
- Логопед: Дети много говорят
Обсуждают всё подряд
Но слова все без разбора
Не нужны для разговора!
На скамейке, в день осенний девочки сидели
На игру мальчишек группы так они смотрели –
Отойти от лужов мальчики не хоч(ут).
Ведь в воде холодной ноги точно ведь намоч(ут).
Эксперты: Тик - так - тик - так слово сказано не так (объясняют, какие слова сказаны неправильно) аналогично и следующие примеры:
На веранде, там в сторонке
Магазин устроили девчонки
Выбор там большой продуктов:
Много молок(ов), кефир(ов), фрукт(ов).
Поиграем лучше в прятки Зде(с)я, что ли?
На площадке -
Всё бе(ж)и, бе(ж)и, скорей
Ну - ка пря(та(й)ся быстрей.
Ой, пришёл к Мине Никита Значит, дружба не забыта А ещё пришёл Артём
Будем прятаться втроём.
Я на занятиях так (ржал) - Кто ржёт?
Чем детям очень я мешал Я с ветки дерева ломал Я всем глаза запорошил песком
Игрушки раскидал кругом
В группе нашей девочка одна –
Просто ябеда она –
Типа рассказала –
Типа настучала–
И вот теперь за нами Все проделки -
Нам на скамейке этой посиделки!
Итог: сюрприз в окне появляется Кузя, пробежав несколько кругов исчезает, бросив записку:
- Мне понравились ваши рассказы, очень интересные, я их слушал на крыше детского сада. Может быть, прибегу ещё, до свиданья, угощайтесь печеньем.
Логопед: Кузя прав - ваши рассказы очень интересны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованно - образовательная деятельность в подготовительной группе по звукопроизношению для детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи "Дифференциация С - Ш"
ООД по звукороизношению в подготовительной группе: дифферециация С - Ш на слух и в произношении....
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ по развитию связной речи
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ"ВЫПУСКНИКИ"Цели:расширять и обобщать представления детей о школе; активизировать словарь детей на школьную темат...
Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи у детей 6 лет с ОНР III уровень
Конспектподгруппового занятия по развитию связной речиу детей 6 лет с ОНР III уровень...
Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной группы на основе составления описания цапли по опорной картине.
Развитие связной речи старшего дошкольника: развитие долговременной памяти, составление предложений со сложными прилагательными, самостоятельное составление плана описания цапли по аналогии.В ходе зан...
Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи по теме : «Насекомые»
Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи по теме : «Насекомые»...
Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ЗПР
Подгрупповое занятие направлено на уточнение представлений детей о жизни в лесу, о диких животных, их внешнем виде, повадках, образе жизни, закрепление обобщающих понятий и развитие связной речи....
Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ЗПР
Подгрупповое занятие направлено на уточнение представлений детей о жизни в лесу, о диких животных, их внешнем виде, повадках, образе жизни, закрепление обобщающих понятий и развитие связной речи....