Семинар – практикум для воспитателей Тема: «Обучение детей пересказу с использованием предметно - графических схем на занятиях по развитию связной речи»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя группа)
Тема нашей встречи – «Обучение детей пересказу с использование картинно- графических схем на занятиях по развитию речи». Начнём с определения
основных понятий в данной теме.
Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. (1). Развитие связной речи – одна из важнейших задач детского сада. При подготовке детей к школьному обучению одной из главных задач является формирование связной монологической речи. Связную речь на современном этапе науки рассматривают как вид речемыслительной деятельности, результатом которой является текстовое сообщение. Как продукт речемыслительной деятельности текстовое сообщение выступает в единстве двух планов – внутреннего (предметно-смыслового) и внешнего (формально-языкового). Внутренний план представляет собой совокупность программ разных уровней: это и программа целого текстового сообщения, и программы каждого отдельно взятого предложения. Внешний план монологического высказывания представляет собой линейную последовательность предложений. Этот план характеризуется признаком связности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_na_diplom.docx | 38.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для воспитателей
Тема: «Обучение детей пересказу с использованием предметно - графических схем на занятиях по развитию связной речи»
Цель: Обогащение и глубокое осмысление теоретических знаний по данной теме. Закрепление умений использовать полученные знания на практике. Повысить степень владения практическими умениями и навыками. Развивать творчество, инициативу воспитателей, желание использовать полученные знания в практической работе.
Подготовка:
- Изучение методической литературы по данной теме (см. Литературу).
- Изучение методики развития связной речи В.К.Воробьёвой.
- Составление конспектов занятий по связной речи. (4 конспекта)
- Изготовление наглядно-дидактического пособия для размещения предметно-графических картинок к пересказам. Предметно-графические картинки к рассказу «Лакомка».
- Кроссворд.
- Организационная подготовка: выбор помещения, определение мест для участников, листы чистой бумаги, мольберт.
Домашнее задание:
- Повторить теоретический материал по теме, используя методическую литературу.(определения, методику обучения пересказу в разных возрастных группах, структуру занятий по обучению детей пересказу)
- Подготовить вопросы по проблеме обучения детей пересказу на занятиях по развитию речи
Этапы:
- Основные определения: связная речь, монолог, пересказ.
- Пересказ – ведущий способ формирования связной речи в детском саду (требования к произведению для пересказа, алгоритм структуры занятия по обучению детей пересказу с опорой на графические схемы).
- Анализ занятия по формированию навыков связной повествовательной речи по методике В.К.Воробьевой.
- Методика работы над связной речью (В.К.Воробьёва)
- Практическая работа воспитателей: в предложенных конспектах занятий по развитию связной речи:
- разработать графическую схему по тексту.
- подобрать лексико-грамматические игры (упражнения) по тексту.
- Кроссворд.
«Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать точному мышлению, возникновению и упрочнению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение.»
Е.И.Тихеева
Тема нашей встречи – «Обучение детей пересказу с использование картинно- графических схем на занятиях по развитию речи». Начнём с определения
основных понятий в данной теме.
Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. (1). Развитие связной речи – одна из важнейших задач детского сада. При подготовке детей к школьному обучению одной из главных задач является формирование связной монологической речи. Связную речь на современном этапе науки рассматривают как вид речемыслительной деятельности, результатом которой является текстовое сообщение. Как продукт речемыслительной деятельности текстовое сообщение выступает в единстве двух планов – внутреннего (предметно-смыслового) и внешнего (формально-языкового). Внутренний план представляет собой совокупность программ разных уровней: это и программа целого текстового сообщения, и программы каждого отдельно взятого предложения. Внешний план монологического высказывания представляет собой линейную последовательность предложений. Этот план характеризуется признаком связности.(2)
Существует два типа связной речи: диалогическая и монологическая.
Монолог – связная речь одного лица. Цель монолога – сообщение о каких-то фактах. (4). Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развёрнутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельство событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Монологическая речь сложна и в лингвистическом отношении. Для того, чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения, наиболее точный словарь.
В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом (описательным или сюжетным).
Пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения.(1) Пересказ входит в число ведущих способов формирования связной речи. Это подчёркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике. (В.П.Глухов, А.М.Бородич, Т.Б.Филичева, Л.П.Федоренко, Е.И.Тихеева и др.). Пересказ – это наиболее простой вид монологического высказывания, поскольку детям дается готовый текст. Значительная часть школьной программы основана именно на нем. Обучение пересказу способствует обогащению словаря, развитию восприятия, памяти и внимания, совершенствованию структуры речи и произношения, усвоению норм построения предложения и целого текста. Подобную работу можно уже начинать с детьми 4-летнего возраста.
Важными стимулом развития выразительности речи являются художественная литература и устное народное творчество.
Рекомендую: использовать произведения К.Ушинского, А.Бианки, Н.Сладкова, Е.Чарушина, Л.Толстого, И.Соколова-Миткова, Ю.Коваля, Г.Снегирёва и произведения, рекомендуемые программой. (6)
Важно учитывать:
-объем произведения,
- четко выраженные начало, середина, конец,
- понятное и интересное содержание,
- знакомая лексика и простой синтаксис (простые лаконичные фразы, доступная прямая речь,
- на начальном этапе использовать небольшие тексты, в дальнейшем увеличивать объем.
В основе занятий лежит алгоритм структуры занятия по обучению пересказу с опорой на графические схемы (у Воробьевой – «Предметно-графические схемы»)
- Подготовка.
- Организационный момент.
- Подготовка к восприятию.
- Чтение текста.
- Содержательный и языковой разбор текста.
- Лексико-грамматические упражнения по тексту.
- Повторное чтение с установкой на пересказ.
- Моделирование рассказа с помощью графических схем.
- Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.
- Подведение итогов занятия.
- Задания после занятия.
Методика работы над связной речью В.К.Воробьёвой
Включает 3 раздела:
- Ориентировочный.
- Знакомство с правилами построения рассказа.
- Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи.
Ориентировочный этап.
Цель: Сформировать у ребёнка представление о рассказе.
- сравнить рассказ и отдельные слова.
- сравнить рассказ и коммуникативные предложения
- сравнение рассказа и бессвязного рассказа
- сравнение рассказа и этого же, но неполного рассказа
- сравнение рассказа и его деформированного текста с нарушением логики.
Требования к рассказу.
- Длина рассказа не должна превышать объема кратковременной памяти (6-7 предложений).
- По содержанию рассказ не должен требовать разбора.
- Рассказ должен быть повествовательный, познавательный.
- Давать сначала неправильный образец.
- В дальнейшем – вариации.
Для помощи детям педагог использует ориентировочные карточки
Знакомство с правилами построения рассказа (включает 2 этапа)
1) этап – Формирование связной речи практическими методами с опорой на наглядный материал
Цель: 1. Научить составлять длительное речевое сообщение (4-5 предложений)
2. Развивать интерес к связной речи и мотивацию к рассказыванию
Упражнения:
- Серия сюжетных картин, составление рассказа или фрагмента.
а) Отобрать из ряда картинок те, которые соответствуют рассказу. б) Восстановить порядок ряда картинок серии по порядку
в) Найти ошибку в разложенной серии картинок.
г) Расположить картинки серии в соответствии с опорными словами. д) Найти лишнюю картинку среди оставшихся картинок.
е) Найти ошибку в чтении рассказа и исправить ее.
Игры эвристического и поискового характера.
а) Определить место картинки в ряду.
б) Выстроить последовательность по одной картинке.
в) Выбрать из «банка» картинок, картинки соответствующие рассказу.
г) Распутать две сюжетные канвы
д) Подобрать по 1 картинке из «банка», разложить.
е) Подбор предметных картинок.
Игры на развитие сюжета.
- На основе картинок (предметов) придумать сюжет.
- Перед ребёнком раскладывается 10 предметных картинок, отбираются картинки по конкретному случаю.
- Чтение
Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи.
- Существует смысловая дружба предложений в рассказе.
- Лексико-синтаксическое, языковое правило: все предложения соединяются разными средствами
Игры на развитие сюжета.
- На основе картинок (предметов) придумать сюжет.
- Перед ребёнком раскладывается 10 предметных картинок, отбираются картинки по конкретному случаю.
- Чтение
Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи.
- Существует смысловая дружба предложений в рассказе.
- Лексико-синтаксическое, языковое правило: все предложения соединяются разными средствами
Конспект занятия
по развитию связной речи
Старшая группа
Пересказ рассказа «Поющий букет» (по В.Бирюкову)
Задачи:
- Обучать последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем.
- Формировать активный слуховой и зрительный контроль за составлением пересказа.
- Развивать навыки диалогической формы речи, умения передавать диалог действующих лиц.
- Активизировать и обогащать словарь по темам «Насекомые», «Цветы».
- Формировать грамматические представления и обобщения на основе работы с произведением.
- Активизировать познавательные процессы (восприятия, памяти, логического мышления).
Оборудование:
- Графические схемы, картина.
- Предметные картинки с изображением колокольчиков (6 штук).
- Магнитная доска, магниты.
- Предметные картинки с изображением цветов, сюжетная картина.
- Игрушки (жуки, корова, лошадь)
- Магнитофонная запись, мяч.
Подготовка:
- Изучение лексических тем «Насекомые», «Цветы» (с воспитателем).
- Посещение парка или леса и наблюдение за насекомыми, цветами (с родителями и воспитателями).
- Закрепление умения составлять сложные распространенные предложения)
Лексический материал:
Части речи | Сложные слова | |
По семантике | По слоговой структуре | |
Существительные | Жужжание, жуть | Колокольчик, девочка, букет, жужжание |
Глаголы | Раздалось | Осмотрела, выпустила, заглянуть, раздалось, выпустить, поставить |
Прилагательные | Разный | |
Наречия | Чудно |
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Организационный момент.
(На поляне (магнитная доска) лежат игрушечные корова, жук, лошадь.) Педагог: Отгадайте загадку:
Чёрен, да не ворон. Рогат, да не бык.
Шесть ног без копыт.
Отгадку вы найдете среди предметов, расположенных на поляне.
Дети: В загадке говорится о жуке.
- Подготовка к восприятию текста.
(педагог включает магнитофон, ставит кассету с записью жужжания жука.) Ребёнок
- Чтение текста.
Под листочком жук проснулся, Потянулся и встряхнулся.
Брюшко, нос, глаза, усы Вымыл капелькой росы. Загудел и полетел,
У него немало дел.
(Чтение проводится без установки на запоминание и пересказ, оно направлено на развитие речевого слуха, внимания, восприятия)
Педагог: Я прочитаю вам рассказ «Поющий букет». Его написал Василий Бирюков.
Шла по лугу девочка Наташа. Букет собирала. Увидела колокольчик, обрадовалась:
- Ой, какой хороший! Сорву его. - Набрала разных цветов и домой принесла.
Поставила в банку с водой, смотрит и радуется.
И вдруг раздалось жужжание:
- Жуть, жуть. Куда я попал? Тут люди живут.
- Букет жужжит, - удивилась Наташа. – Букет поёт. Осмотрела весь букет, ничего не нашла.
- Чудно. Никого нет, а поет.
Еще раз осмотрела. Заглянула, а там жучок сидит.
- Вот почему букет пел!
Взяла жучка и выпустила на волю.
- Содержательный и языковой разбор текста.
(Дети учатся вести диалог по содержанию рассказа).
Педагог: Где шла Наташа? Дети: Наташа шла по лугу.
Педагог: Что она собирала на лугу? Дети: На лугу она собирала букет.
Педагог: Какой цветок ей понравился? Дети: Ей понравился колокольчик.
Педагог: Что набрала Наташа на лугу?
Дети: Наташа набрала на лугу разных цветов. Педагог: Куда она поставила букет?
Дети: Букет она поставила в банку с водой. Педагог: Что удивило Наташу?
Дети: Наташу удивило жужжание. Педагог: О чем жужжал букет?
Дети: Букет жужжал о том, что здесь люди живут. Педагог: Почему букет пел?
Дети: Потому что в колокольчике сидел жук.
Педагог: Что девочка сделала с жучком? Дети: Девочка выпустила жучка на волю.
- Лексико-грамматические упражнения по тексту.
- Подбор признаков, образование относительных прилагательных.
(Проводится в форме игры с мячом. Педагог задает детям вопрос и бросает им поочередно мяч. Те отвечают, и бросают мяч обратно педагогу).
Педагог: Жук - какой?
Дети: Большой, рогатый, блестящий, черный, жужжащий, быстрый, добрый, усатый.
Педагог: Цветы - какие?
Дети: Яркие, пёстрые, красивые, душистые, высокие, низкие, садовые, полевые.
- Игра «Куда спрятались насекомые?»
(Это игра на составление предложно-падежных конструкций, формирование навыка придумывания сложных предложений с предлогом под-. На магнитной доске помещена картинка с изображением поляны.)
Педагог: Ожидается сильный ливень, все насекомые спрятались, попробуйте отыскать их.
Дети: (по очереди подходят к картине, показывают указанный сюжет). Гусеница ползет под сочным душистым яблоком. Яркая бабочка укрылась под крупной ромашкой. Зелёный кузнечик примостился под пушисто ёлкой. Усатый жук заполз под куст клубники ит.д.
- Игра «Найди цветы»
(Это игра на образование относительных прилагательных.)
Педагог: Найдите цветы, растущие в поле, в лесу, на лугу, в комнате, в саду. Дети: (Отбирают цветы.). Василёк растёт в поле, это полевой цветок и т. д.
- Повторное чтение.
(Повторное чтение проводится с установкой на запоминание, без пересказа).
Педагог: Послушайте внимательно рассказ ещё раз и постарайтесь запомнить его.
- Моделирование рассказа с помощью графических схем.
(На столе разложены беспорядочно графические схемы.)
Педагог: Эти схемы помогут вам пересказать рассказ. С чего он начинается? (Совместно с детьми педагог составляет план рассказа с наглядной опорой.)
- Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.
1. Игра «Расскажи по цепочке»
(Дети берут предметные картинки (колокольчики) и определяют очередность пересказа. С обратной стороны колокольчика написаны цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6. Дети по цепочке, по одному фрагменту, пересказывают рассказ.
- Подведение итогов занятия.
Педагог: Как назывался рассказ, который пересказывали? О ком говорилось в рассказе? (Дети отвечают на вопросы.)
РАБОТА ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ.
- Упражнять детей в выстраивании графического плана рассказа.
- Повторить рассказ с опорой на графический план.
- Повторить упражнение «Найди цветы».
Литература
- Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1981.
- Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособ./ В.К.Воробьёва.-М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига - 2006 .
- Истоки: Базисная программа развития ребёнка-дошкольника/ Т.И.Лалаева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова и др. – М.: Карапуз, 1997.
- Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для уч-ся дошк. пед уч./ Л.ПФедоренко, Г.А.Фомичёва и др. – М.: Посвещение, 1984
- Формирование связной речи у дошкольников с ОНР. Мещерякова Л.В.// Логопед. 2005 № 6.
- Обучение детей пересказу на логопедических занятиях. Кулакова Т.В., Козина И.В., Павлова Т.С.// Логопед. 2006 № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум «Взаимодействие воспитателя по обучению детей татарскому языку и воспитателей групп в вопросах планирования воспитательно-образовательной работы в условиях реализации УМК»
о новых подходах обучению языку...
Семинар-практикум «Взаимодействие воспитателя по обучению детей татарскому языку и воспитателей групп в вопросах планирования воспитательно-образовательной работы в условиях реализации УМК»
о новых подходах обучению языку...
Консультация для воспитателей на тему « Использование предметно-графической схемы на занятии по развитию речи»
Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи пр...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРЕСКАЗУ С ОПОРОЙ НА ГРАФИЧЕСКИЕ СХЕМЫ.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы....
Консультация на тему: «Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы».
Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. Связная речь представляет собой наи...
Доклад на тему «Использование предметных картинок и сюжетных картин в развитии связной речи детей»
laquo;Использование предметных картинок и сюжетных картин в развитии связной речи детей»Первые три года жизни – это период интенсивного физического и психологического развития детей....
Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Подготовка детей к обучению грамоте» в контексте реализации ФОП ДО и ФАОП ДО.
Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте контексте реализации ФОП ДО и ФАОП ДО.Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших проблем ...