Учебно-методическое пособие "На сказочной полянке"
учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа) по теме

Петрова Елена Петровна

Развитие коммуникативных способностей дошкольников и формирование интереса к театральной деятельности посредством использования объемного макетирования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие – макет  « На сказочной поляне»

Дидактическое пособие предназначено для работы с детьми с 3 до 7 лет как в рамках совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности детей.

В ходе использования пособия применяется интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, художественное творчество, социализация, музыка, чтение художественной литературы.

Цель: развитие коммуникативных способностей дошкольников и формирование интереса к театральной деятельности посредством использования объемного макетирования.

Задачи:

  • развитие связной речи;
  • развитие диалогической речи в процессе театрально-игровой деятельности;
  • формирование интонационной выразительности речи;
  • развитие интереса к театрально-игровой деятельности;
  • развитие памяти, мышления, воображения.

Пособие многофункционально. В комплект входят панно-макет, на который размещаются мягкие модули, цикл заданий для работы с ним.

Мягкие модули разделены по разделам:

  • «Овощи»
  • «Фрукты»
  • «Сказки»
  • «Времена года»
  • «Дикие и домашние птицы»
  • «Дикие и домашние животные»
  • «Подворье»

Все материалы, используемые для изготовления данного пособия экологически чистые, соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, безопасные в использовании.

Пособие разработано с учетом трудностей, которые встречаются при обучении детей в соответствии с программой ДОУ.

Задачи для второй младшей группы (от 3 до 4 лет):

1. Обучающие:

-учить согласовывать слова в роде, числе и падеже;

-учить отвечать на вопросы;

-называть состояние погоды;

-различать правую и левую руки;

-составлять группу предметов и выделять из нее один предмет;

-учить различать понятия «много» и «один»;

-сравнивать предметы по размеру;

-узнавать и называть круг и квадрат.

2. Развивающие:

-развивать мелкую моторику рук;

-развивать сенсорные навыки;

-развивать пространственные представления от себя;

-развивать память, внимание, логическое мышление.

3. Воспитывающие:

-воспитывать умение слушать сказки;

-воспитывать бережное отношение к природе, следить за развитием действия;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость;

-воспитывать интерес к фольклору.

Задачи для средней группы (от 4 до 5 лет) :

1. Обучающие:

-учить детей наблюдать явления природы;

-учить употреблять в речи существительные с обобщающим значением;

-закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков;

-продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении;

-учить детей количественному и порядковому счету в пределах 5;

-познакомить с треугольником.

2. Развивающие:

-развивать пространственные отношения от себя;

3. Воспитывающие:

-воспитывать интерес к фольклору;

-бережное отношение к природе.

Задачи для старшей группы (от 5 до 6 лет) :

1. Обучающие:

-учить наблюдать и анализировать явления природы;

-закреплять обобщенные представления об овощах и фруктах;

-учить согласовывать в предложении существительные с числительными, с прилагательными;

-образовывать множественное число;

-учить составлять простые предложения;

-отвечать на вопрос «Сколько? », «Который? ».

2. Развивающие:

-развивать мелкую моторику рук;

-развивать пространственные отношения от себя;

-дать представление о сутках.

3. Воспитывающие:

-воспитывать интерес к фольклору;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Задачи для подготовительной группы (от 6 до 7 лет) :

1. Обучающие:

-учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе;

-закреплять умение согласовывать существительные с числительными, с прилагательными, местоимения с существительными и прилагательными;

-учить на наглядной основе составлять и решать простые задачи;

-измерять и сравнивать длину с помощью условной мерки;

-учить составлять композицию.

2. Развивающие:

-развивать умение образовывать однокоренные слова;

-развивать память, внимание, логическое мышление;

-развивать чувство цвета.

3. Воспитывающие:

-воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира;

-воспитывать бережное отношение к природе;

-воспитывать интерес к фольклору

Список дидактических игр, рекомендуемых при использовании пособия

Развитие речи:

- «Расскажи сказку»;

-«Отгадай сказку»;

-«Сочини свою сказку»;

-«Назови ласково»;

-«Кто это? ».

Ознакомление с окружающим миром:

-«Расскажи о погоде»;

-«Части суток»;

-«Когда это бывает? »;

-«Дерево, куст»;

-«Отгадай, какого цвета»;

-«Назови» (овощи, фрукты, дикие и домашние животные, дикие и домашние птицы) ;

-«Что не хватает? ».

Ориентировка в пространстве:

-«Где это? » (слева, сверху и т. д.) .

Развитие элементарных математических представлений:

-«Геометрические фигуры»;

-«Найди такой же»;

-«Выше – ниже»;

-«Больше – меньше»;

-«Шире – уже»;

-«Длиннее – короче»;

-«Сколько? »;

-«Который? ».

                       

Описание игр, используемых в пособии

«Расскажи сказку»

Цель: обучение пересказыванию, постановка правильной речи.

Задачи:

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие зрительного и сенсорного восприятия;

- развитие умения подражать героям.

Ход игры:

1 этап: воспитатель показывает, как пользоваться панно и рассказывает сказку с последующим пристегиванием нужных модулей.

2 этап: воспитатель предлагает детям рассказать сказку. Дети выбирают нужные модули. Рассказывают сказку и пристегивают модули.

3 этап: самостоятельная деятельность детей.

                                    « Отгадай сказку»

Цель: закрепление знаний детей о сказках.

Задачи:

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие памяти и внимания;

- развитие речи;

- развитие умения отвечать на вопросы полным ответом.

Ход игры:

1 этап: на панно пристегнут один или несколько героев сказок. Детям нужно угадать, из какой они сказки. Ответ дети строят полным ответом.

2 этап: самостоятельная деятельность детей. Ребята загадывают друг другу загадки по сказкам, пристегивая модули героев к панно.

                                        «Закончи сказку»

Задачи:

- закрепить знания детей о сказках;

- расширять представления о предметах;

- развивать речь;

- развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;

- воспитывать интерес к фольклору.

Ход игры:

1 этап: на панно пристегнуто начало знакомой детям сказки. Ребятам нужно закончить эту сказку.

2 этап: на панно пристегнуто начало знакомой детям сказки. Ребятам нужно придумать свою концовку сказки.

                                           

 «Сочини свою сказку»

Задачи:

- развивать воображение, логическое мышление;

-формирование правильного звукопроизношения;

-расширять представление о предметах;

-воспитывать интерес к фольклору.

Ход игры:

1 этап: воспитатель предлагает детям выбрать модули героев из разных сказок, рассказать о них, придумать свою сказку, в которой участвовали бы эти герои.

2 этап: в уже известную сказку добавить героя из другой сказки. Попробовать сочинить сказку с участием этого героя.

                                             «Назови ласково»

Задачи:

-обогащать активный словарь детей существительными и прилагательными;

-развивать речь.

Ход игры:

1 этап: воспитатель предлагает детям ласково назвать героев сказок.

2 этап: придумать предложения с новыми словами.        

                                               «Кто это?»

Задачи:

-развивать память;

-формировать умение отгадывать по описанию.

-формировать умение отгадывать загадки по наглядному изображению.

Ход игры:

1 этап: на панно пристегнуты модули героев. Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают.

2 этап: воспитатель описывает одного из героев. Дети отгадывают и пристегивают модуль героя на панно.

3 этап: дети друг другу описывают героя. Затем пристегивают модуль отгаданного героя к панно.

                                               

                                              «Расскажи о погоде»

Задачи:

-расширить представления о сезонных изменениях в природе;

-воспитывать интерес к природе родного края.

Ход игры:

1 этап: воспитатель рассказывает о состоянии погоды, сопровождая рассказ пристегиванием модулей.

2 этап: воспитатель предлагает детям рассказать о погоде за окном. Отразить свой рассказ на панно.

                                                «Когда это бывает?»

Задачи:

-расширить представление о сезонных изменениях в природе;

-учить наблюдать изменения в природе;

-называть предметы каждого времени года.

Ход игры:

1 этап: на панно пристегнуты модули одного из времен года. Детям предлагается отгадать, какое из времен года изображено.

2 этап: на панно пристегнуты модули определенного времени года, но допущены одна или две ошибки. Детям предлагается найти эти ошибки.

3 этап: по описанию воспитателя (ребенка) назвать время года и пристегнуть к панно соответствующие модули.

                                      « Отгадай, какого цвета»

Цель: развивать умение называть овощи и фрукты, различать цвета.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество.

Игровое задание: Назови (овощ, фрукт)

Ход игры:

1 этап: на панно размещены модули овощей или фруктов. Детям предлагается назвать их, какого они цвета.

2 этап: по описанию дети должны отгадать овощ, фрукт и пристегнуть его к панно.

                                          «Чего не хватает?»

Задачи:

-развивать мелкую моторику рук;

- закрепить название овощей, фруктов;

-закрепить внешний вид овощей, фруктов;

-развитие наблюдательности;

-развитие памяти, внимания;

-формировать умение различать овощи и фрукты.

Ход игры:

На панно прикреплены не все модули овоще (фруктов). Детям предлагается посмотреть внимательно и назвать недостающие овощи (фрукты) .

                                             «Геометрические фигуры»

Задачи:

-закрепить знания о геометрических формах;

-учить узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур;

-развивать мелкую моторику рук.

Ход игры:

1 этап: на панно пристегнуты геометрические фигуры. Детям предлагается назвать их.

2 этап: называется геометрическая фигура, а детям предлагается найти ее в предложенных модулях.

                                   Найди такой же

Задачи:

-развивать мелкую моторику рук;

-закрепить знания о внешнем виде геометрических фигурах;

-учить узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

Ход игры:

1 этап: на панно пристегнуты геометрические фигуры. Детям предлагается назвать их, затем найти в окружающей обстановке похожий предмет.

2 этап: обратный первому этапу.

                                   «Выше – ниже»

Задачи:

-развивать мелкую моторику рук;

-учить сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки и путем наложения;

-учить на глаз определять величину предметов.

Ход предметов:

На панно пристегнуты различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, герои сказок). Детям предлагается сравнить их по величине.

                                  «Больше – меньше»

Задачи:

-развивать мелкую моторику рук;

-учить сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки и путем наложения;

-учить на глаз определять величину предметов.

Ход предметов:

На панно пристегнуты различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, герои сказок). Детям предлагается сравнить их по величине.

                                      «Длиннее – короче»

Задачи:

-развивать мелкую моторику рук;

-учить сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки и путем наложения;

-учить на глаз определять величину предметов.

Ход предметов:

На панно пристегнуты различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, герои сказок). Детям предлагается сравнить их по величине.

                               «Шире – уже»

Задачи:

-развивать мелкую моторику рук;

-учить сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки и путем наложения;

-учить на глаз определять величину предметов.

Ход предметов:

На панно пристегнуты различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, герои сказок). Детям предлагается сравнить их по величине.

                                «Сколько?»

Задачи:

-учить количественному и порядковому счету в пределах 10;

-развивать мелкую моторику рук;

-учить правильно, пользоваться порядковыми и количественными числительными;

-формировать умение правильно отвечать на вопросы: сколько

-учить сравнивать;

-формировать умение получать равенство из неравенства.

Ход игры:

На панно пристегнута сказка «Репка» («Теремок»). Детям предлагаются различные задания по задачам игры.

                                      «Который

Задачи:

-учить количественному и порядковому счету в пределах ;

-развивать мелкую моторику рук;

-учить правильно, пользоваться порядковыми и количественными числительными;

-формировать умение правильно отвечать на вопросы: который

-учить сравнивать;

-формировать умение получать равенство из неравенства.

Ход игры:

На панно пристегнута сказка «Репка» («Теремок»). Детям предлагаются различные задания по задачам игры.

   

                                        «Где это?»

Цель: закрепление и расширение пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, вперед, за, между, рядом.

Ход игры:

1 этап: детям предлагается определить нахождение одного из пристегнутых модулей относительно себя: слева, справа, вверху, внизу, рядом и т. д.



Предварительный просмотр:

Петрова Елена Петровна,

воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Чебурашка»

Представление

учебно-методического пособия-макета «На сказочной полянке»

К каждому ребенку следует применять 
его собственное мерило, побуждать 
каждого к его собственной обязанности и 
награждать его собственной 
заслуженной похвалой.

Не успех, а 
усилие заслуживает награды.

Джон Рескин

Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать?

На лицо видно, что как никогда перед нами, педагогами, и родителями стоит проблема развития связной монологической и диалогической речи у детей, которая зависит от многих причин. Прежде всего, это социальная среда, которая не в полной мере обеспечивает ребёнку коммуникативное общение. Роль семьи переоценить невозможно, где ребенок приобщается к культуре речи. Простота, выразительность и доступность речи взрослого способствует развитию и обогащению языка детей. Из-за того что у родителей сегодня меньше времени, ребёнок остаётся один на один с собой.

Современные дети много времени проводят за компьютерами, получая зрительную информацию. Ребёнок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активности речи - он только слушает. Речь детей становится скудной - она ограничивается восклицаниями, отдельными фразами героев комиксов, любимых персонажей. Ребёнок испытывает трудности в общении со сверстниками. В этом и заключается актуальность проблемы.

Данное направление стало приоритетным в моей работе. У детей моей группы была плохо развита связная речь, мышление, воображение. Они с трудом вступали в контакт со взрослыми, в характере их действий отмечалась хаотичность действий с предметами, а в дальнейшем – отказ от выполнения задания.  При этом они оставались безразличными к результатам своей деятельности. Поработав с родителями, обсудив с ними данную проблему, появилась возможность изготовления пособия, направленного на развитие коммуникативных способностей дошкольников.

Представляю вашему вниманию результат совместной деятельности  с родителями пособие-макет  «На сказочной полянке».

Пособие предназначено для работы с детьми с 3 до 7 лет как в рамках совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности детей.

Все материалы, используемые для изготовления данного пособия экологически чистые, соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, безопасные в использовании.

Новизна данного пособия состоит в разработке и использовании на практике методики «сказочных» игровых приемов по развитию речи детей дошкольного возраста средствами театрально – игровой деятельности, используя объемное макетирование, фантазию и творчество ребенка.

Цель: развитие коммуникативных способностей дошкольников и формирование интереса к театральной деятельности посредством использования объемного макетирования.

Задачи:

  • развитие связной речи;
  • развитие диалогической речи в процессе театрально-игровой деятельности;
  • формирование интонационной выразительности речи;
  • развитие интереса к театрально-игровой деятельности;
  • развитие памяти, мышления, воображения.

Практическая значимость использования данного пособия заключается в развитии определенных черт характера ребенка:

  • активность: от потребности в эмоциональной разрядке — через самовыражение в активном действии — к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений через игровые макеты;
  • самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки — через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве — к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении;
  • творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове — через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпа, ритма;
  • эмоциональность: эмоциональное заражение образами сказки — через игровые макеты – режиссёрскую игру;
  • произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков — к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в играх-макетах;
  • связная речь: от продолжения фраз взрослого через словесные рассуждения относительно динамики исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов — к творческим импровизациям по сюжету в играх-макетах.

В работе с данным пособием использовала разнообразные методы и приемы:

  • обыгрывание ситуаций по вопросам, подсказкам, по частям, по сюжетным картинкам, по ролям с использованием игровых макетов;
  • игра-драматизация с использованием пальчикового театра, игр-макетов;
  • инсценировки сказок с использованием игровых макетов;
  • придумывание начала, конца сказки;
  • введение нового персонажа - фантазирование;
  • придумывание новой сказки по предложенному сюжету;
  • показ сказки малышам.

На индивидуальных занятиях использую знакомые детям сказки для развития у них:

  • мимики (как плачет зайчик, причитает…),
  • мелкой и общей моторики (как ходит дед, волк, пальчиковый театр, рисование…),
  • фантазии (придумай конец к сказке: что было бы, если бы лиса не съела колобка, или мышка не смогла помочь вытащить репку…)

В процессе систематического использования пособия-макета «На сказочной полянке» в воспитательно-образовательной работе в 2010-2012гг были достигнуты следующие результаты, определенные программой ДОУ:

  • в младшем дошкольном возрасте у детей пробудился интерес к театрализованной игре, они научились создавать условия для ее проведения. Научились следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей. Сформировались дружеские взаимоотношения между детьми, привычка сообща играть, заниматься самостоятельно выбранным делом. Диалогическая речь стала использоваться детьми в свободном общении.
  • в старшем возрасте дошкольники научились самостоятельно организовывать театрализованные игры, доброжелательно общаться друг с другом. Диалогическая и монологическая речь является основным средством общения. Дети научились содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты и драматизировать их.

Работая в данном направлении с детьми второй младшей группы в течение этого учебного года, были достигнуты следующие результаты. У детей значительно расширился и обогатился словарный запас, связная речь достигла возрастной нормы. Если в начале года у ребят были большие трудности в общении между собой и со взрослыми, то на сегодняшний день, по результатам промежуточного мониторинга уровень развития детей соответствует возрасту у 68% .

Педагогам, которые заинтересуются данным пособием, рекомендую предоставлять ребенку возможность для самореализации, проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности (придумывание собственных сказок, их драматизация, фантазирование по музыкальной композиции, психогимнастика, создание психологических портретов героев в проблемных ситуациях, показ разных видов театров, игры-макеты).

Никогда не навязывайте детям свои идеи! Не сомневайтесь, они достаточно творческие и самостоятельные личности!

Удачи всем в Ваших начинаниях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Дидактическое пособие «Сказочная полянка»

Дидактическое пособие по развитию речи " Сказочная полянка" для детей дошкольного возраста...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Домашние животные» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гр...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме: «23 февраля. Военные профессии» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование грамматич...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Новогодний праздник. Зимние забавы» к учебно-электронной - мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гра...