Учебно-методическое пособие "На сказочной полянке"
учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа) по теме
Развитие коммуникативных способностей дошкольников и формирование интереса к театральной деятельности посредством использования объемного макетирования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие – макет « На сказочной поляне»
Дидактическое пособие предназначено для работы с детьми с 3 до 7 лет как в рамках совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности детей.
В ходе использования пособия применяется интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, художественное творчество, социализация, музыка, чтение художественной литературы.
Цель: развитие коммуникативных способностей дошкольников и формирование интереса к театральной деятельности посредством использования объемного макетирования.
Задачи:
- развитие связной речи;
- развитие диалогической речи в процессе театрально-игровой деятельности;
- формирование интонационной выразительности речи;
- развитие интереса к театрально-игровой деятельности;
- развитие памяти, мышления, воображения.
Пособие многофункционально. В комплект входят панно-макет, на который размещаются мягкие модули, цикл заданий для работы с ним.
Мягкие модули разделены по разделам:
- «Овощи»
- «Фрукты»
- «Сказки»
- «Времена года»
- «Дикие и домашние птицы»
- «Дикие и домашние животные»
- «Подворье»
Все материалы, используемые для изготовления данного пособия экологически чистые, соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, безопасные в использовании.
Пособие разработано с учетом трудностей, которые встречаются при обучении детей в соответствии с программой ДОУ.
Задачи для второй младшей группы (от 3 до 4 лет):
1. Обучающие:
-учить согласовывать слова в роде, числе и падеже;
-учить отвечать на вопросы;
-называть состояние погоды;
-различать правую и левую руки;
-составлять группу предметов и выделять из нее один предмет;
-учить различать понятия «много» и «один»;
-сравнивать предметы по размеру;
-узнавать и называть круг и квадрат.
2. Развивающие:
-развивать мелкую моторику рук;
-развивать сенсорные навыки;
-развивать пространственные представления от себя;
-развивать память, внимание, логическое мышление.
3. Воспитывающие:
-воспитывать умение слушать сказки;
-воспитывать бережное отношение к природе, следить за развитием действия;
-воспитывать эмоциональную отзывчивость;
-воспитывать интерес к фольклору.
Задачи для средней группы (от 4 до 5 лет) :
1. Обучающие:
-учить детей наблюдать явления природы;
-учить употреблять в речи существительные с обобщающим значением;
-закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков;
-продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении;
-учить детей количественному и порядковому счету в пределах 5;
-познакомить с треугольником.
2. Развивающие:
-развивать пространственные отношения от себя;
3. Воспитывающие:
-воспитывать интерес к фольклору;
-бережное отношение к природе.
Задачи для старшей группы (от 5 до 6 лет) :
1. Обучающие:
-учить наблюдать и анализировать явления природы;
-закреплять обобщенные представления об овощах и фруктах;
-учить согласовывать в предложении существительные с числительными, с прилагательными;
-образовывать множественное число;
-учить составлять простые предложения;
-отвечать на вопрос «Сколько? », «Который? ».
2. Развивающие:
-развивать мелкую моторику рук;
-развивать пространственные отношения от себя;
-дать представление о сутках.
3. Воспитывающие:
-воспитывать интерес к фольклору;
-воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Задачи для подготовительной группы (от 6 до 7 лет) :
1. Обучающие:
-учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе;
-закреплять умение согласовывать существительные с числительными, с прилагательными, местоимения с существительными и прилагательными;
-учить на наглядной основе составлять и решать простые задачи;
-измерять и сравнивать длину с помощью условной мерки;
-учить составлять композицию.
2. Развивающие:
-развивать умение образовывать однокоренные слова;
-развивать память, внимание, логическое мышление;
-развивать чувство цвета.
3. Воспитывающие:
-воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира;
-воспитывать бережное отношение к природе;
-воспитывать интерес к фольклору
Список дидактических игр, рекомендуемых при использовании пособия
Развитие речи:
- «Расскажи сказку»;
-«Отгадай сказку»;
-«Сочини свою сказку»;
-«Назови ласково»;
-«Кто это? ».
Ознакомление с окружающим миром:
-«Расскажи о погоде»;
-«Части суток»;
-«Когда это бывает? »;
-«Дерево, куст»;
-«Отгадай, какого цвета»;
-«Назови» (овощи, фрукты, дикие и домашние животные, дикие и домашние птицы) ;
-«Что не хватает? ».
Ориентировка в пространстве:
-«Где это? » (слева, сверху и т. д.) .
Развитие элементарных математических представлений:
-«Геометрические фигуры»;
-«Найди такой же»;
-«Выше – ниже»;
-«Больше – меньше»;
-«Шире – уже»;
-«Длиннее – короче»;
-«Сколько? »;
-«Который? ».
Описание игр, используемых в пособии
«Расскажи сказку»
Цель: обучение пересказыванию, постановка правильной речи.
Задачи:
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие зрительного и сенсорного восприятия;
- развитие умения подражать героям.
Ход игры:
1 этап: воспитатель показывает, как пользоваться панно и рассказывает сказку с последующим пристегиванием нужных модулей.
2 этап: воспитатель предлагает детям рассказать сказку. Дети выбирают нужные модули. Рассказывают сказку и пристегивают модули.
3 этап: самостоятельная деятельность детей.
« Отгадай сказку»
Цель: закрепление знаний детей о сказках.
Задачи:
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие памяти и внимания;
- развитие речи;
- развитие умения отвечать на вопросы полным ответом.
Ход игры:
1 этап: на панно пристегнут один или несколько героев сказок. Детям нужно угадать, из какой они сказки. Ответ дети строят полным ответом.
2 этап: самостоятельная деятельность детей. Ребята загадывают друг другу загадки по сказкам, пристегивая модули героев к панно.
«Закончи сказку»
Задачи:
- закрепить знания детей о сказках;
- расширять представления о предметах;
- развивать речь;
- развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;
- воспитывать интерес к фольклору.
Ход игры:
1 этап: на панно пристегнуто начало знакомой детям сказки. Ребятам нужно закончить эту сказку.
2 этап: на панно пристегнуто начало знакомой детям сказки. Ребятам нужно придумать свою концовку сказки.
«Сочини свою сказку»
Задачи:
- развивать воображение, логическое мышление;
-формирование правильного звукопроизношения;
-расширять представление о предметах;
-воспитывать интерес к фольклору.
Ход игры:
1 этап: воспитатель предлагает детям выбрать модули героев из разных сказок, рассказать о них, придумать свою сказку, в которой участвовали бы эти герои.
2 этап: в уже известную сказку добавить героя из другой сказки. Попробовать сочинить сказку с участием этого героя.
«Назови ласково»
Задачи:
-обогащать активный словарь детей существительными и прилагательными;
-развивать речь.
Ход игры:
1 этап: воспитатель предлагает детям ласково назвать героев сказок.
2 этап: придумать предложения с новыми словами.
«Кто это?»
Задачи:
-развивать память;
-формировать умение отгадывать по описанию.
-формировать умение отгадывать загадки по наглядному изображению.
Ход игры:
1 этап: на панно пристегнуты модули героев. Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают.
2 этап: воспитатель описывает одного из героев. Дети отгадывают и пристегивают модуль героя на панно.
3 этап: дети друг другу описывают героя. Затем пристегивают модуль отгаданного героя к панно.
«Расскажи о погоде»
Задачи:
-расширить представления о сезонных изменениях в природе;
-воспитывать интерес к природе родного края.
Ход игры:
1 этап: воспитатель рассказывает о состоянии погоды, сопровождая рассказ пристегиванием модулей.
2 этап: воспитатель предлагает детям рассказать о погоде за окном. Отразить свой рассказ на панно.
«Когда это бывает?»
Задачи:
-расширить представление о сезонных изменениях в природе;
-учить наблюдать изменения в природе;
-называть предметы каждого времени года.
Ход игры:
1 этап: на панно пристегнуты модули одного из времен года. Детям предлагается отгадать, какое из времен года изображено.
2 этап: на панно пристегнуты модули определенного времени года, но допущены одна или две ошибки. Детям предлагается найти эти ошибки.
3 этап: по описанию воспитателя (ребенка) назвать время года и пристегнуть к панно соответствующие модули.
« Отгадай, какого цвета»
Цель: развивать умение называть овощи и фрукты, различать цвета.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество.
Игровое задание: Назови (овощ, фрукт)
Ход игры:
1 этап: на панно размещены модули овощей или фруктов. Детям предлагается назвать их, какого они цвета.
2 этап: по описанию дети должны отгадать овощ, фрукт и пристегнуть его к панно.
«Чего не хватает?»
Задачи:
-развивать мелкую моторику рук;
- закрепить название овощей, фруктов;
-закрепить внешний вид овощей, фруктов;
-развитие наблюдательности;
-развитие памяти, внимания;
-формировать умение различать овощи и фрукты.
Ход игры:
На панно прикреплены не все модули овоще (фруктов). Детям предлагается посмотреть внимательно и назвать недостающие овощи (фрукты) .
«Геометрические фигуры»
Задачи:
-закрепить знания о геометрических формах;
-учить узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур;
-развивать мелкую моторику рук.
Ход игры:
1 этап: на панно пристегнуты геометрические фигуры. Детям предлагается назвать их.
2 этап: называется геометрическая фигура, а детям предлагается найти ее в предложенных модулях.
Найди такой же
Задачи:
-развивать мелкую моторику рук;
-закрепить знания о внешнем виде геометрических фигурах;
-учить узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Ход игры:
1 этап: на панно пристегнуты геометрические фигуры. Детям предлагается назвать их, затем найти в окружающей обстановке похожий предмет.
2 этап: обратный первому этапу.
«Выше – ниже»
Задачи:
-развивать мелкую моторику рук;
-учить сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки и путем наложения;
-учить на глаз определять величину предметов.
Ход предметов:
На панно пристегнуты различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, герои сказок). Детям предлагается сравнить их по величине.
«Больше – меньше»
Задачи:
-развивать мелкую моторику рук;
-учить сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки и путем наложения;
-учить на глаз определять величину предметов.
Ход предметов:
На панно пристегнуты различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, герои сказок). Детям предлагается сравнить их по величине.
«Длиннее – короче»
Задачи:
-развивать мелкую моторику рук;
-учить сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки и путем наложения;
-учить на глаз определять величину предметов.
Ход предметов:
На панно пристегнуты различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, герои сказок). Детям предлагается сравнить их по величине.
«Шире – уже»
Задачи:
-развивать мелкую моторику рук;
-учить сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки и путем наложения;
-учить на глаз определять величину предметов.
Ход предметов:
На панно пристегнуты различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, герои сказок). Детям предлагается сравнить их по величине.
«Сколько?»
Задачи:
-учить количественному и порядковому счету в пределах 10;
-развивать мелкую моторику рук;
-учить правильно, пользоваться порядковыми и количественными числительными;
-формировать умение правильно отвечать на вопросы: сколько
-учить сравнивать;
-формировать умение получать равенство из неравенства.
Ход игры:
На панно пристегнута сказка «Репка» («Теремок»). Детям предлагаются различные задания по задачам игры.
«Который
Задачи:
-учить количественному и порядковому счету в пределах ;
-развивать мелкую моторику рук;
-учить правильно, пользоваться порядковыми и количественными числительными;
-формировать умение правильно отвечать на вопросы: который
-учить сравнивать;
-формировать умение получать равенство из неравенства.
Ход игры:
На панно пристегнута сказка «Репка» («Теремок»). Детям предлагаются различные задания по задачам игры.
«Где это?»
Цель: закрепление и расширение пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, вперед, за, между, рядом.
Ход игры:
1 этап: детям предлагается определить нахождение одного из пристегнутых модулей относительно себя: слева, справа, вверху, внизу, рядом и т. д.
Предварительный просмотр:
Петрова Елена Петровна,
воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Чебурашка»
Представление
учебно-методического пособия-макета «На сказочной полянке»
К каждому ребенку следует применять
его собственное мерило, побуждать
каждого к его собственной обязанности и
награждать его собственной
заслуженной похвалой.
Не успех, а
усилие заслуживает награды.
Джон Рескин
Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать?
На лицо видно, что как никогда перед нами, педагогами, и родителями стоит проблема развития связной монологической и диалогической речи у детей, которая зависит от многих причин. Прежде всего, это социальная среда, которая не в полной мере обеспечивает ребёнку коммуникативное общение. Роль семьи переоценить невозможно, где ребенок приобщается к культуре речи. Простота, выразительность и доступность речи взрослого способствует развитию и обогащению языка детей. Из-за того что у родителей сегодня меньше времени, ребёнок остаётся один на один с собой.
Современные дети много времени проводят за компьютерами, получая зрительную информацию. Ребёнок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активности речи - он только слушает. Речь детей становится скудной - она ограничивается восклицаниями, отдельными фразами героев комиксов, любимых персонажей. Ребёнок испытывает трудности в общении со сверстниками. В этом и заключается актуальность проблемы.
Данное направление стало приоритетным в моей работе. У детей моей группы была плохо развита связная речь, мышление, воображение. Они с трудом вступали в контакт со взрослыми, в характере их действий отмечалась хаотичность действий с предметами, а в дальнейшем – отказ от выполнения задания. При этом они оставались безразличными к результатам своей деятельности. Поработав с родителями, обсудив с ними данную проблему, появилась возможность изготовления пособия, направленного на развитие коммуникативных способностей дошкольников.
Представляю вашему вниманию результат совместной деятельности с родителями пособие-макет «На сказочной полянке».
Пособие предназначено для работы с детьми с 3 до 7 лет как в рамках совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности детей.
Все материалы, используемые для изготовления данного пособия экологически чистые, соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, безопасные в использовании.
Новизна данного пособия состоит в разработке и использовании на практике методики «сказочных» игровых приемов по развитию речи детей дошкольного возраста средствами театрально – игровой деятельности, используя объемное макетирование, фантазию и творчество ребенка.
Цель: развитие коммуникативных способностей дошкольников и формирование интереса к театральной деятельности посредством использования объемного макетирования.
Задачи:
- развитие связной речи;
- развитие диалогической речи в процессе театрально-игровой деятельности;
- формирование интонационной выразительности речи;
- развитие интереса к театрально-игровой деятельности;
- развитие памяти, мышления, воображения.
Практическая значимость использования данного пособия заключается в развитии определенных черт характера ребенка:
- активность: от потребности в эмоциональной разрядке — через самовыражение в активном действии — к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений через игровые макеты;
- самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки — через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве — к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении;
- творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове — через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпа, ритма;
- эмоциональность: эмоциональное заражение образами сказки — через игровые макеты – режиссёрскую игру;
- произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков — к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в играх-макетах;
- связная речь: от продолжения фраз взрослого через словесные рассуждения относительно динамики исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов — к творческим импровизациям по сюжету в играх-макетах.
В работе с данным пособием использовала разнообразные методы и приемы:
- обыгрывание ситуаций по вопросам, подсказкам, по частям, по сюжетным картинкам, по ролям с использованием игровых макетов;
- игра-драматизация с использованием пальчикового театра, игр-макетов;
- инсценировки сказок с использованием игровых макетов;
- придумывание начала, конца сказки;
- введение нового персонажа - фантазирование;
- придумывание новой сказки по предложенному сюжету;
- показ сказки малышам.
На индивидуальных занятиях использую знакомые детям сказки для развития у них:
- мимики (как плачет зайчик, причитает…),
- мелкой и общей моторики (как ходит дед, волк, пальчиковый театр, рисование…),
- фантазии (придумай конец к сказке: что было бы, если бы лиса не съела колобка, или мышка не смогла помочь вытащить репку…)
В процессе систематического использования пособия-макета «На сказочной полянке» в воспитательно-образовательной работе в 2010-2012гг были достигнуты следующие результаты, определенные программой ДОУ:
- в младшем дошкольном возрасте у детей пробудился интерес к театрализованной игре, они научились создавать условия для ее проведения. Научились следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей. Сформировались дружеские взаимоотношения между детьми, привычка сообща играть, заниматься самостоятельно выбранным делом. Диалогическая речь стала использоваться детьми в свободном общении.
- в старшем возрасте дошкольники научились самостоятельно организовывать театрализованные игры, доброжелательно общаться друг с другом. Диалогическая и монологическая речь является основным средством общения. Дети научились содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты и драматизировать их.
Работая в данном направлении с детьми второй младшей группы в течение этого учебного года, были достигнуты следующие результаты. У детей значительно расширился и обогатился словарный запас, связная речь достигла возрастной нормы. Если в начале года у ребят были большие трудности в общении между собой и со взрослыми, то на сегодняшний день, по результатам промежуточного мониторинга уровень развития детей соответствует возрасту у 68% .
Педагогам, которые заинтересуются данным пособием, рекомендую предоставлять ребенку возможность для самореализации, проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности (придумывание собственных сказок, их драматизация, фантазирование по музыкальной композиции, психогимнастика, создание психологических портретов героев в проблемных ситуациях, показ разных видов театров, игры-макеты).
Никогда не навязывайте детям свои идеи! Не сомневайтесь, они достаточно творческие и самостоятельные личности!
Удачи всем в Ваших начинаниях!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Дидактическое пособие «Сказочная полянка»
Дидактическое пособие по развитию речи " Сказочная полянка" для детей дошкольного возраста...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Домашние животные» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гр...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме: «23 февраля. Военные профессии» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование грамматич...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Новогодний праздник. Зимние забавы» к учебно-электронной - мультимедиатеке по развитию речи.
Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гра...