Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Старший дошкольный возраст.Тема: «Осень золотая».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Поддубная Екатерина Владимировна

Обощение и систематизация знаний детей об осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_no2.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности.

 Старший дошкольный возраст.

Воспитатель: Поддубная Екатерина Владимировна.

Тема: «Осень золотая».

Направление: познавательно-речевое.

Интегрируемые образовательные области: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, физкультура, музыка.

Цель: Обобщать и систематизировать знания детей об осени.  

Программные задачи:

  1. Обобщать и систематизировать знания детей об осени, птицах, овощах, фруктах, ягодах, грибах, деревьях, птицах.
  2. Уяснить их строение, основные признаки.
  3. Учить образовывать притяжательные прилагательные.
  4. Развивать память, мышление, внимание.

Наглядно-дидактический материал:

  1. Стихотворение об осени.
  2. Календарь природы.
  3. Картины: «Деревья осенью», «Птицы осенью», «Дары осени».    
  4. Разрезные картинки на тему «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды».
  5. загадки на темы и картинки.
  6. Картинки перелетных птиц.
  7. Картинки с признаками птиц.

Оборудование: магнитофон, диски с тихой спокойной музыкой.

Предварительная работа:

  1. Наблюдения за осенней природой во время прогулок.
  2. Разучивание стихотворений об осени.
  3. Беседа о приметах осени.
  4. Рассматривание иллюстраций с изображением природы.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

  1. Организационный момент.

Воспитатель читает стихотворение: Листья с деревьев в лесу осыпаются

                                                                   Дождик уныло по крышам стучит.

                                                                   Светлое небо с землею прощается

                                                                   Хмурая ……………….. в окошко глядит.

- Как вы думаете, о каком  времени года говориться в стихотворении?

   (Об осени).

- Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь). СОН… Ключевое слово сон.

- Какими словами можно назвать осень? Какая она? (Дождливая, золотая, пасмурная, ненастная, хмурая, прохладная, прекрасная…).

- По каким признакам мы можем определить, что наступила осень? (Календарь природы). (Температура, облачность, осадки, солнце, смена дня и ночи…).

- Послушайте сказку о листике:

«В одном старом парке стояло одинокое дерево. Наступила осень Все листья собрали свои сумки и полетели путешествовать. Сумки у листьев были не тяжелые – лишь немного воды, чтобы умыться, да полотенце. А на одной веточке остался совсем маленький листочек. Он был слишком мал, чтобы решиться лететь одному. Вот он скучал, скучал, думал и придумал. Видит, идет прохожий в шляпе. Листик набрался смелости и прыгнул в шляпу. Прохожий ничего не заметил. Принес он листик домой. В доме было тепло, и листик вдруг стал скучать и сохнуть. Он скучал по своим друзьям, по своему дереву. Он испугался, что засохнет, свернется в трубочку и его выбросят. Тогда листик закричал: «Ветер, ветер!». Ветер был его большим другом. Услыхал ветер крики и залетел в дом. Подхватил он листочек и понес его в парк. В парке они расстались. Ветер сказал на прощание листику: «Без родного дома никто не может прожить, заскучает, засохнет. Никогда больше не расставайся с родным домом – парком».

- Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда с деревьев опадают листья? (Это листопад)

- Верно. А почему деревья сбрасывают листья осенью? (Становится холодно, зимой веточкам будет тяжело держать листья и снег, зимой дерево спит, отдыхает). Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – и листья на деревьях меняют свой зеленый цвет на желтый или красный и опадают. Это происходит потому, что вода замерзает и прекращает поступать в веточки и листья. Дерево засыпает на зиму. Листья опадают осенью со всех деревьев. Ветром их разносит по улицам и паркам. На следующий год на деревьях появляются новые листики.

2. Физкультурная минутка.

- Ребятки, представим, что мы с вами осенние деревья. Как называется явление осенью, когда деревья сбрасывают листву? (Листопад)

Под музыку:

Листья осенние тихо кружатся                Кружатся на пальчиках ног, руки

                                                                         в стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся        Приседают

И под ногами шуршат, шелестят            Движения руками влево-вправо

Будто опять закружится хотят                Поднимаются, кружатся

3.Игра «Собери правильно».

Дети собирают разрезные картинки деревьев, звучит спокойная музыка.

- А теперь каждый скажет, какое дерево он собирал? И как называется листочек от  него. Какой листочек? (Осиновый, дубовый, березовый…).

4.Загадки.

- Ребята, а что еще относится к растениям, кроме деревьев? Отгадайте загадки. (Загадки на темы овощи, фрукты, ягоды, грибы и их обобщение):

-Я важный  и сочный

 У меня красные  щечки.                           (Помидор)

-Белая, рассыпчатая, вкусная и на столе всегда она.   (Картошка)

-А вот кто-то важный на беленькой ножке, он в красной шапке, на шапке горошки.                                   (Мухомор)

-На полянке у дорожки – красные горошки.

 Кто мимо пройдет – в рот себе их кладет.                     (Земляника)

-Колобок весит все лето

 Среди зеленых веток.

 Ударит гулко оземь,

 Когда наступит осень.                                      (Яблоко)

5.Игра «Разложи в корзинки».

-А теперь определим по отгадкам, где что. Помидор. Это что? (Овощ)

Картошка? (Овощ). Этот овощ растет в земле, он корень растения, что это? (Корнеплод). Мухомор, это что? (Гриб). Земляника? (Ягода). Яблоко? (Фрукт).

-Каждый дар природы мы кладем в корзинку. На столе лежат картинки с дарами нашей природы. Ваша задача разложить картинки в нужные корзинки: 1 – овощи; 2 – фрукты; 3 – грибы; 4 – грибы. Дети делятся на 4 команды, каждая команда отбирает себе нужные картинки.

6.Птицы.

- А теперь, посмотрим на то, как осенью ведут себя птицы. Они так же беззаботны? Вьют себе гнезда? Выводят птенцов? Поют песни? (Нет).

- А что они делают? (Собираются в стаи и улетают на юг).

- А почему птицы улетают в теплые края? (Им холодно, нечего кушать…).

- Как называются такие птицы? (Перелетные).

- А как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются здесь? (Зимующие).

- Назовите перелетных водоплавающих птиц. (Утка, лебедь, гусь).

- Почему они называются водоплавающими? (Обитают около воды и умеют плавать).

- А почему мы можем сказать, что это птицы? По каким признакам мы это определяем? (Перья, крылья, клюв). Схема основных признаков птиц.

- А теперь мы разделим птиц на перелетных и зимующих. Почему называются птицы перелетными? (Улетают в теплые края осенью). А зимующие? (Остаются зимовать здесь).

7.

- А теперь мы разделимся на две команды. Одна откладывает зимующих птиц, другая перелетных.

8.Итоги.

- Чем мы с вами сегодня занимались? (Разговаривали о золотой  осени, ее дарах, приметах, особенностях … , читали стихи, слушали музыку осени…)

Все сегодня постарались и были молодцами!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для младшего дошкольного возраста Тема: «Овощи»

Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграции образовательных областей: познание, художественное творчество.  Задачи:- дать элементарные представления об овощах; цвете ов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего возраста. Тема: «Осень золотая» ( в рамках реализации программы Миры детства»)

Цели: Формировать у детей представления об осени, как о красивейшем времени года. Учить эмоционально отзываться на красоту осени. Развивать интерес к явлениям природы. Показать многообразие красок ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Тема:"Птицы весной"

Задачи:Закрепить знания детей о характерных прихнаках весны, о перелетных птицах; развивать выразительность речи, зрительную. слуховую память, воспитывать доброе отношение к птицам, проявлять заботу о...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Тема: «Насекомые»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы по ФЦКМ "Насекомые"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области (Познавательное развитие) "Осень золотая".

Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.Задачи:1.Обобщать и систематизировать представления о характерных признаках осени; познакомить с народным календарём.2.Развивать умение во...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Осень – золотая волшебница»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованиюв подготовительной группе«Осень – золотая волшебница» Интеграция образовательных областей:·...