Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Старший дошкольный возраст.Тема: «Осень золотая».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности.
Воспитатель: Поддубная Екатерина Владимировна.
Тема: «Осень золотая».
Направление: познавательно-речевое.
Интегрируемые образовательные области: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, физкультура, музыка.
Цель: Обобщать и систематизировать знания детей об осени.
Программные задачи:
- Обобщать и систематизировать знания детей об осени, птицах, овощах, фруктах, ягодах, грибах, деревьях, птицах.
- Уяснить их строение, основные признаки.
- Учить образовывать притяжательные прилагательные.
- Развивать память, мышление, внимание.
Наглядно-дидактический материал:
- Стихотворение об осени.
- Календарь природы.
- Картины: «Деревья осенью», «Птицы осенью», «Дары осени».
- Разрезные картинки на тему «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды».
- загадки на темы и картинки.
- Картинки перелетных птиц.
- Картинки с признаками птиц.
Оборудование: магнитофон, диски с тихой спокойной музыкой.
Предварительная работа:
- Наблюдения за осенней природой во время прогулок.
- Разучивание стихотворений об осени.
- Беседа о приметах осени.
- Рассматривание иллюстраций с изображением природы.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
- Организационный момент.
Воспитатель читает стихотворение: Листья с деревьев в лесу осыпаются
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землею прощается
Хмурая ……………….. в окошко глядит.
- Как вы думаете, о каком времени года говориться в стихотворении?
(Об осени).
- Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь). СОН… Ключевое слово сон.
- Какими словами можно назвать осень? Какая она? (Дождливая, золотая, пасмурная, ненастная, хмурая, прохладная, прекрасная…).
- По каким признакам мы можем определить, что наступила осень? (Календарь природы). (Температура, облачность, осадки, солнце, смена дня и ночи…).
- Послушайте сказку о листике:
«В одном старом парке стояло одинокое дерево. Наступила осень Все листья собрали свои сумки и полетели путешествовать. Сумки у листьев были не тяжелые – лишь немного воды, чтобы умыться, да полотенце. А на одной веточке остался совсем маленький листочек. Он был слишком мал, чтобы решиться лететь одному. Вот он скучал, скучал, думал и придумал. Видит, идет прохожий в шляпе. Листик набрался смелости и прыгнул в шляпу. Прохожий ничего не заметил. Принес он листик домой. В доме было тепло, и листик вдруг стал скучать и сохнуть. Он скучал по своим друзьям, по своему дереву. Он испугался, что засохнет, свернется в трубочку и его выбросят. Тогда листик закричал: «Ветер, ветер!». Ветер был его большим другом. Услыхал ветер крики и залетел в дом. Подхватил он листочек и понес его в парк. В парке они расстались. Ветер сказал на прощание листику: «Без родного дома никто не может прожить, заскучает, засохнет. Никогда больше не расставайся с родным домом – парком».
- Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда с деревьев опадают листья? (Это листопад)
- Верно. А почему деревья сбрасывают листья осенью? (Становится холодно, зимой веточкам будет тяжело держать листья и снег, зимой дерево спит, отдыхает). Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – и листья на деревьях меняют свой зеленый цвет на желтый или красный и опадают. Это происходит потому, что вода замерзает и прекращает поступать в веточки и листья. Дерево засыпает на зиму. Листья опадают осенью со всех деревьев. Ветром их разносит по улицам и паркам. На следующий год на деревьях появляются новые листики.
2. Физкультурная минутка.
- Ребятки, представим, что мы с вами осенние деревья. Как называется явление осенью, когда деревья сбрасывают листву? (Листопад)
Под музыку:
Листья осенние тихо кружатся Кружатся на пальчиках ног, руки
в стороны.
Листья нам под ноги тихо ложатся Приседают
И под ногами шуршат, шелестят Движения руками влево-вправо
Будто опять закружится хотят Поднимаются, кружатся
3.Игра «Собери правильно».
Дети собирают разрезные картинки деревьев, звучит спокойная музыка.
- А теперь каждый скажет, какое дерево он собирал? И как называется листочек от него. Какой листочек? (Осиновый, дубовый, березовый…).
4.Загадки.
- Ребята, а что еще относится к растениям, кроме деревьев? Отгадайте загадки. (Загадки на темы овощи, фрукты, ягоды, грибы и их обобщение):
-Я важный и сочный
У меня красные щечки. (Помидор)
-Белая, рассыпчатая, вкусная и на столе всегда она. (Картошка)
-А вот кто-то важный на беленькой ножке, он в красной шапке, на шапке горошки. (Мухомор)
-На полянке у дорожки – красные горошки.
Кто мимо пройдет – в рот себе их кладет. (Земляника)
-Колобок весит все лето
Среди зеленых веток.
Ударит гулко оземь,
Когда наступит осень. (Яблоко)
5.Игра «Разложи в корзинки».
-А теперь определим по отгадкам, где что. Помидор. Это что? (Овощ)
Картошка? (Овощ). Этот овощ растет в земле, он корень растения, что это? (Корнеплод). Мухомор, это что? (Гриб). Земляника? (Ягода). Яблоко? (Фрукт).
-Каждый дар природы мы кладем в корзинку. На столе лежат картинки с дарами нашей природы. Ваша задача разложить картинки в нужные корзинки: 1 – овощи; 2 – фрукты; 3 – грибы; 4 – грибы. Дети делятся на 4 команды, каждая команда отбирает себе нужные картинки.
6.Птицы.
- А теперь, посмотрим на то, как осенью ведут себя птицы. Они так же беззаботны? Вьют себе гнезда? Выводят птенцов? Поют песни? (Нет).
- А что они делают? (Собираются в стаи и улетают на юг).
- А почему птицы улетают в теплые края? (Им холодно, нечего кушать…).
- Как называются такие птицы? (Перелетные).
- А как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются здесь? (Зимующие).
- Назовите перелетных водоплавающих птиц. (Утка, лебедь, гусь).
- Почему они называются водоплавающими? (Обитают около воды и умеют плавать).
- А почему мы можем сказать, что это птицы? По каким признакам мы это определяем? (Перья, крылья, клюв). Схема основных признаков птиц.
- А теперь мы разделим птиц на перелетных и зимующих. Почему называются птицы перелетными? (Улетают в теплые края осенью). А зимующие? (Остаются зимовать здесь).
7.
- А теперь мы разделимся на две команды. Одна откладывает зимующих птиц, другая перелетных.
8.Итоги.
- Чем мы с вами сегодня занимались? (Разговаривали о золотой осени, ее дарах, приметах, особенностях … , читали стихи, слушали музыку осени…)
Все сегодня постарались и были молодцами!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для младшего дошкольного возраста Тема: «Овощи»
Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграции образовательных областей: познание, художественное творчество. Задачи:- дать элементарные представления об овощах; цвете ов...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего возраста. Тема: «Осень золотая» ( в рамках реализации программы Миры детства»)
Цели: Формировать у детей представления об осени, как о красивейшем времени года. Учить эмоционально отзываться на красоту осени. Развивать интерес к явлениям природы. Показать многообразие красок ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Тема:"Птицы весной"
Задачи:Закрепить знания детей о характерных прихнаках весны, о перелетных птицах; развивать выразительность речи, зрительную. слуховую память, воспитывать доброе отношение к птицам, проявлять заботу о...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Тема: «Насекомые»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы по ФЦКМ "Насекомые"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области (Познавательное развитие) "Осень золотая".
Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.Задачи:1.Обобщать и систематизировать представления о характерных признаках осени; познакомить с народным календарём.2.Развивать умение во...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Осень – золотая волшебница»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованиюв подготовительной группе«Осень – золотая волшебница» Интеграция образовательных областей:·...