ТРИЗ.
методическая разработка по развитию речи по теме
Предварительный просмотр:
Если мы хотим научиться
думать, то прежде всего должны
научиться придумывать.
Дж.Родари.
В дошкольном детстве начинает складываться творческое мышление человека. В течение длительного времени было распространено мнение, что творчество изначально присуще человеку, надо только не мешать ему самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало. Нужно помочь ребенку не только сохранить, но и развить свои творческие способности.
В дошкольном возрасте дети проявляют творческую изобретательность в играх, в продуктивной художественной деятельности. Что касается речевого творчества, уровень его развития предполагает свободное владение родным языком, умение оперировать представлениями, комбинировать их, создавая новые образцы, образно и выразительно выражать свое эмоциональное отношение к ним. Вот почему одной из важных задач педагога является развитие словарного запаса детей, помощь в перенесении полученных представлений в адекватную жанру форму: рассказ, сказку, загадку.
Над решением этих задач работали многие педагоги, в том числе и Джанни Родари. Итальянский писатель и педагог заботился о развитии творческих начал у детей, о разностороннем развитии и воспитании ребенка, формировании детской индивидуальности. В своей книге по развитию речевого творчества «Грамматика фантазии», которую он сам называл «введением в искусство придумывания историй», автор показал некоторые приемы придумывания рассказов и сказок для детей, рассказал о том, как помогать детям сочинять самими. Его игры и приемы помогают развивать творческое воображение, знакомят с окружающим миром, поднимают настроение малышам.
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности ( приема олицетворения, использование многозначности слов, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Рассмотрим некоторые приемы составления загадок по методике ТРИЗ.
С опорой на отличия.
Рассмотрим схему на основе составления загадки про юлу.
На что похоже? | Чем отличается? |
На зонтик | От дождя не укроет |
На балерину | Не живой |
На гриб | Не съедобный |
Загадка: Похож на зонтик, но от дождя не спрячешься,
Танцует, как балерина, но не живой,
Напоминает гриб, но не съешь.
С опорой на сходство (с использованием схемы «..., но не …»)
Загадка про апельсин.
Какой? ( или что делает?) | Что такое же? |
Оранжевый | Лиса |
Круглый | Мяч |
Сочный | Арбуз |
Загадка: Оранжевый, но не лиса,
Круглый, но не мяч,
Сочный, но не арбуз.
Загадки «не о чем»
Для составления используем дополнительные обороты:
«местами …, местами ….»
«сначала …, потом …»
«То …, то …»
«отдельно …, вместе …»
«для кого-то …, для кого-то …»
«вчера …, сегодня …»
Вместо многоточия добавляем прилагательные и пробуем найти ответ. Свой ответ надо объяснить.
Загадки: То холодный, то горячий. (суп, утюг, лоб человека…)
Для кого-то хороший, для кого-то плохой. (дождь, ветер, вечер…)
Отстранение – ассоциация – метафора.
На примере загадки о шариковой ручке.
- даем определение предмету, словно видим его первый раз в жизни: Пластмассовая палочка, которая может провести след на белой бумаге.
- ищем аналогии: что еще может оставить темный след на белом фоне.
Тропинка на снежном поле
- даем завершающую метафору
Нечто такое, что прочерчивает черную тропу на белом поле.
Можно облечь таинственное определение предмета в максимально привлекательную форму (например, стиха):
Он на белом-белом фоне
Оставляет черный след.
Составление по принципу разбора предмета.
Примеры: 4 колеса, 1 руль, кабина, 1 кузов (грузовик)
4 палочки и 2 доски (стул)
Составление с опорой на внешнее сходство.
Рассмотрим на примере загадки об очках.
Название частей | Их количество | На что похоже? |
Душки | 2 | Рыболовные крючки |
Стекла | 2 | Медузы |
Оправа | 1 | Буква «В» |
Загадка: Две прозрачные медузы, два крючка и буква «В».
Составление по принципу «Где еще?»
Используем в работе многозначные слова.
Загадка: Есть у елки и ежа,
И в кабинете у врача. (Игла)
Математические загадки.
По принципу сложения или суммы:
Картофель + горох+ лук+ морковь=… (суп, огород…)
Класс= …+ …+ …
«Когда так бывает?»
1+1=1 (нос, колготы)
5+5=2 (10 пальцев, две руки)
С использованием формул: В – вкусная еда, НВ – невкусная еда
В+В=В (хлеб с маслом)
НВ+НВ=В (сырой картофель + растительное масло = жареный картофель)
НВ+В=В
В+В=НВ (варенье + сельдь соленая)
Использованная литература.
- Игра, творчество, развитие. Выпуск 1. Сказочные путешествия (сборник разработок развивающих занятий для дошкольников и младших школьников)/Ген Г.Я., Ковальчук Н.Е., Леонова Е.В., Ляшко Т.В., Тетенькина Е.В.; Под ред. Ляшко Т.В. – Обнинск: Интерколледж, 1997. -60с.
- развитие связной речи. Старшая группа./автор-сост.Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», - 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром
В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...
Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста
Презентация на тему: «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...
Конспект ООД по развитию речи с элементами ТРИЗ Подготовительная логопедическая группа «Волшебные буквы ТРИЗ»
Подготовительная логопедическая группа...
Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника
Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...
Презентация - Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника.
Материал для воспитателей детского сада....