Конспект НОД в подготовительной группе по теме "Республика Коми - моя малая Родина" в образовательной области "Коммуникация" "В гостях у коми сказок Соломонии Пылаевой" (Литературная викторина)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Приобщение детей к коми национальной культуре посредством использования сказок коми писательницы С. Пылаевой. Продемонстрировать знания, умения и навыки детей в работе со сказками коми писательницы С. Пылаевой на открытом занятии для воспитателей детских садов города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_interneta.docx | 818.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №35 компенсирующего вида» г. Печора
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ПО ТЕМЕ «Республика Коми – моя малая Родина»
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Коммуникация»
«В гостях у коми сказок Соломонии Пылаевой»
(Литературная викторина).
Составитель:
Давыдова И.Ю. – воспитатель
МАДОУ «Детский сад №35
компенсирующего вида» г. Печора
г. Печора
2012г.
Тема: «В гостях у коми сказок Соломонии Пылаевой»
(Литературная викторина).
Цель: Обогащение знаний у детей о коми национальной культуре на основе использования сказок коми писательницы С. Пылаевой.
Задачи:
Образовательная область «Познание»
- Закреплять и систематизировать представления детей о творчестве и сказках коми писательницы С. Пылаевой.
Образовательная область «Коммуникация»
- Формировать диалогическую речь во время работы с закрытой иллюстрацией из книги; интонационную выразительность; умение давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы.
- Продолжать обучать детей пересказывать сказку от лица литературного героя, передавать интонацией характеры героев, своё отношение к персонажам.
- Продолжать учить детей подбирать пословицы к сказкам, связывать обобщённое значение пословиц с идеей сказок.
- Упражнять детей в подборе однокоренных слов, активизировать в речи детей употребление определений.
Образовательная область «Социализация»
- Развивать умение работать в малых группах, считаться с мнением сверстников при выполнении заданий, умение слушать партнёров, выслушивать до конца реплики.
Образовательная область «Физическая культура»
- Развивать двигательную активность для обеспечения смены динамических поз.
Образовательная область «Музыка»
- Использовать музыкальное произведение для обогащения содержания НОД.
Образовательная область «Труд»
- Создать предметно-развивающую среду для работы со сказкой.
Образовательная область «ЧХЛ»
- Побуждать детей использовать впечатления от сказок при выполнении заданий.
- Развивать умение анализировать сказки, видеть главное и второстепенное.
Место проведение: групповая комната.
Продолжительность: 30 – 40 минут
Предшествующая работа:
Знакомство детей с портретом коми писательницы С. Пылаевой и её творчеством; чтение сказок «Аттьö», «Плотник Заяц», «Берёза», «Серебряный котёл», «Сорока и Ворона»; беседа по содержанию сказок; работа по схеме – начало, середина, конец; подбор пословиц к каждой сказке; пересказ сказок «Аттьö», «Берёза» от лица литературного героя; рисование по закрытой картинке к сказке «Аттьö»; лепка по сказке «Плотник Заяц»; изготовление из бересты собачки из сказки «Плотник Заяц»; рисование «Моя любимая сказка С. Пылаевой»; драматизация сказок «Аттьö», «Плотник Заяц», знакомство детей с символами; деление знакомых сказок на группы: волшебные, бытовые, о животных.
Материально- техническое обеспечение: Музыка в начале сказки и для физминутки; объявление; символы; картинка «Бобры»; схема к сказке «Сорока и Ворона»; предметы к сказке «Берёза»: туесок, камень, береста; картинки к сказке «Плотник Заяц»: сено, мышата, лягушка, цыплята; «интересные слова» к сказке «Серебряный котёл»: шаловливые, плаксивые, утихли, опомнились; по две пословицы к сказкам, одна из которых соответствует идее сказки; иллюстрация, схема (круг, поделённый на сектора), персонажи и текст к сказке «Аттьö» («Спасибо»); полотенце, платочки.
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости из детских садов нашего города. Давайте все вместе поздороваемся с ними и улыбнёмся.
Воспитатель: А сейчас внимание на меня. Сегодня утром я увидела объявление. Послушайте его:
- Внимание! Внимание! В детском саду «Искорка» начинает работать театральная студия. Приглашаем всех желающих принять участие в литературной викторине «Знатоки коми сказок Соломонии Пылаевой».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а вас можно назвать настоящими знатоками коми сказок Соломонии Пылаевой?
Предполагаемые ответы детей: Да, вы многому научились в работе со сказкой.
Воспитатель: А что вы умеете делать?
П. о. детей: Мы умеем узнавать название сказки по картинкам, по иллюстрациям из книжки, по схемам, по пословицам, по предметам, по персонажам сказки, по словам.
Воспитатель: Замечательно. (Выставляю символ (Приложение 1). А что ещё?
П. о. детей: Мы можем рассказать сказку по ролям, по схеме, от лица литературного героя, от лица автора.
Воспитатель: Великолепно. (Символ). А что ещё?
П. о. детей: Мы умеем подбирать пословицы к сказкам.
Воспитатель: Захватывающе. (Символ) А что ещё?
П. о. детей: Мы умеем отвечать на вопросы и сами их задавать.
Воспитатель: Бесподобно. (Символ). Вот сейчас попробуем убедить в этом наших гостей. Выполним задания, которые нам помогу стать участниками театральной студии.
Но сначала проведём разминку. Встаньте поудобнее и соберитесь. Вы готовы?
Воспитатель: Как ласково в народе называют Соломонию Пылаеву? (Солобаб).
Воспитатель: Когда Соломония Пылаева стала писать сказки для детей? (Когда вышла на пенсию).
Воспитатель: Какие сказки у Соломонии Пылаевой?
П. о. детей: Поучительные, познавательные, увлекательные, смешные, интересные, чудесные, забавные, необычные.
Воспитатель: Подберите родственные сова к слову «сказка».
П. о. детей: Сказки, сказочка, сказочки, сказочный, сказочник, сказительница, сказывать, рассказывать, сказание, присказка.
Воспитатель: Произнесите эту скороговорку быстро и чётко: «Все бобры для своих бобрят добры». Девочки быстро и громко. Мальчики быстро, но шёпотом.
Воспитатель: Покажите выражением лица, движениями – ленивого, трудолюбивого, злого, доброго человека.
Воспитатель: Блестяще справились, разминка закончилась. Прошу занять места за столами.
Воспитатель: Сегодня вы будете работать группами. Работать надо дружно, вместе обговаривать задания и внимательно слушать друг друга, чтобы потом дополнить ответ. Готовы?
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что умеете узнавать название сказки. (Показ на символ (Приложение 1).
- Первое задание: «Узнай название сказки?»
- Вам помогут предметы, картинки, сказочные слова и схема.
-Почему вы так считаете?
1 группа: Предложены предметы к сказке «Берёза»: туесок, камень, береста.
Дети: Наша сказка называется «Берёза». Потому что в этой сказке берёза просит бабушку отодвинуть немного бересту, снять тяжёлый камень с корней, Когда бабушка выполнила просьбу берёзы, она дала полный туесок берёзового сока.
2 группа: Предложены картинки к сказке «Плотник Заяц»: сено, мышата, лягушка, цыплята. (Приложение 2).
Дети: Наша сказка называется «Плотник Заяц». Потому что, когда заяц просился в 4-комнатный дом: баран ответил, что в одной половине у него сено; мышка ответила, что у неё полный дом мышат и их нельзя беспокоить; лягушка сказала, что к ней в гости приехала подруга, и она не хочет её теснить; а петушок ответил, что у него полный дом цыплят, и они всего боятся.
3 группа: Предложены «интересные слова» к сказке «Серебряный котёл»: шаловливые, плаксивые, утихли, опомнились. (Приложение 3).
Дети: Сказка называется «Серебряный котёл». Потому, что шаловливые в сказке были мальчишки, плаксивые – девчонки, утихли мальчишки, когда превратились в снежные комья, опомнились девочки, а дров то нет.
4 группа: Предложена схема к сказке «Сорока и Ворона». (Приложение 4).
Дети: Сказка называется «Сорока и Ворона». Потому что на схеме изображены персонажи из этой сказки.
Воспитатель: Ну, что же, уважаемые гости, смогли наши дети выполнить первое задание?
- Молодцы! Без сучка, без задоринки выполнили задание.
Воспитатель: Второе задание.
- Вы сказали, что умеете подбирать пословицы. (Показ на символ (Приложение 1). На каждом столе лежат две пословицы, выберите из них ту, которая подходит к вашей сказке. Выполняйте.
-Почему вы так считаете?
1 группа. (К сказке «Берёза»).
Дети: «Лучше доброго дела ничего нет».
- Потому что бабушка сделала доброе дело и берёза её за это отблагодарила.
2 группа. (К сказке «Плотник заяц»)
Дети: « За добро злом не платят».
- Потому что Заяц сделал доброе дело, построил дома для животных, а звери ему отплатили злом, не пустили в мороз в дом.
3 группа. (К сказке «Серебряный котёл»)
Дети: « Дерево держится корнями, а человек друзьями».
- Потому что не было бы друзей у мальчиков и остались бы они в снежных комках, а девочки пришли на помощь и спасли мальчиков.
4 группа. (К сказке «Сорока и Ворона»)
Дети: «Не обманывай других, самого обманут».
- Потому что Ворона обманула Сороку и сама осталась обманутой.
Воспитатель: Молодцы! Успешно справились с заданием.
- Тогда третье задание:
Воспитатель: Вы считаете, что умеете отвечать на вопросы. (Показ на символ (Приложение 1).
- Ответьте на вопросы:
- К какой группе сказок относиться ваша сказка? Почему вы так думаете?
1 группа. Сказке «Берёза».
Дети: Бытовая сказка. Потому что в сказке говорится о людях и природе.
2 группа. Сказка «Плотник Заяц»
Дети: О животных. Потому что герои сказки животные.
3 группа. Сказка «Серебряный котёл»
Дети: Волшебная сказка. Потому что в сказке происходят превращения.
4 группа. Сказка «Сорока иВорона»
Дети: О животных. Потому что герои сказки птицы и животное – медведь.
Воспитатель: Чему учит ваша сказка?
1 группа.
Дети: Доброте, отзывчивости, трудолюбию, взаимопомощи, вежливости.
2 группа.
Дети: Трудолюбию, доброте, отзывчивости, чуткости.
3группа.
Дети: Дружбе, верности, смелости, взаимовыручке, преданности, находчивости.
4 группа.
Дети: Честности, правдивости, не жадничать, не брать чужого.
Воспитатель: Молодцы! Вы сумели точно ответить на вопросы. Нам пора отдохнуть.
Игра «Воображение» (Включаю музыку).
Физминутка:
- Только в лес мы пришли, появились комары. (Дети отмахиваются)
- Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда. (Наклоняются, поднимают)
Тихо птенчика берём и назад в гнездо несём. (Поднимаются на носочки, кладут в гнездо).
- На полянку мы заходим, (Вокруг себя обходят)
Много ягод мы находим. (Разводят руками).
Земляника так душиста, (Подводят руки к груди).
Что не лень и наклонится. (Наклоняются).
- Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса. (Выглядывают).
Мы лисицу обхитрим, (Пальчиком грозят).
На носочках побежим. (Вокруг себя).
- Лесорубами мы стали, топоры мы в руки взяли. (Ноги на ширине плеч)
И руками сделав взмах, по полену сильно – бах. (Имитация – рубят дрова).
- На болоте две подружки, две зелёные лягушки. (Прыгают вокруг себя)
Рано утром умывались, полотенцем растирались. (Имитация).
Лапками шлёпали, лапками хлопали. (Топают, хлопают).
Лапки вместе, лапки врозь,
Лапки прямо, лапки вкось.
Лапки здесь, лапки там,
Что за шум, что за гам. (Выполняют движения согласно тексту).
Воспитатель: Это было удивительно, садитесь на места.
- Следующее задание:
Воспитатель: Вы сказали, что умеете пересказывать сказки. (Показ на символ (Приложение 1).
- А какую сказку вы будете пересказывать, узнаете по закрытой иллюстрации из книжки.
Воспитатель: Задавайте мне вопросы.
Дети: Эта сказка волшебная?
Воспитатель: Нет.
Дети: Эта сказка бытовая?
Воспитатель: Нет.
Дети: Эта сказка о животных?
Воспитатель: Да
Дети: В этой сказке есть медведица?
Воспитатель: Да
Дети: Есть медвежонок?
Воспитатель: Да
Дети: Есть заяц?
Воспитатель: Да
Дети: Есть волк?
Воспитатель: Да
Дети: Есть Машукей?
Воспитатель: Да
Дети: Есть девочка?
Воспитатель: Да
Дети: К этой сказке подходит пословица: «От вежливых слов язык не отсохнет».
Воспитатель: Да.
Дети: Эта сказка «Аттьö».
Воспитатель: Правильно. Вы знаете разные способы пересказа сказки. Как вы думаете, о каком способе пересказа нам подсказывает эта схема? (Показ схемы (Приложение 5).
П.о. детей: Я думаю от лица литературного героя
Воспитатель: Да, правильно.
- Не забудьте при пересказе сказки передать голосом характер героев сказки.
- Кто желает пересказать сказку?
- От лица, какого литературного ты бы хотел пересказать сказку?
Идёт пересказ. (Приложение №6).
Воспитатель: Как вы считаете, удалось ли вам пересказать сказку от лица литературного героя?
Воспитатель: Какой из пересказов вам больше всего понравился?
Воспитатель: Почему?
- Сегодня мы вспомнили знакомые сказки Соломонии Пылаевой. Как вы думаете, смогли ли мы выполнить все задания?
- Уважаемые гости, достойны ли наши ребята считаться знатоками коми сказок С.Пылаевой?
- Вы сегодня были на высоте. Мы будем продолжать знакомиться с произведениями других коми писателей и станем талантливыми участниками театральной студии. Благодарю вас за работу. (Раздаю эмблемы «Знатоки коми сказок»).
Приложение 1.
Символы по работе со сказками.
Название сказки Пересказ сказки
Вопросы Подбор пословиц
Приложение 2.
Определение названия сказки по картинкам
«Плотник Заяц»
Приложение 3.
«Интересные слова» к сказке
Приложение 4.
По схеме к сказке
Приложение 5. Схема пересказа сказки «Аттьö» от лица литературного героя
1.
7. 2.
6. 3.
5. 4.
Силуэты
- - Машукей
- Девочки и мальчики
- Медведица
- Медвежонок
- Волк
- Заяц
- Девочка
Приложение №6: Сказка «Аттьö».
Жила-была в одной деревне хорошая девочка. И звали её Машукей. Однажды приготовила Машукей пельмени, вышла на крыльцо и громко крикнула.
- Все кто хочет, приходите ко мне в гости пельмени кушать.
Услышали девочки и мальчики, что Машукей зовёт всех в гости и пошли.
- Здравствуй, Машукей!
- Аттьö, что ты нас пригласила.
- Садитесь, гости дорогие, угощайтесь.
Приглашает Машукей гостей к столу. Сели гости за стол, угощаются пельменями, да Машукей нахваливают.
- Хороши пельмени!
- До чего ж вкусны!
- Просто объедение!
Услышал Медвежонок, что Машукей зовёт пельмени кушать и говорит:
- Пойдём, мама, пельмени кушать, всех вон зовут.
- Пойдём, сынок, уж очень вкусно пахнет.
Зашли медведи в дом, зарычали, набросились на пельмени. Разбежались, только одна Машукей сидит и от испуга ничего сказать не может.
А медвежонок гладит живот и говорит:
- Как вкусно.
- Вроде бы все пельмени съели?
Стали медведи заглядывать в тарелки, под стол, ничего не осталось. Пошли медведи к двери, Машукей их спрашивает:
- А где же ваше Аттьö!
Медведица с медвежонком посмотрели друг на друга, удивились и пошли. Медвежонок спрашивает медведицу:
-Мама, а почему девочка так сказала: «А где же ваше Аттьö?»
- Не знаю где? Может Волк знает, давай его спросим.
Навстречу идёт Волк. Спрашивает Медвежонок Волка:
- Скажи нам Волк, где же наше Аттьö?
- Не знаю где?
Вдруг из-за кустов выскочил Заяц. Медвежонок к нему:
-Эй, Заяц, не видел ли ты наше Аттьö?
Испугался Заяц и дрожащим голосом говорит:
- Там вдали, на зелёном лугу, что-то лежит очень-очень красивое. Может это и есть ваше Аттьö?
Пошли медведи на луг. На лугу лежит ленточка. Подошла Медведица к ней, подняла.
- Ой, что это?
Медвежонок лизну языком и говорит:
- Не знаю? Какое безвкусное.
Медведица нюхает:
- И ничем не пахнет.
А на зелёном лугу девочка цветы собирает. Подошли Медведица с медвежонком девочке и спрашивают:
- Девочка, не твоё ли это?
Обрадовалась девочка ленточке:
- Ой, это же моя ленточка, я её искала, Аттьö.
Медвежонок заплакал и спрашивает девочку:
- А где же наше Аттьö? Где же мы его потеряли?
- Вы не потеряли. Аттьö – это хорошее, доброе слово, которое говорят за добрые дела, за гостинец, за подарок. А, вы, наверно, кому-то не сказали этого слова?
Медвежонок обрадовался и говорит:
- Аттьö, тебе девочка.
- Ой, забыли сказать Машукей Аттьö за пельмени. Побежим скорее и поблагодарим её за угощение.
Медведица с медвежонком побежали в деревню к Машукей и громко сказали Аттьö.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Моя малая родина»
Задачи: -Продолжать знакомить детей с малой родиной - п. Березовкой, воспитывать любовь к ней;- Обогащать знания детей о поселке, о местном фольклоре....
Ежедневное планирование, подготовительная группа. Темы "День знаний", «Моя малая Родина –Городец»
Ежедневное планирование, подготовительная группа. Темы "День знаний", «Моя малая Родина –Городец»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Большая и малая Родина»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Большая и малая Родина»...
КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Республика Коми – моя малая Родина» «Белоствольная краса сотворяет чудеса».
Непосредственная образовательная деятельность по этому направлению реализовалась на педсовете....
КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА"
quot;МОЯ МАЛАЯ РОДИНА"...
Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие". Конспект ННОД в подготовительной школе группе, тема «Искитим-моя малая Родина!»
Познакомить с историей названия города, формировать представление детей о малой Родине на основе ознакомления с ближайшем окружением и достопримечательностями родного города....
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей - подготовительной группе Тема : “Поселок Степной – наша малая Родина.”
Конспект занаятий по нравственному-патриотическому воспитанию в старшей - подготовительной группе. Тема: "Поселок Степной - наша малая Родина"....