КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Республика Коми – моя малая Родина» «Белоствольная краса сотворяет чудеса».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

КУТЬКИНА Татьяна Борисовна

Непосредственная образовательная деятельность по этому направлению реализовалась на педсовете. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beryoza_podgotovishki.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6» г.Емвы

КОНСПЕКТ НОД

по познавательному развитию
в подготовительной группе
 
Тема: «Республика Коми – моя малая Родина»
 
«Белоствольная краса сотворяет чудеса». 

Автор: Кутькина Татьяна Борисовна,

воспитатель МАДОУ

«Детский сад №6» г.Емвы

2017

Цель: Уточнение и обогащение знаний детей о дереве жизни – берёзе. 
Задачи: 
ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» 
Познакомить детей с освещением коми избы – лучиной и её устройством (светцы). 
ОО «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

- Продолжать формировать у детей монологическую речь при последовательном описании предмета, выделяя его особенности и назначение.

- Продолжать учить детей давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы.

- Упражнять детей в подборе прилагательных.

- Развивать способность правильно выражать мысли, доказательную речь, логическое мышление, память, наблюдательность, воображение. 

ОО «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

- Развивать умение выслушивать своих сверстников, работать сообща при выполнении задания в составлении целого предмета из его частей.

- Создать предметно-развивающую для организации НОД.
ОО «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

- Способствовать двигательной активности детей для обеспечения смены деятельности, упражнять детей в выразительности движений.
ОО «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

- Использовать музыкальное произведение для обогащения содержания НОД.

- Развивать умение подбирать соответствующие иллюстрации для создания книги о берёзе.

Предшествующая работа: Экскурсии в парк; наблюдение на участке за берёзой в разные сезоны года; чтение рассказа Г. Скребицкого «Раненные деревья»; познавательная деятельность по теме «Знакомство с берестой»; рассматривание изделий из бересты; д/и «Опиши предмет»; знакомство с пословицами и народными приметами о берёзе; д/у «Попроси вежливо»; аппликации с использованием бересты, подбор прилагательных и родственных слов о берёзе; рассматривание берёзовых почек, берёзового веника и рассказывание об их лечебных свойствах; рассматривание лаптей; заучивание стихотворения «Берёзовый сок» и стихотворения А. Прокофьева «Берёзка»; составление сложноподчинённых предложений «Я люблю коми край, потому что…»

Материально- техническое обеспечение: Картинки – берёза, сосна, ель; символы – лампа, красный крест, рука, стакан; сюжетные картинки – лучина, берёзовый веник и банка с настоем; схема описания предмета; берестяные изделия; берёзовый сок; хоровод возле берёзы; картинка - устройство для лучины – светцы; лучина; разрезные картинки – веник, банка с настоем; предметы из бересты – туес, лукошко, лапти; банка с берёзовым соком; аудиозапись «Во поле берёза стояла»; салфетка.

Словарная работа: Чудеса, лучина, коптит, светцы, отщеплять от полена, белокорая, белоствольная, ненаглядная, исцелять, ингаляции.

Вос-ль: Доброе утро улыбчивым лицам!

              Доброе утро и солнцу, и птицам!

               Пусть каждый становится добрым, доверчивым,

               Пусть доброе утро продлится до вечера!

 - Ребята, посмотрите как много сегодня у нас гостей. Давайте мы им улыбнемся, чтобы им было уютно у нас в гостях.

      - Ребята, скажите, пожалуйста,  а где находится наш город? (в Коми Республике). Вы можете показать на карте город, где мы живём. На каждом занятии мы узнаем что-то новое о природе нашего родного коми края.

      - Чем же богат наш коми край?

Предп-е ответы детей:

- В нашем коми крае много лесов.

- В лесах много полезных ягод и грибов. 

- Много разных лечебных трав, которые растут везде и рядом с нашим детским садом. 
- В лесах и в городе много разных деревьев, есть «чудо – дерево», его зовут лиственница. 
- А почему «чудо – дерево»? Потому что на нём желтеет хвоя и осенью опадает. 


Вос-ль: Сегодня мы продолжим раскрывать чудеса нашего коми края. А о чём мы будем говорить, вы узнаете, если догадаетесь, что здесь лишнее? (картинки с изображением сосны, берёзы, ели). 
Дети: Берёза 
Вос-ль: Почему берёза? 
Предп-е ответы детей:

- Потому что у ели и сосны хвоя – они хвойные, а у берёзы листья – она лиственное дерево. 
Вос-ль: Вы уже много знаете об этом чудесном дереве. А что можно сделать, чтобы о берёзе узнали другие дети? (Высказывание детей). 
Вос-ль: Я предлагаю вам составить книжку в картинках о берёзе, а потом показать её детям другой группы, и рассказать, о чём в ней говорится. А как вы думаете, что будет на обложке нашей книги? 
Дети: Берёза. 
Вос-ль: Вот она. (Показ обложки, на которой изображена берёза). Расскажите о берёзе.

Предп-е ответы детей: У берёзы тонкие, развесистые ветви, зелёные, бархатистые листья, белый с чёрными полосками ствол, он покрыт корой – берестой; снизу он толстый, а сверху тонкий.

Вос-ль: Удивите берёзку и подберите красивые слова о ней.

Дети: Кудрявая, стройная, белокорая, белоствольная, красивая, светлая, пушистая, тонкая, родная, ненаглядная.

Физминутка: 
Вос-ль: На минутку мы превратимся в берёзу и покажем, что с ней происходит в разное время года. Я буду говорить, а вы будете её изображать.

Лето: Берёзки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками. (Дети поднимают руки вверх, кисти рук имитируют «шелест листьев», покачивают руками).

Осень: Опадают листья на берёзах, всё чаще дует сильный ветер, который раскачивает деревья из стороны в сторону. (Плавно опускают руки вниз, поднимают руки вверх, качают ими).

Зима: Веточки на берёзах дрожат от холода. Снег пригибает их к земле. (Руки вверху имитируют «дрожание» веточек, низко наклоняют руки из стороны в сторону).

Весна: Тает снег. Веточки поднимаются вверх. Набухают почки, лопаются и появляются нежные листочки. (Руки вверху, пальцы рук собраны вместе, имитация пальцами как «лопаются почки» и кисти рук плавно расходятся в стороны, имитируя распускание листьев).

Вос-ль: Настало время собрать все странички книги по порядку, а помогут нам в этом картинки – помощники, которые находятся рядом с обложкой. (Картинки повёрнуты обратной стороной и пронумерованы).

Вос-ль: Откроем первую картинку.

- Что это? (Лампочка)

- Что делает лампочка? (Светит)

- А берёза может светить, освещать?

- Ребята, я предлагаю вам сесть и послушать мой рассказ.

- Раньше, когда не было лампочек, коми избу освещали лучинами. А как вы думаете, лучина – что это? (Высказывание детей).

- Рассмотрим её. (Показ щепки). Вот это лучина. Повторите.

Какая она?

Дети: Тонкая, деревянная, острая.

- Это обыкновенная щепка, которую отщепляли от полена, заострённая на конце. Обычно лучину делали из берёзы, так как она ярче горит и не коптит, мало дыма от неё.

- А что это за приспособление, как вы думаете? (светцы, повторите (показ картинок)

- Как вы думаете, как его можно использовать? (Высказывание детей). Один конец лучины закрепляли так, чтобы она лучше горела, а другой вверху зажигали. Благодаря светцам лучину можно было переносить в любое место. Раньше под лучину ставили корыто с водой. Как думаете, зачем? (Высказывание детей).

- Да, конечно, чтобы искры попадали туда и гасли.

Недаром в народе говорят про берёзу: « Первое дело мир освещать».
Вос-ль: Найдите первую страничку для нашей книги.
Вос-ль: Откроем вторую картинку. Что это? (Красный крест).

- Где вы ещё такой красный крест видели? (На машине скорой помощи).

- К кому спешит скорая помощь? (К больному человеку).

- А как использовал берёзу для лечения коми народ?
Предп-е ответы детей (из полученных знаний в НОД).

- Чтобы не болела голова, подходили к берёзе и прислоняли к ней голову.

- Свежие листья берёзы накладывали на ранки; отвар из листьев пили при кашле и простуде.

- Отваром из почек натирали спину, чтобы она не болела; прикладывали примочки к больному зубу.

- А самым главным лекарством был берёзовый веник (показ веника)
Вос-ль: Как помогал берёзовый веник выздороветь? 
Предп-е ответы детей:

- Запах листьев убивает болезнетворные микробы.

- Массаж делает человека бодрым. 
Восп-ль: Да, берёзовый веник успокаивает, снимает боль, ускоряет заживлению ран, ингаляции лечат горло и насморк. 
Вос-ль: А чтобы узнать, верно ли вы ответили про лечебные свойства берёзы, вам надо сложить из частей картинку. Это задание необычное, нужно вдвоём собирать картинку, дружно, помогая, друг другу. Садитесь за столы. Собирайте картинку и слушайте мелодию, под которую девушки около берёзы водили хороводы.

(Выполняют задание под мелодию «Во поле берёза стояла»)
Вос-ль: Что получилось на ваших картинках? (Берёзовый веник, банка с отваром). 
Народ говорит:
 «Второе дело берёзы – людей исцелять».
Вос-ль: Подберите вторую страничку.

Давайте подойдём к нашим картинкам – помощникам. Что вы видите на этой картинке? (Руку).
Вос-ль: Как вы думаете, почему рядом с берёзой – рука? Что могут сделать руки? 
Предп-е ответы детей: Погладить, обнять, полить, смастерить из бересты разные предметы. 
Вос-ль: Почему в нашем коми крае люди использовали и используют бересту? 
Дети: Потому, что в коми крае растёт много берёз. 
Вос-ль: Какие предметы из бересты вы знаете? 
Дети: Туес, лукошко, лапти, пестер, бусы, солонка, шкатулки, разные украшения. 
Вос-ль: Давайте узнаем, какие предметы смастерил мастер. У нас за ширмой есть разные предметы, о них надо рассказать так, чтобы мы узнали эти предметы. А поможет вам вот эта схема. (Дети описывают предмет по схеме). 
Дети: Этот предмет похож на цилиндр, бывает высоким и низким, жёлто-коричневого цвета, сделан из бересты, у него есть стенки, дно и крышка. В нём хранят мёд, молоко, квас. Что это за предмет? (Туес). 
Дети: Этот предмет прямоугольной формы, коричневого цвета, бывает большим и маленьким, сплетён из бересты, у него есть дно, стенки, ручка. Его можно брать в лес по грибы и по ягоды. Что это за предмет? (Лукошко) 
Дети: Этот предмет удобный, лёгкий, внутри ровный. Бывают большие и маленькие, светло-коричневого цвета, сплетён из бересты. Его надевали на ногу, в нём ходили зимой и летом. Что это за предмет? (Лапоть). 
Вос-ль: «Третье дело берёзы – людям помогать». Вот эта страничка, на ней изображён мастер Кочев Михаил Степанович. 
Вос-ль: Осталась последняя картинка – помощник. Как вы думаете, что на ней может быть? (Высказывание детей). 
Вос-ль: Что это? (Стакан). 
Вос-ль: А как связаны между собой стакан и берёза? Для чего нужен стакан? Чем может напоить берёза и людей, и птиц, и насекомых? (Берёзовым соком). 
Вос-ль: А можно ли оставлять надрез, из которого сочиться берёзовый сок? Почему? (Берёза погибнет, потому, что весь сок выбежит). 
Вос-ль: Что надо сделать, чтобы этого не случилось? (Надо замазать надрез глиной, мокрым песком). 
Вос-ль: Какую примету о берёзовом соке вы знаете? (Если течёт по стволу много сока, то лето будет дождливое). 
Вос-ль: Какое четвёртое дело берёзы? 
«Четвёртое дело – всех напоить». 
Воспитатель: Подберите четвёртую страничку для нашей книги. Ребята, давайте вежливо попросим берёзку, чтобы она напоила всех нас берёзовым соком. 

Дети: Берёзонька, напои нас, пожалуйста, берёзовым соком.

Как мы назовём нашу книгу? («Берёзонька», «Дерево – жизни», «Белоствольная красавица» т.д.).

Как вы думаете, все ли странички мы собрали для нашей книги? 
Есть ещё странички для книги, о них мы поговорим на следующем занятии, а потом готовую книжку покажем ребятам. Спасибо. А теперь угощайтесь берёзовым соком и наших гостей приглашайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Леса – наша гордость и краса».

Занятие по познавательному развитию способствует уточнению и обобщению у детей конкретных представлений о роли леса в жизни детей. Уточняет понятия: русский лес - богатство каждого человека нашей стра...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Петрозаводск-столица нашей республики».

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Петрозаводск-столица нашей республики».Цель: Познакомить детей с достопримечательностями города, развивать культурно...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «7 Чудес Кузбасса»

Цель: Обогащение представлений детей о Кузбассе, познакомить с памятниками, достопримечательностями Кемеровской области, расширять кругозор детей, развивать любознательность. Задачи:Расширит...

Методическая разработка Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. « Моя малая Родина».

воспитание гражданина и патриота своей Родины, формирование нравственных ценностей. Расширить представление детей о малой и большой Родине, любовь к малой Родине...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе На тему «Моя малая Родина - мой город Георгиевск»

Цель:Закрепить знания о родном городе, как о частице нашей Родины. Формирование представлений о социокультурных ценностях родного города Георгиевска.Образовательные задачи:- Формирование у детей духов...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие к острову Чудес на поиски сокровищ». (ФЭМП)

Тип ОД: обобщающее.Направление: познавательное развитие (ФЭМП)Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Форма ...

Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной группы на тему :День Республики Крым.

Конспект занятия дя детей подготовительной руппы на тему : День Республики Крым....