Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие". Конспект ННОД в подготовительной школе группе, тема «Искитим-моя малая Родина!»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Познакомить с историей названия города, формировать представление детей о малой Родине на основе ознакомления с ближайшем окружением и достопримечательностями родного города.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ННОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Искитим-моя малая Родина!»
Цель: воспитывать чувство любви и уважения к своей малой родине, к городу Искитиму.
Задачи:
- Формировать представление детей о малой Родине на основе ознакомления с ближайшем окружением и достопримечательностями города.
- Познакомить с историей названия города.
- Развивать воображение, связную речь, мышление в процессе дидактических игр, пополнять и активизировать словарь детей.
- Обогащать знания детей о городе (его достопримечательностях: названия памятников и памятных мест города, улицы, здания);
- Воспитывать любовь и чувство гордости за свою малую Родину.
Оборудование и материалы: мультимедийный экран, проектор, ноутбук, презентация, разрезные картинки - фотографии городских мест.
Предварительная подготовка: рассматривание альбомов и открыток с изображением достопримечательностей и улиц города, герб Искитима
Ход занятия:
- Орг. момент
Пальчиковая игра. (слайд1)
Здравствуй, солнце золотое. | Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. |
Воспитатель: Ребята, а что такое родина? (Ответы детей).
- Родина, это место, где человек родился, вырос, учился, где его родители, родной дом, березка, солнышко и многое другое - и есть его родина. Наш город - это наша малая родина.
- А как называется наш город?
- Ребята, а вы знаете, почему наш город носит такое название? Как он появился?
2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ « Искитим – моя малая родина!»
Часть 1 – древняя.
Давным-давно на берегу быстрой р. Бердь существовала сказочная Телеутская землица. Бердь в той землице кишела рыбою, бобрами, раками. Сосновый бор был полон грибов, ягод и зверей лесных. В березовых рощах наперебой птицы распевали свои песни. И пришли на эти земли неведомые люди - ашкитимы. И сказали люди: «Хороша землица! Остаемся здесь.» И стали они на этой земле жить-поживать и добра наживать. Да не тут- то было. Из далеких степей нагрянули воины монголо- татарского хана Кучума. И сказали воины: «Эта земля нашего хана. Убирайтесь или платите дань.» Не захотели ашкитимы уходить с землицы, и стали они платить дань Кучуму. Так бы и платили они всю жизнь эту дань, если бы не пришли на землицу посмотреть казаки с великой реки Волги да со своим атаманом Ермаком. «Красота! Будет эта землица российскою» - сказал Ермак и пошел войной на Кучума. С тех пор в этих краях русские свои деревеньки стали отстраивать. В далеком 1717 на берега небольшой речушки пришли братья казаки Шипуновы. - Ну, что, брат, хватит воевать пора и о своем доме подумать . - Это ты правду, брат, говоришь. И построили братья дом, а за их домом целая деревня выросла, а названье ей дали по фамилии братьев казаков Шипуново, и речку Шипунихою назвали. На берегу другой речки выстроили свои дома братья Койновы. Потом здесь село богатое выросло. На берегу р. Черной тоже деревни появились Черноречка и Вылково. Время появления 4-х деревень - 1717г. принято считать датой рождения города. Жили бы здесь люди и жили бы, рыбу ловили, охотились. Но в 19 веке проложили здесь дорогу длинную, Алтайским трактом она называлась. Вы спросите: «А при чем тут камень?». Чтобы ответить на этот вопрос, мы предлагаем Вам пройти в центр нашего города на Комсомольскую площадь к самому камню – факелообразной известняковой глыбе, которая является символом Искитима, он вам расскажет 2 часть истории.
Вторая часть истории
Самые первые годы жизни Искитима Часть 2 – современная А в 20 веке вообще конец покою пришел: через деревни еще и железного коня пустили. А в 1929 г. пришли в эти края геологи камень неизвестный разыскивать. Много камня отыскали, то был известняк и глинистый сланец. Камень этот дивный оказался, порошок из него диковинный делать стали, цементом его назвали. Для этого с 1930 по 1934 г. огромный завод построили, а пока его строили, села в рабочий поселок слились. А величать его стали Искитимом, в честь людей первых - ашкитимов. А в 1938 Искитим стали градом называть да не простым, а районного подчинения. А в 1951 стал Искитим городом областного подчинения. Вот такая история. Хочешь, верь, а хочешь, нет, а история особенная. Получается, что если бы не нашли геологи известняк, не было бы завода и города. Так бы и остались 4 деревушки на Берди стоять. А известняк и впрямь дивным камнем оказался, ведь именно он городу начало дал. *** (Старый герб г. Искитима) На известняковой глыбе Вы сможете познакомиться с гербом Искитима, который отражает связь истории и современной жизни города. На нем изображены трубы Чернореченского Цементного Завода – градообразующего предприятия. Вокруг него с одной стороны – шестеренка, которая указывает на развитие в городе машиностроения. С другой стороны изображения ЧЦЗ – колосок. Он обозначает то, что Искитим – административный центр Искитимского района – зерновой житницы страны, и в самом городе занимаются хранением зерна и производством хлеба, имеются в черте города. А в нижней части герба синей полосой показана р. Бердь, на которой вырос Искитим.
Для города, выросшего вокруг карьера, лучшего названия, чем Искитим, и не подберешь. На языке телеутов - коренной сибирской народности – "искитим" означает чаша, впадина.
- А хотели бы вместе со мной отправиться в путешествие по нашему современному городу?
Тогда отправляемся, вспомним об осанке. Готовы? Тогда в путь. А отправимся в путь мы на…(слайд «Вертолет»)
Физминутка «Вертолет»
Быстро лопасти крути! Вертолет, лети, лети! | Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это – «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета. |
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (продолжение)
СЛАЙД №10 - Такой опознавательный знак можно увидеть при въезде в город.
СЛАЙД №11 (озвучивают дети) - Герб и флаг Искитима. Обоснование символики герба города.
Зеленый цвет - красота сибирской природы.
Синий, голубой цвет - символ мира, верности, волнообразная линия - река Бердь, на берегах которой расположен г. Искитим.
Желтый цвет - символ гостеприимства, больших запасов полезных ископаемых.
Серебряный (белый) цвет - символ веры, чистоты.
Бобры символизируют трудолюбие.
СЛАЙД №12 (озвучивают дети)
ОАО «Искитимцемент» - предприятие по производству цемента в Новосибирской области. Единственный производитель цемента в Новосибирской области. Вот почему наш город называется еще – город, строящий города. Отсюда в разные города спешат вагоны и машины с цементом для строительства.
Загадка. (озвучивают дети)
- Электрички, поезда приезжают все сюда,
Пассажиров доставляют, расписанье они знают.
СЛАЙД №13 - такой вокзал был в годы войны и в наше время.
- А на чем можно еще приехать в наш город? (автобусом)
СЛАЙД № 14 -(озвучивают дети)
Чтобы детишки здоровыми были,
Нужно, чтоб, где-то врачи их лечили
Чтоб здоровыми были всегда.
С мамами ходят дети куда? (больница).
СЛАЙД №15– (озвучивают дети)
Сердце города - Комсомольская площадь. Около 60 лет назад на месте площади были рощи, болота, озера, на которых охотились на уток. Теперь здесь многоэтажки, Центральный универмаг (ЦУМ), мемориал воинам-искитимцам, погибшим в Великую Отечественную войну.
СЛАЙД №16 – (озвучивают дети)
Самое молодое и красивое сооружение на Комсомольской площади - это часовня в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
СЛАЙД № 17- городской парк. (озвучивают дети)
Много деревьев, много цветов.
И отдохнуть здесь каждый готов.
Мчится по кругу с детьми карусель.
В тихих аллеях - прохладная тень.
Воспитатель: Любите ли вы, дети, карусели? Я приглашаю вас на карусели.
(Проводится русская народная игра "Карусели")
Игра «Карусели».
В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном.
1-я часть – дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(Легко бегут по кругу).
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
(Дети замедляют бег, останавливаются).
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг).
2-я часть – дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом».
Воспитатель: Как весело мы катались на каруселях. А ведь я вам принесла конверт от Городовичка.
Помогите мне его найти? (дети находят конверт). Интересно, что в нем лежит?
- Два конверта, на одном девочка. А, на другом - мальчик, значит для кого они? (ответы детей)
(Дети открывают конверты и собирают разрезные картинки).
Молодцы! Справились и девочки и мальчики.
Воспитатель: Посмотрите, в конверте еще и фотографии.
Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется "Где я нахожусь?" (проводится игра).
Дети называют место на фотографии и помещают её на магнитную доску.
- Дети, мы составили из фотографий панораму нашего города. Расскажите, какой наш город? (подбор прилагательных).
Воспитатель читает стихотворение про Искитим
Над тобою небо в сини,
Облаков белый дым,
Ты- частица России,
Город мой Искитим.
Полюбил я тебя навсегда,
Искитим – мой рабочий товарищ.
Строишь ты на земле города,
И планету Земля украшаешь.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, я вам прочитала стихотворение нашей землячки Ольги Пономарёвой.
- А кто такие земляки?
- Расскажите мне, что нового вы узнали о нашем городе? (Игра с мячом)
- Куда бы с вами не уехали из нашего родного города, мы всегда останемся земляками, то есть людьми, выросшими в одном месте, на одной земле.
- Мне хочется, что вы это помнили, и я дарю вам герб нашего города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Большая и малая Родина»
Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Большая и малая Родина»...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной к школе группе Тема: «Большая и малая Родина»
Программное содержание:Уточнить и расширить знания детей о Родине, о государственной символике России, достопримечательности Орехово - Борисово.Развивать память, сообразительность, находчивость, позна...
Конспект занятия в старшей группе Тема: « Кемерово — моя малая Родина».
Конспект занятия в старшей группе Тема: « Кемерово — моя малая Родина».Цель: продолжать расширять представления детей о своей малой Родине, в которой они живут; - Воспитывать чу...
Конспект НОД для подготовительной к школе группы Тема: "Большая и малая Родина"
Цель:Формирование знаний детей о большой и малой Родине. Задачи: Расширять и закреплять представления детей о Родине малой и большой.Закрепить знания детей о достопримечательностях гор...
Конспект образовательной деятельности по нравственно–патриотическому воспитанию в средней группе. Тема: «Когалым- моя малая Родина!»
Конспект образовательной деятельности по нравственно–патриотическому воспитанию в средней группе. Тема: «Когалым- моя малая Родина!» Интеграция образовательн...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе тема: « По тропинкам Малой Родины»
Познание окружающего мира дошкольниками строится при активном участии различных специально организованных занятий. Беседы и занятия о малой Родине формируют лучшие нравственные качества личности мален...