КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе по коммуникативной деятельности (развитие речи).
Лутова С.И.
Тема: «Моя малая Родина».
Тип деятельности: тематическая, творческое.
Используемые методы и технологии обучения: интегрированные, проблемные, дифференцированные, личностно – ориентированные, ИКТ
Форма организации обучения: фронтальная (коллективная работа, подгрупповая (работа малыми подгруппами, индивидуальная.
Форма обучения на занятии: игра - викторина, беседа, мастерская.
Цели и задачи:
Образовательные:
• Закрепить знания детей о родном крае: истории, символики, достопримечательностей, промышленных объектов и памятников.
• Расширить знания детей об истории Дергачевского района.
• Обогащать представления детей о разнообразии природного мира.
Развивающие:
• Развивать познавательный интерес детей к культуре родного края, к её истории и значимости в жизни человека, людям, проживающим в Дергачевском районе.
• Развивать умение давать содержательный ответ на вопросы.
Воспитательные:
- воспитывать чувство привязанности, любви к своей Малой Родине, любовь к природе родного края;
- воспитывать нравственно - патриотические, гражданские чувства, чувство гордости за культурное наследие и бережное отношение к нему.
Словарная работа: активизировать самостоятельные рассуждения, поддерживать инициативу ответов на вопросы викторины.
Обогащение словаря детей: государственные символы, предприятия, Алтата, многонациональная, летописец.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, двигательная, художественно-творческая, продуктивная.
Методы: наглядные (просмотр презентаций, выставка рисунков, образцы зерновых культур, словесные (вопросы викторины, краткая беседа, чтение стихов, практические (сотворчество, самостоятельный выбор).
Индивидуальная работа: с Костей Р. -поощрять высказывать свое мнение; с Лейсан Б. - продолжать учить мальчика взаимодействию с партнером.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация викторины «Наш родной край», карта Дергачёвского района; медали и грамота для награждения команд; костюм историка, эмблемы для команд «Ручеёк» и «Колосок», емкости с зерновыми культурами; картинки животных, птиц, рыб, растений; оборудование для творчества (разрезные картинки для моделирования герба, флага).
Предварительная работа: экскурсия в детскую библиотеку, Краеведческий музей, к памятнику Воинам погибшим в годы ВОВ, к стене памяти Дергачевцам; к Храму Михаила Архангела; к Доске почета, на элеватор, прослушивание песен, заучивание стихов о Дергачах, о Родине,
просмотр презентаций о природе Дергачевского района, достопримечательности, предприятия, знакомство с «Красной книгой» Дергачевского района.
Интеграция ОО: речевое развитие, познавательное развитие, коммуникативное развитие, социально – коммуникативное развитие», физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Ход НОД.
1.Вводная часть.(Мотивация.)
Слайд №1
Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю на викторину «Наш родной край» . В игре участвуют две команды, команда «Ручеёк» и команда «Колосок». Оценивать игру будет жюри, наши гости.
Воспитатель: Много стран на планете Земля, каждая страна имеет свои историю, традиции и символы. Как у человека, так и у страны, есть свое имя.
Давайте начнём нашу викторину с разминки. Я буду начинать предложения, а вы их закончите.
Наша страна называется…. Россия.
Граждане России называются…. Россияне.
Столица России – город …. Москва.
Президент РФ – Путин В. В.
Областной город - Саратов
Самая известная река России…. Волга.
Воспитатель: Молодцы. Чтобы узнать тему нашей игры, нам надо отгадать кроссворд. «Отгадай кроссворд»
Слайд №2
Кроссворд
Д
Е
Р
Г
А
Ч
И
Д О М
Э Л Е В А Т О Р
К А Р А С Ь
П И Р О Г А М И
А Л Т А Т А
Д Е Р Г А Ч
Р О Д И Н А
1.«Где дом, тут и хозяин». О чем говорится в этой пословице? (О доме).
2. Самое высокое здание в нашем поселке? (Элеватор).
3. Какая рыба водится в нашей реке? (Карась).
4. «Не красна изба углами, красна …» (Пирогами).
5. «Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит». Как называется река, протекающая в нашей местности? (Алтата).
6. Какая птица является символом нашего поселка? (Дергач)
7. «Шар большой, на нем страна
Поселок в нем, а в нем дома
Дом на улочке одной,
Неприметный, небольшой
Этот дом, страна, земля Это (Родина) моя!
Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем сегодня пойдет речь на нашей игре?
Дети: О Дергачах.
2.Основная часть.
Слайд №3.
Звучит песня «Дергачи», на слайде картинка Дергачи.
Дергачи
музыка и слова Грунзовский Андрей.
Кто не был в Дергачах,
Мечтателем не станет.
А кто хоть раз, но был,
Приехать вновь мечтает.
Кому сопутствует -
Души большой размах,
Он будет рад,
Что купит домик в Дергачах.
Припев:
Связал судьбу свою я с Дергачами,
И горд я тем, что в Дергачах живу.
И Дергачи я ни за что не променяю -
Ни на Нью-Йорк, ни на Москву, ни на Париж.
А хоршо то как,
А кто еще не знает,
По Дергачам пусть так
Немножко погуляет.
Париж и Лондон -
Всем известны как никак,
Но мы то знаем -
Центр Европы в Дергачах !
Припев:
Связал судьбу свою я с Дергачами,
И горд я тем, что в Дергачах живу.
И Дергачи я ни за что не променяю -
Ни на Нью-Йорк, ни на Москву, ни на Париж.
Воспитатель: А как мы можем еще сказать о Дергачах?
Дети: Наша малая Родина.
Воспитатель:
Малая Родина или большая - все это Родина, как ни зови.
Силу дает и надежду внушает, боль утоляет и учит любви.
Малая родина или большая, - все это Родина только одна.
В миг, когда рушится все и ветшает, только и держит на свете она.
Воспитатель: Наша игра посвящена нашей малой Родине. Команды поприветствуйте друг друга.
Девизы:
Команда «Ручеёк»
В команде ручеёк
Деток звонкий голосок
Смех, игра, веселье
Чудо настроенье.
Команда «Колосок»
Колосок, колосок
Звонкий голосок
На победу нас направит
И в беде нас не оставит!
Конкурс 1. «Государственные Символы»
Воспитатель: У каждого города, района есть свой отличительный знак. Что это? (государственные символы) Как они называются?
Дети: Герб, флаг, гимн.
Воспитатель: И у Дергачевского района есть государственные символы. Сейчас поиграем в игру «Собери картинку», каждая команда соберёт картинку с символом Дергачей и расскажет о нем.
(На столах приготовлены разрезные картинки с изображением герба и флага Дергачевского района).
Слайд №4
Герб и флаг Дергачевского района.
Команда «Ручеёк»:
У нас получился герб. Герб - красного цвета. Красный цвет – символ труда, мужества, красоты, праздника, силы. На Гербе Дергачевского района изображена птица дергач. Птица - символ полёта. В верхнем углу герба изображены три стерлядки – это символ Саратовской области.
Команда «Колосок»:
У нас получился флаг. Флаг голубого и красного цвета.
Основной фигурой на флаге является изображение птицы - дергач. Голубой цвет -символ чести, благородства, духовности.
Воспитатель: Молодцы, а мы продолжаем игру.
Конкурс 2 «Литературный»
- Сейчас у нас литературный конкурс. Каждая команда должна рассказать стихи о своей малой Родине. Жюри оценивает содержание и выразительное чтение.
Команда «Ручеёк»:
1 реб. Есть, возможно, уголок красивее,
Есть богаче, шире есть края,
Только мне из всей моей России,
Ближе к сердцу Дергачевская земля.
Слайд №5
2реб. Степь моя, степь моя – Родина малая!-
Сотни я раз поворю.
Степь моя, степь моя – лучшая самая!
Вот как тебя я люблю!
Команда «Колосок»:
1 реб. Есть много в мире уголков отличных-
Природа там отлична и щедра.
Но край любимый все- таки привычней,
Да и не ищут от добра добра.
2 реб. Знаю, что где-то
На нашей планете
Есть и другие края,
Только милее мне всех на свете
Край, где родился я.
Конкурс 3 «Найди на карте»
Слайд№6
Карта Саратовской области.
Воспитатель: Это карта Саратовской области. Кто хочет найти и показать и на карте Саратовской области территорию Дергачевского района.
Воспитатель: Команда «Ручеёк» Каким цветом окрашена зона Дергачевского района? Какая это зона?
Сайд № 7
Команда «Колосок»: Дергачевский район окрашен желто – коричневым цветом. Это степная зона. В нашей местности много глины и песка.
Воспитатель: Команда «Ручеёк» какие реки протекают в Дергачевском районе?
Дети: Река Алтата, Камышлейка, Черненькая.
Слайд№ 8
Воспитатель: Ребята, я предлагаю немного отдохнуть.
Физ. минутка.
Мы шагаем друг за другом
Полем и зеленым лугом.
Светит солнышко над нами-
Вверх мы руки поднимаем.
Ветер стих - листва молчит,
Опускаем руки вниз.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились!
Дальше будем мы шагать,
Мир природы изучать!
Конкурс 4 «Оживи карту»
Воспитатель: Каждая природная зона имеет свой климат, свой растительный и животный мир. Давайте заселим карту Дергачевского района растительным и животным миром.
Команда «Ручеёк» выберет животных и птиц, а команда «Колосок»- растения и рыб.
Дети по одному прикрепляют картинки на карту Дергачевского района.
Воспитатель: Уважаемое жюри, проверьте правильность выполнения задания.
Слайд №9
К сожалению, ребята, многие растения и животные стали редкими, они занесены в Красную Книгу. Чтобы сохранить их, создаются охраняемые памятники природы, заповедники.
Команда «Ручеёк» назовет сейчас птиц Дергачевского района, занесенных в красную книгу. (Птица Дрофа, серый гусь, лебеди – шипуны, серые журавли).
Слайд №10
Команда «Колосок»: назовет растения Дергачевского района, занесенные в красную книгу. (Дерево сосна, цветы тюльпаны, кувшинки, гусиный лук.
Слайд № 11
Воспитатель: В Дергачевском районе заповедников нет, но есть особо охраняемая территория в поселке Восточный.
Слайд №12
Вспитатель: Посмотрите, ребята, какую красивую, интересную и полезную карту мы с вами сделали. В дальнейшем мы будем дополнять ее другим материалом, чтобы лучше узнать свой родной край, любить и беречь его природу.
Конкурс 5 «Экскурсоводы»
Воспитатель: Ребята, кто скажет, сколько лет поселку Дергачи?
Дети: 285лет.
Воспитатель: История Дергачей очень интересная. А помочь рассказать о ней я попросила Историка. Давайте пригласим его на нашу игру.
Входит Историк.
Слайд №11
Историк: Здравствуйте ребята, я получил от вас приглашение и с удовольствием поведаю вам об истории Дергачей. Знаете ли вы, откуда произошло название нашего поселка Дергачи? (ответы детей)
Через поселок протекает река Алтата, она непроточная, имела заросли тросника, в которой обитали дикие лошади, козы, степной зверь, плавающая птица, среди которых большое количество птицы Дергач. Эта птица, с раннего утра дающая о себе знать своей крикливостью, осталась в памяти жителей, она и дала название селу Дергачи. Послушайте крик птицы дергач.
(видео запись)
А знаете ли вы, почему река Алтата так названа? (ответы детей)
Существуют воспоминания, передаваемые из поколения в поколение. В записях сохранились имена первых поселенцев, приехавших со своими семьями, в их честь было названо село Алтата – «Алты – ата», что в переводе с татарского означает шесть отцов. В поселке жили купцы – это богатые люди. В Дергачах купцы строили хлебные амбары, склады лавки. Ежегодно в Дергачах проходили три ярмарки: летняя, осенняя, зимняя. На ярмарку съезжались продавцы и покупатели из соседних районов, можно было приобрести сельхозмашины, посуду, лес, мебель, рыбу, сахар, мед, ткани. Из Казахстана пригоняли целые стада верблюдов, лошадей, коров, овец, которые располагались по берегам рек Алтата и Камышлейка. В Дергачах работали развлекательные аттракционы: качели, карусели, выступления силачей. Приезжали профессиональные театры и зверинец. Еще в Дергачах была земская лечебница, почтовая телеграфная контора, земская станция, первый аптекарский магазин. Село считалось богатым.
Историк: А вы знаете какими природными ресурсами богата земля Дергачевская?
Отвечают обе команды: Месторождения газа, нефти, глины, мела, песка.
Воспитатель: Уважаемый Историк, вам понравились ответы детей? Ребята, давайте предложим гостю остаться и послушать, каким стал Дергачевский район в настоящее время. Ребята, какие места в родных Дергачах вам знакомы, дороги и памятны?
Команде «Ручеёк» нужно назвать предприятия Дергачевского района.
(Здание Администрации (Кто является главой районной администрации ? Мурзаков С. Н. ); птицефабрика, элеватор, пожарная часть, библиотека, школы, детские сады, полиция др.)
Слайд №12
Команде «Колосок» нужно назвать достопримечательности Дергачевского района.
(храм Михаила Архангела, мечеть, площадь М. Горького, (старые дома купцов)памятник Воинам – дергачевцам, погибшим в годы ВОВ, доска – почета, фонтан, парк и др.).
Слайды№ 13
Конкурс 6 «Чем богата наша земля»
Слайды № 14
Воспитатель: Дергачи славятся бескрайними полями, на которых выращивают различные зерновые культуры.
Слайд. №13
Воспитатель: У вас на столах стоят емкости с зерновыми культурами, нужно отделить и назвать какие именно (пшеница, ячмень, горох, просо)
Команды «Ручеёк» и «Колосок» выполняют задание.
Уважаемое жюри, оцените правильность ответов.
Историк: Издавна в Дергачевском районе дружно проживали люди разных национальностей: русские, татары, немцы, казаки, украинцы, белорусы, поляки.
Воспитатель: И в наше время Дергачевская земля славится добрыми, гостеприимными людьми. В нашем районе проживают люди многих национальностей, а каких, вы знаете? Назовите.
Дети: Русские, татары, казахи, армяне, азербайджанцы, курды, чеченцы, чуваши, украинцы, белорусы.
Слайд №15
Воспитатель: Ребята, у каждого народа есть свой национальный костюм. Мы с вами знакомились с костюмами разных народов. (Обращает внимание на самобытность, красоту, орнамент и другие отличительные особенности каждого костюма)
Слайд № 16
Воспитатель: Команда «Ручеёк» покажите казахский и татарский национальный костюм.
Команда «Колосок» покажите русский народный костюм и азербайджанский национальный костюм.
Воспитатель: Молодцы!
Слайд с детьми.
Историк: Ребята, я рад, что вы очень любите свой родной поселок, свой детский сад. А мне пора, до свидания.
3. Итог.
Ребята, вам понравилась игра? Что нового вы узнали о своей малой Родине? Кто сегодня был в гостях?
(Ответы детей)
Воспитатель: Уважаемое жюри, я предлагаю подвести итоги нашей игры - викторины и огласить результаты и вручить диплом победителя игры – викторины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе На тему: «Моя малая Родина - Россия»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группеНа тему: «Моя малая Родина - Россия»Цель: продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине...
Конспект НОД в подготовительной группе «Усть –Ишим моя малая Родина»
Формирование знаний детей о малой Родине.Закреплять представление детей о своём родном крае, который является частью нашей большой страны. Формировать понятие «Малая Родина»;Воспитывать чу...
Конспект ОД в подготовительной группе "Наша большая и малая Родина"
Образовательная деятельность по данной теме закрепляет знания детей о России и родном городе Калининграде, совршенствует навыки чтения, обогащает словарный запас, воспитывает чувство патриотизма....
Конспект НОД в подготовительной группе "Моя большая и малая Родина"
Создать условия для формирования у детей дошкольного возраста понятия «Малая Родина»....
Конспект НОД в подготовительной группе. Познавательное развитие "Моя малая Родина -Омская область"
Цель: расширение представлений о малой Родине....
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе На тему «Моя малая Родина - мой город Георгиевск»
Цель:Закрепить знания о родном городе, как о частице нашей Родины. Формирование представлений о социокультурных ценностях родного города Георгиевска.Образовательные задачи:- Формирование у детей духов...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Наша Родина – Россия»
Цель: обобщение и систематизация знаний у детей о Родине — России. Задачи: − образовательные: закрепить знания детей о нашей стране, понятии Родина, о государственных и неофициальных симво...