кружок "В гостях у сказки"
учебно-методическое пособие по развитию речи (средняя группа) по теме
данны материал поможет развить в детях творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_v_gostyakh_u_skazki_gr_no1.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №______________
к приказу№_________________
Утверждаю
Заведующая МБДОУ № 15 «Ромашка»
___________Е.Н. Жунева______________
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»
Перспективный план
работы театрального
кружка «В гостях у сказки»
средней группы №1 «Солнышко»
Рассмотрен на заседании МС №__________
От «_____»___2012
разработала руководитель кружка
Акимова О.В.
г. Шарыпово 2012 год.
Актуальность
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.
Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Цель – развитие способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Содержание кружка:
1 —основы кукловождения.
2 — основы кукольного театра.
3 — основы актерского мастерства.
4 — основные принципы драматизации.
5 — самостоятельная театральная деятельность.
6 — театральная азбука.
7 — проведение праздников.
8 — проведение досугов и развлечений
Требования к уровню подготовки.
Участники кружка должны уметь:
- заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью;
- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средств;» (интонацию, мимику, жест);
- использовать в театрализованных играх образные игрушки.
- изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства; выступать перед родителями, детьми своей группы, малышами с инсценировками.
Должны знать:
- некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске.
Методы используемые на занятиях кружка.
. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений раскрывают перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника, побуждать его к размышлению, выбору собственной позиции. Детьми старшего дошкольного возраста разыгрывались такие этические сказки и басни, как «Стрекоза и муравей», «Два барана», «Две козы», «Старик и сыновья».
2.Творческие задания,направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:
3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например, провести необычный «Конкурс хвастунов», выиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались.
4.Метод сказкотерапия для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников.
5.Театральные этюды, для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».
6.Метод обратной связи или (рефлексия),который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.
Ожидаемый результат
Дети будут знать и уметь:
- Умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки.
- Снимать напряжение с отдельных групп мышц.
- Научатся запоминать и описывать любого героя.
- Произносить одну и ту же скороговорку, фразу с разными интонациями, в разных темпах.
- Сочинять этюды по сказкам.
- Строить простейший диалог.
- Распределять между собой обязанности и роли.
- Использовать средства выразительности драматизации.
- (поза, жесты, мимика, голос, движения).
Дети приобретут:
- Уверенность в себе.
- Умение играть в коллективе.
Режим работы кружка.
Среда 16.00 — 16.20
Работа с родителями.
- родительские собрания
- выставки
- помощь в подготовке реквизита, костюмов.
- Консультации
- совместная работа в постановке инсценировок.
Список детей.
- Кирилова Виолетта.
- Садомская Полина.
- Вицеларь Полина.
- Купцов Сергей.
- Харитоненко Богдан.
- Марахова Анастасия.
- Онищенко Сергей.
- Криушов Арсений.
- Пономаренко Кирилл.
- Леонова Мила.
- Мешакин Алексей.
Перспективное планирование кружковой работы с детьми
ноябрь-декабрь
№ | Тема | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА | ИТОГ |
1 | «Удивительный мир кукол» | Рассказ о разнообразии кукольных театров. | Показ способа действия с различными куклами. | Куклы пальчикового театра. | Показ кукольной сценки «Кто в домике живет». |
2 | «Сказки на столе» | Беседа с детьми о возможностях куклы настольного театра. | Показ способов действия с куклами настольного театра. | Куклы настольного театра. | Показ кукольной сценки «Три поросенка» |
3 | «Давай поговорим!» | Закрепление знаний о настольном театре | Закрепление знаний о способах действия с куклой | Настольный театр | Показ настольного кукольного спектакля «Колобок» |
4 | «Знакомимся с театральной ширмой» | Рассказ о театральной ширме,ее устройстве и назначении | Показ устройства ширмы | Настольная ширма с несколькими планами | Игровые упражнения «Наши милые зверюшки» Диалоги – импровизации |
5 | «Куклы на сцене» | Рассказ о возможностях настольной ширмы и способах действий с куклами | Показ способов действия с куклами с использованием ширмы | Куклы настольного театра | Игровые упражнения «Представление начинается» |
6 | « Играем в настольный театр» | Закрепление знаний о сценическом представлении | Закрепление умений действовать с настольной куклой | Куклы настольного театра | Игровые импровизации «Куклы выходят на сцену» |
7 | «Наш веселый Теремок» | Беседа по содержанию сказки «Теремок» | Беседа о персонажах и образах | Куклы настольного театра | Игровые импровизации Кукольный спектакль»Теремок» |
8 | «Кто такие прыгунки?» | Рассказ о возможностях куклы – прыгунка | Показ способа действия | Кукла – прыгунок | «Веселый диалог», «Забавные артисты» |
январь-февраль | |||||
9 | «Этот необычный театр картинок!» | Рассказ об особенностях театра картинок | Показ способов действия с куклами – картинками | Театр картинок | Этюд «Оживи свой персонаж» |
10 | Умеют куклы говорить» | Рассказ о голосовых способах создания игрового образа | Упражнения на развитие дикции, эмоциональности, силы и высоты голоса | Театр картинок | Показ сказки «Курочка Ряба» |
11 | «Умеют куклы говорить» | Беседа о голосовых возможностях актеров | Упражнения на развитие эмоциональности голоса | Театр картинок | Этюд «Оживи свой персонаж» |
12 | «Персонажи сказок» | Беседа об игровых образах | Упражнения в создании игрового образа | Театр картинок | Этюд «Вопрос – ответ», «Страшно – весело» |
13 | «Персонажи сказок» | Беседа об игровых образах | Создание игровых образов | Театр картинок | Практические упражнения и задания Этюд «Бабушка и дедушка» |
14 | «Красная Шапочка» | Чтение сказки, разучивание ролей Закрепление ролей в сказке | Упражнение в исполнении и ролей | Театр картинок | Показ спектакля «Красная Шапочка» |
15 | Этюд «Дюймовочка» | .Работа над эмоциональностью движения | Упражнение на умение импровизировать | Парный театр | Работа в паре мимикой и жестами |
16 | Этюд «За стеклом» | Работа с показом способа действия | Упражнение на умение импровизировать | Парный театр. | Работа в паре мимикой и жестами |
Март — апрель- май. | |||||
1 | «Будут пальчики играть» | Чтение потешки «Идет лисичка на мосту» | Разучивание игровых действий | Фломастеры | Показ потешки «Идет лисичка на мосту» |
2 | «Будут пальчики играть» | Чтение потешки «День рождения пальчиков» | Освоение игровых действий | Головки пальчикового театра, планшеты | Игровые упражнения «Пальчики разговаривают и танцуют» Этюд «Артисты выходят на сцену» |
3 | «Живые пальчики» | Рассказ о пальчиках – артистах | Рисование на пальчиках, упражнения в способах действия | Головки пальчикового театра, планшеты | Этюды «Кукла пляшет, шагает и бегает» Этюд «Выход, выступление поклон» |
4 | «Куколки на планшете» | Рассказ об индивидуальной модели ширма – планшет | Разучивание способов действия | Куклы пальчикового театра | Этюды по разучиванию отдельных диалогов |
5 | «Куколки на ширме» | Рассказ о совместной работе кукол на большой ширме | Упражнения в способах совместного действия | Куклы пальчикового театра | Показ сказки «Три медведя» |
6 | «Играем в сказку» | Чтение сказки «Зимовье», беседа по содержанию | Упражнения в способах действия и эмоциональности речи | Театр вертушек | Этюд «Угадай кто пришел» |
7 | «Играем в сказку» | Беседа по содержанию сказки, разучивание ролей | Упражнения в умении работать на ширме и создавать игровой образ | Театр на фланелеграфе | Разучивание диалога сказки «Три поросенка» |
8 | «Приходите в театр к нам!» | Беседа о театральной сцене. | Закрепление знаний о театре. | Создание театральной папки | Импровизированный спектакль |
9 |
| Вопросы к детям о правильном положении руки и пальцев при работе с перчаточной куклой. | Надеть руку на куклу, зафиксировав правильное положение пальцев | Театр кукол БИ-БА-БО | Кукольная сценка пальчикового театра «Зайка, зайка, где бывал?» |
10 | «Веселые Петрушки» | Рассказ о способностях куклы двигать головой и руками | Показ способов действия головой и руками куклы Упражнения в способах действия с | Театр кукол БИ-БА-БО | Игровые импровизации Этюд «Здравствуйте, вот и я!» Этюд «Весело – грустно» |
11 | «Поговори со мной, дружок!» | Дать понятие «Сценическая речь», сила звука, темп и тембр речи | Голосовые упражнения на артикуляцию, дикцию, выразительность | Театр масок | Творческие задания на эмоциональность, силу и изменение тембра речи |
12 | «Приходите в наш театр» | Беседа о разнообразии способов создания игрового образа | Упражнения по отработке игровых образов | Театр юных актеров | Показ кукольного спектакля |
Диагностическая карта.
№ | Фамилия. Имя ребенка. | Основы театральной культуры | Речевая культура | Эмоционально-образное развитие | Навыки кукловождения | Основы коллективной творческой деятельности. |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 |
Высокий уровень (18-21 балл) – ребенок проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею (литературного произведения) пьесы. Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать эмоциональные состояния, самостоятельно находить выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественно-творческой деятельности. Импровизирует куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень (11-17 баллов) – проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра, театральных профессиях. Понимает содержание и главную мысль литературного произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, использую эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может применять в свободной творческой деятельности. С помощью педагога подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность, согласованность действий с партнерами. Активной участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (7-10 баллов) – малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театров. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения.
Список литературы
1. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
2. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
3. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000.
4. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
5. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурный досуг "В гости к сказке" (по сюжету русской народной сказки "Колобок"). Вторая младшая группа.
Основным назначением физкультурных досугов является организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания....
Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.
Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...
Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»
Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе Автор ...
Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».
Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...
Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» (краткосрочный) Номинация «Логопедический проект «В гостях у сказки» (в рамках недели логопедии)
Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает опт...