Методические рекомендации к календарно- тематическому планированию по Познавательно-речевому направлению по образовательной области "Чтение художественной литературы для детей 6-7лет.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Данное календарно – тематическое планирование составлено по образовательной области «Чтение художественной литературы» составлено на основе образовательной системы «Школа 2100» (Детский сад 2100) под научной редакцией А.А.Леонтьева, книг « Приобщение дошкольников к миру детской литературы», «Знакомим дошкольников с литературой» детей 5-7 лет, «Организация кружковой работы по литературному образованию в д\с» образовательной программы МБДОУ ЦРР – ДС №53 «Елочка», тематических недель, интеграции образовательных областей, преемственности возрастных задач развития детей 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-_tematicheskoe_planirovanie_dlya_detey6-7let.docx | 55.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «детский сад 2100». Планирование по образовательной области «Чтение художественной литературы» в подготовительной группе
Алексеева Наталия Николаевна,
воспитатель МБДОУ ЦРР ДС№ 53 «Ёлочка», г. Тамбов
Данное календарно – тематическое планирование составлено по образовательной области «Чтение художественной литературы» составлено на основе образовательной системы «Школа 2100» (Детский сад 2100) под научной редакцией А.А.Леонтьева, книг « Приобщение дошкольников к миру детской литературы», «Знакомим дошкольников с литературой» детей 5-7 лет, «Организация кружковой работы по литературному образованию в д\с» образовательной программы МБДОУ ЦРР – ДС №53 «Елочка», тематических недель, интеграции образовательных областей, преемственности возрастных задач развития детей 6-7 лет.
Ознакомление с художественной литературой проводится в ННОД длительностью 25-30 минут.
Пояснительная записка к перспективному плану по ознакомлению с художественной литературой.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы мира, человеческих взаимоотношений.
Она развивает мышление, воображения ребенка, обогащают его эмоции, прекрасные образцы русского, литературного образца.
Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
В подготовительной группе перед педагогом стоит задача воспитывать у детей: любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественной образ, развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи, воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при которых дети научаться различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басне и произведений малых фольклорных жанров.
К концу года дети могут:
Различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ («Это (рассказ, стихотворение), потому что ...»).
- Называть любимые сказки и рассказы; прочесть 1-2 любимых стихотворения, 2-3 считалки! вспомнить 2-3 загадки.
- Называть двух-трех авторов и двух-трех иллюстраторов детских книг.
- Выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение; пересказать отрывок из сказки, рассказа.
№ п/п | Тема недели | Тема ННОД | Интеграция образовательных областей | Программные задачи | Виды и формы СДПД (совместная деятельность педагога с детьми) | Методическое обеспечение | Дата проведения |
Сентябрь | |||||||
Мониторинг | 1 неделя | ||||||
1 | Неделя Красоты | Чтение р. н. с «Царевна- лягушка» | Чтение художественной литературы Коммуникация | Учить воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки, развивать поэтический слух: умении слышать и выделять в тексте выразительные средства. |
| Знакомим с литературой детей 5-7 лет с.52 | 2 неделя |
2 | «Все работы хороши» | Чтение рассказа Н.Носова «Мишкина каша» | Чтение художественной литературы Коммуникация Безопасность Социализация | Закреплять представления детей о том, что книга может быть не только нравоучительной, познавательной, но и юмористической одновременно. Поощрять эмоциональный отклик на содержание рассказа. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми Приобщать к правилам безопасного поведения во время отсутствия взрослых, с предметами быта Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с взрослыми |
| Приобщение дошкольников к миру детской литературы с.105 | 3 неделя |
3 | «Старость надо уважать» | Рассказывание сказки «Мороз Иванович» | Познание Коммуникация Безопасность Социализация | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать идею сказки; показать связь идеи сказки со значением пословиц. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми Приобщать к правилам безопасного поведения с незнакомыми людьми, во время прогулок. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с взрослыми |
| Знакомим с литературой детей 5-7 лет с.81 | 4 неделя |
4 | Неделя музыки «Серебряный голосок» | Братья Гримм, «Бременские музыканты» | Чтение художественной литературы Коммуникация Экология Музыка | Закрепить у детей понимание того, что книга нас учит хорошим поступкам, делам; учит быть добрыми и внимательными друг к другу. Воспитывать любовь к животным, желание защищать и не обижать их. Приобщать к музыкальному искусству. |
|
1 неделя | |
5. | «Братья наши меньшие» | Е.Чарушин, «Тюпа, Томка и сорока» |
Чтение художественной литературы Экология Социализация | Учить детей воспринимать книгу как источник интересной и занимательной информации. Воспитывать у детей понимания, что книга учит нас думать, представлять. Воспитывать любовь к животным, желание защищать и не обижать их. Учить детей быть отзывчивыми, проявлять внимание, заботу, сопереживать, оказывать помощь |
| Приобщение дошкольников к миру детской литературы с.99 | 2 неделя |
6. | Неделя здоровья | Составление рассказов Мифология. Орфей | Чтение художественной литературы Коммуникация Здоровье
| Учить детей воспринимать мифы как представления древнего человека о мире. Учить рассказыванию Развитие свободного общения с взрослыми и детьми Сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие физ. качеств. |
| Приобщение дошкольников к миру детской литературы с.105 | 3 неделя |
7. | «Здравствуй, осень золотая» | Чтение и заучивание стихотворения Е.Трутневой «Осень» | Чтение художественной литературы Коммуникация Экология | Показать красоту осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов. Закрепить знания об изменениях в осенней природе, развивать поэтический слух, подбирать сравнения, эпитеты | Рассматривание иллюстраций на тему «Золотая осень»
| Знакомим с литературой детей 5-7 с.58 |
4 неделя |
8. | Неделя народного единства | Ознакомление с малыми фольклорными жанрами | Чтение художественной литературы Коммуникация
| Закрепить представления о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц; учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок; формировать умение составлять по ним небольшие рассказы, соотносить при этом содержание с названием текста. |
| Знакомим с литературой детей 5-7 с.58 | 1 неделя |
9 | Неделя русской словесности | Малые фольклорные жанры. Составление рассказов, сказок | Чтение художественной литературы Коммуникация | Учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний; формировать умение составлять рассказы, сказки, по пословицам, придумывание загадок. Развивать речь, расширять словарь |
| Знакомим с литературой детей 5-7 с.88 |
2 неделя |
10 | Неделя вежливости | В.Осеевой «Волшебное слово» | Чтение художественной литературы Коммуникация Социализация | Закрепить у детей понимание того, что книга учит нас хорошим поступкам, хорошим делам, учит быть добрыми, внимательными, вежливыми. Книга нас воспитывает. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми Учить детей быть отзывчивыми, проявлять внимание, заботу, сопереживать, оказывать помощь |
| Приобщение дошкольников к миру детской литературы с.110 |
3 неделя |
11 | Неделя естествознания «Раньше - позже» |
Мифология. Прометей | Чтение художественной литературы Коммуникация Здоровье | Продолжить знакомство с мифами. Воспитывать желание делать людям добро. Расширять словарный запас Сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие физ. качеств. |
| Приобщение дошкольников к миру детской литературы с.107 |
4 неделя |
12 | Неделя семьи | Развлечение «Встреча с героями любимых сказок» | Чтение художественной литературы Коммуникация
| Систематизировать и углублять знания детей о русском устном народном творчестве: о сказках, потешках, песенках, о жанровых, композиционных особенностях русской сказки. | Организация кружковой работы по литературному образованию в д\с» с.62 |
5 неделя | |
13 | Неделя игры и игрушки | Рассказ В.Драгунского «Друг детства» | Чтение художественной литературы Коммуникация Социализация | Учить осмысливать идею произведения, значение образных выражений; закрепить представление о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, рассказ) Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умение по- доброму распределять их. |
| Знакомим с литературой детей 5-7 с.100 | 1 неделя |
14. | Неделя мультипликации | Рассказывание р.н.с. «Сивка-бурка» | Чтение художественной литературы Коммуникация Художественное творчество | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Осмысливать характеры персонажей, формировать образность речи; чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения. |
| Знакомим с литературой детей 5-7 с.56 |
2 неделя |
15. | Новогодние развлечения | Просмотр Мультфильма «Снегурочка» | Чтение художественной литературы Коммуникация Художественное творчество
| Развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра. |
| Знакомим с литературой детей 5-7 лет с.77 |
3 неделя |
16. | Новогодние развлечения | Заучивание стихотворения У.Трутневой, «Первый снег» | Чтение художественной литературы Коммуникация | Учить детей интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения, учить замечать изобразительно-выразительные средства, составлять лирические сказки на тему «Танец снежинок» |
| Знакомим с литературой детей 5-7 лет с.79 | 4 неделя |
17. | Зимние забавы | Чтение сказки Г.Х Андерсона «Гадкий утёнок» | Чтение художественной литературы Коммуникация Экология | Уточнить знания детей о творчестве датского сказочника, учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки; формировать внимание к поэтическим образам Воспитывать любовь к животным, желание защищать и не обижать их. |
| Знакомим с литературой детей 5-7 лет с.108 |
2 неделя |
18. | Рождественские встречи | П.П.Бажов «Серебряное копытце» | Чтение художественной литературы Коммуникация Экология | Развивать детское представление, воображение, любовь к сказочной литературе. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Воспитывать любовь к животным, желание защищать и не обижать их. |
| Приобщение дошкольников к миру детской литературы с.104 | 3 неделя |
19. | «Хочу все знать» | В.Бианки, « Кто, чем поёт?» | Чтение художественной литературы Коммуникация Экология | Подводить детей к пониманию, что книга- источник мудрости, новых интересных знаний. Расширение и обогащение словаря Воспитывать любовь к природе. Учить ценить её красоту, загадочность. |
| Приобщение дошкольников к миру детской литературы с.109 |
4 неделя |
20. | В мире детского журнала | Викторина «Путешествие по страницам книг» | Чтение художественной литературы Коммуникация Безопасность | Углубить знания детей о различных сказках, потешках, загадках, песенках, об особенностях разных жанров художественных произведении Приобщать к правилам безопасного поведения во время путешествия |
| Организация кружковой работы по литературному образованию в д\с» с.62 |
4 неделя |
21. | Неделя доброты | Сказка В.Катаева «Цветик – семицветик» | Чтение художественной литературы Коммуникация Социализация | Подвести к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини; закрепить знания о жанровых особенностях сказки Учить замечать затруднения окружающих, стремиться помочь им. |
| Знакомим с литературой детей 5-7 лет с.92 | 1 неделя |
22. | Неделя познания «В мире Пушкина» | Чтение сказки «О рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина | Чтение художественной литературы
Коммуникация Социализация | Углублять и расширять о творчестве А.Пушкина; формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение Учить замечать затруднения окружающих, стремиться помочь им. |
| Знакомим с литературой детей 5-7 лет с.71 |
2 неделя |
3,4 неделя | |||||||
23. | Неделя, посвященная 8 Марта | Заучивание стихотворения У. Благининой « Посидим в тишине», «Мамин день» | Чтение художественной литературы
Коммуникация | Воспитание уважения, любви к маме средствами поэтических произведений. Поощрять желание читать и заучивать стихи о маме. Развитие компонентов устной речи |
| Приобщение дошкольников к миру детской литературы с.107 | 1 неделя |
24 | Театральные зарисовки | Чтение рассказов, стихотворений о весне. Рассматривание иллюстраций | Чтение художественной литературы Коммуникация | Вызвать чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить детей эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов. Развитие компонентов устной речи |
| Знакомим с литературой детей 5-7 лет с.94 |
2 неделя |
25 | Неделя воды | В.Осеева « До первого дождя» | Чтение художественной литературы Коммуникация | Формировать у детей полноценное восприятие детской книги. Вдумчиво относится к тексту, составлять образы героев на основе словесного описания поступков. Размышлять об отношении автора к героям своего рассказа. |
| Приобщение дошкольников к миру детской литературы с.98 |
3 неделя |
26. | Неделя «Земля – наш дом» | М.Пришвин, « Золотой луг» | Чтение художественной литературы Коммуникация | Воспринимать книгу как источник познания, развивать детскую любознательность, наблюдательность. Развивать любовь к природе, желание беречь её, разгадывать её тайны. |
| Приобщение дошкольников к миру детской литературы с.109 |
4 неделя |
апрель | |||||||
27. | Неделя детской книги | Н.Носов, «Огурцы» | Чтение художественной литературы
Коммуникация Социализация | Развивать у детей восприятие книги как старшего друга, который учит правильному поведению, помогает разобраться, что такое хорошо и что такое плохо. Развитие игровой деятельности, приобщение к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми |
| Приобщение дошкольников к миру детской литературы с.106 | 1 неделя |
28. | Неделя «Взлетая ввысь» | Я.К.Голованов «Дорога на космодром» | Чтение художественной литературы Коммуникация | Воспринимать книгу как источник познания, развивать детскую любознательность, наблюдательность Обогащение и расширение словаря: космодром, космонавт, вселенная, авиаконструктор, спутник, |
|
2 неделя | |
29 | «Неделя Европейской иммунизации» | С.Михалков, «Прививка» | Чтение художественной литературы
Коммуникация | Учить детей эмоционально воспринимать содержание стихотворения, понимать его смысл. Развивать речь. |
|
3 неделя | |
30. | «Юные пожарники» | .Чтение С. Маршака, «Рассказ о неизвестном герое» | Чтение художественной литературы Коммуникация Безопасность | Закрепить понимание того, что книга учит нас хорошим поступкам, хорошим делам, учит быть добрым , внимательным, смелым, храбрым. Книга нас воспитывает Формировать представления об опасных ситуациях и способах поведения в них. |
|
4 неделя | |
май | |||||||
31 | Мир, труд, май! | А.Плещеев «Травка зеленеет» | чтение художественной литературы, коммуникация | Поддерживать интерес к образным выражениям; углублять знания о пословицах и поговорках, формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок; воспитывать любовь к устному народному творчеству. Развитие компонентов устной речи |
| Знакомим с литературой детей 5-7 лет с.101 | 1 неделя |
32 | День победы! | С. Баруздин, «Шёл по улице солдат» | Чтение художественной литературы
Коммуникация | Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к Родине на основе изучения военной истории Отечества. Развивать связную речь, память. Удовлетворять познавательные потребности детей о войне. |
| 2 неделя | |
33 | Спортивная семья | С.Михалков «Про мимозу» | Чтение художественной литературы
Социализация Коммуникация | Учить детей понимать юмор, насмешку, прививать любовь к детской книге как источнику положительных эмоций Развитие игровой деятельности, приобщение к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми Расширять словарный запас |
| Приобщение дошкольников к миру детской литературы с.86 | 3 неделя |
34 | До свиданья детский сад. | Погружение в детскую литературу. «Скоро в школу» | Чтение художественной литературы Коммуникация | Создать радостное настроение, ожидание нового, воспитывать желание учиться. Развитие компонентов устной речи |
| Приобщение дошкольников к миру детской литературы с.113 | 4 неделя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексной образовательной деятельности по направлению «Познавательно-речевое развитие» /области «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы»/ во второй младшей группе "Наши друзья - игрушки"
Программное содержание:Образовательные задачи:-уточнить представление о том, с кем животные живут в реальной жизни,-продолжать учить детей слушать внимательно рассказ В. Сухомлинского «Как удивился Му...
Методические рекомендации к календарно-тематическому планированию область «Познание» математическое развитие для детей 6-7лет
Данное календарно – тематическое планирование составлено по образовательной области «Познание» ( Математическое развитие ) на основе образовательной системы «Школа 2100» (Детский сад 2100) под н...
Методические рекомендации к календарно-тематическому планированию область «Познание» математическое развитие для детей 6-7лет
Данное календарно – тематическое планирование составлено по образовательной области «Познание» ( Математическое развитие ) на основе образовательной системы «Школа 2100» (Детский сад 2100) под н...
Календарно - тематическое планирование группа "Б" общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет
алендарно - тематическое планирование группа "Б" общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет...
Календарно-тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР 2-3 уровня) лексическая тема «Аквариумные и пресноводные рыбы».
В разработке представлен материал по лексической теме"Аквариумные и пресноводные рыбы", который поможет педагогам максимально разнообразить воспитательно-образовательную деятельн...
Календарно - тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (лепка)
Неделя,месяц.I этап обучения(старшая группа)II этап обучения(подготовительная группа)1 неделясентябряТема: «Наши любимые игрушки» Побеседовать о школе, Дне Знаний; выя...
Календарно - тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (аппликация)
Неделя,месяц.I этап обучения(старшая группа)II этап обучения(подготовительная группа)1 неделясентябряТема: «Натюрморт из фруктов»(яблоко, груша, виноград на тарелке)(монито...