Составление текста рассуждения .Для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Задачи:
-связная речь: учить употреблению сложноподчиненных предложений;
-словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова.
Материал: картинка с зайцем (зайцами).
Помещаем на стенку картинку с зайцем. Задаем вопросы.
-Как можно сказать про зайца, какой он?
Дети: Пугливый, трусливый, серый…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sost_roskaz.docx | 14.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление текста рассуждения .Для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-связная речь: учить употреблению сложноподчиненных предложений;
-словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова.
Материал: картинка с зайцем (зайцами).
Помещаем на стенку картинку с зайцем. Задаем вопросы.
-Как можно сказать про зайца, какой он?
Дети: Пугливый, трусливый, серый…
-Если мы захотим рассказать о том, какая у зайца шубка, то какие слова подберем?
Дети: Белая, пушистая, мягкая.
-Какими словами можно сказать про то, какое у зайца настроение?
Дети: Веселое, хорошее, бодрое, грустное…
Следим, чтобы, отвечая на вопросы, дети правильно согласовывали прилагательные с существительными среднего рода. Например, если ребенок к существительному настроение подбирает прилагательное веселый , надо предложить ему послушать , как звучит это словосочетание. Следуя добиваться, чтобы дети исправляли свои ошибки.
-Как называется детеныш зайца?
Дети: Зайчонок.
-А как можно сказать по-другому?
Дети: Заинька, заюшка, зайчишка.
Если дети затрудняются ответить, можно немного помочь, задав наводящий вопрос : «Как можно назвать зайчонка ласково?»
-Как называются детеныши зайца?
Дети: Зайчата.
-А как сказать по-другому?
Дети: Заиньки, зайчата, заюшки.
-Какие бывают зайчата?
Дети: Веселые, пушистые, быстрые, шустрые, длинноухие.
Старайся, чтобы дети называли много слов. Главное - ответ должен быть правильным. Например, ребенок отвечает: «Длинные уши». Воспитатель подтверждает правильность ответа и спрашивает: «А как это можно сказать, одним словом?» Если нужно, приходит на помощь: «Длинноухий».
-Составьте текст-рассуждение на тему «Почему зайца называют трусливым?». Начните с предложения: «Заяц всего боится, потому что…» и закончите свое рассуждение словами: «…не всегда зайцы боятся».
Дети выполняют задание, заслушиваются несколько текстов-рассуждений.
Продолжаем беседу.
-Где живут зайцы?
Дети: В лесу.
-Как называется маленький лес?
Дети: Лесок, лесочек.
-Как можно сказать про тропинку в лесу? Какая она?
Дети: Лесная.
-Как называется человек, который охраняет лес, ухаживает за ним?
Дети: Лесник, лесничий.
-Как называется сказочный человек, который живет в лесу?
Дети: Лесовичок.
-Теперь повторим все слова, которые мы вспомнили и назвали. Вот сколько разных слов вы назвали: лесная, лесок, лесочек, лесник, лесовичок. Во всех этих словах слышится одинаковая часть-лес, и все они по смыслу как-то связаны с лесом.
-Какие слова можно образовать от слова река?
Дети: реченька, речка, речной.
-Как можно сказать о маленькой реке?
Дети: Речка.
-Как можно сказать о реке ласково?
Дети: Реченька.
-Как называется песок на реке?
Дети: Речной.
А сейчас я вам расскажу о том, как зайчик получил из леса письмо. Он очень обрадовался, но вот беда: письмо попало под дождь и размокло. Некоторые слова невозможно прочитать. Поможем зайчику прочитать письмо. Слушайте внимательно, а в тех местах, где строчки размыты, подсказывайте, что там могла быть написано.
Нужно следить за тем, чтобы, выполняя задание, дети начинали свои высказывания союзным словом, на котром обрывается предложение в письме: «Мы сделали лодку, чтобы…»-«чтобы покататься».
«Здравствуй, Пушок. Расскажу тебе историю, которая случилась со мной и моим братом. Как-то раз мы долго играли на берегу реки. Потом мы сделали лодку, чтобы…Мы сели в лодку и поплыли. Вдруг подул сильный ветер. Поднялись большие волны, которые…Мы начали кричать так, что… На помощь приплыл медведь и вытащил нас на берег. Мы стали прыгать и скакать, чтобы… Мы быстро высохли и согрелись, потому что… Пришел Мишка и принес нам еду. Морковки и капусты мы съели столько… Скоро мы будем дома».
Записываем под диктовку текст письма вместе с дополнениями. Отбираются наиболее подходящие и правильные варианты.
В конце занятия письмо читается целиком с добавлениями, предложенными детьми. Нескольким детям воспитатель предлагает пересказать письмо.
Конспекты занятий по развитию речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТЫ НАРОДНЫХ СКАЗОК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье представлен опыт работы по формированию навыков анализа народных сказок детьми старшей группы. Материал основан на адаптированной и разработанной для детей дошкольного возраста Т.А. Сидорчук ...
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СВЯЗНЫМ ВЫСКАЗЫВАНИЯМ ТИПА РАССУЖДЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ ДЕДУКЦИИ.
Статья о разитии речи рассуждения с использованием метода дедукции . Описание метода, примеры....
Тексты песен для детей старшего дошкольного возраста .
Песни для различных утренников....
Картотека художественных текстов для чтения детей старшего дошкольного возраста
Картотека художественных текстов для чтения детей старшего дошкольного возраста...
Конспект НОД ОО «Речевое развитие» Развитие речи «Составление рассказа «Кормушка» для детей старшего дошкольного возраста
Задачи: - обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;- учить детей самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным событиям;-закреплять умение дифференцировать з...
Картотека дидактических игр направленных на формирование навыков описания, повествования и рассуждения у детей старшего дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр направленных на формирование навыков описания, повествования и рассуждения у детей старшего дошкольного возраста....
Статья "Организация теоретического исследования по проблеме формирования умений составлять рассказы-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня в процессе проектной деятельности"
quot;Организация теоретического исследования по проблеме формированияумений составлять рассказы-рассуждения у детей старшегодошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня впроцессе проектно...