Составление текста рассуждения .Для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Задачи:

-связная речь: учить употреблению сложноподчиненных предложений;

-словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова.

Материал: картинка с зайцем (зайцами).

Помещаем на стенку  картинку с зайцем. Задаем вопросы.

-Как можно сказать про зайца, какой он?

Дети: Пугливый, трусливый, серый…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sost_roskaz.docx14.4 КБ

Предварительный просмотр:

             Составление текста рассуждения .Для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-связная речь: учить употреблению сложноподчиненных предложений;

-словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова.

Материал: картинка с зайцем (зайцами).

Помещаем на стенку  картинку с зайцем. Задаем вопросы.

-Как можно сказать про зайца, какой он?

Дети: Пугливый, трусливый, серый…

-Если мы захотим рассказать о том, какая у зайца шубка, то какие слова подберем?

Дети: Белая, пушистая, мягкая.

-Какими словами можно сказать про то, какое у зайца настроение?

Дети: Веселое, хорошее, бодрое, грустное…

Следим, чтобы, отвечая на вопросы, дети правильно согласовывали прилагательные с существительными среднего рода. Например, если ребенок к существительному настроение подбирает прилагательное веселый , надо предложить ему послушать , как звучит это словосочетание. Следуя добиваться, чтобы дети исправляли свои ошибки.

-Как называется детеныш зайца?

Дети: Зайчонок.

-А как можно сказать по-другому?

Дети: Заинька, заюшка, зайчишка.

Если дети затрудняются ответить, можно немного помочь, задав наводящий вопрос : «Как можно назвать зайчонка ласково?»

-Как называются детеныши зайца?

Дети: Зайчата.

-А как сказать по-другому?

Дети: Заиньки, зайчата, заюшки.

-Какие бывают зайчата?

Дети: Веселые, пушистые, быстрые, шустрые, длинноухие.

Старайся, чтобы дети называли много слов. Главное - ответ должен быть правильным. Например,  ребенок отвечает: «Длинные уши». Воспитатель подтверждает правильность ответа и спрашивает: «А как это можно сказать, одним словом?» Если нужно, приходит на помощь: «Длинноухий».

-Составьте текст-рассуждение на тему «Почему зайца называют трусливым?». Начните с предложения: «Заяц всего боится, потому что…» и закончите свое рассуждение словами: «…не всегда зайцы боятся».

Дети выполняют задание, заслушиваются несколько текстов-рассуждений.

Продолжаем беседу.

-Где живут зайцы?

Дети: В лесу.

-Как называется маленький лес?

Дети: Лесок, лесочек.

-Как можно сказать про тропинку  в лесу? Какая она?

Дети: Лесная.

-Как называется человек, который охраняет лес, ухаживает за ним?

Дети: Лесник, лесничий.

-Как называется сказочный человек, который живет в лесу?

Дети: Лесовичок.

-Теперь повторим все слова, которые мы вспомнили и назвали. Вот сколько разных слов вы назвали: лесная, лесок, лесочек, лесник, лесовичок. Во всех этих словах  слышится одинаковая часть-лес, и все они по смыслу как-то связаны с лесом.

-Какие слова можно образовать от слова река?

Дети: реченька, речка, речной.

-Как можно сказать о маленькой реке?

Дети: Речка.

-Как можно сказать о реке ласково?

Дети: Реченька.

-Как называется песок на реке?

Дети: Речной.

А сейчас я вам расскажу о том, как зайчик получил из леса письмо. Он очень обрадовался, но вот беда: письмо попало под дождь и размокло. Некоторые слова  невозможно прочитать. Поможем зайчику прочитать письмо. Слушайте  внимательно, а в тех местах, где строчки размыты, подсказывайте, что там могла быть написано.

Нужно следить за тем, чтобы, выполняя задание, дети начинали свои высказывания союзным словом, на котром обрывается предложение в письме: «Мы сделали лодку, чтобы…»-«чтобы покататься».

«Здравствуй, Пушок. Расскажу тебе историю, которая случилась со мной и моим братом. Как-то раз мы долго играли на берегу реки. Потом мы сделали лодку, чтобы…Мы сели в лодку и поплыли. Вдруг подул сильный ветер. Поднялись большие волны, которые…Мы начали кричать так, что… На помощь приплыл медведь и вытащил нас на берег. Мы стали прыгать и скакать, чтобы… Мы быстро высохли и согрелись, потому что… Пришел Мишка и принес нам еду. Морковки и капусты мы съели столько… Скоро мы будем дома».

Записываем под диктовку текст письма вместе с дополнениями. Отбираются наиболее подходящие и правильные варианты.

В конце занятия письмо читается целиком с добавлениями, предложенными детьми. Нескольким детям воспитатель предлагает пересказать письмо.

        Конспекты занятий  по развитию речи

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТЫ НАРОДНЫХ СКАЗОК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлен опыт работы по формированию навыков анализа народных сказок детьми старшей группы. Материал основан на адаптированной и разработанной для детей дошкольного возраста Т.А. Сидорчук ...

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СВЯЗНЫМ ВЫСКАЗЫВАНИЯМ ТИПА РАССУЖДЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ ДЕДУКЦИИ.

Статья о разитии речи рассуждения с использованием метода дедукции . Описание метода, примеры....

Картотека художественных текстов для чтения детей старшего дошкольного возраста

Картотека художественных текстов для чтения детей старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр направленных на формирование навыков описания, повествования и рассуждения у детей старшего дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр направленных на формирование навыков описания, повествования и рассуждения у детей старшего дошкольного возраста....

Статья "Организация теоретического исследования по проблеме формирования умений составлять рассказы-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня в процессе проектной деятельности"

quot;Организация теоретического исследования по проблеме формированияумений составлять рассказы-рассуждения у детей старшегодошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня впроцессе проектно...

Картотека дидактических игр направленных на формирование навыков описания, повествования и рассуждения у детей старшего дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр направленных на формирование навыков описания, повествования и рассуждения у детей старшего дошкольного возраста....