Картотека дидактических игр направленных на формирование навыков описания, повествования и рассуждения у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи

Шукилович Наталья Степановна

Картотека дидактических игр направленных на формирование навыков описания, повествования и рассуждения у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_did_igr_rassuzhdenya.docx37.28 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр направленных на формирование навыков описания, повествования и рассуждения у детей старшего дошкольного возраста.

Волшебная корзинка

Задачи: закреплять умения описывать овощи.

Материалы: корзинка с набором игрушечных овощей.

Воспитатель достаёт из корзинки овощ, задаёт вопрос: «Что это? Какая она (цвет, размер, вкус). Что можно приготовить из этого овоща?»

Как узнать, что наступила осень

Задачи: формировать умение составлять описательный рассказ по серии картинок об  осени (признаки, природные явления, поведение людей, изменения в мире живой природы).

Материалы: картинки с изображением различных сезонных явлений: снегопад, осенний парк, клумба с цветами, цветущая черёмуха, девочка с зонтом под дождём, дети на санках и т.п).

Ребёнок должен выбрать только картинки по теме «Осень». затем составляет описательный рассказ по выбранным картинкам.

Настроение

Задачи: дать представление детям об их собственных эмоциях и эмоциях других людей (хорошем и плохом настроении), формировать умение быть внимательными к чувствам и желаниям других людей, развивать умение передавать свои эмоции другим людям разными средствами, рассказывать о своих чувствах и переживаниях, а также событиях предшествующих им.

Оборудование: карточки-картинки

Педагог рассказывает детям о том, что у каждого человека бывают разные настроения. Он называет ситуации и просит детей рассказать, какие чувства они будут испытывать в тех или иных случаях: мама не отпускает тебя на прогулку; папа подарил тебе большую, красивую игрушку и пр.

Педагог показывает детям картинки с основными настроениями и называет их: грусть, радость, испуг, злость, внимание, удивление.

Педагог читает стихотворение:

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение.

Кто веселится?

Кто грустит?

Кто испугался?

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

Азбука настроения.

Затем предлагает поиграть в игру с карточками. (Каждому ребенку дается конверт с изображением людей и животных, выражающих настроение.) Для этого педагог просит каждого ребенка найти среди карточек сначала всех веселых людей и зверей, потом всех недовольных и т. д. Пусть он внимательно рассмотрит всех персонажей, выражающих определенную эмоцию. Затем нужно предложить ребенку изобразить на своем лице сходное настроение, и сочинить короткий рассказ, почему , по его мнению персонаж на картинке испытывает ту или иную эмоцию. Если в игре участвуют несколько детей, то они выполняют это задание по очереди.  Если же все дети испытывают затруднения, то в игру включается педагог и демонстрирует настроение сам.

Когда дети научатся воспроизводить настроение с помощью зрительной подсказки, можно пытаться выполнять то же задание без картинки, только по названию настроения.

Что есть у игрушки

Задачи: формировать навык описания предметов, развивать внимание, мышление.

Оборудование: игрушки зверей, человечков и прочие картинки с изображениями разных людей.

Педагог предлагает ребенку сравнить себя с той или иной игрушкой: уточкой, петушком, медведем, клоуном, солдатиком, космонавтом, куклой Барби и др. Поощряются высказывания типа: «У уточки клювик, а у меня носик», «Мишка лохматый, а у меня кожа гладкая», «У мишки четыре лапы, а у меня две руки и две ноги», «И солдатик, и я смелые», «Мы с клоуном вместе любим ходить в цирк», «Я живая, а кукла Барби хоть и двигается, но все равно не живая, а только кукла»,

Можно видоизменять упражнение, предлагая детям сравнивать себя с любимыми героями (сказочными, телевизионными) и, наконец, друг с другом (например, мальчика с девочкой, разного или одинакового роста, по цвету одежды, любимым занятиям, умению красиво что-то делать и т. п.).

Сравниваем предметы

Задачи: формировать навык описания предметов, развивать внимание, мышление.

Воспитатель предлагает ребёнку два предмета (реальных или картинки). Затем просит рассказать о них: чем они отличаются и что в них общего (второе обычно дается детям значительно труднее).

Сочиняем истории и сказки.

Задачи: формировать умение составлять рассказ по собственному замыслу; развивать фантазию, речевое творчество детей.

Ребёнку предлагается несколько предметов, которые можно объединить в один сюжет. Вместо предметов можно использовать картинки. Воспитатель просит придумать историю, что могло случиться. К каждой картинке можно задавать ребенку вопрос. Например, по картинкам «утенок – речка – лягушка – мама утка», можно придумать вот такую историю: «Однажды утенок пошел на речку купаться. Там он увидел большую лягушку. Лягушка громко квакнула. Утенок испугался и убежал к своей маме».

Для детей 5-6 лет для этой игры отлично подойдут карты Проппа. Они также позволят познакомить ребенка с основными частями монолога: зачин, действие, концовка.

Узнай по описанию

Задачи: формировать умение составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию.

Материал: игрушки одного вида: звери или машинки или геометрические фигуры разного цвета и величины.

Ход игры: у каждого из детей по 2-3 игрушки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его.

Усложнение:

  • дети объясняют свой выбор
  • роль водящего выполняет ребёнок.

Разложим одежду по сезону

Задачи: упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку (зимняя, весенняя, летняя, осенняя). Формировать навыки описания, рассуждения.

Воспитатель кладёт на стол  вперемешку картинки с предметами одежды. По сигналу «лето» или «зима» и т.д. дети выбирают классифицируют картинки. Затем по очереди описывают предмет одежды, объясняют свой выбор.

А если…

Задачи: формировать умение рассуждать, объяснять свою позицию; развивать речевое творчество детей.

Детям предлагается придумать иной финал знакомой сказки, изменить эпизоды, которые повлияли на ход сказки и её конец. После рассказа можно провести конкурс рисунков по мотивам новой сказки.

А я бы…

Задачи: формировать умение рассуждать, объяснять свою позицию; развивать речевое творчество детей.

Воспитатель читает сказку. Спрашивает, какой герой запомнился больше всего и чем. Затем предлагает рассказать ребёнку, как бы он поступил на месте  этого героя сказки. Можно выдать ребёнку для этого театральную куклу или маску.

Угадай, что у меня

Задачи: совершенствовать навыки описания предметных картинок.

Материалы: коробочка с предметными картинками.

Ребёнок берёт из коробочки картинку. Он должен, не показывая её детям, дать такое описание предмета на картинке, что дети угадали, что это. Если предмет угадан, картинку можно показать.

В гости к нам пришёл котёнок (Щенок, ёж, лиса, заяц и т. д)

Задачи: совершенствовать речевые умения,  формировать умение самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них.

Описание игрушек и составление рассказов об игрушках предваряет их рассматривание, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существо, подбираются сравнения, определения. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса; черный, мохнатый, мягкий медвежонок и др.; провести лексическое упражнение.

В процессе обучения дети должны интуитивно понять, что описание проводится по определенному плану. Этому способствуют правильно организованный ход рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов, специальные упражнения.

В процессе рассматривания игрушек, в вопросно-ответной форме следует показать детям возможные связи между предложениями. Наиболее распространенное средство связи – повтор слов: «Это котёнок. Котенок маленький. У котёнка пушистая шерсть». Рассматривая ежа, можно провести упражнение: «Кто это?» – «Это ёж». – «Кто колючий?» – «Ёж колючий». – «У кого на спине иголки?» – «У ежа на спине иголки». В вопросе содержится ключевое слово, которым ребёнок будет оперировать в своем ответе.

В первом варианте дети восстанавливают предложенную им структуру описания, заменяя лишь два слова. Во втором – дети, сохраняя структуру предложения, самостоятельно заполняют его новыми словами.

Когда дети научатся описывать игрушку с помощью взрослого, можно предложить описать одну из 3 – 4 игрушек на основе образца по одной из них.

Зачем нужны игрушки

Задачи: формировать умение составлять описание отвечая на вопросы; употреблять глаголы и прилагательные, согласовывая их с существительным.

Оборудование: 3-5 разнообразных игрушек.

Воспитатель показывает игрушку и задаёт вопросы: Что это? Какого цвета? Какого размера? Из чего сделана? Что с ней можно делать?

Магазин игрушек (посуды, одежды)

Задачи: совершенствовать навыки описания предметов.

Предварительная работа: д/упр «Опиши игрушку».

Материалы: разнообразные яркие игрушки, которые могут произвести впечатление на детей, о которых можно высказать своё мнение.

Воспитатель продавец, дети должны купить игрушки. Произносить название игрушки запрещается, нужно описать её размер, цвет, форму, какая она на ощупь, из чего сделана, как можно её использовать.

Проводить игру необходимо в живом темпе. Важное условие – сформированный навык описания у детей. Иначе игра превратится в вялотекущее упражнение.

Магазин тканей

Задачи: совершенствовать навыки описания через обогащение словаря.

Материалы: картинки или альбом с образцами тканей.

Предварительная работа: д/упр «Опиши эту ткань»

Воспитатель – продавец. Дети «покупают» ткань для платья или рубашки. Дети рассматривают и описывают нужную ткань:

– в мелкую однотонную полоску;

– в крупные полосы разных цветов;

– в мелкую однотонную клеточку;

– в крупную красную клетку на желтом фоне (поле);

– в крупный (мелкий) горох;

– крупные цветы на белой ткани;

– мелкие беленькие цветочки на оранжевой основе.

Расскажи о домашних животных и их детёнышах

Задачи: закреплять названия домашних животных и их детёнышей, совершенствовать умение составлять описательный рассказ о животных.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки и назвать животных и их детёнышей. На рисунках изображены взрослые животные, например, собака, корова, свинья, лошадь и отдельно их детёныши — щенок, телёнок, поросёнок, жеребёнок. Как можно назвать этих животных?  Каких ещё домашних животных вы знаете?

Воспитатель предлагает детям рассказать, как человек заботится о домашних животных, а затем сам рассказывает о каком-либо животном и его детеныше (по выбору) по плану: названий, внешний вид, где живет, какую приносит пользу, как и чем помогает людям.

Отгадай — ка!

Задачи: формировать умение описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь.

По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и делает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д.

Какой транспорт выбрать для путешествия?

Задачи:  формировать умение рассуждать логически, объяснять ситуацию выбора, делать вывод.

Материалы: карточки с изображением разного транспорта, магнитная доска.

Ребёнок по выбирает карточку, прикрепляет к доске и рассказывает, что это за транспорт и почему он выбрал именно его.

Мой портрет

Задачи: формировать умение различать и описывать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста.

Материал:  картинки с изображением детей разного возраста, роста, внешности; карандаши, фломастеры, фланелеграф.

Педагог предлагает детям рассмотреть картинки (с изображением ребят разного возраста в различных игровых ситуациях) и определить, какими они себя считают — большими, маленькими или не очень маленькими. Могут ли они сказать и показать на пальчиках, сколько им лет, или они это еще не знают.

Дети рассматривают картинки с изображением детей разного роста и говорят, какими они считают себя сейчас и какими хотят вырасти. Педагог предлагает детям нарисовать себя, какими они хотят быть. По рисункам детей, выставленных на фланелеграфе, дети пытаются узнать, кто на них изображен. Педагог спрашивает, зависит ли от роста, какой человек, хороший или плохой.

На следующем занятии педагог предлагает детям рассмотреть у себя и друзей, какие у них глаза, брови, нос, рот, уши, прическа, а затем нарисовать свой автопортрет.

Помощники в семье

Задачи:  формировать умение составлять рассказ из опыта, описывать людей, их характер, привычки, взаимоотношение и своё отношение к людям.

Материалы: сюжетные картинки с бытовыми сценами. 

Воспитатель: «У каждого из вас есть своя семья. Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Посмотрите на картинку: что делает дедушка. А как помогает малышка? Расскажи, как ты помогаешь маме (папе, дедушке, бабушке)».

Чего на свете не бывает

Задачи: развивать речевую активность детей, внимание, логическое мышление. Формировать навык рассуждать, объяснять свой выбор.

Материалы: Картинки-нелепицы.  

Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть картинки-нелепицы, просит ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное.

Нарисуй картину словами

Задачи:  формировать умение составлять описательный рассказ без опоры на наглядность.

Взрослый обращается к детям: «Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать.

Я прочту вам нежное стихотворение о весне, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чём я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину». Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам.

Мы разные

Задачи:  развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей.

Материал:  картинки, на которых изображены птицы, рыбы, звери; принадлежности для рисования.

Дети вместе с педагогом встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы:

  • Кто из нас самый высокий?
  • Кто из нас самый маленький?
  • У кого самые темные (светлые) волосы?
  • У кого на голове есть бант (два банта)?
  • У кого на одежде есть пуговицы?
  • У кого в одежде присутствует красный (синий, зеленый и пр.) цвет?
  • У кого из детей одинаковая обувь? И т. п.

Педагог, подводя итоги, говорит детям о том, что они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других, и объясняет им понятие «разные». Он говорит, что все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками, один из которых — цвет глаз.

Педагог показывает детям картинки птиц, рыб и зверей, предлагает сказать, какие у них глаза, затем дети определяют цвет глаз друг у друга, рисуют и раскрашивают нужным цветом глаза на изображении.

Затем педагог в доступной форме рассказывает детям о глазах человека: какого цвета они бывают, какое настроение выражают, для чего нужно смотреть в глаза друг другу, что в них можно увидеть, какие глаза бывают у мамы, когда она устала, радуется, смеется, как и почему мы плачем.

На следующем занятии тема игры может быть продолжена, Но уже с рассмотрением значения носа, рта, ушей и др.

Педагог спрашивает у детей, какие по форме бывают носы (показывает картинки носов у разных животных: короткий и длинный, веселый и унылый, с горбинкой и т.п.), предлагает на схеме «лицо» нарисовать детям свой нос.

Далее дети выясняют, для чего нужен нос (не только для определения запахов и вдыхания воздуха, но и в общении). Какой нос у зазнайки? Почему плохо «задирать свой нос?» Педагог уточняет также гигиенические требования к уходу за носом и необходимость всегда иметь с собой чистый носовой платок.

Мы едем в гости

Задачи:  развивать речевую активность детей, упражнять детей в составлении небольшого рассказа и объяснении ситуации. Закреплять навык определения направления движения предмета.

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Не перебивать товарища.

Игровое действие: Провести свой поезд по рельсам карты с пояснениями.

Материал: фишка-поезд, карта Красноярского края.

Воспитатель предлагает детям поочередно взять фишку и проехать от Канска по железной дороге на карте до любого понравившегося города. Когда фишка оказывается в условленном месте, воспитатель читает название города. Дети во время поездки объясняют направление движения поезда.

- Мой поезд выехал из города Канска и поехал направо. Теперь он едет прямо по железной дороге. Теперь он едет по мосту через реку и подъезжает к городу Железногорску... (воспитатель читает название города).

Почему возник пожар?

Задачи:  развивать речевую активность детей, упражнять детей в рассматривании сюжетных картинок и объяснении ситуации. Закреплять названия предметов пожаротушения.

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Не перебивать товарища.

Игровое действие: Рассматривание ситуации и ответы на вопросы воспитателя.

Материалы: сюжетные картинки на тематику - пожарная безопасность. Магнитная доска.

Воспитатель подбирает соответствующие сюжетные картинки, выставляет их на магнитной доске и задает детям вопрос:

- Почему возник пожар? (дети взяли спички без разрешения взрослых)

- Почему возник пожар? (кто-то оставил без присмотра свечку, свечка упала на стол);

- Почему возник пожар? (в лесу оставили непотушенный костер);

- Почему возник пожар? (забыли выключить чайник);

- Почему возник пожар? (дети без разрешения включают электроприборы).

- Во всех этих случаях, каким стал огонь для человека: добрым или злым? (огонь стал для человека злым)

- Что натворил огонь:

- когда дети взяли без разрешения спички? (огонь сжег в доме все вещи)

- когда все ушли из комнаты и забыли потушить свечку? (огонь сжег стол, стул и занавеску в комнате)

- когда забыли в лесу потушить костер? (огонь сжег весь лес)

- когда забыли выключить чайник? (огонь сжег новый чайник)

- когда дети без разрешения включили утюг? (огонь сжег все вещи в комнате)

 

Радио

Задачи:  формировать умение составлять описательный рассказ человека.

Воспитатель предлагает детям побыть диктором на радио и сделать объявление, о том что потерялся кто-то из их группы, описывая его. педагог начинает игру, показывая детям пример описания. Педагог начинает игру, показывая детям пример описания: Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Верой. Кто знает эту девочку? Нового диктора выбирают при помощи считалки.

Педагог следит, чтобы дети перечисляли характерные черты своих товарищей: как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям.

Если диктор дал такое описание, что дети не смогли узнать товарища, все хором отвечают: «Нет такой девочки (мальчика) у нас!»

Продолжи предложение

Задачи:  развивать речевую активность детей, упражнять детей в рассматривании сюжетных картинок и описании их.

Детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки, а затем продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы.

Например, воспитатель начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным ситуациям. За каждый ответ ребёнок получает фишку.

Что было дальше?

Задачи:  развивать речевую активность детей, упражнять детей в рассматривании сюжетных картинок и объяснении ситуации, закреплять названия видов транспорта.

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Не перебивать товарища.

Игровое действие: Рассматривание ситуации и ответы на вопросы воспитателя.

Материал: сюжетные картинки: дети, катающиеся на санках; гуляющие в лесу. Дорога, ведущая в лес. Транспорт: автобус, автомобиль, трамвай, троллейбус. Магнитная доска.

Воспитатель выставляет на магнитную доску сюжетную картинку. А дети должны описать события, отвечая на вопрос педагога.

- На улице началась метель, а дети решили отправиться в гости к Гномику. Оделись, сели в троллейбус и отправились в лес. Что было дальше?

Первое описание событий дает воспитатель.

- Едут дети в троллейбусе, а метель все сильнее и сильнее. Разыгралась настоящая вьюга. Решили дети вернуться, да не могут. Дорогу замело. Стали они на помощь звать. Но никто их не услышал, потому что ветер завывал сильнее и сильнее. Потом кто-то вспомнил, что у Мити есть телефон, позвонили домой его маме. Она вызвала МЧС, и нас спасли. Но предупредили, что в такую погоду лучше оставаться дома.

- На улице началась метель, а дети решили отправиться в гости к Гномику. Оделись, взяли с собой санки, и пошли по дороге в лес. Что было дальше? (дети придумывают продолжение при помощи наводящих вопросов воспитателя)

- Снег перестал идти или нет?

- Кто мог встретиться детям по дороге?

- Кого дети встретили в лесу?

- Кто помог детям вернуться домой?

- Как поступили дети, когда без разрешения взрослых решили пойти в лес?

- На улице началась метель, а дети решили отправиться в гости к Гномику. Оделись, сели в трамвай и поехали в лес. Что было дальше? (дети придумывают продолжение при помощи наводящих вопросов воспитателя)

- На улице началась метель, а дети решили отправиться в гости к Гномику. Оделись и пошли по дороге в лес. Что было дальше? (дети придумывают продолжение при помощи наводящих вопросов воспитателя).

ИГРЫ ПО СЕРИЙНЫМ КАРТИНКАМ

Где начало рассказа?

Задача: формировать умение передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок, формировать навыки рассказывания.

В игре дети учатся передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Ребёнку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

Найди картинке место

Задача: формировать умение передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок, формировать навыки рассказывания.

С помощью этой игры можно учить детей соблюдать последовательность хода действия в рассказе.

Перед ребёнком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

Расскажи историю

Задача: формировать умение передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок, формировать навыки рассказывания.

Материалы:  серийные картинки.

Ребёнку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

Найди картинке место

Задача: формировать умение соблюдать последовательность хода действия, формировать навыки рассуждения, рассказывания.

Материалы:  серийные картинки.

Перед ребёнком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

Исправь ошибку

Задача: формировать умение устанавливать правильную последовательность действия формировать навыки рассуждения, рассказывания.

Материалы: серийные картинки.

Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

Какая картинка не нужна?

Задача: формировать навыки находить лишние для данного рассказа детали.

Материалы: серийные картинки по мотивам знакомых сказок.

Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать её, а затем составить рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР".

Нетрадиционные приёмы, используемые при формировании звукового анализа...

Формирование навыков соблюдения правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.

материалы для ознакомления детей с правилами дорожного движения...

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

В материале описаны этапы работы по формированию фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников....

Статья Ящук Е. В. Педагогические условия формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Постановка проблемы. Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой об...

Картотека дидактических игр направленных на формирование навыков описания, повествования и рассуждения у детей старшего дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр направленных на формирование навыков описания, повествования и рассуждения у детей старшего дошкольного возраста....