ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СВЯЗНЫМ ВЫСКАЗЫВАНИЯМ ТИПА РАССУЖДЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ ДЕДУКЦИИ.
статья на тему
Статья о разитии речи рассуждения с использованием метода дедукции . Описание метода, примеры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_deduktsiya.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СВЯЗНЫМ ВЫСКАЗЫВАНИЯМ ТИПА РАССУЖДЕНИЙ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МЕТОДОМ ДЕДУКЦИИ.
Шевырёва М.И.
Анализ федерального государственного стандарта дошкольного образования показал, что содержание и формы учебной работы в системе дошкольного образования должны формировать у детей дошкольного возраста основы теоретического мышления.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня развития связной монологической и диалогической речи.
Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои рассуждения, отстаивать свою точку зрения, убедительно доказывать – все эти и другие учебные действия требуют достаточной сформированности уровня развития связной, особенно связной монологической речи.
Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи и характеризуется использованием достаточно сложных языковых средств.
Характеризуя рассуждение, О.А.Нечаева справедливо рассматривает рассуждение как логическую категорию и как языковую категорию. Мысль человека выражается в определенных моделях, выработанных в многовековом опыте общения. В логическом плане такой моделью является ряд связанных между собой суждений. А языковая модель — это два или несколько взаимосвязанных между собой предложений или сложное предложение с причинно-следственной или обусловленной связью. При этом не любая из названных синтаксических структур с причинно-следственными отношениями бывает рассуждением. В рассуждении выводное суждение имеет смысл, нуждающийся в доказательствах. Рассуждение отличается от описания и повествования тем, что в нем отражаются не факты и явления, а мысли, суждения о фактах и явлениях, объяснение причинно-следственных связей какого-либо факта или явления. Как логическая категория рассуждение — это ряд суждений, которые относятся к определенному предмету или вопросу и которые следуют одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений следуют другие, а в результате получается ответ на поставленный вопрос. Как категория языка рассуждение «характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение, и специфической языковой структурой». Рассуждение — это «особый тип речи, опирающийся в логическом плане на умозаключение и имеющий свою структурно-языковую характеристику» . Как «особый тип речи» рассуждение имеет специфические признаки, которые касаются его функций, композиции и речевых средств. Функции рассуждения заключаются в том, чтобы объяснить какой-либо факт или аргументировано доказать свое мнение, свою гипотезу, свою точку зрения. Рассуждения нельзя увидеть, их можно только понять. Специфические функции, или цели, с которыми ведется рассуждение, различны. Эти цели определяют смысловые разновидности рассуждений.
Для выражения уважительного отношения к чужому мнению в речи-рассуждении используются такие слова и обороты: я думаю, я считаю, мне кажется, на мой взгляд, по-моему. Связь тезиса с аргументами устанавливается при помощи: — союзов: так как, потому что, ибо, раз, поэтому, постольку, поскольку, если, то и т.п.; — вводных слов: во-первых, во-вторых, в-третьих. Для связи доказательства с выводом используются слова: следовательно, значит, таким образом. В построении вывода в речи-рассуждении для связи применяются такие слова и сочетания слов как: отсюда (из этого) следует; отсюда (из этого) вытекает; это доказывает, что и т.д. При создании речи-рассуждения часто используется повторение одних и тех же слов, и словосочетаний, выражающих то же самое смысловое содержание, например:
- Электрические приборы включают в розетку. Чайник включают в розетку. Следовательно, чайник электрический прибор.
Рассуждение, части которого связаны союзами, называется полным рассуждением. Полные рассуждения особенно распространены в научной и литературной речи. В разговорной и художественной речи чаще встречаются рассуждения неполные, в них опускаются некоторые части рассуждения и союзы. Сказуемые в рассуждениях, как правило, выражены глаголами настоящего времени, которые относят характерные признаки к предметам рассуждения (например, «включает», «является», «дается»).
Таким образом, рассуждение как функционально-смысловой тип речи является типизированной, структурно оформленной в языковом плане разновидностью монологического сообщения с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на полное или сокращенное умозаключение. Речь-рассуждение отличается от других типов монолога специфическими функциями, структурой и языковыми средствами.
В исследованиях отечественных психологов (С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия) показано, что ребенок рано начинает подмечать элементарные причинные зависимости и делать выводы. Уже в среднем дошкольном возрасте у некоторых детей наблюдается понимание причин и следствия явлений. Развитие понимания причинности связано с наблюдением конкретных ситуаций, объяснением содержания картинок. В старшем дошкольном возрасте дети пользуются простейшими речевыми формами рассуждений, главным образом в виде сложноподчиненного предложения с союзом - потому что.
Наблюдения за речью детей шести лет показали, что в повседневном общении они пользуются высказываниями, содержащими рассуждения. Частота и характер высказываний зависят от содержания и формы общения воспитателя с детьми, от организации детской деятельности. Если воспитатель строит общение с детьми на дисциплинарных указаниях, отдельных репликах, не создает проблемных ситуаций в ходе деятельности, то в этом случае, конечно, у них не возникает необходимости рассуждать. Если же поставлена задача доказать какое-то положение, дети высказываются более развернуто. Их рассуждения, как правило, состоят из тезиса и объяснения-доказательства, конкретизирующего общие положения, высказанные в тезисе. Выводы формулируются не всегда.
Но многие дети даже без специального обучения прибегают в повседневной жизни к речи-рассуждению, особенно, если в общении с ними воспитатели создают проблемные ситуации. Чаще всего дети используют рассуждения в самостоятельной игровой деятельности, что подтверждает выводы психологов о том, что практические действия детерминируют мыслительную деятельность. Несмотря на использование рассуждений дошкольниками, педагогические исследования (Н.В.Семеновой и В.И.Яшиной) выявили, что без специального обучения рассуждения детей 6—7 лет имеют ряд недостатков в их речевом оформлении:
1. Краткость, из-за которой рассуждения недостаточно доказательны: в повседневных рассуждениях чаще всего приводится один аргумент: Например, «Правила в шахматах не такие, как в шашках!», «Ты уже был капитаном!», «Любимая игрушка — мишка, мне папа его подарил». Реже фиксируется два аргумента: «Любимая игрушка — кукла, потому что она красивая, у нее красивые волосы»; «Лук сухой, его давно не поливали», «Две игрушки: две куклы. Одна, потому что похожа на ребенка, а другая — взрослая. Потому что они любимые».
2. Структура детских рассуждений, как правило, не выдержана: в ней не всегда представлены все три части, типичные для данного типа монолога. Доказательная часть, хоть и краткая, присутствует во всех рассуждениях. Например, категоричное детское рассуждение «Нет, ты уже был капитаном!» в ситуации игры подразумевает следующее рассуждение: «Ты не можешь быть капитаном, потому что ты уже им был. Другие тоже хотят быть капитаном. Значит надо выбрать капитаном кого-то другого». Но для дошкольников, как отмечал еще в свое время П.П.Блонский, окончательным и достаточным для доказательства является одно категоричное суждение или два.
Тезис, как первая часть рассуждения, чаще всего выпускается в повседневных рассуждениях. Однако в ситуации, когда детей просили рассказать, есть ли у него любимая игрушка, и почему она является любимой, тезис появляется. Вывод, в процессе наблюдений за речью детей, в повседневной жизни фиксируется в рассуждениях еще реже.
3. Связность детских рассуждений обеспечивается чаще всего союзами «потому что», «за то, что» и «поэтому». Частота употребления союза «потому что» объясняется тем, что детям часто задают вопрос «Почему…». Для связи суждений в доказательствах детьми почти не применяются вводно-модальные слова: «, во-первых,», «во-вторых», «в-третьих». Для детских рассуждений типичным является простое перечисление аргументов или повторение союзов «потому что», «и», иногда в сочетании с наречием «еще». Такие слова как «следовательно», «значит» также почти не встречаются в заключительной части детских рассуждений.
Таким образом, отечественные психологи (П.П.Блонский, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков, С.Л.Рубинштейн и др.) отмечают доступность детям старшего дошкольного возраста рассуждения как формы логического мышления. Способность к рассуждению зависит: во-первых, от качества и количества жизненного опыта детей; во-вторых, от способов ознакомления с окружающими явлениями и, наконец: от особенностей общения взрослых с детьми, от наличия стимулирующих к рассуждению вопросов взрослых. Несмотря на доступность рассуждения дошкольников как особый тип монологической речи фрагментарны и непоследовательны, они характеризуются ограниченным числом аргументов, бессвязностью и бедностью языковых средств, необходимых для речевого оформления рассуждения. Это говорит о необходимости целенаправленного обучения детей монологу данного типа.
Дедукция это – логический способ рассуждения (мышления) от общих положений к частным выводам.
Основы дедуктивного метода мышления были заложены еще в трудах древнегреческих философов. Аристотель считается по праву основателем логики как дедуктивной науки. В начале 18-го века закон дедукции сформулировал немецкий философ Лейбниц. Знаменитый литературный персонаж А.К. Дойля Шерлок Холмс применял дедуктивный метод при раскрытии преступлений.
Суть закона сводится к тому, что для каждого тезиса должен быть подобран достаточный аргумент, который доказывает исходную мысль.
Тезисом называются исходные суждения, аргументами называются доказательства.
Дедуктивное рассуждение только конкретизирует наше знание. Дедукция позволяет из уже имеющегося знания получать новые истины с помощью чистого рассуждения.
Дедукция даёт стопроцентную гарантию правильного заключения. Дедукция из истины даёт истину.
Необходимость аргументирования каждого выдвигаемого в рассуждении тезиса возникла в связи с необходимостью придать рассуждениям силу доказательств и, соответственно, обоснованность. Чаще всего дедукция выглядит как последовательность суждений, которые приводят к необходимому выводу. Индикатором ее применения часто бывает слово «следовательно».
Обучению методу – кропотливая работа , не составляющая особой сложности. Начать изучения и привитие навыков можно в любом возрасте. Подходы используются наглядные, словесные, практические.
В дошкольном возрасте дедуктивные аргументы очень легко воспринимаются, если они связаны напрямую:
- Птицы летают. Я птица. Следовательно, я летаю.
- Книга может порваться. Бумага рвётся. Следовательно, книга сделана из бумаги.
- Резиновые игрушки можно мыть, и они мягкие. Мишка мягкий и его можно мыть. Следовательно, он резиновый.
- Кто дерётся, тот драчун. Саша дерётся. Следовательно, Саша драчун.
- Мы ходим на прогулку в хорошую погоду. Сегодня хорошая погода. Следовательно, мы пойдём гулять.
Метод позволяет легко подходить к обучающему процессу, воспринимать общие положения, которые дополняются следствиями, вытекающими из них.
Дедуктивный метод дает возможность делать правильные умозаключения, на основе точных и неоспоримых фактов.
Чтобы правильно применять метод дедуктивного мышления, нужно непрерывно получать новые знания, искать детали и связи между событиями, т.е. развивать наблюдательность. Благодаря наблюдательности мы можем находить сходства и различия между объектами, различать очень похожие объекты между собой и подмечать всевозможные признаки.
Развивать наблюдательность у детей необходимо, так как это поможет и постепенному становлению мыслительной и речевой деятельности детей.
Таким образом, можно заключить, что дедуктивные умозаключения, упражняют ребенка в речи-рассуждении, стимулируют высказывать свое мнение, обосновывая и аргументируя его, объяснять что-либо. Алгоритм обучения данному типу монолога и требования к его построению детьми обусловлены типологическими особенностями речи- рассуждения.
Литература
1. Шадрина, Л.Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л.Г. Шадрина, Л.В. Семенова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 c.
2 Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи.- Москва: «Книголюб», 2005.-55с
3. Бизикова О.А. Б 59 Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. — Нижневартовск: Изд-во Нижне- варт. гос. ун-та, 2014. — 235 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по теме "Обучение связным высказываниям типа рассуждения детей старшего возраста, через интеграцию образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество»
Аннотация проекта:1. В повседневном общении друг с другом и воспитателем дети мало пользуются высказываниями, содержащими рассуждение, как правило, они состоят из тезиса и объяснения-доказ...
Инновационная исследовательская проектная деятельность. Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание Введение………………………………………………………………….1Концепция деятельности………………………………………………..2Теоретическая и эмпирическая база……………………………………6Система работы……………………………………………………..…..12Предъявление опыт...
ПРОГРАММА «Умники и умницы» по обучению детей игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста
Образовательная программа «Умники и умницы" по обучению детей игре в шахматы разработана на основе программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе». Данна...
ПРОГРАММА дополнительной платной услуги «Белая ладья» "Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы" для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет
Рабочая программа «Белая ладья» составлена для детей старших групп на основе авторской программы И.Г. Сухина «Шахматы» рекомендованную Министерством образования Российской Феде...
Методика обучения детей построению высказываний типа рассуждений
Методика обучения детей построению высказываний типа рассуждений...
Конспект организованной образовательной деятельности с элементами обучения детей игре в шахматы у детей старшего дошкольного возраста на тему: « Шахматная фигура - Ладья»
Конспект « Шахматная фигура - Ладья»...
Использование цветной системы в обучении детей основам нотной грамоты для детей старшего дошкольного возраста
Тип проекта : творческийВид проекта : краткосрочный.Возраст детей: 5-7 лет.Участники проекта : музыкальный руководитель, дети, педагоги.Краткое описание проекта...