Статья "Организация теоретического исследования по проблеме формирования умений составлять рассказы-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня в процессе проектной деятельности"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Марчук Людмила Николаевна
"Организация теоретического исследования по проблеме формирования
умений составлять рассказы-рассуждения у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня в
процессе проектной деятельности"
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.А. Анисимова – студент 2 курса магистратуры КГПУ им. В.П. Астафьева (Красноярск); e-mail: aia-0606@mail.ru

I.A. Anisimova – 2nd year master's student of V.P. Astafiev KSPU (Krasnoyarsk); e-mail: aia-0606@mail.ru

Л.Н. Марчук– студент 2 курса магистратуры КГПУ им. В.П. Астафьева (Красноярск); e-mail: dima.gurskiy@yandex.ru

L.N. Marchuk is a 2nd–year master's student of V.P. Astafiev KSPU (Krasnoyarsk); e-mail: dima.gurskiy@yandex.ru

Организация теоретического исследования по проблеме формирования умений составлять рассказы-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня в процессе проектной деятельности

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети старшего дошкольного возраста, рассказ-рассуждение, проектная деятельность.

Аннотация: В статье представлены результаты теоретического исследования, по проблеме формирования умений составлять рассказы-рассуждения старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня. Результаты анализа выявляют необходимость совершенствования традиционных методов коррекционно-развивающего процесса и поиск более эффективных путей формирования умений составлять рассказы-рассуждения дошкольниками старшего возраста с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня.

Organization of theoretical research on the problem of the formation of the ability to compose stories-reasoning in older preschool children with general underdevelopment of speech level in the process of project activities

Keywords: general underdevelopment of speech, older preschool children, narrative reasoning, project activity.

Abstract: The article presents the results of a theoretical study on the problem of the formation of the ability to compose reasoning stories by older preschoolers with a general underdevelopment of speech of the second level. The results of the analysis reveal the need to improve the traditional methods of the correctional and developmental process and the search for more effective ways to form the skills to compose reasoning stories by older preschoolers with a general underdevelopment of speech of a certain level.

Одним из ключевых направлений коррекционно-образовательного процесса с детьми, имеющими ОНР Ш уровня, является развитие связной монологической речи. Умение связно излагать свои мысли, отстаивать точку зрения помогает ребенку активно участвовать в деятельностной коммуникации со сверстниками, что обозначено целевыми ориентирами ФГОС ДОУ, а также способствует преодолению речевого дефекта, развитию познавательных процессов, препятствует появлению или усилению вторичных дефектов, является важным звеном в подготовке к школьному этапу жизни.

Анализ научно-методических исследований по данному вопросу показал, что в настоящее время накоплен достаточный опыт по методам формирования у дошкольников умений составлять рассказы-описания и повествования, а вопросы, связанные с составлением рассказов-рассуждений изучены недостаточно.

Традиционно формирование умений рассуждать относили к младшему школьному возрасту в связи со сложностью данного вида речи, по содержательной и языковой составляющим. Однако еще К.Д. Ушинский особое значение отводил использованию логических упражнений, которые, по его мнению, служат развитию «дара слова», появлению у детей дошкольного возраста умений выражать свои мысли и на этой основе выстраивать рассуждение. В работах Алексеевой М.М. указывается, что и без специального обучения в детской речи присущи элементы рассуждения.[1]

Большинство современных исследований свидетельствует о возможности и целесообразности включения в коррекционно-образовательный процесс для детей 6–7 лет, в том числе имеющими ОНР Ш уровня программ обучения доказательной речи. Н.В. Семенова подчеркивает связь процесса формирования рассказов-рассуждений с развитием логического мышления, и обогащением словарного запаса дошкольников. Ею определены этапы и методика формирования рассказов-рассуждений.[3]             Л.Г. Шадрина выделяет характерные особенности овладения детьми рассказами - рассуждениями, в разных возрастных группах.[4]  

В современных программах дошкольного образования, опирающихся на ФГОС ДОУ [2], ключевым методом образовательного процесса является метод проектов. В процессе проектной деятельности, ребёнку необходимо уметь использовать рассказы-рассуждения для доказательства точки зрения, объяснения своих мыслей. По мнению Судаковой В.Е. у детей с ОНР Ш уровня существуют все предпосылки для овладения речью-рассуждением. Однако в коррекционо-развивающем процессе ДОУ не используются методы  формирования  умений составлять рассказы-рассуждения, основанные на комуникативно-деятельностном подходе, такие, как метод проектов.  

        Исходя из актуальности данной проблемы, необходимо провести  исследование, направленное на выявление эффективности использования метода проектной деятельности старших дошкольников с ОНР III уровня в коррекционной работе, при формировании у них умений составлять рассказы-рассуждения.                                                                                                    

На первоначальном этапе исследования, на основе методики Судаковой В. Е. [3], разработана серия специальных заданий, целью которых является изучение особенностей речевых умений составлять расказы-рассуждения у детей с ОНР III уровня. Серия задания состоит из трех блоков:                                                                                                              В рамках первого блока дети отвечают на вопросы о  времени года и доказывают свою точку зрения, в рамках второго блока   объясняют правила любимой игры, в третьем блоке находят решение  проблемных ситуации. Для определения уровня сформированности рассказов-рассуждений определены критерии, характеризующие содержательную и структурную составляющие данного вида рассказов.

Таким образом, педагогическое исследование поможет в решении вопроса влияния метода детских проектов, как одного из основных методов, рекомендованных ФГОС ДОУ,  на формирование составлять рассказы - рассуждения  старшими дошкольниками с ОНР III уровня.

Библиографический список

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М. : Академия, 2000. — 400 с.

2. Мамаева А.В. Деятельность учителя логопеда по разработке адаптированных образовательных программ : учебное пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. / авт.-сост А.В. Мамаева ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева ⸻ Красноярск, 2021. ⸻ 308 с.

3. Семёнова Н.В. Развитие речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста : монография / Н.В. Семенова,  М., 2012 –– 84 с.

4. Шадрина Л.Г. Развиваем связную речь: метод. Рекомендации / Л.Г. Шадрина,– М. : Творческий центр Сфера, 2012. ––127 с.



Предварительный просмотр:

Теоретическое изучение проблемы                                                               формирования умений составлять рассказы-рассуждения                                          у детей старшего дошкольного возраста                                                                                                с общим недоразвитием речи.

 Аннотация: В статье представлены результаты теоретического исследования направленного на изучение научно-методической литературы по проблеме формирования умений составлять рассказы-рассуждения у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня. Результаты анализа теоретических источников выявляют необходимость совершенствования традиционных методов коррекционно-развивающего процесса и поиск более эффективных путей формирования умений составлять рассказы-рассуждения   дошкольниками старшего возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети старшего дошкольного возраста, рассказ-рассуждение, монологическая речь, проектная деятельность.

Одним из ключевых направлений коррекционно-образовательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи Ш уровня (далее – ОНР Ш уровня), является развитие связной монологической речи.  Это объясняется коммуникативной значимостью монологического высказывания в процессе развития личности. Умение связно излагать свои мысли, отстаивать точку зрения помогает ребенку участвовать в разнообразных видах деятельности, получать необходимый результат в ходе собственной познавательной активности, что обозначено целевыми ориентирами ФГОС ДОУ. [12]

 У детей с ОНР Ш уровня развитие умений составлять монологические высказывания различных видов (описания, повествования, рассуждения) способствует преодолению речевого дефекта, развитию познавательных процессов, препятствует появлению или усилению вторичных дефектов, является важным звеном в подготовке к школьному этапу жизни. [4]  

Анализ научно-методических исследований в области коррекции и развития речи показал, что в настоящее время накоплен достаточный  опыт по методам и приемам формирования и развития умений составлять рассказы-описания и повествования.[6] Однако вопросы, связанные с составлением дошкольниками рассказов-рассуждений изучены недостаточно.   В целом представлены некоторые направления работы формирования доказательных и объяснительных высказываний старших дошкольников с ОНР Ш уровня в рамках коррекционных и развивающих занятий с помощью дидактических игр и упражнений.  Однако отсутствуют методики  обучения дошкольников с ОНР Ш уровня умениям составлять рассказы-рассуждения, опирающиеся на самостоятельность и инициативу детей, развитие которых отражены в ФГОС ДОУ, таких, как метод  проектной деятельности [5].                                      

Рассказ - рассуждение отличается от описания и повествования тем, что опирается на умозаключение как один из процессов мышления. По мнению лингвистов, основу рассуждения представляют, сложноподчиненные предложения причины, а высказывание чаще всего имеет трехступенчатую структуру.[6] Традиционно формирование умений рассуждать относили к младшему школьному возрасту в связи со сложностью данного вида речи, по содержательной и языковой составляющим. Т.А. Ладыженская считает, что  рассуждение требует от говорящего развитого независимого уровня мышления и владения соответствующими языковыми средствами. [7] 

Однако проблема формирования умений составлять рассказы- рассуждения обсуждались теоретиками и в отношении детей старшего дошкольного возраста. К.Д. Ушинский, работая над методами развития речи дошкольников, особое значение отводил использованию логических упражнений, в ходе которых дети объясняют явления окружающей действительности. Именно такие упражнения, по мнению, Ушинского К.Д. служат  развитию «дара слова», появлению  у детей умений выражать  свои мысли и на этой основе выстраивать рассуждение.[8]                                                               Последовательницей идей К.Д. Ушинского стала Е.И. Тихеева. Она указывала на необходимость включения процесса обучения речевым высказываниям в детские виды деятельности. Представления, полученные в деятельности, более отчетливы и осознаваемы, влияют на развитие наблюдательности, мыслительных операций и речи. По мнению П.П. Блонского, значительную роль в появлении осознанных высказываний типа рассуждений имеет присутствие у дошкольника определенных знаний. [2]  

Большинство современных исследований свидетельствует о возможности и целесообразности включения в коррекционно-образовательный процесс для детей 6–7 лет, в том числе имеющими ОНР Ш уровня программ обучения доказательной речи (Семенова Н.В.  Шадрина [9] Л.Г., Юртайкин В.В. [16] и др). Рассказы- рассуждение рассматриваются исследователями, как одна из сторон мыслительной  деятельности человека, как важная составляющая познания окружающего мира.                                                                                                                                 В работах Яшиной В.И [1] указывается, что и без специального обучения                                                                                                                                детской речи присущи элементы рассуждений. Яшина В.И. выделяет два этапа формирования высказываний-рассуждений у детей старшего дошкольноговозраста:                                                                                                                    – познавательное общение в различных видах деятельности детей (творчество, наблюдения за природными объектами и явлениями, дидактические игры). Перед детьми возникают проблемные ситуации, требующие использования устного объяснения их точки зрения.                                                                                                                - обучение на занятиях, в ходе которых дети постепенно начинают составлять рассказы-рассуждения в процессе решения познавательных вербальных задач.                                                                                                                                  Н.В. Семенова подчеркивает связь процесса формирования рассказов-рассуждений с развитием логического мышления, а также с работой по обогащению словарного запаса дошкольников, расширением  умений использования лексических и грамматических средств.[9]                                  Л.Г. Шадрина выделяет характерные особенности рассуждения – активное использование вводных слов и союзов,  предлагает  методические приемы построения образовательного процесса по формированию рассказов-рассуждений: наблюдения, экспериментирование, речевые игры и упражнения, проблемные ситуации и речевые логические задачи, чтение художественной литературы, с последующим обсуждением. Раскрывает особенности понимания детьми причинности и пути решения заявленной проблемы.[15]                                                                                                                                  В системе логопедической работы с детьми ОНР Ш уровня, по мнению Филичевой Т.Б. уровня формирование связной речи имеет особое значение  является сложной задачей и  конечной целью всего коррекционного процесса.[13].                                                                                                     Судаковой В.Е.  разработаны критерии диагностики особенностей речевых умений составления рассказов-рассуждений, определены этапы и методика формирования рассказов-рассуждений. [10] Шадрина Л.Г. доказывает, что эффективность работы по развитию у старших дошкольников умений составлять рассказы-рассуждения зависит от обучения их лингвистическим основам доказательной речи, ознакомления детей с нормами речи-рассуждения и языковыми правилами.[15] Она говорит, что  детей необходимо знакомить детей элементарными понятиями и алгоритмом  составления  рассказа-рассуждения.                                                                                       

В современных примерных общеобразовательных программах дошкольного образования («ПРОдетей» Юдиной Е.Г, Бодровой Е.В., «Вдохновение» Загвоздкина В. К., Федосовой И. Е.) основным средством воспитательно-образовательного процесса является метод проектов – метод, основанный на самостоятельной деятельности детей. [5] В процессе, совместной деятельности, реализации проекта ребёнку необходимо уметь использовать речь-рассуждение для доказательства своей точки зрения, объяснения мыслей.

Анализ  научно-методической литературы показал, что данная проблема недостаточно изучена. Мы видим противоречие: ФГОС ДОУ предполагают:

- формирование у дошкольников представлений о понятии рассказа-рассуждения и алгоритме его составления;

-включения в коррекционно-образовательный процесс проектную деятельность детей.

Умения составлять монологические высказывания типа рассуждений способствуют преодолению речевого дефекта, развитию познавательных процессов, коммуникации, препятствует появлению или усилению вторичных дефектов, являются важным звеном в подготовке к школьному этапу жизни.

С другой стороны, существует недостаточная разработанность данного вопроса в теории и методике дошкольного образования: в коррекционно-образовательном процессе детского сада практически отсутствует опыт обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР Ш уровня  составлению рассказам-рассуждениям в процессе проектной деятельности.

Таким образом, существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов, применение более эффективных технологий формирования  умений составлять рассказы-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР  уровня, таких как метод детской проектной деятельности.  

Библиографическое описание:

1. Алексеева, М. М., Яшина, развития речи и обучения родному языку дошкольников /  — Москва: «Академия»,  —2000.— С.328

2. Алутина О.Н. Идея социального воспитания в педагогическом наследии П.П.Блонского. дис.2016 Алутина О.Н. СФУ науч. рук. Лобанова  О.Б.2016.

3. Белова М. П. Создание игровой мотивации на логопедических занятиях /Белова М. П. //Дошкольная педагогика. –2020– №5. С 44–48 .  

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Москва. –2008. – С.671 .

5. Загводкин В.К., Федосова И.Е. Основная образовательная программа  «Вдохновение» Москва 2019  

6.Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. М.: НПО «Модек», 2001. 320 с.

7. Ковальчук Е. Р. Формирование у младших школьников умений писать сочинения-рассуждения в методике начального обучения русскому языку  /Ковальчук Е. Р. // Молодой учёный–2017– № 34 – С.99.

8. Павлова Н. П. «Развитие дара слова» – основная инновация К,Д. Ушинского  / Павлова Н. П //Филологические науки – 2015 ––№8––С. 77-81

9.Семёнова Н.В., Шадрина Л.Г. Развитие речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста. Монография– Москва, 2013.

10. Судакова В.Е этапы обучения речи-рассуждению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием, Теория и практика общественного развития ,2013, № 1.  135-135 с.

11.Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Москва, 2004.

12.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155). [Электронный ресурс] режим доступа https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244

13.Филичева Т.Б. Логопедия: Теория и практика// Москва: Эскимо, 2021.

14. Л.Г.Шадрина, Обучение дошкольников речи –рассуждению вектор науки ТГУ. 2012 №3(10)  https://docs.yandex.ru/docs/view?tm 

15. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речь: метод. рекомендации. – Москва, 2012.

16. Юртайкин В.В. Развитие восприятия перспективных изменений величин предметов в дошкольном возрасте // Новые исследования в психологии. 1975. № 1. 29 – 31с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Изучение, обобщение и систематизация путей формирования фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР....

Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья по теме: "Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности". Данная работа будет интересна учителям-логопедам, воспитателям, учителям начальных классо...

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематическ...

Значимость формирования готовности к грамматическим обобщениям у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как лингвистическая и психолингвистическая проблема

В статье рассматриваются один из актуальных вопросов логопедии – формирование готовности к грамматическим обобщениям у дошкольников с общим недоразвитием речи. По результатам изучения лингвистич...

План по самообразованию на тему: "Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Актуальность.Нарушения речи у детей – достаточно распространенное явление. У детей с нарушениями речи в той или иной степени присутствуют нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонема...

Индивидуальный план работы по самообразованию "Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

У детей с ОНР одним из самых значимых несформированных аспектов являются фонематический слух и восприятие. Поэтому особое внимание в ходе коррекционной работы с детьми должно быть уделено фонематическ...