конспект коммуникативной деятельности в старшей группе по картине "Ежи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Алексеева Ольга Васильевна

в материале содержится конспект речевого занятия с детьми по составлению рассказа по сюжетной картине

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_po_kartine_ezhi.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого

занятия по развитию речи в старшей группе

«Составление рассказа по картине «Ежи».

Программное содержание:

  • Продолжать учить  детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.
  • Упражнять детей  в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе  прилагательных, характеризующих животных;
  • Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.
  • Воспитывать умение внимательно выслушивать рассказ товарища, давать ему оценку.

Активизация словаря: мухоморы-великаны, принюхивается, колючий клубок

Материал: картина «Ежи» (из серии «Дикие животные», автор П.С. Меньшикова), мольберт, указка, графические модели.

Предварительная работа: чтение рассказов Г.Скребицкий «Пушок», И. Акимушкин «Жил-был ежик», И. Соколов-Митков «Ежи», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные».

Ход занятия.  

- Ребята, скажите мне, каких лесных животных вы знаете?

- Много в лесу живет животных. А про кого говорится в этой загадке:

   Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
  За жуками и мышами.    

-  Как вы догадались, что это еж?

-  Ежи – очень интересные животные. Живут они  семьями: папа -… (еж или ежик), мама -… (ежиха), дети -... (ежата), можно назвать их ласково… (ежатки), а если один малыш – то… (ежонок).  

- Садитесь на стульчики.

            Среди палых листьев тихо

  Пробирается ежиха,

           А за ней гуськом спешат

 Четверо её ежат….

(На мольберт выставляется картина.  Дети некоторое время рассматривают ее.)

- Кто изображен на картине?                                                        

- Как вы думаете, где они находятся?        

- Как вы догадались, что это лес?

Воспитатель обобщает:  «В осенний день мама ежиха привела свое колючее семейство на лесную полянку, где растут мухоморы-великаны».

- Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку?

- Значит, какая она мама?

- Посмотрите, что делает ежиха?      

Проводится обобщение высказываний                                 

- А что делают ежата?                                                    

- Как можно сказать о ежатах, которые делят червяка?

- Почему этот ежонок спрятался?

- На что он стал похож?                                                    

- Каким мы можем назвать этого ежонка?  

Обобщение высказываний   

- Как вы думаете, нравится ежам на лесной полянке? Почему?

Физминутка

-Ребята, давайте покажем, как заботится о своей семье папа ёж.

Ёж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.

Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился,
В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.

Шагать на месте.

Продолжать шагать  и «нести мешок за спиной».

Прыжки на месте.

Бег на месте, руки согнуть.

Присесть на корточки.

Прижать голову к коленям, обнять руками колени.

Подняться  в рост.

Шагать на месте.

- Посмотрите еще раз внимательно на  картину. Как бы вы ее назвали?

- Придумайте рассказ по этой картине.

  1. Сначала расскажите о том, кто нарисован на картине;  в какое время года и где происходит действие. – выставляется модель
  2. Затем о  том, зачем пришли сюда ежи, расскажите о маме-ежихе,  о ее детенышах – ежатах. – выставляется модель
  3. Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи на лесной полянке. – выставляется модель       

Заслушиваются по очереди 3-4 детских рассказа. Каждому рассказу  воспитатель просит дать оценку,  дополнить рассказ сверстника. Дает свою оценку детскому рассказу.

- Интересные рассказы рассказали дети. Теперь послушайте мой рассказ: «В теплый осенний день ежиха вывела ежат на лесную полянку. На лесной полянке много всего интересного:  прячутся в траве великаны-мухоморы, в  опавших листьях, в зарослях травы и на деревьях скрываются разные насекомые. «Есть чем полакомиться» - подумала мама-ежиха, а   ежата тут же разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него и тащат каждый себе. Третий тоже не прочь полакомиться жирным червяком  - ждет, может ему тоже достанется кусочек. А вот четвертый ежонок решил прогуляться чуть подальше и повстречался с крупным черным жуком, испугался и на всякий случай свернулся в клубок: «Хоть ты и страшный, но я тебя не боюсь».  Ежиха тоже не теряет время.  Она заметила на дереве жирную улитку.  Вытянула нос, принюхалась и тихонько  подбирается к ней. Хорошо и интересно ежатам на лесной полянке».

-   Понравился ли вам мой рассказ? Что в моем рассказе  вам запомнилось, показалось интересным?

-  Молодцы, хорошо поработали, теперь немного поиграем. Я буду называть животных, а вы поможете мне подобрать к ним слова о том, какие они.

Проводится дидактическая игра  «Подбери слово» на подбор прилагательных к существительным, обозначающих животных.

- Посмотрите еще раз на колючую семью, видите, как им хорошо всем вместе? Помните, что нельзя разлучать животных, ведь у каждого животного есть своя семья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОДАРОК ДЛЯ МАМЫ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить максимальную активность и любознательность детей, обогатит...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием информационно – коммуникативных технологий старшая группа

Цель: развивать представления детей об обитателях подводного мира и художественные способности к изобразительной деятельности. Задачи:  - развивать представления детей о многообразии по...

Конспект образовательной деятельности старшая группа «Пожарная безопасность в лесу»

Формировать представление детей о пожарной безопасности в природе, об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья, сформировать чувство опасности огня....

Конспект экспериментальной деятельности, старшая группа детского сада. Тема. Вода. "Умная галка".

Данный конспект предназначен для педагогов старшего дошкольного возраста. С помощью Мудрой "Совуньи" ребята учатся рассуждать, проводят эксперимент. Основой для экспериментальной деятельност...

Конспект совместной деятельности Старшая группа (1) Тема: Квест-игра «Космические спасатели»

Цель: Создание условий формирования элементарных представлений о строении Солнечной системы у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- расширять знания и представления о предметах и явлениях окруж...

Конспект образовательной деятельностив старшей группе"Русская печка-всему дому кормилица"

Конспект комплексной образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....