Проект "По дорогам сказок"
проект по развитию речи (старшая группа) на тему
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Одним из таких средств является сказкотерапия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bodunovoy.docx | 55.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» д. Гавриловка
Проект
«Путешествие
по сказкам»
(сказкотерапия)
Выполнила: воспитатель
Бодунова Людмила Константиновна.
2012 г.
Актуальность проекта.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Одним из таких средств является сказкотерапия.
Актуальность сказкотерапии заключается в естественности составляющей повседневную жизнь детей. Метод имеет многовековую историю, но своё название получил совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического , педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.
Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.
Сказкотерапия - это занятия, направленные на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания; преодоление барьеров в общении; повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки и самоконтроля и многое другое. Это замечательный метод, красивый, мягкий, увлекательный.
Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.
Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь своему ребёнку? Ещё наши предки занимались воспитанием детей, рассказывая им занимательные истории. Они не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей и учили их жизни.
Сказка,- говорил А.Фромм,- также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.
Но мало прочитать сказку, важно её прожить! А как это сделать?
Форм, через которые ребёнок проживает сказку — множество. Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить. И тогда сказки помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни и во многом другом сослужат ему добрую службу. Самое главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит!
Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. Сказка расширяет поле сознания и поведения ребенка, влияет на его эмоциональный мир и интеллектуальную сферу. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот банк может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации- так и останется в пассиве. Если мы вместе с ребенком размышляем над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, будут находиться у ребенка не в пассиве, а в активе. Не в подсознании, а в сознании. Так постепенно удается подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.
Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь.
Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов- это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Поступки и действия героев сказок открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений.
По мнению детских психологов и психотерапевтов, сказочная реальность для психологического развития ребенка является такой же необходимой питательной средой, как свежий воздух для физического здоровья. Сказки динамичны, вызывают эмоциональный отклик, стимулируют познавательную активность детей и предлагают выход из сложного положения, стратегии правильного поведения в различных ситуациях.
Всё, что мы даём слушать детям, должно давать только положительный эффект. В этом случае сказкотерапия будет важной и необходимой альтернативой всему негативному и разрушительному, что хлынуло на наших детей из многочисленных средств массовой информации и окружающей жизни.
Паспорт Проекта
- Образовательная область – «Коммуникация», «Художественная литература»
- Тип проекта – творчески-информационный, игровой
- По числу участников – групповой
- По времени проведения – средней продолжительности
- По характеру контактов – в контакте с семьей
- Участники проекта:
- воспитанники старшей группы,
-педагог старшей группы,
- родители группы
- Место реализации: - МДОУ детский сад «Светлячок д. Гавриловка, старшая группа «Пчелки»
Цель: создание условий для развития у детей нравственных качеств.
Задачи:
- учить регулировать своё поведение нравственной нормой;
- Способствовать повышению уверенности в себе и самостоятельности;
-формировать понимание добра и зла;
- развивать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь.
Методы реализации задач:
- поиск информации в специальных источниках;
- мониторинг нравственного и эмоционального развития;
-информационно – образовательная работа с детьми.
Этапы реализации проекта.
Этапы | Содержание | Сроки |
Этап №1 | Подготовительный: - Диагностирование детей; -Сообщение родителям о цели и реализации данного проекта. -Изучение методической литературы -подбор художественной литературы для детей; -Разработка методического материала к проекту | Сентябрь 2012г. |
Этап №2 | Практический: познавательный, игровой, творческий | Сентябрь 2012 – Январь 2013г. |
Этап №3 | Завершающий: Контрольно-оценочный | Февраль 2013г. |
План работы над проектом.
№ | Мероприятия | Сроки |
Работа с детьми. | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. | Диагностика детей по социально – личностному развитию детей с использованием методик : « Закончи историю» Урунтаева Д.А., Афонькина Ю.А. «Сюжетные картинки» Урунтаева Д.А., Афонькина Ю.А « Раскрась рисунок» Урунтаева Д.А., Афонькина Ю.А « Занятие по русской народной сказке « Царевна - лягушка» « Занятие по русской народной сказке « Крошечка – Хаврошечка» Занятие по русской народной сказке « Маша и медведь» « Занятие по русской народной сказке « Гуси – лебеди» Презентация работы. -Свободная деятельность -Игровая терапия Дидактические игры: « Сочиняем сказки» « Расскажи сказку» « Что сначала» « Чьи это вещи» « Угадай сказку» Беседы: « Мой любимый сказочный герой» « Сказка ложь, да в ней намёк….» Сюжетные творческие игры: « Салон красоты» « Театр моды» « Театр масок» «Сказочная мастерская» Чтение художественной литературы. Продуктивная деятельность детей. Досуг «В гостях у сказки». Работа с родителями. Разработка и подбор методического материала, практических рекомендаций по социально- нравственному воспитанию детей. Анкетирование родителей по данной проблеме. Проведение родительского собрания на тему « Воспитание сказкой». Консультация по данной теме: « Сказкотерапия». « Роль и место сказкотерапии в психическом, физическом и интеллектуальном развитии дошкольников». Творческая мастерская. ( Совместное творчество детей и родителей) Конкурс « Сочини свою сказку» « Любимый сказочный персонаж моего ребёнка». « День открытых дверей». Оборудование и пополнение развивающей среды. Оформление сенсорного уголка. Создание и пополнение фонотеки (для проведения музыкотерапии и релаксации). Приобретение необходимых материалов для проведения сеансов сказкотерапии: « Волшебная лампа», « Накидка для ведущего», «Ковёр – самолёт» . Пополнение театрального уголка в группе ( куклы – марионетки) Итоги работы. Презентация. Фотовыставка. Выставка работ родителей и детей по сказкам. Оборудованная предметно – развивающая среда
|
Сентябрь2012г. Январь 2013г. Октябрь 2012г.
Ноябрь 2012г. Декабрь 2012г Январь 2013г. Сентябрь 2012г. Декабрь 2012 г. В течение проекта В течение проекта. В течение проекта. В течение проекта. В течение проекта. В течение проекта. Сентябрь2012г. Октябрь 2012г. Ноябрь 2012г. Декабрь 2012 г.
Январь 2013г. Февраль 2013г Февраль 2013г В течение проекта. В течение проекта. В течение проекта. В течение проекта. Январь. Февраль Январь |
Ожидаемые результаты.
При условии реализации данного проекта рассчитано получить следующие результаты:
- Стабилизация эмоционального состояния детей.
- Возникновение у детей личностной и нравственной саморегуляции; понимание общественного смысла нравственной нормы; усвоение детьми социальных форм выражения чувств. Проявление заботы, сочувствия, взаимопомощи.
- Взаимодействие с семьёй позволит достичь наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Оценка результатов:
- Для оценки эффективности данного проекта по нравственному и эмоциональному развитию детей провести диагностику в начале и конце работы, используя соответствующие методики.
- Оценка качества практической деятельности будет оцениваться при проведении фотопрезентации, ознакомлении с видеоматериалами.
- По окончании проекта будет проведено анкетирование родителей по оценке эффективности проекта.
Методическое обеспечение.
- Программа « От рождения до школы» Н.Е. Варакса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.
- «Арт-терапия в работе с детьми» М.В. Киселёва.
- «Формы работы со сказкой» Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева.
- «Воображение и творчество» Г.Ануфриева журнал «Дошкольное воспитание» №12 , 2008 г.
- «Сказка, как средство воспитания дошкольника» Л.А. Литвинцева 20012г.
- Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста» О. Ф. Васькова, А.А. Политыкина.
- Диагностика « Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста». Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.
Приложение 1.
Перспективный план по сказкотерапии
(старшая группа)
Тема занятия | Цели | Методы, приемы. |
Блок 1 (октябрь) (2 занятия) Сказка « Царевна - лягушка». | Формировать грамматический строй речи, умение составлять разные словосочетания, использовать местоимения в речи, подбирать определения к предмету, явлениям, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Активизировать словарь. Развивать мелкую моторику. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать | 1. Рассказывание сказки. 2. Отгадывание загадок. 3. Дидактические игры: «Что умеют делать звери» «Какой, какая, какое?» «Кто сумеет похвалить» «От каждого по словечку» 4. Развивающая игра «А если бы...» 5. Придумывание нового названия сказки. 6. Придумывание нового конца сказки. |
Блок 2 ( ноябрь) (2 занятия) Сказка «Крошечка Хаврошечка» | Систематизировать представление о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов; умение подбирать антонимы, синонимы, употреблять местоимения в речи, согласовывать прилагательные и существительные. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение и мышление. | Чтение сказки. Беседа. Дидактические игры: «Напишем письмо герою» «Закончи предложение» «Кто знает другое слово» Развивающие игры: «А если бы...» «Хорошо-плохо» Сочинение загадок. Пересказ эпизода сказки от имени героя. Изменение сюжета сказки путем ввода нового героя. |
Блок 3 (декабрь) (2 занятия) Сказка «Маша и Медведь» | Продолжать формировать умения подбирать антонимы, прилагательные согласовывать с существительными в роде, числе, падеже; составлять словосочетания , подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов. Активизировать словарь. Продолжать развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение, мышление. Упражнять в решении творческих задач. | Чтение сказки. Пересказ с помощью иллюстрации. Придумывание нового названия сказки. Придумывание загадок. Дидактические игры: «Дополни предложение» «Какой, какая, какое» «Задай вопрос герою» Развивающие игры: «А если бы...» «Хорошо-плохо» Придумывание нового окончания сказки. Изменение сюжета сказки. |
Блок 4 (январь) (2 занятия) Сказка «Гуси-лебеди» | Систематизировать представления о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы; умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении. Активизировать творческое воображение, мышление. Упражнять в решении творческих задач. | Чтение сказки. Беседа. Дидактические игры: «Кто сумеет похвалить» «Назови ласково» «Задумай слово» «От каждого по словечку» Развивающие игры: «А если бы...» «Хорошо-плохо» Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию. Придумывание нового названия сказке. Придумывание нового окончания сказки. Изменение сюжета сказки. |
Приложение 2.
Методика «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)
Цель. Изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость.
Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать истории, а ты их закончи».
1. У девочки из корзинки па дорогу высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал... Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?
2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Катя ответила...
3. Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: «Пора ужинать. Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила...
4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?». Петя ответил...
Обработка результатов.
1 балл - ребенок не может оценить поступки детей.
2 балла - ребенок может оценить поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
4 балла - ребенок называет норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Результаты диагностики по методике
Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина «Закончи историю»
Имя ребенка | Возраст | Результаты | |
Сентябрь | Январь | ||
Вика Б. | 5 лет | 2 | 3 |
Юля Р. | 5 лет | 3 | 4 |
Настя Б. | 5 лет | 3 | 4 |
Артем Ш. | 5 лет | 2 | 3 |
Трофим М. | 5 лет | 3 | 4 |
Василиса Д. | 5 лет | 3 | 4 |
Вера Б. | 5 лет | 3 | 4 |
Ева П. | 5 лет | 3 | 4 |
Полина К. | 5 лет | 3 | 4 |
Егор К. | 5 лет | 3 | 4 |
Кристина К. | 5 лет | 3 | 4 |
Вова Д. | 5 лет | 3 | 4 |
Аня К. | 4 года | 2 | 2 |
Рома Т. | 5 лет | 3 | 4 |
Илья Ш. | 4 года | 1 | 2 |
Методика - «Сюжетные картинки» (Г.Л. Урунтаева, Ю.Л. Афонькина)
Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что указаны в предыдущей методике.
Материал. Картинки с изображением ситуаций, подлежащих нравственной оценке (например, сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книгу, а девочка уступила место пожилой женщине).
Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают картинки: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны - плохие... Объясни, почему ты именно так разложил картинки».
Обработка результатов:
1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных поступков, гак и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны моральным нормам.
2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия.
3 балла- правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, называя моральную норму.
Результаты диагностики по методике
Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина «Сюжетные картинки»
Имя ребенка | Возраст | Результаты | |
Сентябрь | Январь | ||
Вика Б. | 5 лет | 1 | 2 |
Юля Р. | 5 лет | 2 | 3 |
Настя Б. | 5 лет | 1 | 2 |
Артем Ш. | 5 лет | 1 | 2 |
Трофим М. | 5 лет | 3 | 3 |
Василиса Д. | 5 лет | 1 | 2 |
Вера Б. | 5 лет | 2 | 3 |
Ева П. | 5 лет | 1 | 2 |
Полина К. | 5 лет | 3 | 3 |
Егор К. | 5 лет | 2 | 3 |
Кристина К. | 5 лет | 2 | 3 |
Вова Д. | 5 лет | 3 | 3 |
Аня К. | 4 года | 1 | 2 |
Рома Т. | 5 лет | 1 | 2 |
Илья Ш. | 4 года | 1 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи в старшей-подготовительной группе "По дорогам сказок"
Разработанное занятие по развитию речи в старшей-подготовительное группе детского сада...
Литературная викторина по теме"Дорогами сказок К.Чуковского"
- Закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;- Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку;- Развивать творческую инициативу, и...
Конспект занятия "По дорогам сказок"
Конспект занятия по развитию речи предназначен для воспитателей старших дошкольных групп , а также для логопедических групп детей с общим недоразвитием речи...
Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)
Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...
Спортивный праздник "По дорогам сказок"
Спортивный праздник,посвященный 23 февраля с нестандартным оборудованием....
Нетрадиционные формы проведения родительского собрания "КВН По дорогам сказок"
Детство-самое счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений детства остаётся в памяти человека навсегда. Вот почему необходимо воспитывать любовь к чтению и к книге с раннего детства. В...
Развлечие "По дорогам сказок" старшая группа
Развлечение по художественной литературе, старшая группа...