Конспект занятия "По дорогам сказок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспект занятия по развитию речи предназначен для воспитателей старших дошкольных групп , а также для логопедических групп детей с общим недоразвитием речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия по развитию речи | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ № 1 детский сад комбинированного вида № 1 ст. Кущевская Краснодарского края
Конспект занятия-развлечения
в старшей группе
тема: «По дорогам сказок»
воспитатель 1 квалификационной
категории логопедической группы
Омельченко Татьяна Николаевна
2010 год
Цель: закрепить знания русских народных сказок, воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству, развивать речь, память, внимание смекалку.
задачи:
лексика: обогащение и активизация словаря
существительными: чудеса, герои сказок, знатоки, ларец, ступа, стрела, колдовство, волшебство, лягушка-царевна, девица, царевич,путешествие, Кощей, плутовка, трусишка, сундук, избушка, кумушка, гусли, ступа.
прилагательными: отважный, хитрый, глупый, ленивый, доверчивый, наход чивая, ласковая, нежная, проворная, заботливая, проворная,сообразительная, ру мяный, смешной, непослушный, озорной, коварный, ужасный, сдобный, пышный, круглоликий, трусливый,голосистый, храбрый, отважный и т.п.
глаголами: странствует, путешествовать, приговаривать, перехитрила, отморозил, добраться, заманили, покинули, сказываться, превратиться, напроказничала, ткала, пряла, в трубы катала, благодарят.
грамматический строй:
-упражнять в согласовании слов в словосочетаниях и предложениях -подборе слов в рифму
-подборе слов, сходных по значению (синонимов)
-умении образовывать близкие по звучанию слова (лиса-лисонька-лисичка) -согласовании количественных числительных с существительными -склонении существительных в Д.п. ед. ч.
методы и приемы: сюрпризный момент, стихи, загадки, игры, вопросы, поощрения.
оборудование: макеты деревьев (дуб, ели, яблоня), избушка лисы, Бабы-Яги, костюмы лисы, волка, Б.Яги, Василисы),сундук , иллюстрации к сказкам , заставка с героями р/н сказок и их принадлежностями(стрела лук, коса и т.п.), макеты камней с цифрами, речки, корзинка с яблоками,, яблочки с загадками, фланелеграф, доска, телефон- игрушка.
(входит воспитатель в костюме Василисы)
Василиса: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Д- Василиса Премудрая
Вас: Зовут меня и Марьей Морьевной
Зовут и Марьей-царевной
Кому-то я - Царь-Девица
По- всякому может случиться
Я-Василиса-Прекрасная
И так меня величают
Но чары мои опасны
Об этом многие знают.
Стихиями я управляю,
Владею волшебною силой.
Отважному я помогаю,
Но не люблю ленивых Слыхала я вы знаете много сказок и очень их любите. Хотите отправиться в путешествие «По дорогам сказок»? Но помните это путешествие не для трусливых и ленивых, а для смелых, добрых и находчивых, кто знает и любит русские нар. сказки.А почему они называются народными? Д- Их придумал народ.
Вас: Верно.Тогда в путь! (ведет детей к дубу с ларцом ,читая слова:
Мы с хорошей сказкой неразлучны
А чудес у сказки до небес,
Вы представьте как бы было скучно
Если б в мире не было чудес.
Когда и кто ее сложил
В своей избушке где-то
И самый старый сторожил
Не даст тебе ответа
Она живет в любом дому
И странствует по странам
А почему? Да потому,
Что без нее нельзя нам! Ой что это?! В какой-то сказке я уже встречала такой волшебный дуб с ларцом.В какой, ребята?
Д- «Лягушка-царевна»
Вас: Да. А что в ларце было?
Д- Кощеева смерть.
Вас: А как именно Кощей ее прятал?
Д-На конце иглы. Игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, а заяц в ларце, а ларец на дубе
Вас: Кто царевичу помог смерть Кощееву достать и жену вернуть опять? Д- Медведь, заяц, селезень, щука.
Вас: Молодцы! Давайте откроем ларец. Не бойтесь, ведь Иван-царевич победил Кощея, а мы верно угадали сказку и можем открыть ларец (открывает). Ой, да здесь книга сказок о животных и книга волшебных сказок, (достает их). Но где же сказки? Беда- они все перепутались! Надо их вернуть каждую сказку в свою книгу иначе путешествие не состоится! Ребята, какие вы знаете р/н сказки о животных?
Д-«Лиса и волк», «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Лиса и журавль» Вас: А волшебные сказки?
Д- «Гуси-лебеди», «Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Морозко», «Снегурочка»
Вас: Умницы! Теперь можно сказки в книги отправлять(показывает иллюстрации к сказкам, дети говорят к каким сказкам они относятся и Василиса вставляет картинки в соответствующие книги ).Вот теперь все сказки на месте и можно двигаться дальше. А дорогу нам укажет этот волшебный клубочек (достает из ларца), который как помог Ивану-царевичу ?
Д- Показал дорогу в Кощеево царство.
Вас: Да. (бросает клубок, он катится в лес. Из-за елок выглядывает кукла-волк)
2 Волк: Ох, какие хорошенькие! Сейчас я вас съем!
Вас: Не ешь нас ты ведь можешь быть не злым. Волк: А каким?
Вас: Ребята, какой волк в р.н. сказках?
Д-Доверчивый, сердитый, хитрый, голодный, наивный,глупый.
Волк; Ну а кумушка моя-Лизавета какая?
Д-Хитрая, умная, льстивая, находчивая, сообразительная, проворная.
Вас: Хитрая-прехитрая, хитрющая.
Волк: А коза, которая через костер мне прыгать предлагала?
Д- Добрая, заботливая, ласковая, умная, нежная находчивая.
Волк: Ишь ты. А колобок?
Д- Румяный, озорной, веселый, смешной, глупый, хвастливый.
Волк: Какие умные! Ладно не буду вас есть. Проходите. Пока! Я побежал (скрывается за елками)
(клубок катится к дому лисы)
3 Лиса: (вглядывает из окна и поет)
В глухомани, в лесу
Не смотря на красу
Не пускают лису на деревню! Привет! Слыхала я от куманька какие к нам знатоки сказок пожаловали.Ну-ка скажите какие сказки про меня знаете.
Д- «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Лесичка со скалочкой».
Лиса: А как в этих сказках меня по-разному называют?
Д- Лиса-лисичка-лисонька-лиска-лисафья
Лиса: А моего кума?
Д- Волк-волчишко-волчок-волчище.
Лиса: А зайца-трусишку?
Д- Заяц-зайчишко-зайчонок-заинька-заюшка-зайка. Лиса: А кота-воеводу?
Д- Кот-котишка-котик-коток-котейка-котище- котофей.
Лиса: Умнички какие! Я еще люблю песни слушать и петь.Скажите какую песенку я пела петушку?
Д-Петушок, Петушок! Золотой гребешок,
Выгляни в окошко- дам тебе горошку Лиса: А кот какую пел у моей норы? Д- Трень-брень гусельки, золотые струнушки
Дома ли лисафья-кума, во своем ли теплом гнездышке?
Лиса: А Колобочек?
Д- Я Колобок, Колобок,
По амбару метён, по сусекам скребён
На сметане мешён, на окошке стужён
Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл.
Лиса: А как позвать Сивку-Бурку?
Д- Сивка-Бурка, вещая каурка, стань передо мной Как лист перед травой!
Лиса: А как Иванушка кликал Аленушку?
Д- Аленушка, сестрица моя, выплынь на бережочек Костры горят высокие, котлы кипят чугунные Ножи точат булатные - хотят меня зарезати!
(можно задать еще вопросы, если позволяет время)
Лиса: А какую песню пела коза козлятам?
Д- Козлятушки- ребятушки, ваша мама пришла, Молочка принесла, бежит молочко по вымечку, С вымечка по копытечку, с копытечка во сыру землю!
Лиса : Ай да молодцы! Вот вам за то корзинка. Она вам пригодится, в добром деле послужит. До встречи в новых сказках!
(Василиса бросает клубок. Он катится в речку)
Вас: Ой, как же быть, без волшебного клубочка нам дороги не найти! Речка-матушка, дай нам клубочек! Ребята, она говорит, что поможет, если мы посчитаем героев сказок, придя через речку по волшебным камушкам и отгадаем в каких р.н. сказках встречаются эти герои.
(Через речку -3 камня (на одном- цифра «1», на другом- «2», на третьем-«5». Рядом на пеньке- картинки с героями. Один ребенок прыгает и считает, следующий не считает, а просто прыгает за ним а на берегу называет сказки, где встречается этот герой)
- печь
- печи 5- печей
Д- Печь встречается в сказках: «По щучьему велению», «Гуси-лебеди»
- щука
- щуки 5- щук
Д- «По щучьему велению», «Лягушка-царевна»
1 -яблоня
2-яблони
5-яблонь
Д- «Хаврошечка»,«Гуси-лебеди»
1- петух
2-петуха
5-петухов
Д- «Кот, петух и лиса», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка»
(Кто назвал хоть одну сказку может уже скакать по камушкам на другой берег)
5 Яблонька (на полянке)
Вас: Справились с заданием и речка- кисельные берега вернула нам клубочек .Спасибо.
Вы наверное устали, ребята, давайте отдохнем на этой полянке под яблонькой(Импровизирует плачь).Кто это плачет? Это ты яблонька?! Ребята, ее веточкам тяжело, она просит собрать с них наливные яблочки. Яблочки волшебные. Их надо срывать и отгадывать загадки. А класть будем их в эту корзинку, что лисичка нам дала.
(Дети по одному срывают яблоки, отдают их Василисе). Она читает загадки:
Гуси-лебеди летят, Унести детей хотят, Кто помог сестрице с братцем
От Яги домой добраться
Д- Речка, яблоня, печь
Красна-девица грустна, Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко Слезы льет бедняжка.
Д- Снегурочка
Кощеем заколдована Иваном очарована Зеленая подружка Царевна-
Д- Лягушка
Унесла его лиса Аж за синие леса Слышен тонкий голосок Кто же это?
Д- Петушок
До чего ж хитра она Это прямо вот так на, Мужика перехитрила, С воза рыбу утащила, Обманула волка Тоже очень ловко! (лиса)
Он гремит костями страшно Злой, коварный и ужасный, Ходит в черном он плаще И зовется царь…
Д- Кощей
Он- герой всем нам известный И с волшебным словом вместе Может целую неделю На печи лежать
Сдобный, пышный, круглоликий, Всем ребятам он знаком И зовется
Он не слушался сестрицы, Он испил воды с копытца
Д- Емеля
Д- Колобком
Д- братец Иванушка
Скрипит зубами, Водит носом Гостей не любит, смотрит косо Старуха с костяной ногой Зовется
Сидит в корзинке девочка У мишки за спиной,
Он сам того не ведая
Принес ее домой
Кто-то за кого-то Ухватился крепко, Ох, никак не вынуть Ох застряла
Д-Бабою-Ягой
Д- Машенька
Д- Репка
Вас: Вот и помогли яблоньке. Ребята, а яблочки- то настоящие! Яблонька нас угощает.
Спасибо.Мы их дома отведаем. До свидания, Яблонька
Физпауза Вас: Да.Много чудес в сказках происходит.
А хотите превратится в какого-нибудь из сказочных героев?
В сказку детскую малыш только постучится
Тук, тук, тук - и вот глядишь - оживут все лица!
Посмотри-ка, вот лиса ходит по лесу краса,
Волк крадется меж кустов,
Зайка прыг - и был таков,
Мишка хлопает в ладоши
И конец в сказках хороший!
(дети имитируют движения этих героев).
Отлично получилось! Главное верить в чудеса! А теперь в путь!
(бросает клубочек)
6 (Подходят к избушке Бабы Яги. На ширме- панно с героями сказок)
Вас. Здесь избушка на курьих ножках. Чья?
Д- Бабы Яги.
Вас: А что это герои сказок у нее делают? И растерянные такие!
Баба Яга (кукла выглядывает из окна): А я у них кое-что стащила- решила
напроказничать.
Вас: Ну-ка, верни им все обратно! Иначе сказки не будут сказываться!
Баба Яга: Верну, если детишки загадают мне 3 трудных загадки и я не угадаю
хотя бы одну из них.
Д- Шел, нес, сел, посидел, не съел, домой отнес.
Баба Яга: Да это медведь из сказки «Маша и медведь» Д- Ткала, пряла и в трубы катала.
Баба Яга: Коза что ли?
Вас: А вот и не угадала! Д- Это Хаврошечка.
Баба Яга: Ну, это не считается! Загадывайте еще.
Д- Ловил, говорил, приговаривал, приморозил, оторвал, ничего не поймал, еле убежал.
Баба Яга: Мороз!
Вас: Нет! Волк из сказки «Волк и лиса».
Баба Яга: Ладно возвращаю, верните все героям, (отдает на подносе силуэты вещей героев. Дети называют кому что из героев нужно).
Вас: Коту что нужно?
Д- Гусли.
Вас: А косу кому?
Д- Петуху.
Вас: А Лягушке-царевне?
Д- Стрелу. (Емеле-печь, Бабе Яге - ступу, Хаврошечке - корову, Кощею- ларец, Курочке Рябе - яйцо, Коту - гусли, Емеле - печку, Деду - репку)
Вас: Молоды! Пора нам домой возвращаться.
Баба Яга: И клубочек в свою сказку вернулся. За то что вы так любите и знаете сказки я покажу вам дорогу домой. Идите прямо и никуда не сворачивайте! До встречи!
Возвращаются к стульчикам под музыку)
7 (Садятся на стулья. Рядом стол. На нем - телефон)
Вас: Вот мы и дома. Ну как понравилось вам путешествие? (Звонит телефон. Василиса поднимает трубку). Ребята, это звонят герои сказок. А кто именно- догадайтесь.(озвучивает героев)
- Спасите! Несет меня лиса за темные леса.(Петушок)
-Битый небитого везет. (Лиса)
-Меня подружки в лес заманили, заманивши покинули! (Машенька)
-Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная? (Морозко)
Все герои из русских народных сказок благодарят вас за помощь.
Вы прошли все испытания: преодолели речку, справились с заданиями волка, Бабы Яги, лисы, благодаря вам все сказки вернулись в свои книги, герои получили свои сказочные вещи.
А что помогло вам достичь этого?
Д - Хорошее знание сказок
И я вам советую - дружите со сказками!
Со сказками все дружат и сказки дружат с каждым
Они необходимы, как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки, тому они расскажут
О том, что может было, а может быть и нет.
Как здорово, что в сказках все сложно и не сложно
Конец у них счастливый, недолгая беда.
А то, что необычно и то, что невозможно
Обычным и возможным становится всегда!
Василиса: А теперь можно и волшебных яблочек отведать.(раздает угощенье)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятияпо рисованию в младшей группе по рисованию "Звери в лесу"
конспект занятияпо рисованию в младшей группе "Звери в лесу"...
Конспект занятияпо математике во второй младшей группе "Один - много"
Конспект занятия по математике во 2-ой младшей группе «Один – много» Цель: Учить детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесн...
Конспект занятияпо развитию математических представлений в средней группе. "Путешествие в сказку "Колобок."
Цель: Дети будут называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), выделяя их свойства (форма, цвет, размер).Задачи:1. Формировать умения детей различать геометрические ...
Конспект занятияпо познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животные
Конспект НОД по познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животныеАвтор: Симонова Анна АлександровнаЦель: формирование понятия о пользе молока..Задачи:• пр...
конспект занятияпо ознакомлению с окружающем
ознакомление детей с животным миром...
Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе «Домашние животные»
Конспект занятия в старшей группе «Домашние животные»Задачи:Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том...
Конспект занятияпо развитию речи «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака».
Занятие проводила с детьми средней группы. Тема занятия «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака». Разрабатывая данный конспект занятия я прежде всего учитывала во...