Конспект образовательной деятельности с использованием технологии ТРИЗ "Заюшкина избушка"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

заякина татьяна прокопьевна

 С помощью методики ММЧ (моделирование маленькими человечками) дети знакомятся со строением вещества (лёд и вода), рассказывают сказку используя символическую аналогию (кружки разного цвета и размера), воспитатель с помощью приёмов синептики и эмпатии учит детей сочувствию и сопереживанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по развитию речи

с использованием технологии ТРИЗ

Для детей средней группы

Заюшкина избушка»

Старший воспитатель Заякина Татьяна Прокопьевна.

Предварительная работа: Чтение сказки «Заюшкина избушка», опыт по превращению льда в воду.

Пояснение: В занятии используется методика ММЧ - моделирование маленькими человечками: Человечки твёрдого вещества - крепко держащиеся за руки;  Человечки жидкого вещества -  с опущенными руками; Человечки газа -  бегущие.

Цель: Продолжать знакомить детей со строением предметов и веществ по методу  ММЧ (ТРИЗ). Способствовать развитию монологической речи, интонационной выразительности, уметь мыслить логически, правильно оценивать поступки и объяснять их мотив; находить в отрицательных героях положительные черты характера, а в положительных героях отрицательные черты; развивать творческое мышление с помощью символической аналогии (ТРИЗ),   эмоциональную сферу детей,  воспитывать умение сочувствовать и сопереживать;

Оборудование: карточки с изображением маленьких человечков (ММЧ), зеркала по количеству детей, модели героев сказок.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям вспомнить  сказку «Заюшкина избушка», выкладывая на фланелеграфе действие сказки с помощью моделей (хоровые  и индивидуальные ответы)

Воспитатель: Дети, давайте вспомним  из чего была избушка у Лисы?

Дети:  Изо  льда.

Воспитатель: А почему избушка растаяла?

Дети: Пришла весна, стало тепло, избушка растаяла.

Воспитатель: Во что превратилась избушка?

Дети: В воду, лужу

Воспитатель: Лёд это твёрдое вещество? из каких человечков он состоит?  

Дети: Из человечков крепко держащихся за руки.

Воспитатель: Дети, вы же уже знаете, что я волшебница и сейчас я превращаю вас в человечков льда, бегите скорей ко мне и крепко возьмитесь за руки. Вы превратились в лёд,  а посмотрите,  выглянуло солнышко, стало очень тепло, лёд тает, ручки разжимаются и вы превращаетесь в маленьких человечков воды (дети расцепляют руки и убирают их за спину). Да, молодцы, вот так выглядят маленькие человечки воды, они не держатся за руки, а существуют каждый по себе.

Воспитатель: Я слышу чей-то плач, кто это плачет? Почему?

Дети: Это зайчик, его лиса выгнала из его  дома, потому, что её дом растаял.

Воспитатель:  Зайчик огорчён (расстроен)?  Представьте, что вы зайчики и вас лиса выгнала из дома.  Покажите мне как вам грустно от этого (дети берут зеркала и с помощью мимики пытаются изобразить печаль).

Воспитатель: Дети, а лисичка хорошо поступила или плохо?

Дети: плохо

Воспитатель: А как бы вы поступили на месте лисы?

Дети: жили бы вместе, построили другую избушку и т.д.

Воспитатель: А кто захотел помочь зайчику?

Дети: Медведь и собаки

Воспитатель: Как они гнали лису?  (дети эмитируют действия  сказки)  Смогли Медведь и собака помочь зайчику? (нет) Почему?

Дети: они испугались

Воспитатель: Как лиса их напугала (дети эмитируют действие сказки). А это хорошо или плохо, что медведь и собаки испугались и не смогли помочь зайчику?

Дети: Плохо

Воспитатель: Медведь и собаки  хорошие?

Дети: Да, нет.

Воспитатель: Кто помог зайчику?

Дети: Петушок

Воспитатель: Как он помог  

(Дети повторяют слова сказки)

Воспитатель: Он выгнал лису на улицу и она осталась без дома, это хорошо или плохо?

Дети: хорошо, плохо

Воспитатель: Дети, я слышу кто-то плачет.

Входит плачущая лисичка.

Воспитатель: почему ты плачешь, Лисичка?

Лиса: У меня нет домика, мне негде жить.

Воспитатель: Дети, как же помочь лисичке?

Варианты ответов детей.

Воспитатель: А теперь ребята давайте возьмём модели наших героев из сказки и разместим их следующим образом: вверху положительные герои, а внизу отрицательные, если такие есть в сказке.

В конце занятии педагог предлагает детям помочь лисичке и построить ей дом из деревянного конструктора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с использованием ЭОР и здоровьесберегающих технологий Образовательная область «Физическое развитие» Тема: «Со спортом дружить – здоровыми быть!» Старшая группа

Конспект образовательной деятельностис использованием ЭОР и здоровьесберегающих технологийОбразовательная область «Физическое развитие»Тема: «Со спортом дружить – здоровыми быть!»Старшая группа...

План – конспект образовательной деятельности с использование технологии ТРИЗ «Путешествие в страну Красивой речи»

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми во время деятельности, игр, бесед....

План – конспект образовательной деятельности с использование технологии ТРИЗ «Наша ложка, волшебная немножко»

Создавать  благоприятные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру через игровую деятельность....

Конспект образовательной деятельности с использованием технологии организации жизнедеятельности детей «План-Дело-Анализ» Тема: «Создание мультфильма».

Конспект образовательной деятельности   с использованием технологии организации жизнедеятельности детей «План-Дело-Анализ» Тема: «Создание мультфильма»....

Конспект образовательной деятельности с использованием технологии «Гость группы» Тема: «Профессия швея»

Образовательная деятельность с использованием технологии «Гость группы» по ознакомлению с профессией швеи, предметами, необходимыми для работы....