План – конспект образовательной деятельности с использование технологии ТРИЗ «Наша ложка, волшебная немножко»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Подгурская Алеся Николаевна

Создавать  благоприятные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру через игровую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект образовательной деятельности с использование технологии ТРИЗ «Наша ложка, волшебная немножко» в подготовительной группе

Область образования - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное.

Возрастная группа: подготовительная группа

Тема: «Наша ложка, волшебная немножко»

Источник (с указанием автора и страницы)

Приемы и методы технологии ТРИЗ, используемые на занятии:

Фантазирование

Мозговой штурм

Игры-противоречия

Цель:

Цель: создание благоприятных условий для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру через игровую деятельность.

Задачи:

Образовательные: формировать системное мышление через выявление функций объекта – «ложки», над системных и подсистемных связей; продолжать учить различать объекты рукотворного и природного мира; формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, обследования объектов, формулировать выводы своего исследования; учить в речи использовать обобщающее понятие – столовые приборы, познакомить с названием частей ложки – «черпало», «держало»; познакомить с молекулярным строением твердых объектов с помощью метода Маленьких человечков; формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм, свойстве металла притягиваться магнитом.

Развивающие: развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности; развивать свободное общение с взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи; воспитывать интерес детей к познавательно – исследовательской деятельности.

Оборудование и материалы: игрушка фиксик – Симка, рюкзачок – помогатор, картинки – ложка, части ложки, столовые приборы; ложки по количеству детей, емкости с водой, модель твердого вещества; картинки с изображением на одной стороне предметов - металлический чайник,  металлический гвоздь, иголка, кнопка, поварёшка, ведро, матрешка, книга, карандаш, мяч, лейка, нож, платье, ножницы, стул, а на другой изображение твердого человечка; игрушки с магнитами и магниты; банки с водой, магнитный конструктор «Смартмакс».

  Ход:

1.Игровая мотивация.

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Вера Геннадьевна, и сегодня я хотела бы с вами подружиться и поиграть.

Воспитатель: Человечки очень скоро

  Чинят электроприборы!

  Их не видно, не смотри,

  Ведь они живут внутри.

  Нет тут места мистике,

  Если рядом… (Фиксики.)

2. Системный анализ объекта - ложки (урезанный, рассматривается подсистема - строение объекта, надсистема - к группе каких объектов относится).

Воспитатель от персонажа «Симка»:

- Однажды Дим Димыч сломал ложку. Фиксики всё любят чинить, но обычно они чинят электроприборы, а вот ложки чинить еще не приходилось. Поможем ребята им в этом трудном деле?

Воспитатель: Целая, не сломанная ложка выглядит так (показ картинки целой ложки, размещение её на мольберте).  Сначала давайте, подумаем и назовём, из каких частей состоит обычная, металлическая ложка? (черпало, держало) (картинка частей крепится под изображением ложки). К чему относится ложка, к группе каких предметов? Как мы можем назвать двумя словами ложку, вилку, столовый нож? (столовые приборы), (картинка столовых приборов крепится над изображением ложки). А как вы думаете, чем была наша ложка, до того, как ее сделали? (железо добывают из железной руды). А что случится с нашей ложкой в будущим? Какой она станет?

Воспитатель и дети обобщают сказанное.

Воспитатель: а для чего нужна ложка? (дети перечисляют её функции).

Игровое упражнение «Дразнилка».

- Ребята, а как мы можем назвать ложку по-другому, если вспомнить, для чего она нам нужна, где мы её можем использовать (черпалка, в рот кашу доставлялка и т. д.)?

Воспитатель от лица Симки: Ну, теперь, всё понятно, с помощью помогатора я быстро починю ложку. Кладем сломанную ложку в рюкзачок – помогатор (звучит музыка или дети выполняют пару движений напевая песенку).

Достаём «починенную» ложку.

3.Исследование объекта.

Воспитатель:

- Ребята, а давайте расскажем нашей Симке о ложке всё, что мы знаем, а поможет нам в этом не помогатор фиксиков, а исследовательский планшете (дети обследуют предмет и фиксируют свои выводы на планшете)

  - природный объект; рукотворный объект;

-  твердый объект; жидкость;

- газ можно сжать

  Z – можно сломать может поменять форму

  - впитывает воду тонет в воде

4.Моделирование методом Маленькие Человечки.

Воспитатель: - Наша металлическая ложка, как и всё вокруг, состоит из очень-очень маленьких частичек. Ученые называют их молекулы, а мы с вами назовём их маленькие человечки.

- Вы уже сказали, что ложка- это твердый объект, в ней живут твёрдые человечки, они выглядят вот так (показ модели твердого человечка), крепко держатся за руки и твёрдо стоят на своих местах. Давайте представим себя твердыми человечками, встанем рядом друг с другом и крепко возьмемся за руки.

5.Игровое упражнение «Мои друзья».

Воспитатель в лице Симки, обращаясь к детям:

- Ребята, а у вас есть друзья? Вот и у нашей ложки тоже есть друзья. У меня в помогаторе есть карточки. Возьмите все по одной.

Посмотрите и скажите, какие человечки изображены на ваших карточках (у всех детей твердые человечки), а предметы у всех разные, рассмотрите их внимательно, из чего они сделаны, как выглядят, для чего нужны? (картинки - металлический чайник, металлический гвоздь, иголка, кнопка, поварёшка, ведро, матрешка, книга, карандаш, мяч, лейка, нож, платье, ножницы, стул).

- Со всеми этими предметами дружит ложка, но не со всеми сразу, будьте внимательны, и если услышите признаки своего предмета подходите ко мне. Воспитатель держит ложку в руке.

Сейчас ложка дружит с предметами из металла.

с предметами, которыми можно зачерпнуть воду.

со всеми, кроме предметов из металла.

 со всеми, в которых живут твёрдые человечки.

6. Закрепление знаний о свойстве металла притягиваться к магниту.

Воспитатель:

- Ребята, а вы знаете, что наша ложка волшебная немножко. Давайте проведем нашими ложками над этими предметами (на подносе лежат игрушки с магнитом, магниты, камушки, мелкие резиновые и деревянные игрушки).

- Что произошло? (к металлической ложке прилипли магнитные игрушки и магниты). Делаем вывод с детьми – металл, из которого делают ложки, может притягиваться к магниту.

7. Игровое упражнение «Достань предмет».

Симка: -  Ребята, собака Кусачка уронила в банку с водой детали конструктора.

-  Как же нам достать их из воды, не намочив рук? (постановка перед детьми проблемной задачи) Предложения детей.

Делают вывод, что в деталях конструктора, которые прилипают к ложке находится магнит, а в деталях конструктора «Лего» - магнита нет.

8. Итог. В форме игры «Хорошо – плохо».

Итак, что мы узнали о ложке? Ложка -это хорошо, потому что, и ложка плохо – потому что ….

От имени «Симки» предлагаю детям поиграть с магнитным конструктором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с использованием технологии ТРИЗ "Заюшкина избушка"

С помощью методики ММЧ (моделирование маленькими человечками) дети знакомятся со строением вещества (лёд и вода), рассказывают сказку используя символическую аналогию (кружки разного цвета и раз...

Конспект совместной образовательной деятельности (с использованием технологий ТРИЗ) во второй группе раннего возраста. "Украсим ёлочку".

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель: Учить детей располагать детали на всей поверхности листа. Развивать мелкую моторику рук, глазоме...

План-конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима-лето»

Задачи:1.     Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными.2....

План-конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима-лето»

Задачи1.     Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными.2....

ПЛАН-КОНСПЕКТ образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима – Лето»

Задачи:1.     Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными.2....

План – конспект образовательной деятельности с использование технологии ТРИЗ «Путешествие в страну Красивой речи»

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми во время деятельности, игр, бесед....