Конспект образовательной деятельности с использованием опытно - исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ - технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Конспект образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности с использованием
опытно - исследовательской технологии в подготовительной
группе с использованием ИКТ - технологий.
Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
Цель: Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи:
Образовательные задачи:
- совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Развивающие задачи:
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
-уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
-развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
-обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
-активизировать словарь детей: модель глобуса , суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества
Воспитательные задачи:
-формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
-воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Методы и приёмы:
Словесные: объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, вопросы, художественное слово.
Наглядные: глобус, алгоритмы: у воды нет формы, свойства воды, вода-растворитель, способность воды отражать предметы.
Практические: индивидуально-дифференцированный подход (в процессе опыта). Динамические паузы: «раз, два, три, четыре», «веселая разминка».
Материалы и оборудование для воспитателя:
-Кубик, шарик, баночки узкая и широкая, один стакан с молоком другой с водой, сахар, соль, аскорбиновая кислота, мука , масло, мятные капли, травяной настой. Пустые стаканчики.
- «использование технических средств»: аудио запись «разнообразные звуки воды» из серии «Разные природные эффекты (звуки)»
Материалы и оборудование для детей:
-стаканчики для пробы на каждого ребенка по одному.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, физическое.
Технические средства: аудио запись «разнообразные звуки воды» из серии «Разные природные эффекты (звуки)», интерактивная доска.
Предварительная работа:
-Беседа с детьми о значении воды.
-Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ».
-Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А. Рыжовой.
-Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».
-Чтение сказки «Путешествие Капельки».
-Проведение отдельных опытов с водой (папки «Опыты в картинках» и «Картотека опытов»).
-Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий).
-Познавательная игра «Где, какая вода бывает?».
-Знакомство с круговоротом воды в природе.
Структура ОД:
№ | Структура образовательной деятельности | Время (мин.) | |
1. | Создание мотивации для деятельности. | 1 | |
2. | Информационно-познавательная часть. | 2 | |
3. | Л. Замятин «Стихотворение о воде». Беседа о воде (наводящие вопросы, детский опыт и знания детей). | 2 | |
4. | Динамическая пауза «Юные пловцы». | 2 | |
5. | Практическая часть (опытно - экспериментальная). Подготовка. | 1 | |
6. | Опыт №1: «Определить есть ли форма у воды. Прозрачность воды». | 3 | |
7. | Опыт №2: « Есть ли у воды вкус?». | 2 | |
8. | Опыт №3: «Имеет ли чистая вода запах?». | 2 | |
9. | Опыт №4: «Вода-растворитель?» | 2 | |
10. | Опыт №5: «Очистка воды». | 2 | |
11. | Опыт №6: «Лёд-твёрдое состояние воды». Опыт№7: «Пар-это тоже вода» | 2 | |
12. | Игра « Хорошо-плохо» Опыт№8: « Отражение предметов" | 2 |
ХОД ОД:
Дети стоят на ковре, игра «Общение».
Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу, чтобы создать хорошее настроение. Дети садятся.
I часть: Вводная часть.
Воспитатель: Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте ее.
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)
Воспитатель: Что такое глобус?
(Глобус - это модель Земли.)
Воспитатель: А как вы понимаете – модель Земли?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус?
(Ответы детей)
Воспитатель: Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки.
(Показ на глобусе).
В.- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?
(Ответы детей).
В.- Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра.
( СЛАЙД «Вода вокруг нас»)
В.- Кому нужна вода? Зачем вода нужна растениям? А как они её получают?
Почему животные не могут жить без воды? Ребята, а людям нужна вода?
(Дети объясняют, делают выводы).
Воспитатель: Как человек использует воду? (Ответы детей)
(СЛАЙД «Как человек использует воду»)
Чтение стихотворения о ВОДЕ:
( Автор Леонид Замятин).
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, для жизни человека, вода имеет огромное значение. На нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку. Нужна вода пресная. Что значит, пресная вода? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)
Воспитатель: А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
Воспитатель: А как вода поступает в реку? (Ответы детей).
Воспитатель: Это связано с круговоротом воды в природе.
(Ответы детей)
(Таблица «Круговорот воды в природе»).
Воспитатель: Ребята , давайте рассмотрим эту таблицу.
Дети: Когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
Динамическая пауза «Юные пловцы ».
К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль. (Круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)
И отправились домой.
II часть: практическая (опытно-экспериментальная):
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами превратимся в учёных и будем проводить опыты по исследованию воды и её свойств. Для этого нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите сюда, это лабораторные столы, они готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.
( СЛАЙД « СВОЙСТВА ВОДЫ»)
Воспитатель: Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Вода жидкая, прозрачная. Какой формы вода?
- На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы. А имеет ли форму вода? (Ответы детей). Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, а в ямках собираются. Итак, вода не имеет формы.
- Возьмем стакан с водой. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (Ответы детей)
Вывод: через воду рисунок виден. Значит, вода - прозрачная. Воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден.
Вывод: вода - прозрачная жидкость.
Опыт 2: Есть ли у воды вкус?
Дети пробуют на вкус воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вода – растворитель.
Вывод: своего вкуса у воды нет.
Опыт 3. Вода не имеет собственного запаха.
Воспитатель: Есть ли у чистой воды запах? (Ответы детей). Размешайте в воде травяной настой или мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (Ответы детей).
Вывод: растворяясь в воде, различные вещества меняют у воды запах.
Опыт 4. Вода растворяет и не растворяет вещества.
Воспитатель: Теперь попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. (Дети выполняют это задание). Воспитатель обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку.
Воспитатель: Что же мы видим? (Ответы детей). Мука не растворилась полностью, осадок опустился на дно стакана. И масло не растворяется, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Опыт 5. «Очистка воды».
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем новый опыт. Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. Что нужно сделать, чтобы она стала чистой? (Ответы детей)
Воспитатель: Это можно сделать только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает, как сделать фильтр, установить его в баночку).
Воспитатель: Давайте проверим, как работает наш фильтр. Я осторожно, понемногу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром. Аккуратно убираю фильтр. Посмотрите на воду. Какая она стала?
(Ответы детей)
Воспитатель: Куда же делось масло?
(Ответы детей)
Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. С фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
Опыт 6. «Лёд – твёрдая вода».
Воспитатель: Отгадайте загадку: «Водичка вода, а как камень тверда». Что это? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, вы уже знаете, что вода бывает жидкой. А сейчас определите, может ли она быть твёрдой. У вас на тарелочках кубики льда. Возьмите лёд в руки и скажите, какой он на ощупь? Что происходит со льдом в ладошках? Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, вот вы и определили, что лёд – это тоже вода в твердом виде.
Опыт 7. «Вода – пар»
Воспитатель: На столе стоит термос водой. Смотрите внимательно - я открываю крышку, что вы видите? (Ответы детей). Почему идет пар?
Воспитатель: Правильно, а сейчас я подношу к этому пару зеркальце, что на нём образовалось? (Ответы детей)
Вывод: Вода, нагреваясь, превращается в пар, а при охлаждении, пар превращается в капельки воды, что мы и увидели на зеркальце. Значит пар – это тоже вода.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо - плохо». Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода - это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода - это плохо. Почему?»
1 команда: «Вода это хорошо. Почему?».
Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
2 команда: «Вода - это плохо. Почему?»
Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.
Опыт 8. «Отражение предметов».
Воспитатель: Подойдите к столу, на нем стоит таз с водой. Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Ответы детей) Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Ответы детей)
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
Рефлексия.
Воспитатель: Скажите, чем мы сегодня занимались? Что нового узнали о воде и ее свойствах? Понравилась ли вам наша деятельность и что понравилось больше всего? (Ответы детей).
Воспитатель: Мне понравилось, как вы увлеченно работали. Молодцы! Спасибо вам за активную и заинтересованную работу.
(Слышится шум прибоя, шум дождя, звук ручейка. Аудиозапись «Разные природные звуковые эффекты (звуки)»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе.Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства вод...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
Конспект предлагается для закрепления знаний у детей о свойствах воды. Знакомство с круговоротом в природе....
Конспект непрерывно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. с использованием современных технологий Тема: «Спасение жителей леса».
Тема: «Спасение жителей леса»....
Конспект непрерывно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. с использованием современных технологий Тема: «Спасение жителей леса».
Тема: «Спасение жителей леса»....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, аппликация в младшей группе с использованием игровой технологии Тема: « Шапочка для куклы»
Конспект НОД по художественно эстетическому развитию на темуАппликация «Шапочка для куклы» Цель: Обучение детей работе с клеем, кисточкой, развитие творческих способностей, фант...
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Цветок здоровья».
Цель: Формировать представление детей о здоровом образе жизни человекаЗадачи: – учить сравнивать, анализировать, делать выводы; расширять представления детей о режиме дня,...