НОД "Животный мир нашего края"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Колпащикова Надежда Ивановна

Занятие в старшей группе детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Тема: «Животный мир нашего края»

Вид: интегрированное

Программное содержание:

  1. расширять представления детей о диких животных, птицах, о том где живут, как добывают пищу, зимуют;
  2. развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между временем года и жизнью диких  животных в лесу;
  3. воспитывать заботливое отношение к животным, умение приходить на выручку.

Виды деятельности:

  • познавательно-исследовательская;
  • коммуникативная;

Предварительная работа:

  • изучение методической и художественной литературы;
  • подготовка демонстрационного и раздаточного материала;
  • изготовление дидактических игр.

Методы:

  • словесные (пояснения, объяснения, вопросы, стихи);
  • наглядные (показ иллюстративных пособий);
  • практические (практические игровые действия).

Словарная работа:

  • активизация словаря: перелётные птицы (грач, ласточка, скворец, кукушка, дикая утка, журавль), зимующие птицы (воробей, ворона, сорока, голубь, синица, дятел), дикие животные (заяц, зайчиха, зайчонок, еж, белка, лиса, волк, медведь, барсук, лось);
  • обогащение словаря: линька, спячка, нора, логово, мышкует, травоядное.

Материал:

  • панорама зимнего леса, игрушки (зайчонок, зайчиха, белка), настольно-печатная  игра «Сложи картинку», картинки зимующих и перелетных птиц, диких животных, картинки- лабиринты.

 Индивидуальная работа: развивать речевую активность детей.


Ход занятия

 

Вводная часть

Ребята, давайте с вами поздороваемся. Приготовьте все ладошки. (здороваются). Я хочу с вами поиграть. Внесение игрушки зайчонка.

Ко мне соседские мальчишки принесли в корзинке зайчонка. Они нашли его в лесу. Как ему помочь?

- кто мама у зайчонка?

- куда мы сегодня отправимся? Почему?

На опушке много снега предлагаю идти высоко поднимая ноги, след в след. Вы догадались почему?

                                              Основная часть

Упражнение «Глубокий снег»

- Птиц не слышно. Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Лёгкий делает прыжок…

-  Почему не слышно птиц? (улетели в тёплые края)

- Как называют птиц, улетающих в тёплые края? (перелётные).

- Почему птицы улетают на юг? (нечего есть, холодно).  

- Как называют птиц, которые остаются на зиму? (зимующие)

- Чем они питаются? (семенами деревьев, кустов, летят поближе к жилью человека).

- Что мы можем сделать, чтобы помочь птицам перезимовать? (вешать кормушки).

-  Поделите птиц на зимующих и перелётных. Вам помогут картинки с временами года.

- Посмотрите внимательно все ли здесь зимующие? Назовите зайчонку кто здесь зимующие птицы. Кто перелётные?

- Пойдёмте дальше. Нашу тропинку завалило упавшим деревом. Надо подлезать.

    Упражнение «Подлезание»

-Что за дом? Как он называется?

  • Здравствуй белочка, не встречала ли ты зайчиху.
  • Знаю-знаю где искать зайчиху, только вот некогда мне. Я всю осень делала запасы, а сейчас снегом засыпало все мои кладовочки, я не могу найти к ним дорожки. Что делать?
  • Белочка, не переживай, наши ребята сообразительные, мы тебе поможем.

Дидактическое упражнение «Лабиринт»

(Нарисуйте  путь к кладовке белки).

- Кто нашел путь, принесите запасы белке.

  • - Спасибо за заботу. Мне работать пора, а вы идите к зайчихе по узкой лесной тропинке, но будьте осторожны, в лесу много разных животных. Какие это животные вы узнаете из моей подсказки.

   - А вот и белкины подсказки. Предлагаю вам открыть конверт и узнать, кто считает лес своим домом. Устраивайтесь, где вам удобно и сложите картинку.

  • У кого есть животные, которые меняют окраску? Назовите их.
  • Смена окраски шерсти называется линькой. Как называется смена окраски шерсти?
  • Какие из этих животных впадают в спячку? Назовите их. (Спячка – это малоподвижный, сонный образ жизни. Барсук – тоже спит зимой).
  • -  Как называется малоподвижный сонный образ жизни?
  • Кто из животных  не впадает в спячку? Назовите их.
  • Чем питаются эти животные? Кто знает, как называются животные, которые питаются другими животными? (Это хищники, волки охотятся стаями, лиса мышкует. У таких животных есть место для проведения зимы – нора, логово).
  • - Что ты знаешь о лисе?
  • А какому животному трудно зимовать без помощи человека? Как вы думаете, почему трудно лосю зимой? (Лось – травоядное животное. Люди заботятся об этих животных в заповедниках – устраивают кормушки с сеном).

- Сейчас мы знаем, кто считает лес своим домом.  А где же зайчиха?

- Тропинка ведёт через ручей. Давайте перепрыгнем и поищем зайчиху. - Посмотрите как они нежно прижались друг к другу.

- Спасибо за то, что вы нашли моего зайчонка и помогали  животным в лесу.

  • А нам пора возвращаться в детский сад. Вот и лесная опушка и наши следы.

Рефлексия

- кого встретили в лесу?

Как называется смена окраски шерсти?

- Как называется сонный, малоподвижный образ жизни?

- Кому сегодня помогли?

  • Вы добрые, заботливые и мне очень приятно было с вами гулять в зимнем лесу. Лесные жители тоже вас благодарят (угощает сладкими орешками).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация по ознакомлению дошкольников с природой родного края "Лекарственные растения нашего края" старшая группа

В данной презентации даны изображения лекарственных растений произрастающих в Крыму и описание к ним....

Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края: «Реки нашего города».

Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края:«Реки нашего города»....

БЕСЕДА "СОХРАНИМ НАШУ ПРИРОДУ ВО ВСЕЙ ЕЁ КРАСЕ В НАШЕМ КРАЕ"

Не надо мусорить в лесу,Природы портя всю красу,Должны мы срочно прекращатьЛеса в помойку превращать!В лесу играйте и гуляйте,Но мусор там не оставляйте-Когда лес чист, красив, опрятен,То отдых в нём ...